Что послужило причиной восстания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что послужило причиной восстания?



 

На столь отчаянные действия, русское дворянство подтолкнул ряд событий той эпохи:

•Русская интеллигенция была разочарована неудачным ходом реформ либеральной направленности, обещанных Александром первым при становлении на царство.
•Внутренняя политика государства постепенно возвращалась в реакционное русло.
•Большинство представителей столичного «Света» уже успело получить европейское образование, что позволяло им тонко чувствовать западные идеи свободолюбивого толка. Ряды декабристов составляли большей частью выпускники кадетских корпусов, в которых в большей мере прививались либеральные взгляды, нежели технические и военные науки.
•Вернувшиеся из-за границы участники Отечественной войны 1812 года, познали на собственном опыте европейский образ жизни, коренным образом отличающийся от русского.
•Повсеместная несправедливость, царившая в русском обществе того времени: рабское, неуважительное отношение к личности, полное равнодушие народа к общественным проблемам, тягостное положение рядовых солдат в военных поселениях.


Преследуемые цели

 

Организаторы восстания цель государственного переворота видели довольно расплывчато. Главной задачей было просто побудить общество к какому-либо действию. Декабристы не предлагали конкретного плана преобразований. В случае успеха, своей задачей они считали создание временного правительства, которое должно было взять на себя бразды правления государством до момента созыва Земской думы. А она уже решит, каким образом будет организовано управление государством в дальнейшем.
Поводом для мятежа стала неопределенность с престолонаследованием после кончины Александра первого. Приемником Александра должен был стать его старший брат Константин. Но тот отказался от правления в пользу младшего брата, не огласив сей факт общественности. Дезинформированные войска, народные массы и правительство присягнули Константину, не зная о его отказе. Когда открылось, что новым императором станет Николай, была назначена повторная присяга. Ею и решили воспользоваться мятежники для захвата власти.


Планирование восстания и его реализация

 

План восстания был разработан за сутки до его начала. Собравшиеся в этот день в доме Рылеева заговорщики, решили, что возглавлять всю операцию будет С.П. Трубецкой – очень гвардейский полковник, один из основателей Союза спасения. Мятеж должен был начаться одновременно на севере - в Петербурге – и на юге - во второй армии.

Решено было путем вывода войск на Сенатскую площадь, не позволить Сенату и Гос. совету присягнуть на верность Николаю и принудить их огласить «Манифест к русскому народу». В соответствии с этим документом, отменялось крепостничество, набор рекрутов заменялся воинской повинностью, упразднялся сословный строй, провозглашались свобода печати и свобода совести.

Утром 14 декабря 1825 года, как и планировалось, на Сенатскую площадь были выведены мятежные полки общей численностью около 3000 человек, но Трубецкой на площади так и не появился. Многотысячные колонны восставших солдат остались без командования, в рядах заговорщиков возникло замешательство. Как оказалось, заговор не был новостью для Николая. Сенат привели к присяге заблаговременно, а к Сенатной площади заранее стянули войска, сохранившие верность императору. Применив артиллерию, Николай I подавил восстание декабристов.

29 декабря был поднят мятеж Черниговским полком, руководимым С.И. Муравьевым-Апостолом. Но и это восстание длилось недолго, 2 января оно было полностью подавлено.


Последствия

 

После событий конца 1825 года прошла волна арестов участников восстания. В общей сложности виновными было признано 287 человек, пятерых из которых – П.Г. Кахоновского, М.П. Бестужева-Рюмина, П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола и К.Ф. Рылеева – приговорили к смертной казни, еще около ста двадцати человек отправили в Сибирь на поселение.

2. Коллективизация:
Курс на коллективизацию был провозглашен на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 г. Однако в решениях съезда говорилось о всех формах кооперации, а не одной, производственной, т. е. колхозов, не шла речь и о ликвидации кулачества как класса. Предполагалось вытеснение кулаков экономическими методами (применение налогов, изменение условий аренды земли и найма работников и т. д.). Но в 1928–1929 гг. был взят курс на свертывание нэпа и сплошную коллективизацию, поэтому решения XV съезда, по существу, были ревизованы. И.В. Сталин назвал этот процесс «революцией сверху».

