Валютное регулирование и валютный контроль в республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валютное регулирование и валютный контроль в республике Беларусь



ВВЕДЕНИЕ

 

Основными целями валютного регулирования в Республике Беларусь с позиций эффективной экономики являются:

усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;

стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;

стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности (поощрение промышленного экспорта и создание таких условий для импорта, которые обеспечивали бы развитие импортозамещающих производств).

Решения, принимаемые Национальным банком Республики Беларусь в области валютного регулирования, оказывают воздействие на многие ключевые экономические параметры. Поэтому актуальной теоретической задачей является понимание направления и механизмов взаимосвязи между валютным курсом и уровнем совокупного выпуска национальной экономики. Данной проблеме посвящено большое количество зарубежных и отечественных работ. Разные исследователи, используя различные теоретические модели и основываясь на различных эмпирических данных, приходят иногда к диаметрально противоположным выводам. Иными словами, вопрос о характере и степени влияния изменения курса национальной валюты на динамику производства и реального ВВП по-прежнему остается открытым.

В последние годы появился целый ряд теоретических моделей и эконометрических исследований по заявленной теме, что также является косвенным подтверждением ее актуальности. С одной стороны, валютный кризисы 2011 года, ярко показывает, что изменения валютного курса рубля весьма сильно влияют на динамику основных макроэкономических показателей. С другой стороны, многие существующие макроэкономические модели имеют ограниченную применимость из-за предпосылок о совершенной конкуренции, отсутствии торговых ограничений и совершенной мобильности капитала. Поэтому правильное валютное регулирование в Республике Беларусь является весьма актуальной задачей.

Цель дипломной работы - изучение регулирование валютного курса в Республике Беларусь.

Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:

рассмотреть понятия и содержание валютного регулирования;

изучить основные понятия валютного контроля;

рассмотреть критерии оптимальности национальной валютной системы в Республике Беларусь;

раскрыть сущность валютной биржи как ведущей формы валютного рынка в переходной экономике;

изучить развитие валютного регулирования в Республике Беларусь, состояние и динамику валютного курса;

выявить проблему регулирования валютного курса;

определить рекомендации по стабилизации валютного курса Республики Беларусь.

Объектом исследования является - Республика Беларусь.

Предметом исследования является валютное регулирование.

В процессе написания работы использовались методы условной оптимизации, эконометрические и статистические методы: регрессионный анализ, исследование стационарности.

В процессе написания работы использовались нормативно-правовые акты Республики Беларусь, действующие в настоящее время, также огромную помощь оказали статьи в журнале «Планово-экономический отдел» за 2012-2013 гг.


 

Основные понятия валютного контроля

 

С научной точки зрения, государственный валютный контроль - это система мер, принимаемая Правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.

Валютный контроль в Республике Беларусь определяется требованиями специального валютного законодательства.

С теоретической точки зрения, нормативно-правовые акты по валютному контролю выглядят почти безупречно, во всяком случае, на первый взгляд. Но на практике адаптация норм данных актов банками происходит непросто, поэтому зачастую требуется разъяснение тех или иных положений актов законодательства по валютному контролю.

Иногда бывает сложно увязать в единую логическую взаимосвязь отдельные нормы различных документов валютного, гражданского, правового и других законодательств, особенно когда времени для принятия банком какого-либо решения, устраивающего как клиента, так и банк, являющийся агентом валютного контроля, крайне мало. В данной ситуации требуется мобилизация потенциала как валютных подразделений, так и юридических служб банка.

Одним из вариантов решения данной проблемы является обращение к вышестоящему органу - Национальному банку.

Периодически в своей работе банки сталкиваются с некоторыми проблемами таможенно-банковского контроля внешнеторговых операций. Например, внешнеторговым договором предусмотрено прекращение обязательств по договору одновременно с окончанием срока его действия, но клиент представляет в банк дополнительное соглашение к договору, в котором оговорено продление срока его действия.

Внешнеторговые сделки могут содержать самые разнообразные условия их исполнения, и в каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать контроль осуществления таких сделок. Например, резидент заключил внешнеторговый импортный договор с нерезидентом на условиях 100-процентной предоплаты. Денежные средства были перечислены, однако нерезидент не выполнил своих обязательств по поставке товаров, но при этом предложил направить причитающиеся средства на оплату сырья и материалов для собственного производства, поступивших резиденту по договору с другим нерезидентом. Перед банком встает вопрос: исполнять или не исполнять платежные инструкции клиента в соответствии с данным порядком расчетов?

