Глава 1. Теоретические основы лизинговых операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы лизинговых операций



Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы лизинговых операций

История лизинговых операций

1.2 Понятие и классификация лизинговых операций

    Определение правового статуса лица ведущего коммерческую деятельность как субъекта лизинговых отношений

Глава 2. Анализ лизинговых операций ОАО «Сигма»

Характеристика объекта исследования

Анализ финансового состояния ОАО «Сигма»

Глава 3. Эффективность лизинговых операций в ОАО «Сигма»

Анализ доходности и рентабельности лизинговых операций

Расчет наиболее эффективного вида лизинговых операций в ОАО «Сигма»

Заключение

Библиография


Введение

Переход к рыночной системе хозяйственных отношений свалил на наших, неосведомленных относительно множества форм предпринимательства людей массу новых терминов, понятий, подходов к ведению дел, давно уже канонизированных в практике западного бизнеса. В результате этого - нередкое непонимание, бессмысленное переиначивание или, наоборот, дублирование чужого опыта. Отсутствие реальных знаний в результате ведет к дискредитации идеи, что способна быть плодотворным и на отечественной почве за вдумчивого, взвешенного подхода.

Сказанное вполне можно отнести к такому понятию как "лизинг", интерес к которому впервые проявился на внутреннем рынке только во времена захвата арендным движением. В 90-х годах на свет появились десятки фирм, которые написали в своем названии слово "лизинговая", однако не имели никакого отношения к лизинговой практики. С другой стороны, зарубежные лизинговые компании предприняли ряд попыток проникновения на внутренний рынок стран СНГ и далеко не все эти попытки оказались удачными.

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов и является лизинг.

До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном касался розничных компаний, которые часто арендовали свои помещения. На протяжении последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги на покупку компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.

Актуальность развития лизинга в РФ, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего состоянием парка оборудования: значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может стать лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях растущей конкуренции, сокращение рынка сбыта через невысокие цены продукции и неплатежеспособность, сложность поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

В наше время большинство предприятий испытывают недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных фондов выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация, по мнению многих экспертов, способствует развитию лизинга. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая сделка выгодна всем участникам: одна сторона получает кредит, который выплачивается поэтапно, и нужное оборудование, другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, который финансирует лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

Лизинг является одной из наиболее интересных форм инвестирования, что способны значительно ускорить процесс обновления производства и способствовать вхождению экономик стран Содружества к структуры мирового рынка. Лизинг может дать мощный толчок процессам приватизации, конверсии, обновление технологического парка существующих предприятий и создание новых производств, оптимизировать использование имеющегося машинного парка и на выгодных условиях получить самое современное отечественное и зарубежное оборудование.

Успех лизингового бизнеса в любой отрасли во многом зависит от правильного понимания его содержания и специфических особенностей, их адекватного отражения в методических рекомендациях и практических решениях. Еще Декарт подчеркивал, что четкое определение слов сможет избавить человечество от половины его заблуждений.

Поэтому прежде всего нужно выяснить, в чем же сущность лизинга, его природа и потенциал, принципы и организационные формы. Только полное познание экономического механизма и преимуществ, заложенных в лизинговой системе, позволит широко использовать его в практической предпринимательской деятельности.


История лизинговых операций

Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Как свидетельствуют документы, аренда (лизинг) была известна человеку еще с древних времен.

Они - лизинговые соглашения успешно применялись практически на всех этапах развития человеческого общества при различных способах производства, хотя изначально представления о богатстве, достатке и успехах люди связывали исключительно только с понятием «собственность», которая и до сих пор составляет основу социальной и экономической структуры общественного устройства. Возможность же владеть вещами без права собственности на них и извлекать блага из владения, составляющая основу лизинговых отношений, является одним из величайших достижений человеческого разума еще на ранних этапах своего исторического развития.

Арендные (лизинговые) соглашения заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н.э. Так, глиняные таблички, найденные в шумерском городе Ур, содержат сведения про аренду сельскохозяйственного орудия, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, которые заключали договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной политики Шумером, и не исключено, что аренда существовала и в более давние времена, хотя пока до нас не дошло никакой информации об этом.

Самое первое упоминание о лизинге встречается в «Законах Хаммурапи» около 1800 г. до н.э.

