Понятие логистики и концепция логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие логистики и концепция логистики



Мастяева И.Н.

Теселкина Е.С.

 

 

Логистические модели

Учебное пособие

 

Москва 2011


ББК    

УДК   

М  

       Мастяева И.Н., Теселкина Е.С. Логистические модели: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2011. – 91 с.

Данное учебное пособие посвящено рассмотрению различных моделей в логистике и методов поиска их оптимального решения. В каждом разделе, посвященном одной функциональных областей логистики, приводятся краткие теоретические сведения, описания моделей,  алгоритмы, а также решения типовых задач. Пособие состоит из 5-ти разделов. После каждого раздела приводятся задания для самостоятельной работы (10 вариантов). Студент должен решить одну задачу из каждого раздела, выбрав вариант в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

ISBN                                                             © Мастяева И.Н., Теселкина Е.С, 2011

© Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики, 2011

 

Содержание

 

1. Понятие логистики и концепция логистики.. 5

1.1. Определение. 5

1.2. Функциональные области логистики.. 5

1.3. Задачи и функции логистики.. 6

1.4. Факторы развития логистики.. 7

1.5. Уровни развития логистики.. 7

1.6. Периоды развития концепции логистики.. 8

1.7. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм.. 9

1.8. Основные требования логистики.. 10

2. Математическое моделирование в логистике.. 12

3. Производственная логистика (ПЛ) 22

3.1. Предмет и задачи производственной логистики. Внутрипроизводственные логистические системы... 22

3.2. Стандартная задача о назначениях.. 25

3.3. Другие модели производственной логистики.. 32

3.4. Решение З M П с помощью MS Excel. 34

4. Транспортная логистика (ТЛ) 43

4.1. Предмет и задачи транспортной логистики.. 43

4.2. Стандартная ТЗ и ее модификации.. 43

4.2.1.Постановка транспортной задачи. 44

4.2.2. Методы составления первоначального опорного плана. 46

4.2.3. Метод потенциалов. 51

4.3. Многопродуктовая ТЗ с независимыми и взаимозаменяемыми поставками.. 54

4.4. Определение рациональных маршрутов и транзитная перевозка продукции.. 57

4.5. Задача коммивояжера.. 61

5. Логистика запасов (Управление запасами) 70

5.1 Концепция логистического подхода к управлению запасами.. 70

5.2. Виды запасов. 72

5.3. Системы управления запасами и условия их применимости.. 73

5.4. Модели управления запасами (МУЗ) 73

5.4.1 Однопродуктовая статическая модель. 74

5.4.2. Однопродуктовая статическая модель с «разрывами» цен. 78

5.4.3. Многопродуктовая статическая модель управления запасами. 82

с ограничениями на емкость склада. 82

5.4.4. Однопродуктовая динамическая модель управления запасами. 86

Литература.. 91


Учебное пособие


Понятие логистики и концепция логистики

 

Определение

 

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Объектом изучения научной и учебной дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы.

Накопленный опыт управления производством показывает, что традиционные возможности и способы повышения эффективности и совершенствования управления с целью оптимизации движения материальных и денежных потоков в значительной степени себя исчерпали и нужны новые формы и методы. Проведенные исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на логистику, т.е. транспортировку, хранение, упаковку и прочее.

 

Задачи и функции логистики

 

В определениях логистики и как вида хозяйственной деятельности, и как науки видны несколько аспектов, составляющих её сущность и значимость:

· управленческий (логистика – это управление, планирование, контроль);

· экономический (совокупность различных видов деятельности направленных на получение необходимого количества продукции с наименьшими затратами в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции).

В результате можно заключить, что логистика является последним рубежом экономии затрат.

Задачи логистики:

– исследование и прогнозирование рынка,

– планирование производства,

– закупка сырья, материалов, оборудования,

– контроль запасов и т.д., говорят о том, что логистика представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие, из основных функций которого перешли к логистике.

В соответствии с задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.

 

Факторы развития логистики

 

– 70% конечной стоимости продукции – затраты на логистику;

– 93% времени движения товара затрачивается на логистические операции;

– научно-технический прогресс в производстве;

– н/т прогресс в средствах связи и информатике;

– переход от рынка продавца к рынку покупателя;

– теоретические разработки и их применение в практике.