С весны 1928 г. началось форсированное создание колхозов. В 1929 г. был провозглашен лозунг, призывающий к сплошной коллективизации, а 7 ноября 1929 г. И.В. Сталин в статье «Год великого перелома» теоретически обосновал такую политику. Он утверждал, что в колхозы в массовом порядке пошли крестьяне-середняки (на самом деле их было всего 6–7 % от общего количества крестьянства).

30 января 1930 г. постановлением ЦК ВКП(б) было утверждено решение о ликвидации кулачества. Раскулачивание, конфискация имущества, аресты и высылки в отдаленные районы олицетворяли политику сплошной коллективизации. В стране нарастало массовое крестьянское недовольство. Опасаясь этого, 2 марта 1930 г. И.В. Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов», в которой осудил «перегибы» в колхозном строительстве и возложил вину за них на местное руководство. Но по сути политика в отношении деревни и крестьянства осталась прежней.

7 августа 1932 г. вступило в действие постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имуществ государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», получившее в народе название «закон о колосках». Предусматривался расстрел за хищения в особо крупных размерах либо высылка сроком до 10 лет за хищения колхозного и коллективного имущества. На практике этот закон применялся без учета различий между крупными хищениями и мелкими кражами.

Одной из самых трагических страниц коллективизации стал голод 1932–1933 гг., охвативший Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал и Казахстан. Голодало, как потом признал сам И.В. Сталин, 25–30 млн человек. Такая ситуация сложилась из-за принудительного изъятия государством хлеба в деревне для экспорта и обеспечения нужд индустриализации. По разным оценкам, от голода в это время погибло от 3 до 8 млн крестьян. Коллективизацию фактически пришлось приостановить.

В 1934 г. коллективизация возобновилась. На этом этапе развернулось широкое «наступление» на крестьян-единоличников. Для них был установлен непосильный административный налог. Таким образом, их хозяйства подводились под разорение.

В феврале 1935 г. на II Всероссийском съезде колхозников был принят новый устав колхозов, который закрепил колхозы как основную форму сельскохозяйственного производства в стране.

К 1937 г. индивидуальное хозяйство фактически сошло на нет (93 % всех дворов было объединено в колхозы).

Коллективизация имела тяжелые последствия для страны. Был уничтожен слой зажиточных крестьян-кулаков, которые умели успешно работать на земле, ликвидировано до 15 % хозяйств, признанных кулацкими, хотя, по данным переписи 1929 г., их было всего 3 %.

Произошло отчуждение сельских жителей от собственности и результатов своего труда на земле. Сократились урожайность, поголовье скота, потребление продовольствия на душу населения. С 1928 по 1935 г. в стране действовала карточная система распределения продуктов среди населения.

Колхозы были лишены самостоятельности и являлись бесправным придатком административно-бюрократического аппарата власти. А обостренная продовольственная проблема при Советской власти стала постоянным атрибутом существования людей.

Билет 22.
1. Оформление абсолютизма:
Петр I Алексеевич (1682–1725) реально оказался у власти, придя к своему двадцатилетию. Петра Великого как государственного деятеля отличала многоплановость в дарованиях. Он являлся талантливым полководцем, отличным дипломатом, выдающимся законодателем и одаренным публицистом и др. Петровские преобразования оставили глубокий след в истории страны, так как коснулись практически всех сфер жизни.

В начале 1690-х гг. курс первых петровских реформ начал формироваться спонтанно. Они являлись в тот период вынужденными мерами, последовательными оперативными мероприятиями, которые были направлены на укрепление российской армии и флота и создание военной промышленности, достижение победы в Северной войне (1700–1721).

В политической сфере выделяют следующие реформы:

1) после победы в Северной войне Петр I принял титул императора, Россия с этого времени стала называться империей, что должно было подчеркнуть ее новый внешнеполитический статус мировой державы;

2) взамен прекратившей свое существование Боярской думы высшим совещательным органом при императоре Петре I стал Сенат (с 1711 г.). Это был государственный орган, который формировался из высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора. Главной задачей Сената являлся контроль и ревизии деятельности нижестоящих органов, для чего Сенат имел особый штат фискалов. Хотя в дальнейшем и сам Сенат являлся объектом постоянного присмотра со стороны специально организованной прокуратуры (с 1722 г.);

3) были сформированы центральные органы управления, коллегии (с 1719 г.). При этом отдельные приказы продолжали существовать и работали вплоть до середины XVIII в. Главными коллегиями были: Военная, Адмиралтейская и Коллегия «чужестранных дел». Кроме того, были созданы 3 торгово-промышленные, 3 финансовые коллегии, Юстиц-коллегия (контролировал суд на местах), Вотчинная коллегия (ведала землевладением), Городской магистрат (контролировала городское управление);

