Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принятие христианства на Руси. Складывание православного христианского менталитета.
Традиционно принято считать датой принятие христианства на Руси 988 г. и связывать это событие с князем Владимиром. Однако место и год крещения самого св. Владимира остаются предметом дискуссии (Киев или Херсонес? 987, 988 или 989?). В Древнерусском летописании содержится информация о выборе веры Владимиром (известно, что ислам был распространен у волжских булгар с 922, иудаизм у хазар с VIII-IX вв., зап. христианство в Польше с 966). По сути Владимиру нужна была такая религия, которая бы не обожествляла природу, а объясняла социально-экономические явления (к примеру, феодальную зависимость населения), давала купечеству право торговли на международных рынках, позволяла государству заключать различные династические браки (например, в 10 в. в работе виз. имп. Константина 7 Багрянородного «О церемониях Византийского двора» явно указывалось на то, что браки царских особ не могли заключаться с язычниками). Также религия могла бы объединить славянские и неславянские этносы, которые входили в состав государства (22 неславянских этноса: финоугорские, тюркские, северокавказские племена и др.; проживало ок. 1,5 млн. чел на территории в 7 млн. кв. км.). Образцовым государством во второй половине 10 в. являлась Византийская империя. Она включала в себя провинции на Балканах, в Сев. Африке и в Азии. Современники называли Византию Вселенской мастерской, поскольку в ней было развито ремесленной производство, из-за выгодного местоположения Константинополя на сухопутных и морских торговых путях. Сам Константинополь был большим городом, население составляло 700 тыс. чел. В империи насчитывалось более 1000 городов, более 50 тыс. священников. Империя была сильна в военном деле: наемная армия составляла 300 тыс. чел., флот – 100 тыс. чел. Империя была дворцово-вотчинным государством, поскольку налоги с провинции были очень большими. Византия являлась и крупным духовным центром, еще в 425 г. там открылся 1ый университет с богатой библиотекой (150 тыс. томов). Летописное предание об избрании кн. Владимиром «греческой веры», т.е. христианства византийского толка, в образной форме свидетельствует о том, что на Руси оценили высочайший уровень развития духовной и эстетической культуры, достигнутый в Византии, к-рая находилась в кон. X в. на вершине политического и культурного развития. Ход событий благоприятствовал осуществлению намерений кн. Владимира. В критический момент гражданской войны в Византии (987-989) кн. Владимир прислал имп. Василию II Болгаробойцу крупный военный отряд (6 тыс. чел.). Эта помощь, сыгравшая решающую роль в сохранении у власти Василия II, была результатом договора, по к-рому император соглашался выдать за Владимира свою сестру Анну, при условии принятия рус. князем христианства. Рус. князь принял крестное имя имп. Василия II и породнился с Македонской династией, получив в жены сестру императоров Анну. Русь вступила в семью европ. гос-в как христ. держава, международный статус правителя к-рой, ставшего «братом» визант. императоров, чрезвычайно возрос. Не позднее 997 г. оформилась церковная организация новой Русской епархии как митрополии К-польского Патриархата. После Крещения Руси эволюция русско-визант. отношений шла по пути перехода от военно-политических, дипломатических и экономических столкновений и союзов к преимущественно церковным связям и культурному взаимодействию. Византийская империя оказала значительное влияние на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности, а также менталитет русского человека. Ментальность (менталитет) - это совокупность установок и привычек мышления, а также фундаментальных верований индивида. Особенно ярко ментальные особенности русского человека отразились в народном православии. Народное православие сложилось на почве тех сторон христианства, которые тесно соприкасались с народными верованиями. Так, в народном сознании постепенном соединились образы христианских святых с образами древних славянских богов, церковные календари сообразовывались с древними сельскохозяйственными праздниками, а духовенство допускало многие послабления языческой обрядности. Взаимовлияния привели к формированию религиозности, органично сочетающиеся с устоями народной духовности и быта. Народное православие, допустив некоторые отклонения от строгого единобожия, создало развитый пантеон, в который вошли дохристианские боги, духи, предки, а также обожествленные христианские святые, например, св. Николай. Духи лесных чащоб, водоемов числились «нечестью», тем не менее воспринимались как божества «низшего» ранга. В народной обрядности многие предметы церковного обихода – свечи, святая вода и др. – играли не свойственные им в церковной культуре роли (например, свечи использовали при гадании). Выразителями народного православия выступали деревенские знахари, странники. Они приняли на себя роль волхвов, целителей. Народное целительство вобрало в свой арсенал, с одной стороны, христианскую веру во всемогущество Бога, заступничество Богородицы, в покровительство святых, а с другой – наследие языческой магии: веру в защитную силу оберегов, чудодейственных снадобий, магических заговоров. Народное православие развивалось благодаря приходскому духовенству из выходцев из простонародья. Общий уровень грамотности духовенства и прихожан был вполне достаточным, чтобы освоить Библию и те тексты, которые священники читали по ходу церковных служб, через которые русский человек усваивал христианские ценности: онтологические – Бог, бытие, бессмертие (вечность); антропологические – человек, душа, свобода воли, вера, надежда, любовь, спасение; этические – благо, любовь к ближнему и своему врагу, непротивление злу, прощение, страдание, мученичество, святость, добродетель; эстетические – красота как выражение Бога в мире, прекрасное как форма добра; когнитивномистические – Священные Писание и Предание, молитва, благодать; символические – Церковь, икона, богослужение, обряды и ритуалы; социальные – христианская община, соборность, человечество
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.005 с.) |