Уровни развития логистики

 

Логистические системы находятся на различных уровнях развития. Существуют 4 последовательных стадии развития, через которые должна пройти логистическая система:

1-й уровень. Область действия логистических систем (ЛС) охватывает только хранение готовой продукции и её транспортировку.

2-й уровень. ЛС охватывает управление потоком продукции от производства до конечного потребителя, те следующие логистические функции: обслуживание заказчика, хранение, управление запасами, планирование этой работы. На этом уровне уже присутствуют элементы компьютерной логистики.

3-й уровень. На этом уровне, единственное, что не контролируется менеджером по логистике – управление производством. ЛФ этого уровня: доставка сырья, прогнозирование сбыта, производственное планирование, закупка, управление запасами сырья и готовой продукции.

4-й уровень. Интеграция процессов планирования и контроля с маркетингом, сбытом, производством, финансами и т.д.

 

Домашнее задание 1.

 

1. – Приведите различные определения понятия логистики и сравните их;

– Дайте определение материального потока, его видов и единиц измерения.

2. – Назовите функциональные области (составные части) логистики.

– Дайте определение информационного потока, его видов и единиц измерения.

3. – Охарактеризуйте связь логистики и маркетинга.

– Дайте определение логистической операции и их классификацию.

4. – Обоснуйте воздействие фактора перехода рынка продавца к рынку покупателя на развитие логистики.

– Приведите классификацию логистических операций, дайте признаки классификаций.

5. – Перечислите факторы развития логистики.

– Охарактеризуйте основные положения концепции логистики.

6. – Первый уровень (этап) развития логистики, его характерные черты, область действия логистической системы. Способы оценки эффективности ЛС первого уровня.

– Дайте определение логистической функции.

7. – Второй уровень (этап) развития логистики, его характерные черты, область действия логистической системы. Способы оценки эффективности ЛС второго уровня.

– Перечислите основные логистические функции (ЛФ) и их распределение в ЛС.

8. – Третий уровень (этап) развития логистики, его характерные черты, область действия логистической системы. Способы оценки эффективности ЛС третьего уровня.

– Определение ЛС и ее отличительные признаки.

9. – Четвертый уровень (этап) развития логистики, его характерные черты, область действия логистической системы. Способы оценки эффективности ЛС четвертого уровня.

– Определение макрологистической системы и ее элементов.

10. – В чем заключается отличие предшествующей стадии развития логистики от последующей.

– Определение микрологистической системы и ее элементов.

 

По учету фактора времени

Пример 2.1.

На двух предприятиях холдинга необходимо изготовить 200 единиц некоторой продукции. Затраты, связанные с производством изделий на первом предприятии, равны  руб., где х1 – объем производства изделия на этом предприятии. Затраты, обусловленные изготовлением х2 единиц изделия на втором предприятии, составляют руб.

Необходимо составить план производства, т.е. определить, сколько единиц продукции следует произвести на каждом из предприятий, чтобы общие затраты на производство необходимой продукции были минимальными.

 

Составим математическую модель рассмотренной задачи и решим ее.

Переменные. Так как нужно определить объемы производства каждого предприятия, то управляемыми переменными являются х1 и х2.

 

Целевая функция. Обозначив затраты (в руб.) через , можно дать следующую математическую формулировку целевой функции: определить (допустимые) значения х1 и х2, минимизирующие величину общих затрат:

            ,

 

Ограничения. При решении рассматриваемой задачи должно быть учтено ограничение на объем конечной продукции:

  х1 + х2 = 200.

 

Решим задачу:

Пусть х1 = 200 – х2, тогда

Для решения модели записываем достаточные условия минимума функции одной переменной х2.

,

,

т.к.  - выпуклая, то данное условие является и достаточным.

Оптимальное значение объема производства на втором предприятии равно 79 изделиям, из чего следует, сто на первом предприятии будет произведено 121 изделие и оптимальные затраты составят 97 590руб.

 

Пример 2.2. (задача о раскрое или минимизации отходов (обрезков)).

Для выполнения текущих заказов на мебельной фабрике необходимо из стандартных листов фанеры вырезать заготовки четырех видов в количествах, соответственно равных 24, 31, 18 и 20 шт. Разработано 2 способа распила фанерных листов на заготовки рассматриваемых видов. Количество получаемых заготовок при каждом способе раскроя приведено в таблице. В ней же указана величина отхо­дов с каждого листа фанеры, которые получаются при раскрое листа.

Таблица 2.2.