При этом вновь возникает необходимость обратиться к первоисточникам. Согласно Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 (ред. от 23.07.2012) «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов Республики Беларусь либо если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

На первый взгляд, в данном случае платеж резидента по договору со вторым нерезидентом может быть осуществлен со счета нерезидента - должника по первому договору. При этом будет выполнено требование Указа <file:///D:\library\>№ 178 в отношении неденежной формы прекращения обязательств, поскольку резиденту поступили сырье и материалы для собственного производства. Это произойдет тогда, когда резидент заключит с первым нерезидентом дополнительное соглашение к договору, основным условием которого будет изменение формы прекращения обязательств с денежной на товарную (товаром в данном случае будет выступать сырье и материалы для собственного производства), а со вторым нерезидентом - договор уступки требования.

В этом случае уместно обратиться прежде всего к гражданскому законодательству. В соответствии со ст. 54 <file:///D:\library\> Гражданского кодекса Республики Беларусь при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Национальный банк, принимая во внимание тот факт, что в данном случае изменение условий договора произошло не по воле договаривающихся сторон, а по обстоятельствам, не зависящим от них, и учитывая содержание ст. 54 <file:///D:\library\> ГК, полагает целесообразным при проведении либо получении платежей по внешнеторговым операциям включить в перечень документов, необходимых для валютного контроля, документ произвольной формы (уведомление, соглашение), свидетельствующий об изменении банковских реквизитов, произошедшем в результате реорганизации обслуживающего банка.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что законодательство не может быть настолько идеальным, чтобы исключить любые вопросы по его применению. Поэтому необходим комплексный и системный подход к рассмотрению того или иного вопроса или проблемы, возникающей в процессе исполнения требований законодательства. На практике это означает, что при решении встающих перед сотрудниками банков вопросов нужно комбинировать методы их решения - от привлечения представителей различных структур банка до непосредственных консультаций и письменных запросов в Национальный банк, который, в свою очередь, при необходимости может рассмотреть эти запросы, прибегнув к консультациям других органов валютного регулирования и валютного контроля.

Основополагающим документом при совершении внешнеторговых сделок является внешнеторговый договор. И зачастую он становится предметом различного рода споров, возникающих между клиентами и обслуживающими их банками.

В соответствии со ст. 390 <file:///D:\library\> ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Есть еще несколько важных положений ГК <file:///D:\library\> относительно заключения договоров. Так, согласно ст. 391 <file:///D:\library\> ГК юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (ст. 392 <file:///D:\library\> ГК), а согласно ст. 404 <file:///D:\library\> ГК договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если настоящим Кодексом и иными актами законодательства для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Внешнеторговые договоры, заключаемые отечественными предприятиями и организациями с нерезидентами, отличаются определенной шаблонностью и не всегда содержат необходимую информацию.

Анализ деятельности предприятий и организаций показывает, что большой удельный вес во внешнеторговых сделках занимают сделки, оформляемые не договорами, а счетами-фактурами. Насколько соответствует применение данных документов валютному законодательству?

Напомним еще раз, что во внешнеторговых договорах необходимо указывать дату и место заключения договора, предмет договора, количество, качество и цену товара, условия расчета и поставки, валюту платежа, срок поставки товаров, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также названия, юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихся сторон.

В то же время нужно отметить, что Гражданским кодексом <file:///D:\library\> предусмотрено заключение договора посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Договор признается заключенным после того, как между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При совершении внешнеторговых операций часто возникают ситуации, когда экспортеры не укладываются в срок поступления денежных средств от экспорта и кроме получения разрешения Министерства торговли Республики Беларусь не остается ничего другого, как обращаться в страховые компании, предлагающие свои услуги по страхованию рисков, связанных с недополучением денежных средств от экспорта.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что валютный контроль созрел для того, чтобы его изменить. Программа-максимум - кардинальным образом изменить сам валютный контроль как экономический рычаг государства, программа-минимум - изменить подходы к валютному контролю в рамках существующей концепции государственного контроля.

В первом случае необходимо учитывать следующее:

.   Основополагающие цели валютного контроля заключаются в недопустимости необоснованного оттока капитала за рубеж и необоснованного непоступления экспортной выручки. К этому можно прибавить меры по пресечению незаконного использования валютных средств между резидентами Республики Беларусь. От данных мероприятий напрямую зависит экономическая безопасность государства.

.   Валютный контроль постепенно должен утрачивать черты жестких мер, связанных исключительно с применением экономических санкций, и приобретать форму мониторинга и анализа. Профилактические меры по предотвращению нарушений в валютной сфере должны выходить на первый план.

.   Основанием осуществления «мягкого» контроля должны стать комплексные реформы во всей экономике в целом, когда экономические стимулы превалируют над административными.

