Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационные технологии как инструмент эффективного регионального развития ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Пространственное развитие российских регионов характеризуется сильной поляризацией и тенденцией усиления разрыва в социально-экономических индикаторах. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. предусматривается сбалансированное пространственное развитие, основанное на формировании территориальных центров роста в регионах, осваивающих новые сырьевые ресурсы, и в традиционных регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал России. С целью сглаживания пространственной поляризации применяются различные инструменты: прямые и косвенные, административные, экономические и политические, применяемые на макро - и микро-уровнях. Прямые методы воздействия предполагают непосредственное вмешательство со стороны государства, принудительное принятие решений, основанных на предписаниях органов власти, а не на самостоятельном выборе субъектов, и включают бюджетное инвестирование, государственные закупки, нормы амортизации, лицензирование хозяйственной деятельности, премии, льготы и т.д. Косвенное воздействие состоит в создании предпосылок и нормативной базы для самостоятельного развития субъектов с учетом экономических целей государства посредством финансовых, денежно-кредитных и налоговых инструментов. Экономические методы воздействия заключаются в стимулирующем или ограничивающем воздействии на развитие региона, за счет проводимой бюджетной, налоговой, таможенной политики, создания особых условий для роста производства и сферы услуг, особых экономических зон. Институциональные методы воздействия состоят в реализации государственной политики собственности (федеральной и муниципальной), ее налогообложении, создании государственных организаций различных форм собственности и др. Политические методы учитывают национальные, религиозные интересы регионов, адаптируют принимаемые решения к существующей структуре органов власти и т.п. Микроинструменты или общеэкономические регуляторы используются на национальном уровне для проведения общегосударственной политики в отношении регионов и воздействуют на поведение экономических субъектов за счет дифференцированных параметров (нормативы, ставки и т.д.) и условий налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой, социальной и другой политики. Микроинструменты непосредственно воздействуют на деятельность субъектов региональной экономики, макроинструменты связаны с изменением совокупности региональных доходов и расходов и могут применяться двумя способами: через передачу контроля над торговой, фискальной и монетарной политикой регионам или посредством полного контроля политики со стороны государства. В первом случае регионы используют инструменты макроэкономической политики по собственному усмотрению, регулируя параметры экономического развития, например, за счет дифференциации налоговых ставок и экспортно-импортных пошлин. Во втором случае параметры экономического развития контролируются централизованно органами государственной власти, не исключая возможности дифференцированного подхода к различным регионам в процессе установления налоговых ставок, предоставления льготных кредитов или субсидий.
В современных условиях задача эффективного применения новых и имеющихся инструментов сбалансированного пространственного развития становится более актуальной, вследствие того что свойственное данному периоду пространственное развитие российских регионов способствует усилению поляризационных явлений, обеспечивающих несбалансированное развитие подсистем национальной экономической системы. В то же время поляризация российской экономики влечет за собой усиление внутрирегиональной дифференциации, что, в свою очередь, обусловливает не только снижение экономической активности в регионах, но и концентрацию ресурсов в крупных городских агломерациях, повышение политической нестабильности, увеличение опасности социально - экономической деградации регионов и фактического их исключения из экономического пространства страны. В настоящее время, несмотря на активное использование информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, их роль в решении такой специфической задачи, как сглаживание пространственной поляризации в регионе, отдельно не выделяется. В связи с этим эффективность применения информационных технологий в качестве рычага регулирования поляризованного развития регионов в настоящее время не рассматривается, в то же время именно этот инструмент может способствовать формированию и дальнейшему результативному функционированию как центров роста в регионах, так и сокращению существующих различий в региональном развитии. Использование информационных технологий должно позволить скорректировать поляризованное развитие в направлении сглаживания явлений пространственной дифференциации.
Информационные технологии как инструмент региональной экономической политики могут применяться как на макро-, так и на микроуровне. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления, эффективности взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти. Использование информационных технологий улучшит качество и доступность предоставляемых государственных услуг, упростит процедуры и сократит сроки их оказания, сделает информацию о деятельности органов государственной власти более открытой, обеспечит эффективный межведомственный и межрегиональный информационный обмен. Развитие и обеспечение всех видов связи на всей территории Российской Федерации позволит обеспечить высокий уровень доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление на ее основе качественных услуг. Информационные технологии должны способствовать выработке эффективной политики в отношении административно-территориальных образований региона за счет создания информационно-аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, перспективы их развития, выявить тенденции к сокращению различий в положении административно-территориальных образований региона. В качестве микроинструмента региональной политики информационные технологии способствуют повышению качества образования, развитию новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиа-образования, созданию системы непрерывной профессиональной подготовки, направленных на воспроизводство квалификационного потенциала региона. Социальным аспектом использования информационных технологий в качестве инструмента региональной экономической политики является повышение качества медицинского обслуживания, социальной защиты населения и предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации, развитие культуры и средств массовой информации. Для регионов с ограниченными природными ресурсами и неблагоприятными климатическими условиями использование информационных технологий должно способствовать выходу на новый уровень развития за счет активизации такого внутреннего фактора экономического роста, как предпринимательская активность, позволяющего перейти от сырьевой направленности экономики к инновационному развитию. Современный подход к управлению предприятием немыслим без использования инноваций, основанных на использовании информационных технологий. Информационные технологии - это инструмент, упрощающий организацию своего бизнеса и позволяющий эффективно управлять ресурсами предприятия. Информационные технологии становятся основой для контроля за финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Использование информационных технологий позволяет улучшить управляемость предприятий, оптимизировать и повысить эффективность организации труда, создать комфортные условия работы. Результаты применения информационных технологий можно рассматривать как новые возможности, открывающиеся перед предприятием, и способы достижения конкурентных преимуществ и лидирующих позиций на рынке.