Вид заготовки

Количество заготовок (шт. при расходе по способу разреза)

1 2
I II III IV 2 5 2 4 6 4 3 2
Величина отходов (см2) 12 16

Необходимо решить, сколько листов фанеры и по какому способу, следует раскроить так, чтобы было получено не меньше нужного количества заготовок при минимальных отходах.

 

Определим переменные: Хj – количество листов фанеры, разрезаемых по варианту j, j=1,2.

Ограничения непосредственно связаны с требованием, обеспечить изготовление не менее требуемого количества заготовок.

 – количество заготовок I вида,

 – количество заготовок II вида,

 – количество заготовок III вида,

 – количество заготовок IV вида.

 

Выражение для суммарной величины потерь фанеры (отходы) (в см2) имеет вид:

.

Таким образом, математическая модель в общем виде имеет вид

=                 

 

при ограничениях:

,

,

,

.

       ; Xj – целые;  j=1,2.

 

Решение задачи потребует использование алгоритмов из курса «Математические методы исследования операций в экономике» либо надстройки «Поиск решения» в MS Excel (см. пункт 3.4 учебного пособия).

 

Пример 2.3. (задача составления кормовой смеси или задача о диете).

Бройлерное хозяйство птицеводческой фермы насчитывает 20 000 цыплят, которые выращиваются до 8-недельного возраста и после соответствующей обработки поступают в продажу. Недельный расход корма в среднем (за 8 недель) составляет 500г = 0,5 кг на каждого цыпленка.

Для того чтобы цыплята достигли к 8-й неделе необходимого веса, кормовой рацион должен удовлетворять определенным требованиям по питательности. Этим требованиям могут соответствовать смеси различных видов кормов, или ингредиентов.

В табл. 2.3 приведены данные, характеризующие содержание (по весу) питательных веществ в каждом из ингредиентов и удельную стоимость каждого ингредиента. Смесь должна содержать:

не менее 0.8% кальция

 

не менее 22% белка              от общего веса смеси

 

не более 5% клетчатки

 

Требуется определить количество (в кг.) каждого из трех ингредиентов, образующих смесь минимальной стоимости, при соблюдении требований к общему расходу кормовой смеси и ее питательности.

 

Таблица 2.3

Ингредиент

Содержание питательных веществ

Стоимость
 

(кг/ингредиента)

(руб./кг)
  Кальций Белок Клетчатка  
Известняк Зерно Соевые бобы 0.38 0.001 0.002 - 0.09 0.50 - 0.02 0.08 0.4 0.25 0.40

 

Примечания

1) Если число линий, необходимое для того, чтобы вычеркнуть нулевые элементы, равно числу строк (столбцов), то существует полное назначение.

2) Если исходная задача является задачей максимизации, то все элементы матрицы стоимостей следует умножить на (–1) и сложить их с достаточно большим числом так, чтобы матрица не содержала отрицательных элементов. Затем задачу следует решать как задачу минимизации.

 

Пример 3.1 Задача размещения производства.

Компания разрабатывает план выпуска трех новых видов продукции. Предположим, что компания владеет пятью предприятиями и что на трех из них должны производиться новые виды продукции – по одному виду на одно предприятие. Ниже указаны издержки производства и сбыта единицы продукции.

 

1. Издержки производства единицы продукции (руб.):

 

Вид

продукции

Предприятие

1 2 3 4 5
1 20 23 38 15 5
2 8 29 6 35 5
3 5 8 3 4 7

 

2. Издержки сбыта единицы продукции (руб.):

 

Вид

продукции

Предприятие

1 2 3 4 5
1 20 50 20 10 13
2 7 90 8 35 60
3 5 5 4 15 6

 

Плановый объем годового производства, который позволил бы удовлетворить спрос, и плановая стоимость единицы продукции каждого вида следующие:

 

Вид продукции Плановый объем производства Плановая стоимость (руб.)
1 35000 55
2 160000 50
3 54000 30

На основе имеющихся данных определим общие издержки на единицу продукции, которые складываются из издержек производства и издержек сбыта. Поскольку продажная цена единицы каждого вида продукции известна, то можно вычислить прибыль на единицу продукции:

 

Вид

продукции

Предприятие

1 2 3 4 5
1 15 –18 –3 30 37
2 35 –69 36 –20 –15
3 20 17 23 11 17

 

Умножая прибыль, приходящуюся на единицу продукции, на годовой объем сбыта, получим общую годовую прибыль, соответствующую каждой паре вид продукции – предприятие. Данные величины (в тыс. руб.) приведены в следующей таблице:

 

Вид

продукции

Предприятие

1 2 3 4 5
1 525 –630 –105 1050 1295
2 5600 –11040 5760 –3200 –2400
3 1080 918 1242 594 918

 

Если прибыль рассматривать как отрицательные затраты, то исходная задача максимизации может быть сведена к минимизационной задаче о назначениях (см. примечание 2).