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775-1750 гг. до н.э. Группа статей, которые касались собственности - крупнейшая в сборнике. Статьи основательно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Есть свидетельство о существовании в 1800 году до н. э. в окрестностях Вавилона семейного предприятия «Мурашу», специализировавшегося на заключении арендных сделок, которые были увязаны с персидской системой оплаты труда. Персидские монархи награждали воинов за службу землей. Но, если воин не желал ее обрабатывать, он сдавал землю в аренду «Мурашу», которое, в свою очередь, сдавало ее в аренду крестьянам и сразу же выплачивало воину арендные платежи.

В Древней Греции в 370 году до н. э. впервые было подписано соглашение, предусматривавшее так называемую банковскую аренду. Уникальным здесь было то, что в аренду сдавались имя и репутация банка (goodwill), вклады, помещение, служащие (в основном рабы) и в некоторых случаях часть заложенного банку имущества.

Греки первыми освоили также аренду шахт. Все шахты в Древней Греции принадлежали государству и сдавались в аренду через агентство, уполномоченное заключать такого рода сделки с государственной собственностью. Шахты различных размеров и степени эксплуатации сдавались на срок от 3 до 7 лет. Арендные выплаты могли составлять:

заранее оговоренную сумму за весь период аренды;

заранее оговоренные годовые выплаты;

сочетание обеих форм оплаты;

выплаты на основании количества добытой руды.

Если арендатор не мог внести арендные платежи, в наказание он должен был вернуть 100% своей задолженности государству, и государство лишало его прав состояния. Аренда шахт приносила афинскому государству такой огромный доход, что оно имело возможность выдавать своим гражданам ежегодное вознаграждение, на которое можно было прожить два месяца. Позднее доходы от аренды шахт были использованы для строительства военных кораблей и укрепления флота, что помогло афинянам одержать победу над Персией в 448 году.

Римская империя также не осталась в стороне. Связанные с лизингом действия получили свое отражение в «Институциях Юстиниана».

Раскрытие сущности лизинговой сделки берет свое начало еще с далеких времен Аристотеля (384/383- 322 гг. до н.э.).

Как и все великое, идея разделения функций собственности между различными субъектами очень проста: оставаясь собственником имущества, оказывается, его можно передавать в использование другим лицам не только без ущерба для владельца, а даже с большой выгодой и для него, и для пользователя. Такой экономико-правовой механизм сейчас считается само собой разумеющейся нормой для многих, а тогда, в глубокой древности как великое открытие было обнаружено, что для получения дохода или решения своих жизненных задач не обязательно покупать и иметь необходимое имущество, землю и другие средства в собственности, а достаточно иметь право их использовать и извлекать желаемые блага. В этой связи, обобщая многовековую историю, Аристотель в 350 г. до н.э. уже обоснованно утверждал, в «Риторике»: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности любое имущество, нужно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным, а порой и единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и скота.

Древние финикийцы, которые считались отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень похожа на классическую форму современного лизинга оборудования. Большое количество договоров краткосрочной аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти соглашения соответствуют операциям так называемого «мокрого» лизинга. Долгосрочные чартерные соглашения подписывались на срок, который покрывал весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принять на себя большую часть обязательств, которые вытекали из монопольного использования арендованных средств.

Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных видов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже и военная техника.

Первое упоминание о такого рода лизингового соглашения относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

В период средневековья лизинговая деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, которые порождали уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована сделка, согласно которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспех для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за него арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила начальную стоимость амуниции.

В Англии лизинг распространяется с 1284 г. В течение многих веков элементы лизинговых отношений успешно применялись в Великобритании, где для их реализации были приняты первые законодательные акты. Операции, схожие с современным лизингом, регулировались Уставом Уэльса 1284 г., в соответствии с которым лизгольдеры арендовали земли у лендлордов на очень тяжелых условиях - размер арендной платы и срок определяли землевладельцы, который в дополнение к традиционной аренде земли разрешал аренду недвижимости. В соответствии с этим законом аренда нередко использовалась для целей не совсем честных и благородных, например для введения в заблуждение кредиторов относительно истинного положения вещей: кто собственник, кто владелец.

Позднее предметами аренды в Англии стали не только земли и здания, но также движимое имущество и товары.

Однако особого развития лизинг приобрел во время промышленных революций. Объектом лизинга в XIX веке были железнодорожные вагоны, для перевозки угля. Именно отсюда и пошло право арендатора приобретать имущество по окончании срока аренды.

Рост в начале XIX в. промышленного производства и особенно железнодорожного транспорта и добычи каменного угля сопровождался одновременным развитием лизинговых сделок.

