Сущность безработицы и ее основные теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность безработицы и ее основные теории



Введение

Для общей оценки состояния экономики и эффективности экономической политики нередко используется так называемым индекс нищеты, который представляет собой сумму уровней безработицы и инфляции, как двух основных показателей макроэкономической нестабильности. Одной из первостепенных социально-экономических проблем современной России является проблема безработицы. Безработица влечет за сбой снижение внутреннего валового продукта, увеличение государственных расходов на выплату пособий по безработице, переквалифицированною безработных и их трудоустройству. Безработица представляет собой сложное, многоаспектовое, социально - экономическое явление. Современная безработица. В России - это специфическое и уникальное явление, истоками которой является процесс становления рыночной экономики. К тому же финансовый кризис 2009 года породил новую волну массовых увольнений и сокращений. Но как показывают последние исследования ситуация улучшилась, но все таки в 2014 году эксперты предсказывают новые всплеск безработицы. По состоянию на 2013 год численность экономически активного населения России составляла 75,2 млн. человек. Это составляет порядка 53% общей численности населения страны. Не смотря на то, что женщины заняты в экономике, в Росси многие работодатели практикуют явную дискриминацию по полу и возрасту. Помимо дискриминации, другой проблемой является довольно таки распространенное явление как занятость в неформальном секторе экономики.

Актуальность проблемы в России не вызывает не каких сомнений, поскольку за последние годы число возросло и продолжает расти. Как показывают последние опросы Всероссийского центра изучения общественных мнений, индекс безработицы показывает стабильный рост. По данным опубликованным Росстатом, на сегодняшний день в России 4 миллиона 89 тысяч безработных граждан. Учитывая тенденцию безработицы многим россиянам стоило бы подумать о новым источниках заработка

В данной работе объектом моего исследования является рынок труда и безработица. Целью является исследование следующих составляющих:

) виды безработицы

) взаимосвязь безработицы и инфляции

) выявить причины безработицы в России

) Пути снижения безработицы

) структура и динамика

) текущее состояние на 2014 год в России

 

 


В) Циклическая безработица

Циклическая безработица возникает в связи со спадом производства во время промышленного кризиса.

Изменение ситуации на рынке товаров и услуг приводит к тому, что многие производства уменьшают или даже превращают выпуск продукции, увольняя при этом работающих. Это порождает серьезные проблемы на рынке труда.

В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, происходит сокращение производства. Это вызывает снижение занятости. Растет безработица, порождая значительную армию незанятых.

Циклическая форма безработицы характерна для фаз депрессии и спада экономического цикла, то есть для периодов спада деловой активности. С переходом к оживлению и подъему число безработных становится меньше. Масштабы и продолжительность циклической формы безработицы достигают пика при спаде экономики и минимума - при подъеме. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 10% и более.

Именно циклический спад производства послужил главной причиной возникновения безработицы в годы Великой депрессии 1929-1933 гг. В тот период уровень безработицы в США достиг рекордно высокой отметки -25%. Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости, финансируемых государством.

Г) Инстуциональная безработица

Инстуциональная безработица возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда. В России, например не действует закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест. Что приводит к дезинформации и искусственному завышению уровня безработицы.

Работа отечественных бирж труда имеет преимущественно пассивный характер и ориентирована на выплату пособий по безработице. Активная деятельность, предполагающая изучение конъюнктуры рынка труда, прогнозирование его развития, переподготовку и переквалификацию работников, слабо представлена в деятельности российских бирж труда.

Д) скрытая безработица

Скрытая безработица включает занятые в течении не полной рабочей недели или части рабочего дня, а также лиц формально занятых, когда работник лишь числится в штате. В эту категорию входят и работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы.

К особенностям скрытой безработицы можно отнести следующее:

)   Этот вид безработицы в любой момент может превратится в открытую форму

)   Масштабы скрытой безработицы определить очень сложно

И) застойная безработица

Застойная безработица включат людей, которые длительное время не могут трудоустроится. И хотят размеры этой формы безработицы незначительны (по данным МОТ она составляет порядка 1%), по степени отрицательных последствий застойная безработица не имеет себе равных. Люди, долгое время не имеющие возможности трудоустроится, морально подавлены. Они постепенно теряют в профессиональном плане - знания, навыки, квалификации.


А) Дискриминация по половому признаку

Решение этой проблемы требует совместных усилий органов государственной власти, женских общественных организаций, службы занятости, а также значительных финансовых вложений. Средняя продолжительность поиска работы безработными в марте 2014 г. у женщин составила 7,8 месяца

По данным 2014 года, в общей численности безработных по стране, мужчины составляют 3146 тыс. человек, женщины 2904 тыс. человек.

Сегодня, в ситуации крайней нестабильна. Женщины в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере занятости и на рынке труда и чаще, чем другие категории занятых, теряют свой социальный статус в сфере занятости.

Для снижения остроты проблемы занятости женщин определены приоритетные направления работы:

• повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда через переобучение;

• формирование банка вакансий для женщин;

• создание дополнительных рабочих мест;

• создание условий для занятости на временных и общественных работах;

• реализация программ социальной адаптации.