Вид

продукции

Предприятие

1 2 3 4 5
1 –525 630 105 –1050 -1295
2 –5600 11040 –5760 3200 2400
3 –1080 –918 –1242 –594 –918

 

Для того чтобы матрица стоимостей не содержала отрицательных элементов, сложим каждый элемент матрицы с числом 5760 и введем два вида фиктивной продукции (4 и 5), которой соответствует нулевая прибыль. В результате будет получена следующая матрица:

 

Вид

продукции

Предприятие

1 2 3 4 5
1 5235 6390 5865 4710 5515
2 160 16800 0 8960 12960
3 4680 4842 4518 5166 4842
4 0 0 0 0 0
5 0 0 0 0 0

 

Приступим к решению задачи:

Итерация 1.

Шаг 1.

 =

Шаг 2.

 

Шаг 3.

 

Итерация 2.

Шаг 2. Воспользуемся замечанием 1. Тогда получим:

 

Оптимальное решение данной задачи следующее: производство первого вида продукции назначается предприятию 4, второго вида – предприятию 1, третьего вида – предприятию 3, четвертого вида – предприятию 2, пятого вида – предприятию 5. Очевидно, что 2 последних назначения являются фиктивными. Суммарная годовая прибыль, соответствующая данному решению, равна 1050 + 5600 + 1242 = 7892 (тыс. руб.).

 

Зачастую, основным видом деятельности фирмы является не производство, а оказание услуг, осуществление продаж. К  математической модели задачи о назначениях могут быть сведены и другие задачи, например маркетинговые. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 3.2.

Компания разрабатывает план распределения торговых агентов по населенным пунктам. Предположим, что в качестве городов-претендентов рассматриваются Нальчик, Саратов, Казань, Ростов и Москва и в распоряжении менеджера на данный момент имеется 4 сотрудника. Покупательная способность жителей городов 1400, 5000, 3600, 4800 и 3000 шт. соответственно. Также известен процент успешно реализуемых покупательных способностей по продукции проекта для каждого сотрудника: 80, 60, 75 и 65%. Цена продажи рассматриваемой продукции составляет 3000 руб./шт. Ниже указаны издержки связанные с транспортировкой и проживанием агента в течение рассматриваемого проекта.

 

1. Транспортные издержки (тыс. руб.) в зависимости от исходного места дислокации сотрудника:

 

Вид

продукции

Предприятие

1 2 3 4 5
1 20 23 38 15 5
2 8 29 6 35 5
3 5 8 3 4 7

 

2. Бытовые издержки (тыс. руб.) сотрудника за весь период реализации проекта:

 

Вид

продукции

Предприятие

1 2 3 4 5
1 20 50 20 10 13
2 7 90 8 35 60
3 5 5 4 15 6

Необходимо разработать план распределения торговых агентов, чтобы прибыль при реализации проекта была максимальной.

Рекомендации. По имеющимся данным необходимо сформировать матрицу ожидаемой прибыли (доходы за вычетом издержек). Учтите, что задача состоит в поиске максимального значения целевой функции. Решите задачу венгерским методом.

 

Транспортная логистика (ТЛ)

 

Задача 4.2.1.

Заводы фирмы-производителя стиральных машин расположены в А1, А2 и А3. Основные центры распределения продукции сосредоточены в В1 и В2. Объемы производства указанных трех заводов равняются 1000,1500 и 1200 стиральных машин ежеквартально. Величины квартального спроса в центрах распределения составляют 2300 и 1400 стиральных машин соответственно. Стоимость перевозки по железной дороге одной стиральной машины на один километр равняется примерно 8 копейкам. Расстояния в километрах между заводами и центрами распределения приведены в следующей таблице:

 

  В1 В2
А1 1000 2690
А2 1250 1350
А3 1275 850

 

Расстояния можно перевести в стоимость перевозки одной стиральной машины (переводной коэффициент = 0,08 руб./км). В результате получается следующая таблица стоимостей (округленных до рубля), которая содержит коэффициенты Сij общей модели.

