Сравнительные данные состояния физического развития детей в возрасте 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительные данные состояния физического развития детей в возрасте 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом



Показатели физического развития российских школьников за последние десять лет постоянно ухудшаются, и большинство детей имеют не одно, а целый букет хронических заболеваний. Достаточно сказать, что к 10-11 классу 75 процентов девочек хронически больны, а 40 процентов юношей не в состоянии выполнить нормативы по физподготовке.

Поэтому основной целью мы ставим сравнительный анализ показателей развития детей, занимающихся и не занимающихся спортом. Исходя из этого, нами проведен анализ состояния здоровья и работоспособности учащихся детско-юношеских спортивных школ города Рубцовска. Обработке подвергнуто 100 врачебно-контрольных карт диспансерного наблюдения за юными спортсменами. Для сравнения было проанализировано сос­тояние здоровья и работоспособность учащихся общеобразо­вательных школ г. Рубцовска, не занимающихся спортом (всего 101 человек). Возраст учащихся 13—15 лет. Все они во вре­мя медицинского осмотра были отнесены к основной меди­цинской группе для выполнения государственной программы по физической культуре в школе.

На основании нашего анализа можно утверждать, что под влиянием занятий спортом физическое развитие юных спорт­сменов было выше, чем у детей, не занимающихся спортом. Так, из 100 школьников-спортсменов физическое развитие ни­же среднего было отмечено всего у двух. В то время, как у не занимающихся спортом – у 16. Было обследовано 722 юных спортсмена, у которых выявлено увеличение антропометрических показателей по сравнению со сверстниками и не занимающимися спортом. Так, они были выше на 4,0 см, окружность грудной клетки была больше почти на 2 см, показатели спирометрии на 400 см3. Кроме того, сила кистей также была более выражена у детей, занимающихся спортом: кисти правой — 4,6 кг, левой — 2,1, становой — 17,7 кг.

Анализ состояния сердечно-сосудистой системы отметил наличие систолического шума (64% обследуемых). Однако он был оценен, как функциональный, не имеющий органичес­кой природы. Частота пульса у детей, занимающихся спортом, была меньше и колебание ее было менее выражено. Такое урежение пульса у детей-спортсменов нами рассматривалось не только в возрастном аспекте, но и с нарастанием работоспособности артериального давления (несколько ниже у де­тей занимающихся спортом).

Реакция на функциональную пробу с 20 приседаниями за 30 секунд у большинства спортсменов отмечалась только бо­лее быстрым восстановлением пульса и артериального давле­ния. Что касается типа реакции, то разницы выявлено не бы­ло. Необходимо отметить, что данная проба, по-видимому, не отражает степень работоспособности обследуемых.

Большинство обследованных учащихся ДЮСШ тренируют­ся круглогодично. Но из анализа было выявлено, что непре­рывной подготовки (как это предусматривает круглогодичная система тренировок) нет. Так, во время летних отпусков уча­щиеся, в лучшем случае, получают индивидуальные задания или так называемый активный отдых. Но в практике работы отмечается невыполнение этих заданий. Более того, учащиеся большинства ДЮСШ не тренируются по 1,5-2 месяца в году, не соблюдая принцип переходного и основного периодов в тренировках. Между тем совершенно очевидно, что при высо­ких требованиях, предъявляемых к тренировкам, обязатель­ным условием должна быть круглогодичная тренировка.

Широкое использование «максимальных» нагрузок в юно­шеском спорте диктует необходимость допуска к тренировкам только здоровых детей. К сожалению, еще встречаются дети, зачисленные в ДЮСШ, но имеющие различные заболевания. Из этих заболеваний наиболее часто встречаются ревматизм, болезни уха, горла и носа. Наш анализ не дает четкой карти­ны обращаемости к врачу детей, занимающихся и не занима­ющихся спортом. Однако, по отдельным ДЮСШ дети, занимаю­щиеся спортом, реже болеют. Но следует учесть тот факт, что в ДЮСШ производят специальный отбор здоровых детей. Не­сомненно, это сказывается на заболеваемости.

 

Заключение

Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Очень важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуется использовать игровую деятельность. Именно в игре командное и предметное взаимодействие способствует оптимальному развитию физических и психологических качеств человека.