Для перевозки увеличивающейся выработки угля собственники шахт постепенно вместо прямой покупки железнодорожных вагонов стали брать их на время - в аренду на 5-8 лет, а затем возвращали продавцу. Для стимулирования бережного отношения к вагонам в договора аренды включали право пользователя на их выкуп (опцион) после окончания срока лизинга. В это же время начали появляться фирмы, которые наряду со своим основным видом бизнеса стали вкладывать капитал в покупку железнодорожных вагонов для сдачи их в аренду (лизинг) транспортным компаниям.

Новый исторический этап ускоренного развития лизинговых операций в хозяйственной деятельности многих стран связан с созданием специализированных компаний, для которых лизинг был основной целью и предметом деятельности. Первая в мире лизинговая компания - «Бирмингем Вагон компани» - была зарегистрирована 20 марта 1855 г. в Великобритании. Она специализировалась сначала на сдаче в лизинг железнодорожных вагонов для перевозки угля и других минеральных ресурсов, а затем - машин и оборудования.

В США первый договор аренды был зарегистрирован в начале XVIII в. по передаче в пользование лошадей, фургонов и колясок. В дальнейшем арендная деятельность была связана, как и в Англии, с развитием железных дорог, когда транспортные компании стремились взять вагоны и локомотивы в пользование, а не в собственность. По закону 1892 г. даже военный министр США имел право передавать в аренду на срок не более 5 лет имущество, принадлежащее армии, другим странам, если в нем не нуждалось государство и если это в его интересах.

Термин «лизинг» в современном распространенном понимании впервые был использован в деловом хозяйственном обороте в 1877 г., когда американская телефонная компания «Белл» стала не продавать свои телефонные аппараты, а предоставлять их во временное пользование за арендную плату, что позволило не только расширить сбыт выпускаемой новой техники, но и защитить свои права на интеллектуальную собственность в усиливающейся конкурентной борьбе.

В 1940 г., когда в мире был накоплен большой опыт лизинговых операций, президенту США Ф. Рузвельту пришлось долго доказывать американскому народу и Сенату, что целесообразно (выгоднее) не продавать эсминцы, танки и другое военное снаряжение странам - союзникам по Второй мировой войне (в первую очередь Англии), а передать его им на условиях аренды (лизинга). Чтобы убедить американцев в необходимости ленд-лиза, в своем обращении он говорил тогда: «Представьте себе, что загорелся дом моего соседа, а у меня на расстоянии 400-500 футов от него есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я смогу помочь ему потушить пожар. Что же я делаю? Я говорю ему перед этой операцией: «Сосед, это шланг стоил мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него 15 долларов». Нет! Какая же сделка совершается? Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он возвратил мой шланг после того, как закончится пожар». И только 11 марта 1941 г. был принят закон о ленд-лизе, который урегулировал межгосударственные лизинговые отношения на основе следующих принципов.

Поставленные машины, оружие, военная техника и другие материалы, уничтоженные, утраченные и использованные во время военных действий, не подлежат оплате.

Первая современная лизинговая компания была создана в Америке в 1952 году. В 1960-е годы лизинг получил распространение в Европе и в Японии. Сегодня в развитых странах посредствам механизма лизинга осуществляется от 20 до 30 процентов инвестиции в основные средства. Как правило, услугами лизинговых компаний пользуются предприятия малого и среднего бизнеса. В последнее время существенный рост лизинговых операций наблюдается в странах с экономикой переходного периода. За последние 18 лет объем лизинговых операций вырос в десять раз. В 1997 году объем лизинговых сделок составил 405,8 млрд. долл. США - 1/8 инвестиций во всем мире.

Современный лизинг берет свое начало в практике североамериканских промышленных корпораций и банков начала XX века. Уже в конце XX века в США арендные операции в промышленности, на транспорте и в области связи были поставлены на регулярную деловую основу, хотя система лизингового кредитования покупок сначала применялась только для незначительных по объему и характеру контрактов. После компании «БТК», которая первой осуществила лизинговые операции и за короткое время сумела создать крупнейшую в мире телефонную сеть и проложить кабельные линии на дне океана, лизинг взяли на вооружение как важный элемент рыночной политики другие фирмы, что позволило им выжить в затяжных экономических кризисах.

Особенно способствовало росту лизингового бизнеса принятие правительством США ряда законодательных актов, которые повысили заинтересованность американских бизнесменов в этом виде операций.

