Основные организационные формы физического воспитания детей в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные организационные формы физического воспитания детей в школе



Физическое воспита­ние детей и подростков в общеобразовательных школах вклю­чает сдачу норм, характеризуется разнообра­зием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школьников.

Организация и содержание физического воспита­ния учащихся школ регламентируются учебной программой по физкультуре; програм­мой по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; Положениями о коллективе физической культуры в школе и внешкольных учреж­дениях.

Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкуль­турно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физи­ческими упражнениями в семье, на пришкольном участке и дворовых площадках, стадионах, парках.

Урок физкультуры — основная форма физического воспитания, охватывающая всех школьников. При проведении уроков физкультуры должны соблюдаться следующие гигиенические требования: соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей и созданием оптимальных моторной плотности заня­тия и физиологической нагрузки; выполнение физи­ческих упражнений, содействующих укреплению здоровья и формированию правильной осанки; соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учеб­ного дня и недели; проведение занятий в специаль­ном помещении (спортивный или гимнастический зал), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне; выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закалива­ние организма.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия вклю­чают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физ­культурных упражнений на переменах, а также еже­дневные занятия физкультурой и спортом (спортив­ный час) с учащимися групп продленного дня.

Гимнастика до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом занятий и спо­собствует повышению работоспособности на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закали­вает организм и повышает его сопротивляемость про­студным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5-6 мин).

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус школьников, снижают стати­ческие нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Они проводятся в классе в течение 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.

Подвижные игры на переменах являются эффек­тивным средством профилактики переутомления уча­щихся, сохранения у них высокого уровня работоспо­собности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально под­готовленными физоргами и проводятся преимущест­венно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока.

Успех подвижных игр и проведения физкультурных упражнений на переменах во многом зависит от под­готовки мест занятий и наличия спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, эстафетные палочки и пр.).

Школьники занимаются подвижными играми на переменах в повседневной одежде, при необхо­димости надевают куртки или пальто, головные уборы и соответствующую сезону и погоде обувь.

Спортивный час в группах продленного дня про­водит воспитатель, пользуясь консультацией учителя физкультуры и медицинского персонала школы. Осно­ву занятий составляют подвижные игры и спортивные развлечения. Должны учитываться следующие гигие­нические рекомендации: постепенное повышение фи­зической нагрузки и снижение ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся, состояние их здоровья и физическую подготовленность.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта. Данная работа осуществляется учителем физкультуры на ос­нове самодеятельности учащихся и в соответствии с Положением о коллективе физкультуры общеобра­зовательной школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и уста­навливаются удобные для школьников графики ра­боты; продолжительность работы секции не более 2 ч.

Во всех школах предусматриваются ежемесячные дни здоровья и спорта, цель которых — способст­вовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них ин­терес к регулярным занятиям физкультурой и спор­том.

Дни здоровья и спорта предусматривают пешие прогулки, подвижные и спортивные игры, туристиче­ские походы, массовые соревнования, старты на лучшего бегуна, пры­гуна и другие виды соревнований, катание на лыжах, санках, коньках и т. п. Участие школьников 1-3-х классов в днях здоровья и спорта не должно превышать 3 ч, школьников 4-7-х клас­сов — 4 ч, 8-10-х (11-х) —5 ч.

Внешкольная спортивно-массовая работа проводит­ся спортивными организациями в тесном контакте с родителями и учителями школы.

Ежегодно в школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский осмотр всех школь­ников. График проведения осмотров составляет ме­дицинский работник школы вместе с заведующим учебной частью и затем он утверждается главным врачом детской поликлиники и директором школы.

Медицинский осмотр предусматривает определе­ние сдвигов в состоянии здоровья и физическом раз­витии школьников, учет эффективности занятий физ­культурой, а также решение вопроса об установле­нии медицинской группы (основная, подготовитель­ная, специальная).

Первоклассников до поступления в школу осмат­ривают либо в дошкольном учреждении, либо в дет­ской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здо­ровья и функциональное состояние организма; ре­шается вопрос о допуске их к занятиям физкульту­рой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.

В течение учебного года при необходимости про­водятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).

