ТОП 10:

Анализ и интерпретация результатов



 

. Обработка и анализ результатов по проективной методике «Кактус»

Согласно составленному графику и их подробным данным, а также по результатам проведения методики, описание которой было дано выше в соответствующем разделе, были получены данные о состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

В результате проведенной методики на группе подростков в количестве 10 человек, обучающихся в коррекционной школе, можно сделать вывод о том, что у подростков преобладает высокая степень агрессивности это можно увидеть из-за наличия сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга иголок. Отрывочность линий и сильный нажим говорит о высокой импульсивности детей. У 9 человек из 10 преобладает эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность и открытость. 3 подростка неуверенны в себе и зависимы от окружающих. Расположение зигзагов по контуру и внутри кактуса говорит о том, что дети скрыты и осторожны своих поступках, это качество выявлено у 6 человек из 10. В 6 рисунках преобладают яркие цвета, это говорит об оптимистичности подростка, но у 4 человек присутствует тревога (таблица 1). На всех 10 рисунках изображен один кактус это говорит об интровертированности детей. Подростки стремятся к домашней защите и к чувству семейной общности, так как они нарисовали кактусы в цветочных горшках.

Так же исследование проводилось у детей с сохранным интеллектом, из этого можно увидеть, что у 3 человек из 10 высокий уровень агрессивности, у остальных агрессивность в норме. Отрывочность линий и сильный нажим говорит об импульсивности это выявлено у всех 10 подростков прошедших исследование. Эгоцентризм и стремление к лидерству преобладает у 8 человек, 2 подростка неуверенны в себе и зависимы от окружающих. Демонстративны и открыты 4 человека, так как в их рисунке было большое количество отростков и вычурность форм. Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса говорит о скрытости и осторожности обследуемых, это выявлено у 6 человек. Оптимистичны 8 подростков, тревога присутствует у 2 человек (таблица 2). Большинство детей интровертированны, так как на рисунке изображен один кактус. Подростки ищут стремление к домашней защите, чувству семейной общности. Двое подростков имеют чувства одиночества, у них отсутствует стремление к домашней защите.

Таким образом, на основании полученных данных при сравнении детей обучающихся в коррекционной школе и детей с нормальным интеллектом можно сказать о том, что у умственно отсталых подростков с девиантным поведением высокий уровень агрессивности, импульсивны, эгоцентричны и стремятся к домашней защите и чувству общности. У детей с нормальным интеллектом в большинстве случаев агрессивность находится в норме, но в тоже время эгоцентричны, стремятся к лидерству, оптимистичны и интровертированны. Сравнительную характеристику можно увидеть из графика №3.

. Обработка и анализ результатов по проективной методике «Рисунок человека»

Согласно данным полученным в результате проведения методики, описание которой было дано выше в соответствующем разделе, были получены данные об индивидуальных особенностях личности подростков.

На основе полученных данных проведенных у подростков обучающихся в коррекционной школе можно сделать вывод о том, что у подростков прослеживается выраженная агрессия, это можно увидеть из изображения лица нарисованного человека, внутренне напряжены 6 человек, у 4 человек выраженный признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера. Поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром. Подростки эгоцентричны. Чувствуют себя лишенными поддержки и защиты.

У подростков идет существенное отставание от возрастной нормы, что является следствием нарушенного интеллектуального развития, таблица 3).

Для сравнения так же было проведено исследование у подростков обучающихся в общеобразовательной школе. Из проведенного обследования у подростков с нормальным интеллектом можно сказать, что у них средний уровень агрессивности, что характерно для нормально развивающегося подростка. Стремятся подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Внимательны к себе, в здоровом самоуважении, социально адаптированы, успешны, обладают личной энергетикой человека. Нерешительны, боятся ответственности, высокомерны. Присутствует чувство страха и тревоги. Любознательны, зависимы, несамостоятельны, испытывают сексуальные проблемы. Общительны, активно взаимодействуют с внешним миром. Отсутствие веры в свои силы. Устойчивы, уверены в себе. Завышенная самооценка. Недостаточная зрелость, инфантильность (таблица 4).

Сравнительную характеристику индивидуальных особенностей личности подростков можно увидеть из графика №4.