Наибольшее распространение в США получили нормативный и посреднический финансовый лизинг. Лизинговым бизнесом, как правило, занимаются сбытовые службы производителей ценной техники. При этом лизингодатели сохраняют за собой права собственности на объект лизинга до его покупки и обязуются предоставлять арендатору дополнительные услуги по ремонту, страхованию оборудования и т.п. Так, в случае лизинга компьютеров корпорация «IBM» берет на себя расходы по обслуживанию машин в размере от 5 до 10% их цены. Кроме того, в лизинговом договоре часто предусматривается возможность возвращения компьютера раньше срока или замена его на другие типы машины (более современные).

Посреднический лизинг, который осуществляется с помощью банков и финансовых органов, начал развиваться в США сравнительно поздно, но довольно успешно. 70-80е годы для лизинга в США прошли под знаком роста объемов посреднической деятельности вообще.

Специфика американского лизингового бизнеса заключается еще и в том, что вид арендуемого имущества зачастую определяет форму лизинга. Транспортные средства и промышленное оборудование выступают, как правило, предметами финансового лизинга; сельскохозяйственное оборудование арендуется на принципах хайринг; строительная техника, приборы для научных и методических целей находятся в сфере оперативного лизинга.

До второй мировой войны аренда средств производства не была распространена в Европе. Политическая и экономическая нестабильность не стимулировали сдавать в аренду промышленные средства производства. Американский лизинговый опыт (во время и сразу после окончания войны) показал Западной Европе перспективность крупных арендных соглашений, но к началу 60-х годов развитие лизинга тормозилось отсутствием свободных средств в экономике европейских стран. Поэтому неудивительно, что первые большие внутренние лизинговые контракты начали заключать фирмы таких государств, как Швейцария, Швеция и Австрия.

Лизинговые договоры в Западной Европе намного раньше стали носить международный характер благодаря организации Европейского Экономического Содружества (ЕЭС), хотя очень долго заключались лишь на отдельные виды машин, оборудования, а не на комплексные производства. Эта практика сохранилась и сейчас.

В конце 60-х годов в странах ЕЭС начали появляться компании, которые заключали контракты по финансовому лизингу. Таким видом деятельности в основном занимались специализированные филиалы крупных банков или связанных с ними финансовых посреднических учреждений. В 70-е годы создаются и национальные лизинговые ассоциации Италии, Австрии, ФРГ, Великобритании, Франции. Именно последние три страны являются лидерами европейского лизингового движения.

В России современный лизинг появился в советское время. Использовался для приобретения судов и самолетов. Сделки были очень немногочисленными, велись несколькими организациями, работающими в сфере международных экономических отношений (В/О «Совфрахт» Минморфлота СССР, В/О «Севтрансавто»).

В начале 1990-х годов начали появляться первые лизинговые компании, учредителями большинства которых были коммерческие банки. Оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, Правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора.

На рынке появились компании, учрежденные финансово-промышленными группами (ФПГ). Главным направлением их деятельности стала модернизация производственных мощностей предприятий, входящих в данную группу ФПГ. Начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, имеющих доступ к финансированию из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки. В 1994 году группа, состоящая из 15 лизинговых компаний, учредила российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»).

Дополнительный импульс к развитию лизинга в России дали решения правительства, разрешившие включить лизинговые платежи в состав затрат, а также применить механизм ускоренной амортизации при договоре лизинга.

С начала 2001 года Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации выдало 955 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности в Российской Федерации, а общее количество компаний, получивших лицензию с 1996 года, достигло 2500. Более 130 из них являются нерезидентами Российской Федерации и представляют более 20 стран мира. Большинство компаний - из стран Западной Европы и США. На российском лизинговом рынке работают также лизинговые компании из стран Восточной Европы и ближнего зарубежья, в том числе из стран СНГ (Украина, Беларусь). Большинство действующих лизинговых компаний успешно работает на отечественном рынке лизинга на протяжении трех и более лет, то есть они имеют опыт не только заключения, но и успешного завершения большого количества как внутренних, так и международных лизинговых договоров.

В 2001 году усилия правительства Российской Федерации были направлены на снятие бюрократических барьеров и создание благоприятного налогового режима на пути развития лизинговой деятельности. Были приняты Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменяющий лицензирование финансовой аренды (лизинга), и отдельные главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Многие положения, приведенные в этих главах, в значительной степени облегчили налоговое бремя всех субъектов лизинговых правоотношений.

