Контроль за выполнением законодательства в области труда и заработной платы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль за выполнением законодательства в области труда и заработной платы



Государство уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения законодательства о труде. В январе–ноябре 2019 г. было выявлено 2 593 факта (в ноябре 2019 г. – 225 организаций) нарушения нанимателями сроков выплаты заработной платы, сумм, причитающихся работникам на день увольнения, среднего заработка за время трудового отпуска.

Вместе с тем есть и положительная динамика. Так, на19%сократилось количество случаев просроченной задолженности по выплате заработной платы в 2019 г. в сравнении с 2018 г. (910 и
1 124 случая соответственно). По состоянию на 1 января 2020 г. просроченная задолженность по заработной плате допущена в
98 организациях.

Справочно.

За выявленные нарушения порядка и сроков выплаты заработной платы к административнойответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 2 034 нанимателя и 1 974 должностных лица нанимателей на общую сумму 733,7 тыс. руб.

Уменьшилось на 6,5% за этот же период и количество случаев нарушения нанимателями законодательства о труде в части несоблюдения минимальных гарантий по оплате труда (174 факта за январь-ноябрь 2019 года и 186 – за январь-ноябрь 2018 года).В ноябре 2019 г. такие нарушения были зафиксированы в 7 организациях.

Справочно.

За допущенные нарушения к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 149 должностных лиц нанимателей на сумму 9,4 тыс. руб.

Для решения проблем в сфере оплаты труда органами государственного управления ведется постоянный мониторинг организаций, испытывающих трудности с выплатой заработной платы, анализируется начисленный фонд заработной платы с учетом роста производительности труда, полученной выручки от реализации продукции. Кроме того, осуществляется комплекс мер, направленных на расширение и поиск новых рынков сбыта продукции, заказов на ее производство, модернизацию производств, оказывается содействие организациям в привлечении дополнительных заемных средств, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций.

В свою очередь организациями республики осуществляется постоянная работа по обеспечению устойчивой производственной деятельности, оперативному и полному взысканию дебиторской задолженности, оптимально эффективной организации работы персонала и его численности и др.

Основные направления совершенствования государственной политики в сфере содействия занятости населения

Состояние и динамика спроса и предложения рабочей силы в стране в 2019 году, ситуация в сфере занятости

С 2016 года реализация политики занятости в Республике Беларусь обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Республике Беларусь создана государственная служба занятости населения. Работу данной службы возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты.

Справочно.

Нормативная правовая база, регламентирующая правовые, экономические и организационные вопросы государственной политики в области содействия занятости населения, размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://mintrud.gov.by/ru/new_url_1289468183).

Деятельность государственной службы занятости населения в числе прочего направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда.

В настоящее время на рынке труда страны наблюдаются положительные тенденции, которые характеризуются ростом спроса на рабочую силу и снижением уровня зарегистрированной безработицы.

В январе–ноябре 2019 г. в национальной экономике было занято 4330,6 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность занятого населения незначительно сократилась (на 7,7 тыс. человек, или на 0,2%).

В 28 регионах республики (в том числе и г.Минске) наблюдается темп роста численности занятых более 100% (в 2018 году – только в
18 регионах).

За январь–ноябрь 2019 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 169,7 тыс. человек (88,8% к соответствующему периоду 2018 года). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало 2019 года, в трудоустройстве нуждалось 186,6 тыс. человек (84,9% к январю–ноябрю 2018 г.).

На 1 декабря 2019 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 10,2 тыс. безработных (на 28% меньше, чем на 1 декабря 2018 г.). Средняя продолжительность безработицы по сравнению с 2018 годом сократилас ь с 3,4 месяцадо 2,8 месяца.

Справочно.

Более половины всех состоящих на учете безработных – это мужчины (64,3%, в 2018 году – 62,9%). Молодежь в возрасте 16-30 лет составляет 21,6% (в 2018 году – 22,5%).

Число вакансий, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите, по сравнению с 1 декабря 2018 г. увеличилось на 14,7% и на 1 декабря 2019 г. составило 90,1 тыс.Это в 8,8 раза больше численности безработных. Средний период трудоустройства составил 1,4 месяца (в аналогичном периоде 2018 г. – 1,6 месяца).

Выполнение мероприятий Государственной программы позволило в 2019 году снизить уровень зарегистрированной безработицы до 0,2% к численности рабочей силы,а также снизить уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее – МОТ) с 4,8% за 9 месяцев 2018 г. до 3,9% в аналогичном периоде 2019 года.