Отчетливо актуальность данной проблемы можно проследить по следующей таблице и диаграмме к ней.

 

Таблица-5

Занятое население мужчины женщины
данные 39466000 тыс. 34913000 тыс.

Б) Дискриминация по возрастному признаку

Ещё один чётко определённый устойчивый сегмент рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы - незанятая молодежь.

Молодёжный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодёжи, её социально-профессиональной неопределённостью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодёжи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечёт за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, для молодёжного рынка труда специфична низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодёжь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодёжная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодёжи, которая нигде не работает и не учится.

В-четвёртых, молодёжный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Существующая в настоящее время в России система профессионального образования не способна в полной мере удовлетворять потребности экономики в квалифицированных профессиональных кадрах. Она не имеет устойчивой связи с рынком труда и не оказывает управляющего воздействия на устранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Сегодня полученное однажды образование уже не обеспечивает конкурентоспособности граждан на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. В особенности, в трудном положении оказываются выпускники, не имеющие опыта, поскольку работодатели заинтересованы в найме сформировавшихся специалистов, в результате чего многие обладатели дипломов приобретают статус безработного, либо трудятся не по специальности. Ежегодно из числа выпускников каждый четвёртый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии.

Кроме того, часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам.

Проблема занятости молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние не является удовлетворительным.

Пути снижения безработицы

 

В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально - экономическим развитием общества», особое значение приобретают вопросы:

· сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;

· безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;

· создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.

При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.

Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:

в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);

досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.

создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.

Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных.

Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.

Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:

осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;

содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.

Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.

Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.

Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.

Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью. Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:

обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

формирование эффективной структуры занятости населения;

повышение качества создаваемых рабочих мест;

развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

 


Заключение

 

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Безработица - это положение в экономике, когда часть способных и желающих трудится по найму людей не могут найти работу по специальности или трудоустройству вообще. Безработица представляет собой сложное социально-экономическое.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.

При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в глубоком кризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».

 

 


Список используемой литературы

 

1. Грязнова А.Г. Макроэкономика, теория и российская практика - четвертое издание 2007, с. 128

2. Агапова Т.А. Макроэкономика - 10 издание 2013, с. 62

.   Пол Э. Самуэльсон Экономика шестнадцатое издание - 2000, с. 220

.   Владимирова Л.П. Экономика труда, 2002 с. 43

.   Васильева Э.К. Социальная статистика 1997 с. 224

.   Официальный сайт Федеральной службы статистики http://www.gks.ru/

.   Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты http://www.rosmintrud.ru/

.   Интернет Ресурс http:// уровень-безработицы. рф/

.   Трудовой Кодекс Российской федерации

.   Кузнецов Б.Т. Макроэкономика 2011

Введение

Для общей оценки состояния экономики и эффективности экономической политики нередко используется так называемым индекс нищеты, который представляет собой сумму уровней безработицы и инфляции, как двух основных показателей макроэкономической нестабильности. Одной из первостепенных социально-экономических проблем современной России является проблема безработицы. Безработица влечет за сбой снижение внутреннего валового продукта, увеличение государственных расходов на выплату пособий по безработице, переквалифицированною безработных и их трудоустройству. Безработица представляет собой сложное, многоаспектовое, социально - экономическое явление. Современная безработица. В России - это специфическое и уникальное явление, истоками которой является процесс становления рыночной экономики. К тому же финансовый кризис 2009 года породил новую волну массовых увольнений и сокращений. Но как показывают последние исследования ситуация улучшилась, но все таки в 2014 году эксперты предсказывают новые всплеск безработицы. По состоянию на 2013 год численность экономически активного населения России составляла 75,2 млн. человек. Это составляет порядка 53% общей численности населения страны. Не смотря на то, что женщины заняты в экономике, в Росси многие работодатели практикуют явную дискриминацию по полу и возрасту. Помимо дискриминации, другой проблемой является довольно таки распространенное явление как занятость в неформальном секторе экономики.

Актуальность проблемы в России не вызывает не каких сомнений, поскольку за последние годы число возросло и продолжает расти. Как показывают последние опросы Всероссийского центра изучения общественных мнений, индекс безработицы показывает стабильный рост. По данным опубликованным Росстатом, на сегодняшний день в России 4 миллиона 89 тысяч безработных граждан. Учитывая тенденцию безработицы многим россиянам стоило бы подумать о новым источниках заработка

В данной работе объектом моего исследования является рынок труда и безработица. Целью является исследование следующих составляющих:

) виды безработицы

) взаимосвязь безработицы и инфляции

) выявить причины безработицы в России

) Пути снижения безработицы

) структура и динамика

) текущее состояние на 2014 год в России

 

 


Сущность безработицы и ее основные теории

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Неполная занятость характеризует такое состояние экономики, кода часть работников не занята производством товаров и услуг. Это влечёт за собой недопроизводство валового национального продукта, происходит снижение уровня благосостояния населения.