. Обработка и анализ результатов по модифицированному восмицветному тесту Люшера.

Согласно данным полученным в результате проведения методики, описание которой было дано выше в соответствующем разделе, были получены данные об эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

На основе полученных данных проведенных у детей, обучающихся в коррекционной школе можно сделать вывод, что у подростков в силу неприемлемых обстоятельств, вызывающих протест и негативизм, резко усилены такие свойства личности, как потребность в общении, эмоциональной вовлеченности, в переменах, поиски признания. Недоверчивость, переживание чувства обиды, Затруднения в межличностных контактах узкого круга, физиологические потребности в зоне комфорта Чувство страха, нервное истощение, беспокойная раздражительность.

Склонность к вспыльчивости в конфликтных ситуациях. Протест в отношении запретов и нежелательных ограничений. Потребность распоряжаться своей судьбой, упорство, противодействие обстоятельствам, которое носит защитный характер. Эмоциональная неустойчивость. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Эмоциональная напряженность, причины которой практически не осознаются. Повышенный самоконтроль помогает скрыть свою ранимость. Сниженный фон настроения, стремление к расслаблению и отдыху. Трудности общения. Чувство непонятости и одиночества. Упорное отстаивание своего мнения, неуступчивость, категоричность в отстаивании собственной независимости, уверенность в своей правоте. Стресс, связанный с подавлением физиологических потребностей. Трудности социальной адаптации в силу повышенной чувствительности и выраженного индивидуализма. Состояние выраженной социально-психологической дезадаптации. Неприятие ситуации, протест, непримиримость. Перенапряжение физическое и душевное. Беспокойная напряженность. Потребность в освобождении от гнетущих обстоятельств, несправедливости. Наряду со сниженным фоном настроения и активности - эмоции гнева.

Для сравнения данная методика была проведена и у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе. Из проведенного исследования можно сказать, что дети в этом возрасте имеющие сохранный интеллект имеют трудности общения. Эмоциональное и физическое перенапряжение, Потребность в покое и помощи. Несмотря на трудности и препятствия, гибкость позиции способствует целенаправленности действий, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, нетривиальный подход к решению проблем, оригинальность, некоторая склонность к рисовке, стремление привлечь внимание к себе и вовлечь в сферу своего обаяния тех, чье мнение значимо. Потребность в преодолении ограничений, в том числе дистанции, отделяющей от окружающих; стремление к самостоятельности в принятии решений. Недостаток эмоционального тепла со стороны окружающих. Состояние стресса в связи со сложившейся ситуацией. Оптимистичность, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности. Потребность в избавлении от ограничений и обретении свободы принятия решений. Сочетание усталости и пассивности с выраженным чувством внутреннего протеста против сложившихся обстоятельств (судьбы), неприятие ситуации, задевающей самолюбие и блокирующей насущные потребности личности. Пессимистическая оценка ситуации. Сопротивление внешним обстоятельствам, давлению средовых воздействий. Стремление отстоять собственную позицию ограничением контактов, пассивным противодействием. Раздражительность, мнительность в отношении высказываний окружающих на свой счет, упрямство в сочетании с обидчивостью. Проблема уязвленного самолюбия и нарушенного равновесия в отношениях с окружающими. Сдержанность в проявлении чувств, недоверчивость; ирреальность притязаний маскируется замкнутостью Неустойчивость. Осознанный контроль над спонтанными реакциями создает известную напряженность.

Полученные данные подверглись математичеко - статической обработке по непараметрическому критерию Манна - Уитни.

Анализ полученных результатов, проведенный на основании статистической обработки, дает возможность делать вывод об очевидном рассогласовании структуры эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью. Так, во-первых, анализ результатов показателей агрессивности позволяет сделать вывод о том, что данные показатели детей с умственной отсталостью значимо выше, чем у детей с нормой в умственном развитии. Высокий уровень агрессии свидетельствует о готовности к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого себя. При обработке выявилось преобладание агрессивности у детей с умственной отсталостью, т.к. контроль за аффективной сферой у данной категории детей снижен.

Во-вторых, полученные результаты свидетельствуют о том, что если у детей с нормальным развитием выявлен высокий уровень индивидуальных особенностей личности, чем у подростков с умственной отсталостью.