Учитывая специфические условия социально-экономического развития каждого субъекта Российской Федерации и возможности использования ограниченных ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на данной территории и общие условия жизнедеятельности людей, можно утверждать, что информационные технологии способны стать тем инструментом, который позволит сократить межрегиональные различия и повысить эффективность региональной политики в целом. Заключение
Производство информационных телекоммуникационных технологий может стать "локомотивом" экономического роста в том смысле, что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности; ИТТ позволяют увеличить "обменный потенциал" услуг, который в прошлом был весьма ограничен и таким образом расширить их рынок, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности. Следовательно, сектор услуг (например, предприятия по выпуску программного обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи традиционным промышленным производствам. Затруднение с их восприятием связано с тем, что они часто связаны с производством нематериальных продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых решений. Постепенно возникает инфраструктура и разрабатываются методы применения новых высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только цифры и тексты, но и изображение и звук (мультимедиа), что раскрывает содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда потребителям будут предложены новые услуги, компании-поставщики получат доступ к глобальным рынкам, а в сфере новых видов деятельности будут созданы дополнительные рабочие места. Потенциал экономического развития, который несут в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку они охватывают и изменяют различные сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и торговлю, финансы и средства массовой информации, образование и медицину, рекламу, почтовую связь и т.д.
Однако, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов - 14 процентов. Реализация мероприятий государственной поддержки развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям: совершенствование законодательства; развитие внутреннего рынка; развитие экспорта; институциональное развитие. Меры, направленные на совершенствование системы образования, помогут решить проблему с кадрами в долгосрочном плане, так же программа стимулирования притока квалифицированных кадров из ближнего зарубежья поможет снять проблему в ближайшие несколько лет. Формирование специализированной законодательной базы в области информационных технологий, необходимо развитие существующего общего законодательства (регулирующего все сферы экономики в целом) и адаптация его норм под некоторые особенности отрасли ИТ. Важной мерой по повышению прозрачности отрасли ИТ является упрощение процедуры временного ввоза, в том числе для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия. Сегодня ввоз опытных образцов необходим компаниям, разрабатывающим встроенное программное обеспечение. Позиции России в его разработке сильны, но сложности с временным ввозом мешают расширению экспорта этого вида ИТ услуг. Устранение проблем в фискальном и административном регулировании будет способствовать легализации экспорта и импорта, поможет ликвидировать схемы оптимизации налогообложения предприятиями отрасли, повысить прозрачность их деятельности и собираемость налогов. Поддержка государством развития внутреннего рынка информационных технологий в России включает проведение мероприятий по развитию квалифицированного спроса со стороны государства, повышению доступности ИТ для населения, популяризации ИТ и стимулированию спроса на информационные технологии предприятий других отраслей экономики. В направлении продвижения российского сектора ИТ в первую очередь необходима реализация ряда мер по повышению имиджа России как в глазах потенциальных инвесторов, так и возможных партнеров ИТ-компаний. В этой связи государство должно способствовать своевременному, адекватному информированию зарубежных аналитических агентств и общественности о происходящих в России улучшениях и учету данной информации при составлении международных рейтингов инвестиционной привлекательности. Для этого необходимо обеспечение поддержки исследований рынка ИТ, проводимых ведущими аналитическими агентствами.
Список использованной литературы
1. Анализ рынков в современной экономической социологии: пер. с англ. / Гос. ун-т - Высшая школа экономики; Отв. ред. В.В. Радаев. М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ. - 2008. - 423 с. 2. Armstrong H. Regional economics and policy.3rd ed. Blackwell Publishing, 2000. - Р. - 234. 3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М. - 2003. - С.374. . Бугорский В.Н. Сетевая экономика: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. - 2007. - 256 с. . Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. М.: Финансы и статистика. - 1996. . Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Шурупов А.А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КО". - 2010. - 388 с. 7. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007. - 416 с. 8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития… URL: www.economy.gov.ru. 9. Левин В.И. История информационных технологий: учебное пособие. - М.: ИНТЕРНЕТ-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 336 с. 10. Мировой рынок информационных услуг: Учебник. / Под ред.Э.С. Спиридонова, М.С. Клыкова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 416 с. 11. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000. - С.319-320. 12. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск. - 2000. - С.319-320. 13. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. - 309 с. 14. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник. М.: Эксмо. - 2006г. - 208 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.016 с.) |