В российской Федерации подсчет безработных осуществляется двумя способами

) по методологии МОТ

) На основании Закона «О занятости населения в Российской федерации «1991 года

Согласно методологии МОТ сведенья о безработных фиксируются в результате периодических выборочных обследований и опросов населения, осуществляемым Государственным комитетом по статистике. Как правило, выборка охватывает порядка 500 тысяч человек в возрасте от 15-72 лет

По российскому законодательству, безработным признается любое лицо в возрасте 15-72 лет, которое одновременно удовлетворяет следующим условиям:

не является занятым и не имеет заработка;

занимается поиском работы, т.е. обращается в государственную или коммерческую службу занятости, использует или помещает объявления в печати, непосредственно обращается к работодателю, использует личные связи, или предпринимает шаги к организации собственного дела;

готов приступить к работе.

Безработица привод к потере работниками квалификации и профессиональных навыков. Она способна сломать судьбу многих людей. Те, кто остается без работы на долгие годы, со временем теряют надежду когда-нибудь снова обрести ее. Общество деградирует.

Следует отметить, что отношение к безработице как к социально-экономическому индикатору состояния общества менялось с течением времени.

В 20-30-ых годах двадцатого века размеры безработицы в мировом масштабе были значительны. В связи с этим долгое время считалось, что безработица представляет социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и любыми средствами.

Несколько позже, в середине двадцатого века в экономической теории сформировался принципиально новый взгляд на безработицу. Она стала рассматриваться как эпизодическое социальное явление, не создающее серьезных проблем для экономического роста и поступательного развития современного общества.

В 90-ые годы двадцатого столетия уровень безработицы в большинстве экономически развитых стран варьировал в пределах 4-12%. По данным на 1998 г. самый низкий уровень безработицы был зафиксирован в США - 4,1%.

Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и сумму этой доли с долей безработных, ежемесячно теряющих работу.

Существуют различные теоритические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда. Первые научные элементы в фундамент анализа занятости были заложены классической экономической школой.

Классическая модель труда

По мнению основателя классической поли экономики А. Смита, объем занятости в экономике определяются на основе средней ставки заработной платы одного работающего. В связи с этим высокая заработная плата предопределяется неполное использование трудовых ресурсов. Действие на рынке труда «невидимой руки «всегда способно установить рыночную ставку заработной платы.

В работах Рикардо дается понятие «естественной нормы заработной платы «, соответствующей физиологическому минимуму, необходимому для нормального воспроизводства рабочей силы. Превышение заработной платой существующего минимума способно увеличить предложение труда, а в дальнейшем привести к снижению уровня заработка. Рынок труда, как и любой другой рынок, функционирует на основе закона Ж.Б. Сэя, согласно которому предложение товара находит свой спрос в обмене на другой товар. Поэтому на рынке труда легко достигается равновесие между предложением и спросом на труд.

Представители данной школы утверждали, что при полной занятости невозможна ситуация, когда уровень расходов будет недостаточным для приобретения продукции. В случае недостатка общего уровня расходов в действие вступают автоматические регуляторы: цена, заработная плата, ставка процента, в результате влияния которых снижение общих расходов не приводит к сокращению реального объема производства, занятости и доходов трудящихся. Достижение полной занятости в экономике способствует нормальному действию механизма ценообразования. В условиях которых население сберегает больше, чем инвестируют предприниматели, происходит снижение уровня цен пропорционально снижению уровня расходов, благодаря наличию конкуренции между продавцами. В результате будет происходить снижение цен на все виды ресурсов, включая трудовые.

Конкуренция на рынке труда способна снизить размер заработной платы до уровня, когда предпринимателям будет выгодно нанимать всех имеющихся на рынке работников. В итоге установится новая, более низкая ставка равновесной заработной платы. Следовательно, исключается вынужденная безработица - любой желающий работать за определяемую рынком заработную плату может найти работу.

Рыночные рычаги регулирования посредством ставки процента, а также эластичности цен и заработной платы способны обеспечить полную занятость в народном хозяйстве страны. В связи с этим помощь государства в функционирование экономики является излишней.

Марксизм об особенностях рынка рабочей силы.

Характерной особенностью капитализма, по Марксу, является наличие избыточного предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее.

Избыток предложения рабочей силы объясняется Марксом экономическими причинами. Феномен безработицы предопределен процессом капиталистического накопления и вытекающим из него ростом органического строения капитала.

Для капиталиста труд - это такой же фактор производства, как и все другие. Он подлежит сочетанию с другими факторами в соответствии с принципом замещения. Существует тенденция к замещению живого труда прошлым.

Если уровень заработной платы поднимается выше стоимости рабочей силы, капиталисту выгоднее заменять работников машинами.

В связи с ростом органического строения капитала по мере научно-технического прогресса потребность в рабочей силе увеличивается медленнее, чем в средствах производства. В результате уменьшающегося спроса капиталистов на рабочую силу образуется незанятый потенциал работников-безработные.

Неоклассическая модель рынка труда

В начале двадцатого века в экономической теории сформировалось неоклассическое направление.

Согласно их взглядам рынок труда, как и все другие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным регулятором на рынке труда является заработная плата. Именно цена рабочей силы воздействует на ее спрос и предложение, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое между ними равновесие. Цена на рабочую силу способна гибко и быстро отреа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.083 с.)