Расхождение в цифрах объясняется тем, что Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь определяет уровень безработицы по числу зарегистрированных в службе занятости. В последние годы этот показатель не превышал 1%. Но раз в квартал Национальный статистический комитет Республики Беларусь оценивает данный показатель по методологии МОТ, которая заключается в выборочном обследовании домашних хозяйств. При этом безработными считаются люди, которые в период проведения обследования удовлетворяли одновременно следующим критериям: 1) не имели работы (доходного занятия); 2) занимались поиском работы – обращались в государственную или коммерческую службы занятости, обращались в СМИ или Интернет, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; 3) были готовы приступить к работе в течение недели. Таким образом, в качестве безработных также могут учитываться пенсионеры и студенты дневных отделений.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в ходе указанного обследования опрашивается население в возрасте от 15
до 74 лет включительно. Нижняя возрастная граница определена в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций (ООН) по проведению переписи населения, в которых установлено, что минимальный возраст для определения экономической активности населения не должен превышать 15 лет, а верхняя граница – с учетом наличия фактов экономической деятельности.

Справочно.

Оценка по методологии МОТ показывает, что безработица в Беларуси находится в рамках соответствующих показателей стран Евросоюза. Там по итогам III квартала 2019 года самый низкий уровень безработицы отмечался в Чехии (2,1%), Германии (3,2%) и Нидерландах (3,3%). Больше всего безработных оставалось в Греции – 18,5%. Следом шли Испания (13,8%) и Италия (10,2%).

В США безработица в 2019 году держалась на уровне 3,6%.

Снижение официально зарегистрированной безработицы и рост вакансий обусловили дальнейшее падение уровня напряженности на рынке труда. Коэффициент напряженности на рынке труда (показывает, какое число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию) снизился с 0,2 на 1 декабря 2018 г. до 0,1 безработных на одну вакансию на 1 декабря 2019 г. (для сравнения: в марте 2015 г. данный показатель достиг своего максимума за последние время – 1,8).

Благоприятное влияние на рынок труда оказывает также сокращение масштабов вынужденной неполной занятости.

Режимом вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2019 г. были охвачены 55,4 тыс. человек или менее 2% от списочной численности работников (в январе-ноябре 2018 г. – 75,7 тыс. человек или 2,6 процента от списочной численности работников).

Несмотря на позитивную динамику на рынке труда, вопрос создания новых рабочих мест находится на постоянном контроле Главы государства. Так, Указом Президента Республики Беларусь от
23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» поставлена и выполняется задача по обеспечению ежегодного увеличения количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места не менее чем на 50 тыс. человек.

«Создание рабочих мест должно стать основным показателем эффективности работы руководителей государственных органов», таково требование А.Г.Лукашенко.

На 2019 год прогнозные показатели по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места составляли 67 660 человек (значение прогнозного показателя на девять месяцев 2019 г. – 48 900 человек).

За январь-сентябрь 2019 г. по республике трудоустроено на вновь созданные рабочие места 50 352 человека (на 1452 больше прогноза, или 103% к прогнозному показателю).В Минске план перевыполнили на 2 252 человека, в Брестской и Гродненской областях – на 570 и 331 человека соответственно.

Справочно.

В частности, в 2019 году трудоустроены на созданные рабочие места новых производств действующих предприятий:

ИООО «ЭПАМ Системз» (г.Минск) – 774 человека; ОАО «Радиоволна» (г.Гродно) – 343 человека; БелАЗ (г.Жодино) – 300 человек; филиал «Витебск-табак» СЗАО «ЭНЕРГО-ОИЛ» – 127 человек; ИООО «Омск Карбон Могилев» (производство технического углерода) – 132 человека; СП «Санта Бремор» ООО (г.Брест) – 115 человек;ОАО «Речицкий метизный завод» – 38 человек.

Трудоустроены на созданные новые предприятия:

ООО «ЦРПО АрасКорп» (г.Минск) – 180 человек; ООО «Полиполь Мебель Бел» (Ивацевичский район) – 150 человек; ООО «Фермер Кошелев» (Буда-Кошелевский район) – 65 человек.

Деятельность руководства страны и далее направлена на ее успешное социально-экономическое развитие и закрепление сложившихся положительных тенденций на рынке труда.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2019 № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год» определен перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на 2020 год, в который вошли 29 регионов (22,7 процента от общего числа административно-территориальных единиц). В 2019 году в такой перечень было включено 53 региона и по данным на 1 декабря 2019 г. ситуация улучшилась в каждом из них.

Справочно.

По Брестской области в перечень включено 3 региона: Березовский, Ивановский и Лунинецкий районы;

по Витебской области – 9 регионов: Бешенковичский, Глубокский, Городокский, Миорский, Поставский, Россонский, Сенненский, Толочинский и Шарковщинский районы;

по Гомельской области – 3 региона: Добрушский, Рогачевский и Хойникский районы;

по Гродненской области включено 2 региона: Зельвенский и Свислочский районы;

по Минской области – 9 регионов: Березенский, Вилейский, Копыльский, Крупский, Логойский, Молодечненский, Мядельский, Пуховичский и Слуцкий районы;

по Могилевской области – 3 региона: Дрибинский и Круглянский районы, г.Бобруйск.

