ТОП 10:

Провести экспериментальную проверку эмоционального отношения к окружающей действительности нормальных детей и детей с умственной отсталостью.



В исследовании принимала участие группа подростков в возрасте 14-16 лет, проживающие в городе Благовещенске. Это подростки обучающиеся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе №7. Для сравнения было проведено исследование и в общеобразовательной школе МОУ СОШ №6 г. Благовещенска с подростками 14 - 16 лет.

В данной работе использовались следующие методики:

. Проективная методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Цель - выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

. Проективная методика «Рисунок человека»

Разработан К. Маховер в 1946 г. на основе теста Ф. Гудинаф

Цель методики: Определение индивидуальных особенностей личности ребенка.

Обследуемому предлагают карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. Время рисования не ограничивается. И просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («а какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «любого», «рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «ты начни, а дальше легче будет…»

В ответ на просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т.д.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 46 пунктов.

. У человека нарисована голова.

. У него две ноги.

. Две руки.

. Туловище достаточно отделено от головы.

. Длина и ширина туловища пропорциональны.

. Плечи хорошо прорисованы.

. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.

. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.

. Шея ясно просматривается.

. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.

. У человека нарисованы глаза.

. У него нарисован нос.

. Нарисован рот.

. Нос и рот имеют нормальные размеры.

. Видны ноздри.

. Нарисованы волосы.

. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.

. Человек нарисован в одежде.

. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак / рубашка).

. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.

. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.

. На руках изображены пальцы.

. На каждой руке пять пальцев.

. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.

. Большой палец достаточно хорошо выделен.

. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.

. Прорисован локтевой сустав.

. Прорисован коленный сустав.

. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.

. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.

. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.

. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.

. Длина и ширина конечностей пропорциональны.

. На ногах можно различить пятки.

. Форма головы правильная.

. Форма тела в целом правильная.

. Очертания конечностей переданы точно.

. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.

. Уши хорошо различимы.

. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.

. На лице прорисованы ресницы и брови.

. Зрачки расположены правильно.

. Глаза пропорциональны размерам лица.

. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.

. Четко различимы лоб и подбородок.

. Подбородок отделен от нижней губы.

За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

лет - 10 очков

лет - 14 очков

лет - 18 очков

лет - 22 очка

лет - 26 очков

лет - 30 очков

лет - 34 очка

лет - 38 очков

лет - 42 очка

лет - свыше 42 очков

. Модифицированный восьмицветный тест Люшера

Психологический тест, изобретенный доктором Максом Люшером. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но что цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Тест состоит только из 8 карт, из которых испытуемый последовательно должен выбрать самый ему нравящийся, потом - наиболее приятный из оставшихся и т.д. Затем весь выбор повторяется снова.

Тест предназначен для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

В исследовании использовался непараметрический критерий Манна - Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками, по уровню, какого-либо признака количественно измеряемого. Он позволяет выявить различия между малыми выборками.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.006 с.)