В данной курсовой работе мы рассмотрели особенности развития физических качеств у школьников разных возрастных групп, дали сравнительную оценку физического состояния детей, уделили внимание основным формам работы с учащимися в школе по физическому воспитанию.

В финале наметим перспективу: необходимо проведение комплексных исследований по изучению проблемы формирования у детей здорового образа жизни. Существует хорошая корреляционная связь между положительным отношением к физической культуре и направленностью личности школьников. Установлено, что у детей, занимающихся физической культурой вне учебных занятий в школе, свободное время более насыщено музыкой, техническим творчеством, чтением литературы, кино, выставками.

Список литературы

1. Гигиена детей и подростков: Учебник/под ред. Г. Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989.

2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1989.

4. Куколевский Г. М. Физическое совершенствование. М.: «Медицина», 1977.

5. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: «Физкультура и спорт», 1978.

6. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979.

7. Физическая культура в семье./ Сост. А. А. Светов, Н. В. Школьникова. – М.: Физкультура и спорт, 1981.

8. Физическая работоспособность спортсменов и ее восстановление в процессе спортивного совершенствования: Сборник научных трудов. – Омск, 1979.

9. Физическое воспитание: Учебник/под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983.

10.  Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 1-2 классов. – Начальная школа, 2005, № 8, с. 63-65.

11.  Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 3-4 классов. – Начальная школа, 2005, № 10, с. 71-74.

12.  Крупицкая Л. И. Будь здоров. - Начальная школа, 2005, № 9, с. 41-43.

13.  Сапожникова Е. Б. Лыжная подготовка в начальных классах. - Начальная школа, 2005, № 9, с. 43-51.

14.  Тимашова Н. Показатели физического развития российских школьников. – Зеленый мир, 2004, № 5-6, с. 11.

Приложение № 1.

Критические периоды развития двигательных качеств детей школьного возраста (по А. А. Гужаловскому)

 

Возрастные периоды, годы

Двигательные качества

Абсолютная становая сила

Быстрота движений

Скоростно-силовые качества

Выносливость

Гибкость

статическая силовая динамическая силовая общая

Мальчики

7-8

0

3

0

0

0

0

0

8-9

1

3

0

0

0

3

0

9-10

0

1

0

0

0

0

3

10-11

1

0

1

0

0

3

0

11-12

0

0

0

0

3

0

0

12-13

0

0

0

0

2

3

0

13-14

2

0

1

2

0

0

3

14-15

1

0

2

3

0

2

0

15-16

1

1

0

0

2

0

3

16-17

3

0

0

3

0

0

0

Девочки

7-8

1

3

1

2

0

0

1

8-9

1

3

0

0

2

1

0

9-10

0

2

3

3

3

2

1

10-11

3

3

3

2

3

2

0

11-12

2

0

3

3

3

3

2

12-13

0

0

0

0

2

0

0

13-14

0

3

0

0

0

0

2

14-15

0

0

1

2

0

0

3

15-16

0

1

0

0

0

0

0

16-17

3

0

0

0

0

0

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 - Субкритические периоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 - Критические периоды низкой чувствительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 - Критические периоды средней чувствительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 - Критические периоды высокой чувствительности

 

 

 

 

Приложение № 2.

Развитие аэробных и анаэробных возможностей организма

Факторы Аэробные возможности (потребление кислорода)

Анаэробные возможности

        креатинофосфатный механизм гликолитический механизм
Интенсив­ность рабо­ты Приблизительно 75-85% от мак­симальной 95% от макси­мальной 90-95% от макси­мальной
Продолжитель-ность разовой на­грузки Не больше I- 1,5 мин 3-8 мин 20 с-2 мин
Длитель­ность интервалов Не больше 3-4 мин (оптимально 45—90 с) 2-3 мин между повторениями, 7-10 мин между се­риями повторений (в каждой серии— 4-5 повторений) сближающаяся (меж­ду 1-м и 2-м повто­рением—5-8 мин, между 2-м и 3-м— 3-4 мин, между 3-м и 4-м—2-3 мин)
Число пов­торений

Определяется подготовленностью занимающихся  (моментом наступления утомления)

 

 


[1] Зимкин Н. В, Физическое воспитание. М., 1956.

[2] Развитие двигательных качеств школьников /Под ред. З. И. Кузнецовой, М., 1967.

[3] Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., 1970.

[4] Филин В. И. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., 1974.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.07 с.)