Реализуемые государством активные меры по обеспечению занятости населения, в том числе работников, высвобождаемых в результате модернизации, реструктуризации производств, предусматривают:

содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы;

содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений;

организацию профессиональной подготовки (переподготовки);

организацию оплачиваемых общественных работ;

интеграцию в трудовую сферу целевых групп населения;

содействие в организации предпринимательской деятельности безработных.

В этих целях отработан и эффективно действует механизм актуализации Общереспубликанского банка вакансий (внедрен в 2007 году в целях информирования граждан, нуждающихся в трудоустройстве, о наличии вакансий на предприятиях республики), размещенного на портале Государственной службы занятости. Стоит отметить, что банк вакансий активно используется: в январе–ноябре 2019 г. зафиксировано 15,2 млн. посещений.

С вступлением в силу в 2016 году новой редакции Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» впервые урегулированы вопросы деятельности агентств по трудоустройству. С 1 января 2017 г. предоставление гражданам услуг по содействию в трудоустройстве на территории страны может осуществляться только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые включены в Реестр агентств по трудоустройству (на сегодняшний день – более 170 агентств).

Для агентств определен порядок предоставления услуг и, что самое главное, плата за услугу осуществляется гражданами только по факту ее предоставления.

Содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы. В рамках выполнения мероприятий Государственной программы за январь–ноябрь 2019 г. оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии
127 тыс. человек, из них 63,1 тыс. безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 63,6% от числа нуждающихся в трудоустройстве при целевом показателе по итогам 2019 года 59%.

Рынок труда сегодня стремительно меняется, растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но при этом постоянно требуются и работники без специализированной подготовки.

Как и в 2018 году, на рынке труда более востребованы рабочие (водитель автомобиля, швея, продавец, машинист, повар, каменщик, электрогазосварщик) – 63,6% от общего числа вакансий. В этом году появился новый тренд очень высок спрос на профессии, которые не требуют специальной подготовки: сторожа, вахтеры, охранники и так далее. Причем они не всегда низкооплачиваемые.

На долю вакансий для специалистов приходится немногим более трети – здесь сегодня очень востребованы врачи, ветеринары, бухгалтеры, инженеры по охране труда и особенно IT-специалисты на них последние три года спрос постоянный.

Содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений. В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 148 семьям безработных. 

Организация профессиональной подготовки (переподготовки). В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда республики на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 5 150 безработных (5,2% от нуждающихся в трудоустройстве безработных при прогнозе 5,5%).

Справочно.

На обучение по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства направлено 3 233 человека, или 62,8% от общего числа направленных безработных.

В целях оказания практической помощи гражданам в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда органами по труду, занятости и социальной защите оказаны профориентационные услуги 36,2 тыс. обратившихся граждан. Различными мероприятиями профориентационной направленности охвачено 37,5 тыс. учащихся учреждений общего среднего образования.

С целью приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 544 безработным.

В целях содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами по труду, занятости и социальной защите проводятся информационные мероприятия по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда региона, организованы «горячие линии».

Организация оплачиваемых общественных работ. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 35,6 тыс. человек. Обеспечена временная трудовая занятость 31,6 тыс. школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Интеграция в трудовую сферу целевых групп населения. Забронировано 21 262 рабочих места для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

Из числа нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости на забронированные рабочие места по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в январе–ноябре 2019 г.трудоустроено
5 790 безработных.

Справочно.

На забронированные рабочие места трудоустроены 1 909 безработных из числа родителей в многодетных и неполных семьях, 680 инвалидов, 473 безработных из числа граждан, впервые ищущих работу в возрасте до 21 года, 1 238 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, 877 военнослужащих, уволенных с военной службы и 508 лиц предпенсионного возраста.

На адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателям по оплате труда направлено 493 инвалида.

Содействие в организации предпринимательской деятельности безработных. Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости всем желающим заработать, занимаясь при этом любимым делом.

Сегодня граждане могут осуществлять такую деятельность без необходимости регистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Справочно.

На 1 октября 2019 г. по заявительному принципу деятельность осуществляют 39 927 физических лиц, ими уплачено 5,89 млн. рублей единого налога (за аналогичный период 2018 года – 32 322 физических лица,
уплачено – 3,4 млн. рублей);

количество физических лиц, уплативших сбор за осуществление ремесленной деятельности, по республике составило 18 400 человек
(за аналогичный период прошлого года – 13 448 человек).

Помимо этого, содействиев организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий в январе–ноябре 2019 г. оказано 1 546 безработным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.169.78 (0.048 с.)