В первую очередь можно отметить предоставление права выбора начисления амортизации линейным или нелинейным способом с применением коэффициента ускорения до 3 к основной норме амортизационных отчислений, снижение ставки налога на прибыль до 24 %. Кроме того, Минэкономразвития России внесло в правительство Российской Федерации предложения по классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которые предусматривали упрощение действующей системы норм амортизации на основе сформированных укрупненных видов основных средств и сокращения периода списания амортизируемого имущества за счет увеличения норм амортизации в среднем на 25 %.

Виды деятельности:

Код Тип кода Название деятельности
- ФМ Отрасли Черная и цветная металлургия
74.83 ОКВЭД Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу
74.50 ОКВЭД Найм рабочей силы и подбор персонала
74.15 ОКВЭД Деятельность по управлению финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями
74.14 ОКВЭД Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
74.12 ОКВЭД Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита
65.23 ОКВЭД Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки
51.70 ОКВЭД Прочая оптовая торговля
51.12 ОКВЭД Деятельность агентов по оптовой торговле топливом, рудами, металлами и химическим веществами
45.11.3 ОКВЭД Подготовка участка для горных работ
13.20 ОКВЭД Добыча руд цветных металлов, кроме урановой и ториевой руд
95120 ОКОНХ Научные учреждения отраслевого профиля
85150 ОКОНХ Специальные и вспомогательные работы геологического содержания
85140 ОКОНХ Поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых и подземных вод
13320 ОКОНХ Производство продуктов основного органического синтеза
96190 ОКОНХ Финансовые корпорации, финансовые фонды, инвестиционные фирмы (включая инновационные)
95300 ОКОНХ Конструкторские и проектные организации самостоятельные
84500 ОКОНХ Маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления
84300 ОКОНХ Реклама, представительские услуги
84100 ОКОНХ Посреднические услуги при купле-продаже товаров, ценных бумаг, валюты и сдача в наем(в аренду, в прокат
83000 ОКОНХ Операции с недвижимым имуществом
72200 ОКОНХ Внешняя торговля негосударственных предприятий
71100 ОКОНХ Оптовая торговля

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:

. В РФ к этому времени сложились основные предпосылки развития лизинга: созданы основы инфраструктуры рынка лизинговых услуг; сформировано первичную законодательную базу, которая регулирует отношения субъектов лизинговой деятельности; выработаны методические основы построения взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя. Однако сформированы элементы не обеспечивают активного и эффективного использования лизинга как инструмента воспроизведения средств труда на предприятиях.

. Созданная в РФ система управления лизингом не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к целостной системы. Существуют элементы системы, между которыми сложились определенные связи. Системой производятся продукты в виде законов и постановлений по регулированию лизинга. Однако функции отдельных элементов, которые должны обеспечивать управляющее воздействие (органов законодательной и исполнительной власти), сформулированы нечетко, носят косвенный характер. Отсутствует формулировка единой цели элементов, входящих в систему, в отношении регулирования лизинга, не определена динамика ее функционирования. Как следствие, не создано интегрированных качеств, обеспечивающих синергический эффект. Дееспособность системы определяется механизмом управления, который обеспечивает влияние отдельных элементов на лизинговую деятельность определенными методами и стимулами. В то же время организационно-экономический механизм, который сложился в РФ, не обеспечивает активной и эффективной лизинговой деятельности субъектов хозяйствования.

. Анализ правовой базы показывает неполноту и противоречивость сложившейся системы регулирования лизинга. Это касается определения лизинга, перечень объектов и субъектов, нечеткости классификации разновидностей лизинга, увязки термина договора с процессом амортизации, налогообложения результатов лизинговых операций и др. Усовершенствование лизингового законодательства должно осуществляться на основе позитивных сдвигов наметившиеся в экономике, объективной оценки этих явлений и выработка механизмов усиления и развития прогрессивных изменений, разработки мер корректирующего характера, направленных на устранение негативных факторов, их смягчения или предупреждение. Поэтому дальнейшее развитие законодательства должен происходить в направлении создания возможностей более эффективного использования имеющегося потенциала основных фондов, восстановления и наращивания производственных мощностей предприятий путем активизации и повышения гибкости лизинга. Лизинговое законодательство должно строиться с ориентацией на нормы международного права, и прежде всего учитывая приоритеты государственной экономической политики, интересы всех сторон, участвующих в лизинговой деятельности.

