Принятие христианства на Руси. Складывание православного христианского менталитета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие христианства на Руси. Складывание православного христианского менталитета.



 Традиционно принято считать датой принятие христианства на Руси 988 г. и связывать это событие с князем Владимиром. Однако место и год крещения самого св. Владимира остаются предметом дискуссии (Киев или Херсонес? 987, 988 или 989?). В Древнерусском летописании содержится информация о выборе веры Владимиром (известно, что ислам был распространен у волжских булгар с 922, иудаизм у хазар с VIII-IX вв., зап. христианство в Польше с 966). По сути Владимиру нужна была такая религия, которая бы не обожествляла природу, а объясняла социально-экономические явления (к примеру, феодальную зависимость населения), давала купечеству право торговли на международных рынках, позволяла государству заключать различные династические браки (например, в 10 в. в работе виз. имп. Константина 7 Багрянородного «О церемониях Византийского двора» явно указывалось на то, что браки царских особ не могли заключаться с язычниками). Также религия могла бы объединить славянские и неславянские этносы, которые входили в состав государства (22 неславянских этноса: финоугорские, тюркские, северокавказские племена и др.; проживало ок. 1,5 млн. чел на территории в 7 млн. кв. км.). Образцовым государством во второй половине 10 в. являлась Византийская империя. Она включала в себя провинции на Балканах, в Сев. Африке и в Азии. Современники называли Византию Вселенской мастерской, поскольку в ней было развито ремесленной производство, из-за выгодного местоположения Константинополя на сухопутных и морских торговых путях. Сам Константинополь был большим городом, население составляло 700 тыс. чел. В империи насчитывалось более 1000 городов, более 50 тыс. священников. Империя была сильна в военном деле: наемная армия составляла 300 тыс. чел., флот – 100 тыс. чел. Империя была дворцово-вотчинным государством, поскольку налоги с провинции были очень большими. Византия являлась и крупным духовным центром, еще в 425 г. там открылся 1ый университет с богатой библиотекой (150 тыс. томов). Летописное предание об избрании кн. Владимиром «греческой веры», т.е. христианства византийского толка, в образной форме свидетельствует о том, что на Руси оценили высочайший уровень развития духовной и эстетической культуры, достигнутый в Византии, к-рая находилась в кон. X в. на вершине политического и культурного развития. Ход событий благоприятствовал осуществлению намерений кн. Владимира. В критический момент гражданской войны в Византии (987-989) кн. Владимир прислал имп. Василию II Болгаробойцу крупный военный отряд (6 тыс. чел.). Эта помощь, сыгравшая решающую роль в сохранении у власти Василия II, была результатом договора, по к-рому император соглашался выдать за Владимира свою сестру Анну, при условии принятия рус. князем христианства. Рус. князь принял крестное имя имп. Василия II и породнился с Македонской династией, получив в жены сестру императоров Анну. Русь вступила в семью европ. гос-в как христ. держава, международный статус правителя к-рой, ставшего «братом» визант. императоров, чрезвычайно возрос. Не позднее 997 г. оформилась церковная организация новой Русской епархии как митрополии К-польского Патриархата. После Крещения Руси эволюция русско-визант. отношений шла по пути перехода от военно-политических, дипломатических и экономических столкновений и союзов к преимущественно церковным связям и культурному взаимодействию. Византийская империя оказала значительное влияние на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности, а также менталитет русского человека. Ментальность (менталитет) - это совокупность установок и привычек мышления, а также фундаментальных верований индивида. Особенно ярко ментальные особенности русского человека отразились в народном православии. Народное православие сложилось на почве тех сторон христианства, которые тесно соприкасались с народными верованиями. Так, в народном сознании постепенном соединились образы христианских святых с образами древних славянских богов, церковные календари сообразовывались с древними сельскохозяйственными праздниками, а духовенство допускало многие послабления языческой обрядности. Взаимовлияния привели к формированию религиозности, органично сочетающиеся с устоями народной духовности и быта. Народное православие, допустив некоторые отклонения от строгого единобожия, создало развитый пантеон, в который вошли дохристианские боги, духи, предки, а также обожествленные христианские святые, например, св. Николай. Духи лесных чащоб, водоемов числились «нечестью», тем не менее воспринимались как божества «низшего» ранга. В народной обрядности многие предметы церковного обихода – свечи, святая вода и др. – играли не свойственные им в церковной культуре роли (например, свечи использовали при гадании). Выразителями народного православия выступали деревенские знахари, странники. Они приняли на себя роль волхвов, целителей. Народное целительство вобрало в свой арсенал, с одной стороны, христианскую веру во всемогущество Бога, заступничество Богородицы, в покровительство святых, а с другой – наследие языческой магии: веру в защитную силу оберегов, чудодейственных снадобий, магических заговоров. Народное православие развивалось благодаря приходскому духовенству из выходцев из простонародья. Общий уровень грамотности духовенства и прихожан был вполне достаточным, чтобы освоить Библию и те тексты, которые священники читали по ходу церковных служб, через которые русский человек усваивал христианские ценности: онтологические – Бог, бытие, бессмертие (вечность); антропологические – человек, душа, свобода воли, вера, надежда, любовь, спасение; этические – благо, любовь к ближнему и своему врагу, непротивление злу, прощение, страдание, мученичество, святость, добродетель; эстетические – красота как выражение Бога в мире, прекрасное как форма добра; когнитивномистические – Священные Писание и Предание, молитва, благодать; символические – Церковь, икона, богослужение, обряды и ритуалы; социальные – христианская община, соборность, человечество



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.005 с.)