Таким образом, если рассматривать результаты, представленные в данной работе как части системного анализа особенностей эмоциональной сферы подростков с нарушением умственного развития, то с очевидностью можно принять положение о том, что недостаточность развития когнитивной сферы определяет рассогласование эмоциональной сферы ребенка.

 


Заключение

 

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются также раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. А так же, часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них свойственны резкие перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у детей первой группы преобладает процесс возбуждения, у детей второй - процесс торможения. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.

К категории умственно отсталых, помимо олигофренов, относятся дети с астеническими состояниями, психопатоподобным поведением, грубым недоразвитием личности. У них могут проявляться болезненные проявления чувств, состояния раздражительной слабости, склонность к аффектам, резкие вспышки раздражения. Предвесниками приближающегося обострения заболевания, на которые необходимо обратить внимание, могут быть эпизодические расстройства настроения (дисфория), немотивированное повышенное настроение (эйфория), угнетенное состояние (апатия).

Несмотря на многочисленные исследования, психологическое содержание интерпретации эмоционального восприятия окружающих умственно отсталыми детьми требует дальнейшего более глубокого изучения. Это поможет организовать коррекционно-воспитательную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональном восприятии окружающих, в развитии личностной сферы умственно отсталого ребенка, и в решении актуального вопроса социально-трудовой адаптации к жизни в обществе.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность - в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

 


Список литературы

 

1. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей/ Р. Байярд, Дж. Байярд - М.: Академический Проект, 2005. - 208 с.

2. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого ребенка/ И.М. Бгажнокова - М.: Просвящение, 1987. - 93с

3. Белкин, А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы/ А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1977 г. - 254 с.

.   Блажиевская, В.К., Гершман, Р.Н. К вопросу о причинах правонарушений несовершеннолетних /сборник статей / В.К. Блажиевская Р.Н., Гершман - С. 51-53    

.   Венар, Ч. Кериг, П. Психопатология детского и подросткового возраста/ Ч. Венар, П. Кериг - СПб.: прйм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 384 с.

.   Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5/ Л.С. Выготский - М., 1983.

. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ Л.Я. Гозман - М. МГУ, 1987-174 с.

. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности/ О.П. Елисеев - СПб., 2000.

. Зейгарник, Б.В. Братусь, Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь - М., 1980.

10. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям/ Л.Ю. Иванова - М.: 1993.

11. Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард - СПб., 1999.

12. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков/ Д.Н. Исаев Руководство. - СПб.: речь, 2003. - 391 с., илл.

. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей/ В.В. Ковалев - М., 1979.

. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация/ И.А. Коробейников - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

. Карлсон, Р. Минека, С. Аномальная психология/ Р. Карлсон., С. Минека - 11-издание - Спб.: Питер, 2004. - 1167 с.

16. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методическое пособие (Серия «Психодиагностика: психологу, врачу, педагогу». Вып. 2). / С.А. Кулаков - Под общ. редакцией д.м.н. Л.И. Вассермана. - М.: Фолиум, 1998. - 70 с.

. Лаут, Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков/ Г.В. Лаут - М.: «Академия», 2005. - 224 с.

18. Лебединский, В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте/ В.В. лебединский - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1991

19. Леонгард, К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард - Киев, 1981.

. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков/ А.Е. Личко - Л., 1983.

. Лук, А.Н. Эмоции и личность/ А.Н. Лук - М.: Знание, 1982. - 176 с.

. Певзнер, М.С. Клиника психопатий в детском возрасте/ М.С. Певзнер - М.: Учпедгиз, 1941.

. Першанина, Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков - журнал «Советская педагогика», 1984, №5, стр. 141

. Ретуш, Л.А. Психология современного подростка. /Л.А. Ретуш - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии/ Л.С. Рубинштейн - Издательство «Питер», 2000. - 608 с.

. Селецкий, А.И., Тарарухин, С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением/ А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин - Киев, 1981.

. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л.М. Семенюк - М.: 1996

28. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки данных в психологии/ Е.В. Сидоренко - Социально-психол. центр. - 1996.

. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника/ В.Г. Степанов - М.: 1998 г.

30. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: «Академия», 2004. - 160 с.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.008 с.)