. Движущей силой лизинга являются экономические интересы его участников. Они являются персонифицированными относительно отдельных субъектов, исходя из их положения в общественном производстве. Потенциальный лизингодатель является собственником капитала или основных фондов и его интересы заключаются, как правило, в стремлении получить прибыль. Для реализации своих интересов он может использовать разнообразные виды деятельности и организационные формы, основанные на использовании его собственности. Другим непосредственным участником является лизингополучатель, в роли которого могут выступать субъекты хозяйствования, что сталкивается в процессе реализации своих экономических интересов с проблемой дефицита средств труда. Для решения проблемы дефицита могут использоваться разнообразные организационно-экономические формы и методы, основанные либо на приобретении права собственности или на временном использовании без смены собственника. Выбор как одним, так и другим субъектом лизинга как средства решения проблем в значительной мере определяется ожидаемыми результатами, которые формируются в зависимости от организационно-экономических условий его осуществления. При этом повторное обращение к данной организационно-правовой формы будет зависеть от достигнутого степени удовлетворения по первому прецедента.

. Персонификация интересов лизингодателя и лизингополучателя обусловливает определенные их противоречия. Максимизация интересов одной стороны может снижать ожидаемые другой стороной результаты лизинговой сделки. Противоположность интересов может быть антагонистической и привести к разрушению соглашения на стадии ее формирования или может стать источником развития путем решения. Вариант решения противоречий формируется в зависимости от характера противоречий, уровня организации сторон, условий проявления. Эти факторы определяют возможности и перспективы конкретных лизинговых сделок и развития лизинга в целом. Ряд факторов, влияющих на процесс лизинга, существуют независимо от непосредственных участников, то есть являются внешними. Это прежде всего экономические и правовые условия. Другие параметры устанавливаются непосредственно участниками лизингового договора. Для устранения противоречий, которые возникают между участниками лизинговой сделки, должна быть создана методическая база, что позволяет гармонизировать их интересы в различных условиях лизинговой деятельности.

. Стоимость объекта лизинга является одним из условий договора. Она представляет собой динамическую характеристику объекта, что в каждом конкретном случае может формироваться в зависимости от специфики основных фондов, избранного методического подхода к определению интересов субъектов лизинга и существующих альтернативных вариантов использования объекта. В законодательстве вопрос обоснования стоимости объекта лизинга, в отличие от объекта аренды или приватизации, не определены, что обуславливает неоднозначность методики расчета. Оценка стоимости объекта должна осуществляться прежде всего исходя из его состава, специфики, износа отдельных составляющих элементов, наличия альтернативных возможностей использования в рыночных условиях хозяйствования. С учетом последнего фактора для оценки объекта, кроме балансовой, целесообразно использовать показатель справедливой стоимости, которая применяется в мировой, а в последнее время и в отечественной практике.

. Расчет лизинговых платежей может осуществляться путем использования двух подходов к учета потока платежей лизингодателя и лизингополучателя: статического и динамического, обусловливающих соответственно два методы расчета лизинговых платежей: метод составляющих и метод коэффициентов. Метод составных синхронизирует лизинговые платежи с процессом амортизации, в результате чего их распределение по годам носит неравномерный характер. Это может создавать финансовые проблемы лизингополучателю на первых этапах действия договора и обуславливает увеличение налоговых выплат лизингодателя. Более гибким является метод коэффициентов, в основу которого положена теория финансовых рент, как-вот математические основы учета влияния фактора времени на ценность платежей. Этот инструмент позволяет обосновать различные варианты схем выплат: равномерные или такие, которые нарастают и убывают по схеме арифметической или геометрической прогрессии; с местонахождением платежа в начале или в конце заданного интервала времени. Их практическое использование позволяет формировать альтернативные варианты платежей и оптимизировать потоки доходов и расходов субъектов, которые хозяйничают, с позиции улучшения их финансового состояния.

. Для заключения лизингового договора недостаточно общего представления о его преимуществах. Необходимо дать их количественную оценку на стадии подготовки и обоснования лизинговой сделки. Оценка эффективности лизинга должна базироваться на классических принципах оценки инвестиций с учетом специфики интересов лизингодателя и лизингополучателя, особенностей налогообложения лизинговых операций, выбранных подходов к определению платежных элементов процесса. При этом необходимо учитывать влияние фактора времени на экономическую оценку платежных потоков и обоснование процентной ставки дисконтирования в зависимости от ситуации на рынке капитала; наличие альтернативных вариантов решений как по условиям лизинговых операций, так и по осуществлению других видов операций; влияние продолжительности планового горизонта на результаты сравнительных расчетов.

 


Библиография

 

Нормативно-правовые акты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.9.186 (0.051 с.)