Иными словами, экспортеры и импортеры должны быть заинтересованы не в том, чтобы вывезти деньги из страны, а в том, чтобы найти им эффективное применение на родине.

Естественно, манипулирование рычагами контроля - дело крайне сложное. С одной стороны, закручивая гайки валютного контроля, государство отбивает охоту у юридических и физических лиц к легальному способу осуществления валютных операций. Но, с другой стороны, ослабление контроля при отсутствии реальных стимулов для предпринимательской деятельности приводит к негативным последствиям в виде дефицита валюты, росту курса иностранной валюты и процентных ставок и т.п. Поэтому необходим комплексный подход к решению данных проблем.

К тому же если в основе валютного контроля лежит разрешительная система, то эффективность такого контроля сомнительна из-за наличия множества разрешений и лицензий, выдача которых может быть потенциально сопряжена с правонарушениями и коррупцией в среде ответственных лиц. Это же относится и к тем, кто непосредственно осуществляет проверки и ревизии и от которых впоследствии зависят размеры применяемых экономических санкций.

В пределах ныне существующего правового поля валютный контроль целесообразно видоизменить в сторону ухода от «ревизионного» метода контроля валютных операций. Необходимо пересмотреть шкалу применения штрафных санкций с приданием ей большей гибкости. За нарушения формального характера, не приведшие к ущербу для экономической безопасности государства, не следует применять санкции материального характера. При этом должно быть единое понимание ущерба как такового, отсекающее какие-либо персональные доводы и суждения.

Таким образом, осуществив комплекс мероприятий по изменению валютного контроля, можно достичь эффекта, при котором словосочетание «валютный контроль» перестанет, наконец, вносить страх и смятение в умы участников валютных сделок. При этом как инструмент денежно-кредитной политики он должен оставаться и действовать в рамках национального законодательства, нормы которого в свою очередь должны быть установлены с учетом международного финансового права и мировой практики осуществления валютных операций.


 

Рекомендации по стабилизации валютного курса Республики Беларусь

валютный регулирование курс рынок

В качестве рекомендаций по стабилизации валютного курса белорусского рубля Национальный банк Республики Беларуси снял ограничения на курс белорусского рубля на внебиржевом рынке и решил организовать на бирже дополнительную торговую сессию, где будет формироваться равновесный курс рубля.

В области денежно-кредитной политики на текущий момент (октябрь 2013) были предприняты ряд мер. В частности, понижена на 1,5 процентного пункта ставка рефинансирования Национального банка (до 23,5% годовых).

При необходимости Национальный банк Республики Беларуси готов рассматривать и реализовывать иные меры, которые позволят скорректировать внешний дисбаланс и обеспечить устойчивость внешних позиций в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

По итогам сентября золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ сократились на 313,7 млн. долларов США и, по предварительным данным, на 1 октября 2013 г. составили 7 387,7 млн. долларов США в эквиваленте. В национальном определении объем золотовалютных резервов сократился на 374,9 млн. долларов США и на 1 октября 2013 г. составил 8 044,9 млн. долларов США в эквиваленте. Сокращение объема золотовалютных резервов в основном обусловлено снижением цены на золото на международном рынке драгоценных металлов, а также погашением Национальным банком и Правительством Республики Беларусь внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте, которые в сентябре текущего года были исполнены в полном объеме.

Поддержанию объема золотовалютных резервов способствовало размещение валютных облигаций Министерства финансов Республики Беларусь на внутреннем рынке страны.

В связи с этим Национальным банком РБ был предпринят ряд оперативных мер, направленных на стабилизацию ситуации и предотвращение развития негативных тенденций на внутреннем валютном рынке, в том числе спекулятивного давления на курс белорусского рубля.

При этом у субъектов хозяйствования и банков по-прежнему сохраняется возможность свободной покупки иностранной валюты на внебиржевом рынке, на котором может перераспределяться более 70% поступающей в страну валютной выручки. Таким образом, внебиржевой рынок будет удовлетворять основной объем потребностей субъектов хозяйствования экономики Республики Беларусь в иностранной валюте.

В целях повышения эффективности механизмов рыночного регулирования спроса и предложения Национальный банк увеличил границы колебания курса белорусского рубля на межбанковском рынке до 10%. Таким образом, Национальный банк делает упор на функционирование внебиржевого рынка как наиболее рыночно-ориентированного сегмента валютного рынка.

