ТОП 10:

Цель исследования - исследовать эмоциональную сферу подростков с умственной отсталостью.



Введение

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты - испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей с умственной отсталостью.

В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Актуальность данного исследования в том, что исследования эмоционального состояния ребенка с умственной отсталостью находятся до сих пор на недостаточно высоком уровне, а, следовательно, формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

Цель исследования - исследовать эмоциональную сферу подростков с умственной отсталостью.

Объект: эмоциональные состояния подростков.

Предмет: особенности эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью.

Гипотезой исследования является предположение о том, что при интерпретации результатов детей с умственной отсталостью будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.

В соответствии с целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:

Провести теоретический анализ психологической литературы

Изучить развитие эмоциональной сферы у нормальных детей и детей с умственной отсталостью.

Провести экспериментальную проверку эмоционального отношения к окружающей действительности нормальных детей и детей с умственной отсталостью.

Методы исследования:

1. Модифицированный восьмицветый тест Люшера;

. Проективная методика «Рисунок человека»;

. Проективная методика «Кактус»,

. Математическая обработка результатов критерий Манна - Уитни

Базой исследования является специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 города Благовещенска. Для сравнения взята и общеобразовательная школа МОУ СОШ №6 г. Благовещенска. В нем принимали участия подростки с умственной отсталостью в возрасте 14 - 16 лет, в количестве 10 человек. И подростки с нормальным интеллектом, в возрасте 14 - 16 лет, в количестве 10. Общая выборка исследования 20 человек.


Теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также «симпатические» эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Иерархичность психического недоразвития является вторым важнейшим признаком олигофрении. Она выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления. При легкой степени олигофрении можно даже говорить о нередко встречающейся относительной сохранности отдельных психических функций. Недоразвитие же высших форм мышления составляет кардинальный, обязательный признак олигофрении.

Аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимость разработки посильных для лиц с явлениями слабоумия трудовых рекомендаций. В своих трудах известный психолог Л.С. Выготский, подчеркивал, что при установлении трудового прогноза необходимо учитывать не только то, что пострадало, но и то, что сохранено. Это положение было подтверждено в работах некоторых психиатров: Т.А. Гейгер, Д.Е. Мелехова [6].

Следует подчеркнуть, что только на основе комплексных исследований возможна разработка адекватных клиническому состоянию и возрастным особенностям олигофренов дифференцированных социально-реадаптационных мероприятий.

В настоящее время собственно психологические вопросы развития познавательной деятельности, эмоциональной сферы активно изучаются рядом отечественных исследователей. Разрабатываются также методы экспериментально-психологического исследования детей с целью выявления умственной отсталости и её качественных особенностей. Особенно важное значение на современном этапе приобретает концепция психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С. Выготский - один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка как единый процесс, где последующий этап развития зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от реагирования ранее, Л.С. Выготский указывает на необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Л.С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно отсталого ребёнка из основной причины его отсталости - факта поражения его головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной причине.

Важнейший вывод, к которому приходит Л.С. Выготский, что умственно отсталый ребёнок «принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций». И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества [6].

Заключение

 

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются также раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. А так же, часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них свойственны резкие перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у детей первой группы преобладает процесс возбуждения, у детей второй - процесс торможения. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.

К категории умственно отсталых, помимо олигофренов, относятся дети с астеническими состояниями, психопатоподобным поведением, грубым недоразвитием личности. У них могут проявляться болезненные проявления чувств, состояния раздражительной слабости, склонность к аффектам, резкие вспышки раздражения. Предвесниками приближающегося обострения заболевания, на которые необходимо обратить внимание, могут быть эпизодические расстройства настроения (дисфория), немотивированное повышенное настроение (эйфория), угнетенное состояние (апатия).

Несмотря на многочисленные исследования, психологическое содержание интерпретации эмоционального восприятия окружающих умственно отсталыми детьми требует дальнейшего более глубокого изучения. Это поможет организовать коррекционно-воспитательную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональном восприятии окружающих, в развитии личностной сферы умственно отсталого ребенка, и в решении актуального вопроса социально-трудовой адаптации к жизни в обществе.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность - в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

 


Список литературы

 

1. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей/ Р. Байярд, Дж. Байярд - М.: Академический Проект, 2005. - 208 с.

2. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого ребенка/ И.М. Бгажнокова - М.: Просвящение, 1987. - 93с

3. Белкин, А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы/ А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1977 г. - 254 с.

.   Блажиевская, В.К., Гершман, Р.Н. К вопросу о причинах правонарушений несовершеннолетних /сборник статей / В.К. Блажиевская Р.Н., Гершман - С. 51-53    

.   Венар, Ч. Кериг, П. Психопатология детского и подросткового возраста/ Ч. Венар, П. Кериг - СПб.: прйм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 384 с.

.   Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5/ Л.С. Выготский - М., 1983.

. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ Л.Я. Гозман - М. МГУ, 1987-174 с.

. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности/ О.П. Елисеев - СПб., 2000.

. Зейгарник, Б.В. Братусь, Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь - М., 1980.

10. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям/ Л.Ю. Иванова - М.: 1993.

11. Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард - СПб., 1999.

12. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков/ Д.Н. Исаев Руководство. - СПб.: речь, 2003. - 391 с., илл.

. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей/ В.В. Ковалев - М., 1979.

. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация/ И.А. Коробейников - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

. Карлсон, Р. Минека, С. Аномальная психология/ Р. Карлсон., С. Минека - 11-издание - Спб.: Питер, 2004. - 1167 с.

16. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методическое пособие (Серия «Психодиагностика: психологу, врачу, педагогу». Вып. 2). / С.А. Кулаков - Под общ. редакцией д.м.н. Л.И. Вассермана. - М.: Фолиум, 1998. - 70 с.

. Лаут, Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков/ Г.В. Лаут - М.: «Академия», 2005. - 224 с.

18. Лебединский, В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте/ В.В. лебединский - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1991

19. Леонгард, К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард - Киев, 1981.

. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков/ А.Е. Личко - Л., 1983.

. Лук, А.Н. Эмоции и личность/ А.Н. Лук - М.: Знание, 1982. - 176 с.

. Певзнер, М.С. Клиника психопатий в детском возрасте/ М.С. Певзнер - М.: Учпедгиз, 1941.

. Першанина, Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков - журнал «Советская педагогика», 1984, №5, стр. 141

. Ретуш, Л.А. Психология современного подростка. /Л.А. Ретуш - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии/ Л.С. Рубинштейн - Издательство «Питер», 2000. - 608 с.

. Селецкий, А.И., Тарарухин, С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением/ А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин - Киев, 1981.

. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л.М. Семенюк - М.: 1996

28. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки данных в психологии/ Е.В. Сидоренко - Социально-психол. центр. - 1996.

. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника/ В.Г. Степанов - М.: 1998 г.

30. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: «Академия», 2004. - 160 с.

Введение

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты - испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей с умственной отсталостью.

В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Актуальность данного исследования в том, что исследования эмоционального состояния ребенка с умственной отсталостью находятся до сих пор на недостаточно высоком уровне, а, следовательно, формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

Цель исследования - исследовать эмоциональную сферу подростков с умственной отсталостью.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.008 с.)