 

  В1 В2
А1 80 215
А2 100 108
А3 102 68

 

Обозначим количество стиральных машин, перевозимых из исходного пункта i в пункт назначения j, через Xij. Поскольку суммарный объем производства стиральных машин (1000 + 1500 + 1200 = 3700) равен суммарному спросу (2300 + 1400 = 3700), данная модель является сбалансированной транспортной моделью, и соответствующая задача линейного программирования с ограничениями в виде равенств формулируется следующим образом:

минимизировать Z=80X11+215X12+100X21+108X22+102X31+68X32

при ограничениях

   X11 + X12 =1000,

   X21 + X22 =1500,

   X31 + X32 =1200,

   X11 + X21 + X31 =2300,

   X12 + X22 + X32 =1400,

Xij ³0 для всех i,j.

 

Более компактный способ представления транспортной модели связан с использованием так называемой транспортной таблицы, имеющей вид матрицы, в которой строки соответствуют исходным пунктам, а столбцы – пунктам назначения. Коэффициенты стоимости Сij расположены в правом верхнем углу каждой ячейки (i, j). Модель фирмы можно представить в виде табл. 4.2.1.

В следующем подразделе будет показано, что специальный метод решения транспортной задачи, основанный на симплекс-методе, предполагает использование транспортных таблиц.

Первоначальные опорные планы для транспортной задачи, представленной в табл.4.2.1, найденные методом Северо-западного угла и методом минимального элемента, совпадают и приведены в табл.4.2.2.

 

Таблица 4.2.1.

 

  В1 В2 Объем производства
А1 80 X11 215 X12 1000
А2 100 X21 108 X22 1500
А3 102 X31 68 X31 1200
Спрос 2300 1400 3700

 

 

Таблица 4.2.2.

 

  В1 В2 Объем производства
А1 80 1000 215 – 1000
А2 100 1300 108 200 1500
А3 102 – 68 1200 1200
Спрос 2300 1400 3700

 

Z(X) = 80×1000 + 100×1300 + 108×200 + 68×1200 = 313200 руб.

 

Задача 4.2.2.

Пусть теперь завод А2 производит не 1500, а 1300 стиральных машин. Это приведет к дисбалансу, поскольку суммарный объем производства (3500) не равен суммарному спросу (3700).

Другими словами, дисбаланс означает, что спрос в центрах распределения стиральных машин полностью удовлетворить не удается. В этом случае необходимо видоизменить транспортную модель таким образом, чтобы недостаток стиральных машин (3700–3500 = 200) оптимально распределялся между центрами, в которые поступают стиральные машины.

Поскольку спрос превышает объем производства, можно ввести дополнительный фиктивный исходный пункт (завод) с производительностью в 200 стиральных машин. В обычных условиях завод может отправлять свою продукцию в любой центр распределения стиральных машин. Количество продукции, «отправляемой» фиктивным заводом в пункт назначения, будет представлять собой объем недостающей продукции в этом пункте.

Для завершения построения модели не хватает лишь информации о стоимости «перевозок» с фиктивного завода в пункты назначения. Поскольку на самом деле такого завода не существует, никакие перевозки не осуществляются, и соответствующая стоимость перевозки единицы продукции равна нулю. Однако эту ситуацию можно рассмотреть и по-другому, считая, что каждая единица недопоставленной в центры распределения продукции облагается штрафом. В этом случае транспортные расходы на единицу продукции равны штрафу за единицу продукции, недополученную в том или ином центре распределения.

В табл. 4.2.3. представлена сбалансированная модель с измененной производительностью завода в А2.

 

Таблица 4.2.3

 

  В1 В2  
А1 80 215 1000
А2 100 108 1500
А3 102 68 1200
Фиктивный завод 0 0 200
  2300 1400  

 

Фиктивный завод имеет производительность 200 стиральных машин. Аналогичным образом, если объем производства превышает спрос, можно ввести дополнительные фиктивные пункты назначения, которые «поглощают» избыток продукции.

 

 

Задача 4.2.3.

Пусть спрос в В1 упал до 1900 стиральных машин. В табл.4.2.4 представлена модель с фиктивным центром распределения, поглощающим избыток производства. Соответствующая стоимость перевозки одного стиральной машины равна нулю. Однако можно назначить штраф за хранение стиральной машины на складе завода, тогда стоимость перевозки одного стиральной машины станет равной стоимости его хранения.