Указанные меры направлены на обеспечение первоочередного и безусловного удовлетворения спроса на иностранную валюту для выполнение резидентами Республики Беларусь своих обязательств перед иностранными контрагентами, а также сохранение золотовалютных резервов государства для реализации долговой политики государства, согласно которой в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен принцип приоритетности обслуживания и погашения внешнего государственного долга. Стратегия управления внешним государственным долгом строится на принципах обеспечения потребности государства в финансовых ресурсах при минимально возможной стоимости заимствований, сохранения объемов внешнего государственного долга на экономически безопасном уровне, минимизации годовых затрат на обслуживание госдолга, обеспечении исполнения обязательств в полном объеме.

По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь и привлечения необходимых объемов внешнего финансирования Национальный банк осуществит отмену ранее введенных мер регулирования операций покупки-продажи иностранной валюты и обеспечит полную конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям.

В целом, валютное регулирование направлено на решение проблемы стабильности валютного курса, сокращения нескольких валютных курсов, легализации валютно-обменных операций на рынке наличной валюты, решения проблемы недостатка валютных средств на всех сегментах валютного рынка. Приток валюты в страну возрастает.

Можно сделать вывод, что проблема дефицита валюты в РБ частично может быть решена:

за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности;

обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;

ликвидации множественности валютных курсов до двух - биржевого и рыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой - сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;

поиска внешних источников валютных средств;

создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Валютное регулирование - сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и мировой экономики и политики.

Основными методами регулирования валютных курсов выступают валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения. Быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса государством. К ним, прежде всего, относятся политика учетной ставки НБ и валютные интервенции на внешних валютных рынках, также прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» или «ревальвация» национальной валюты.

Для анализа движений котировок курсов валют значительную роль имеют ключевые макроэкономические показатели. Колебание данных показателей воздействует на участников валютного рынка и уровень валютного курса.К макроэкономическим показателям относятся: валовый внутренний продукт (ВВП); инфляция; торговый баланс; уровень безработицы, количество новых рабочих мест; розничные продажи; продажи дорогостоящих товаров; строительство и продажа недвижимости, средняя заработная плата экономические показатели, которые несут данные о развитии страны.

В качестве рекомендаций по стабилизации валютного курса белорусского рубля Национальный банк Республики Беларуси снял ограничения на курс белорусского рубля на внебиржевом рынке и решил организовать на бирже дополнительную торговую сессию, где будет формироваться равновесный курс рубля.

Проблемы регулирования валютного рынка в первую очередь связаны с тем, что область валютных отношений является достаточно неустойчивой и имеет тенденцию к постоянному изменению. Политика регулирования валютного рынка и решения проблем регулирования валютного рынка должны быть многокомплектными и охватить все области рынка.

Проблемы регулирования валютного рынка включают также особенности курса валют, предсказать который также трудно. Естественно курс валюты одной страны прямо пропорционально влияет на курс валюты другой, на сегодняшний момент главными валютами, которые диктуют курсы другим валютам, являются доллар и евро.


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основными целями валютного регулирования в Республике Беларусь с позиций эффективной экономики являются:

усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;

стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;

стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности (поощрение промышленного экспорта и создание таких условий для импорта, которые обеспечивали бы развитие импортозамещающих производств).

Решения, принимаемые Национальным банком Республики Беларусь в области валютного регулирования, оказывают воздействие на многие ключевые экономические параметры. Поэтому актуальной теоретической задачей является понимание направления и механизмов взаимосвязи между валютным курсом и уровнем совокупного выпуска национальной экономики. Данной проблеме посвящено большое количество зарубежных и отечественных работ. Разные исследователи, используя различные теоретические модели и основываясь на различных эмпирических данных, приходят иногда к диаметрально противоположным выводам. Иными словами, вопрос о характере и степени влияния изменения курса национальной валюты на динамику производства и реального ВВП по-прежнему остается открытым.

В последние годы появился целый ряд теоретических моделей и эконометрических исследований по заявленной теме, что также является косвенным подтверждением ее актуальности. С одной стороны, валютный кризисы 2011 года, ярко показывает, что изменения валютного курса рубля весьма сильно влияют на динамику основных макроэкономических показателей. С другой стороны, многие существующие макроэкономические модели имеют ограниченную применимость из-за предпосылок о совершенной конкуренции, отсутствии торговых ограничений и совершенной мобильности капитала. Поэтому правильное валютное регулирование в Республике Беларусь является весьма актуальной задачей.

Цель дипломной работы - изучение регулирование валютного курса в Республике Беларусь.

Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:

рассмотреть понятия и содержание валютного регулирования;

изучить основные понятия валютного контроля;

рассмотреть критерии оптимальности национальной валютной системы в Республике Беларусь;

раскрыть сущность валютной биржи как ведущей формы валютного рынка в переходной экономике;

изучить развитие валютного регулирования в Республике Беларусь, состояние и динамику валютного курса;

выявить проблему регулирования валютного курса;

определить рекомендации по стабилизации валютного курса Республики Беларусь.

Объектом исследования является - Республика Беларусь.

Предметом исследования является валютное регулирование.

В процессе написания работы использовались методы условной оптимизации, эконометрические и статистические методы: регрессионный анализ, исследование стационарности.

В процессе написания работы использовались нормативно-правовые акты Республики Беларусь, действующие в настоящее время, также огромную помощь оказали статьи в журнале «Планово-экономический отдел» за 2012-2013 гг.


 

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Понятие и содержание валютного регулирования

 

Валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Государство регулируют валютные отношения с учетом своих экономических задач государства. Для Республики Беларусь характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

В процессе валютного регулирования изменяется и система органов, осуществляющих это регулирование. Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Валютное законодательство Республики Беларусь состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля Республики Беларусь, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия.

Национальный банк Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:

устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;

устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях;

определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и Президентом Республики Беларусь;

в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования.

В свою очередь, Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:

принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

 

Основные понятия валютного контроля

 

С научной точки зрения, государственный валютный контроль - это система мер, принимаемая Правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.

Валютный контроль в Республике Беларусь определяется требованиями специального валютного законодательства.

С теоретической точки зрения, нормативно-правовые акты по валютному контролю выглядят почти безупречно, во всяком случае, на первый взгляд. Но на практике адаптация норм данных актов банками происходит непросто, поэтому зачастую требуется разъяснение тех или иных положений актов законодательства по валютному контролю.

Иногда бывает сложно увязать в единую логическую взаимосвязь отдельные нормы различных документов валютного, гражданского, правового и других законодательств, особенно когда времени для принятия банком какого-либо решения, устраивающего как клиента, так и банк, являющийся агентом валютного контроля, крайне мало. В данной ситуации требуется мобилизация потенциала как валютных подразделений, так и юридических служб банка.

Одним из вариантов решения данной проблемы является обращение к вышестоящему органу - Национальному банку.

Периодически в своей работе банки сталкиваются с некоторыми проблемами таможенно-банковского контроля внешнеторговых операций. Например, внешнеторговым договором предусмотрено прекращение обязательств по договору одновременно с окончанием срока его действия, но клиент представляет в банк дополнительное соглашение к договору, в котором оговорено продление срока его действия.

Внешнеторговые сделки могут содержать самые разнообразные условия их исполнения, и в каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать контроль осуществления таких сделок. Например, резидент заключил внешнеторговый импортный договор с нерезидентом на условиях 100-процентной предоплаты. Денежные средства были перечислены, однако нерезидент не выполнил своих обязательств по поставке товаров, но при этом предложил направить причитающиеся средства на оплату сырья и материалов для собственного производства, поступивших резиденту по договору с другим нерезидентом. Перед банком встает вопрос: исполнять или не исполнять платежные инструкции клиента в соответствии с данным порядком расчетов?

При этом вновь возникает необходимость обратиться к первоисточникам. Согласно Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 (ред. от 23.07.2012) «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов Республики Беларусь либо если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

На первый взгляд, в данном случае платеж резидента по договору со вторым нерезидентом может быть осуществлен со счета нерезидента - должника по первому договору. При этом будет выполнено требование Указа <file:///D:\library\>№ 178 в отношении неденежной формы прекращения обязательств, поскольку резиденту поступили сырье и материалы для собственного производства. Это произойдет тогда, когда резидент заключит с первым нерезидентом дополнительное соглашение к договору, основным условием которого будет изменение формы прекращения обязательств с денежной на товарную (товаром в данном случае будет выступать сырье и материалы для собственного производства), а со вторым нерезидентом - договор уступки требования.

В этом случае уместно обратиться прежде всего к гражданскому законодательству. В соответствии со ст. 54 <file:///D:\library\> Гражданского кодекса Республики Беларусь при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Национальный банк, принимая во внимание тот факт, что в данном случае изменение условий договора произошло не по воле договаривающихся сторон, а по обстоятельствам, не зависящим от них, и учитывая содержание ст. 54 <file:///D:\library\> ГК, полагает целесообразным при проведении либо получении платежей по внешнеторговым операциям включить в перечень документов, необходимых для валютного контроля, документ произвольной формы (уведомление, соглашение), свидетельствующий об изменении банковских реквизитов, произошедшем в результате реорганизации обслуживающего банка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.084 с.)