Результаты медицинского осмотра должны быть обсуждены на заседании педагогического совета и в обязательном порядке доведены до сведения препо­давателя физкультуры и родителей учащихся. Пре­подаватель физкультуры должен знать, кто из уча­щихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или иная группа.

По окончании осмотра составляют сводный спи­сок учащихся, отнесенных к подготовительной и спе­циальной группам, и с соответствующими рекоменда­циями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года неко­торые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).

Данные осмотра не всегда достаточны для суждения о возможностях организма школьника пере­нести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных занятиях по тем или иным видам спорта. Поэтому необходимо медицинское наблюдение за школьниками непосредственно во время занятий и тренировок.

При посещении занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие и качество спортивного инвентаря и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.

Предварительно ознакомившись с программой, поурочным планом и схемой построения урока, меди­цинский работник дает оценку правильности пост­роения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здо­ровья учащихся и их подготовленности.

В течение урока необходимо следить за тем, ка­кие упражнения включает преподаватель для коррек­ции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно ли дозирует нагрузку для уча­щихся подготовительной группы.

Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.

Школьники, отнесенные к специальной медицин­ской группе физического воспитания, должны зани­маться лечебной гимнастикой. Последняя делится на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного ап­парата. Она включает общеукрепляющие и обще-развивающие упражнения.

Для занятий лечебной (корригирующей) гимнасти­кой комплектуют группы (не более 15 человек) с уче­том возраста детей. Занятия проводит преподава­тель физкультуры, прошедший специальную подго­товку, при непосредственном врачебном руководстве и контроле. По показаниям детей направляют в ка­бинеты лечебной физкультуры территориальных по­ликлиник.

Учебные занятия со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, выносятся за сет­ку часов основного учебного времени, но обязательно планируются при составлении расписания — 2 заня­тия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое.

 

3 Оценка физического развития школьников 5-7 классов г. Рубцовска

Многочисленными исследованиями показано огромное влияние ускоренного физического развития на двигательную активность ребенка.

Изучение уровня физического развития двигательной активности школьников в их естественных условиях позволит объективно судить о результатах педагогических воздействии на морфофункциональные изменения в организме ребенка. Контролем за динамикой всех показателей служат разработанные стандарты (оценочные таблицы), построенные по шкалам регрессии или сигмальным отклонениям. Однако, существующие стандарты могут использоваться 5-6 лет, а затем должны разрабатываться вновь. Необходимость такой замены диктуется влиянием внешней среды на организм ребенка, что вызывает ускорение физического развития, имеющего не вполне ясную природу.

В задачу наших исследований входило изучение физического развития двигательной активности 10-13-летних мальчиков в школах с различным двигательным режимом.

Сопоставление сдвигов в физическом развитии 10-13-летних мальчиков за последние 13 лет в г. Рубцовске незначительно отличается по всем показателям. Так, рост увеличился на 6 см, вес на 3,1 кг, окружность грудной клетки на 1,8 см, увеличилась ЖЕЛ на 211 см3, сила правой кисти — на 1,8 кг, левой на 1,1 кг. Ниже оказалась сила мышц спины на 6,5 кг. Наблюдается тесная взаимосвязь между ростом и другими показателями. Так, с увеличением роста увеличивается вес, ко­эффициент корреляции равен 0,81.

Выбор тестов физической подготовленности 10-13-летних мальчиков диктовался требованиями оценить основные двигательные ка­чества ребенка — быстроту, силу, координацию движений. Результаты приема нормативов бега на 30 м, подтягивания, на перекладине по всем школам с различным двигательным режимом выявили хорошую подготовленность детей к выполнению этих требований. В среднем все дети сдали эти норма­тивы на высоком уровне. Недостаточную подготовленность показали мальчики во всех школах по сдаче прыжка в длину с места.

В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Наши данные показывают, что большинство детей 10-13 лет развиваются гармонично, что дает возможность оценить положительное влияние физкультуры на организм ребенка.

2. Высокие морфо-функциональные показатели и достаточная двигательная активность 10-13-летних мальчиков говорят о положительном влиянии на детей разнообразных двигательных режимов в школах г. Рубцовска.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.013 с.)