 

Таблица 4.2.4.

 

  В1 В2 Фиктивный центр распределения  
А1 80 215 0 1000
А2 100 108 0 1500
А3 102 68 0 1200
  1900 1400 400 3700

 

 

Домашнее задание 5.

Замечание. В домашнем задании применяется укороченная форма записи. Строки соответствуют исходным пунктам, столбцы – пунктам назначения, справа от вертикальной черты – объемы производства, под матрицей – спрос. Прочерк в матрице стоимости С означает, что поставка между указанными пунктами отсутствует.

Составить первоначальный опорный план двумя методами и вычислить его стоимость.

 

1. 8 40     2. 18 10 5 23
  3 5 1 60       4 18
  1 2 4 50       3 5 2 29
  70 30 20         15 28 20  
                       
3. 6 5 4 500   4. 2 1 8 200
  8 8 2 6 200     4 5 300
  9 7 6 300     1 3 400
  400 200 150 250       500 200 400  
                       
5. 5 8 1 100     6. 30 40 1 50
  6 4 50       5 20 20
  3 2 70       18 12 40
  10 80 90         60 60 10  

 

7. Строительный песок добывается в трех карьерах с производительностью в день 46, 34 и 40 т и затратами на добычу одной тонны 1, 2 и 3 руб. соответственно. Песок доставляется на четыре строительных площадки, потребность которых составляет 40, 35, 30 и 45 т. Транспортные расходы на перевозку одной тонны песка заданы матрицей:

 

 

Недостающее количество песка – 30 тонн в день можно обеспечить двумя путями: увеличением производительности

а) первого карьера, что повлечет дополнительные затраты в 3 руб. на добычу 1 т;

б) второго с дополнительными затратами в 2 руб./т.

Определить оптимальный план закрепления строительных площадок за карьерами и оптимальный вариант расширения поставок песка. Потребности четвертой строительной площадки должны быть удовлетворены полностью.

 

8. 2 4 5 1 60 У третьего поставщика груз
  2 3 9 4 70 должен быть вывезен полностью.
  8 4 2 5 50  
  40 30 20 50    

 

 

9. 2 3 9 7 20 Первый и четвертый пункты
  3 4 6 1 16 отправления должны быть
  5 1 2 2 14 полностью разгружены.
  4 5 8 1 22  
  16 18 12 15    

 

10. 3 7 1 5 4 9 30 Четвертый и шестой
  7 5 8 6 3 4 5 потребители должны
  6 4 8 3 2 5 45 быть удовлетворены
  3 1 7 4 2 2 40 полностью.
  10 35 15 25 55 10    

 

 

Метод потенциалов

 

Для транспортной задачи (ТЗ), как и для любой другой ЗЛП, существует двойственная к ней задача.

Исходная задача

 

                                                            (4.6)

 

                                         (4.7)

 

                                    (4.8)

 

                                       (4.9)

 

Обозначим двойственные переменные для каждого ограничения вида (4.7) через Ui (i = 1,..,m) и вида (4.8) – Vj (j = 1,..,n), тогда двойственная задача имеет вид

 

                                        (4.10)

 

Ui +Vj £ Cij, i = 1..m, j = 1..n                                   (4.11)

 

Переменные задачи, двойственной к транспортной, Ui и Vj называют потенциалами поставщика и потребителя соответственно.

Утверждение. Для оптимальности плана X=(Xij)mn ТЗ, необходимо и достаточно существование чисел (потенциалов) V1,V2,…,Vn и U1, U2, …, Um таких, что

 

1. Ui + Vj £ Cj, для i = 1,..,m, j = 1,…,n

 

2. Ui + Vj = Cj, для тех i, j, где Xij>0                               (4.12)

 

Из утверждения следует: для того чтобы опорный план был оптимальным, достаточно выполнения следующих условий:

а) для каждой занятой клетки (отличного от нуля элемента матрицы X) сумма потенциалов должна быть равна стоимости перевозки единицы груза

 

Ui + Vj = Cj                                                                     (4.13)

 

б) для каждой незанятой клетки (Xij = 0) сумма потенциалов должна быть меньше или равна стоимости перевозки единицы груза

 

Ui + Vj £ Cij                                                                     (4.14)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.216 с.)