4) старое уездно-волостное устройство страны было отменено. Россия была разделена на 8 губерний (в 1708–1710 гг.). Губернии, в свою очередь, подразделялись на провинции, а провинции – на дистрикты. Возглавляли губернии губернаторы, которые назначались Петром Великим из числа наиболее доверенных ему соратников;

5) православная церковь при Петре I была преобразована в государственное учреждение во главе с Синодом. Возглавлял Синод обер-прокурор, который являлся светским лицом, при этом патриаршество было ликвидировано. Священники с этого времени рассматривались как госслужащие и обязаны были выступать с докладами о благонадежности прихожан. Большой урон Петр I нанес монастырям, которые он считал пристанищами тунеядцев. Значение административных преобразований. В результате административных реформ Петра I в России завершилось оформление абсолютной монархии.

С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношений. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность генерал-прокурора (назначен П.И.Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями (президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари) и формировалась из представителей дворянства.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Азовскую, Казанскую, Смоленскую, Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел - сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала «Табель о рангах». Документ делил гражданские и придворные звания на 14 степеней. От фельдмаршала и генерала армии (в сухопутных войсках и на флоте) и канцлера (на гражданской службе) до самого нижнего, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. «Табель о рангах» поставила на первое место не родовитость, а способности, образованность и деловые качества дворянина. Закон ликвидировал деление господствующего класса на сословия. Он способствовал выделению из среды неродовитого дворянства крупных государственных деятелей: генерал Ф.М.Апраксин, дипломаты П.Л.Толстой, И.И.Неплюев и др.

С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.

Билет 23.
1. Внутренняя политика Екатерины 2:

1. «Просвещенный абсолютизм» — одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил, боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами. Эта политика формировалась под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих «естественные права» человека — свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

В России политика «просвещенного абсолютизма» объясняется следующими причинами: а) стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени; б) остротой социальных противоречий и необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов; в) притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения) приводила к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер.

Задачи политики просвещенного абсолютизма в России: а) укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов; б) расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества; в) проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой — призванных смягчить социальную напряженность; г) создание условий для экономического развития страны; д) распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране; е) повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

2. Реформы управления. Придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. Сенат, выродившийся к тому времени в неповоротливое учреждение, был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. было уничтожено гетманство.

В 1763— 1764гг. Екатерина провела секуляризацию церковных земель. Духовенство потеряло экономическую самостоятельность. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В течение двух лет (1764—1765 гг.) императрица работала над составлением «Наказа» депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов», а также идеи других просветителей. Однако в конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи.

В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. Провинции ликвидировали, а количество губерний возросло с 23 до 50. В уездах исполнительная власть принадлежала земскому суду во главе с капитан-исправником, избираемому местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким образом, дворянство добилось значительного укрепления своих позиций в местном управлении.

Судебная система была перестроена по сословному принципу: для каждого сословия — свой суд. В губерниях создавались судебные палаты — гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, независимость судов никогда не соблюдалась. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате в России так и не сформировалось уважение к суду и закону.

3. Права дворянства были окончательно закреплены в изданной в 1785 г. «Жалованной грамоте дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось «благородным». Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Не случайно правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

4. Одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» была издана «Жалованная грамота городам», продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати и рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей. Городское население делилось на шесть разрядов.

2. Индустриализация. Первые пятилетки:
Индустриализация – это

процесс с создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства страны, прежде всего в промышленности.

Начало индустриализации

Курс на индустриализацию в СССР был взят на 14 съезде партии в декабре 1925 года, причём она проводилась форсированными, то есть сверхускоренными темпами.

Задачи по проведению индустриализации должны были быть решены в период первых трёх пятилеток: 1928-1932 и 1933-1937 гг.Третья пятилетка- 1938-142 была прервана войной.

 

 

"СССР из страны, ввозящей машины и оборудование должен стать страной, производящей машины и оборудование".

Причины индустриализаци и

· Отставание по многим экономическим показателям от стран Запада, хотя к 1928 году страна достигла уровня развития экономики 1913 года.

· Необходимость увеличения военно-технической мощи страны

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.037 с.)