Философские идеи в культуре киевской Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские идеи в культуре киевской Руси



Формирование философской мысли Киевской Руси происходит под влиянием многих культур: византийской, античной, болгарской культуры, а также культур других стран Запада и Востока. Катализатором в развитии древнерусской философии стало крещение Киевской Руси в Х веке князем Владимиром, что способствовало проникновению философско-социологических представлений через освоение достояний античной, средневековой греческой и византийской письменности путем их переводов на славянский язык. Особенно усиленно переводческая деятельность развивается при Ярославе Мудром (1019 - 1054). В это время происходит консолидация государства, что дает импульс к развитию искусства, письменности и собственной христианской морали.

Особое влияние на киевско-русское философствование оказали произведения таких мыслителей:

- Иоанн Дамаскин (византийский философ сирийского происхождения), который разделял взгляды Аристотеля, Гераклита, Парменида.

- Ди́он Хрисо́стом (Хризостом) или «Златоуст», которого относят как к стоикам, так и к киникам. Он связывает истинную красоту с моральным совершенством; сторонник единовластия, противник тирании и рабства.

- Кирилл и Мефо́дий братья из города Солуни (Салоники) - просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.

Любомудрие в Киевской Руси – это знание вещей божественных и людских, благодаря которым человек может приблизится к Богу через спасение человеческой души.

К наиболее выдающимся древнерусским любомудрам относят:

Илларион Киевский (митрополит Киевский во время Ярослава Мудрого), наиболее выдающимся произведением которого является “Слово пор закон и благодать”, где он пытается решить определенные историко-философские проблемы посредством сравнения старого и нового заветов. Также в его работе получают свое развитие идеи равенства народов и демократии, которые призывают укреплять и сохранять единую общность славян как часть единого мира. Илларион разделяет мировую историю на такие фазы:

1) Идолопоклонничество;

2) Иудаизм (утверждение единобожия);

3) Торжество Христианства.

Философия Иллариона имеет вид исторического оптимизма, где особое место принадлежит Руси, которая может воплотить в себе славу Божью.

Даниил Заточник (Затворник) (XII или XIII век) - уроженец Переяславля, писатель, чьму перу принадлежат два произведения - «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника». В «Молении» представлены идеи морально-философского характера: независимость ценности личности от сословия, дух и физическая сила неразрывно связаны с сердцем (моралью), опора сердца – в мудрости (воплощение знания в личном опыте) и красоте. У него впервые видим идею мудрого правителя.

Кирик Новгородец (1110 - не ранее 1156/58 гг.) - диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах» (1136 г.) и предполагаемый автор «Вопрошания Кирикова» (не ранее 1147 г.), выдающийся средневековый математик, церковный писатель, летописец и музыкант.

Кирилл Туровский (1130-1182) - церковный деятель и писатель, став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник.В своих полемических произведениях философского характера («Слова», поучения, молитвы, каноны) он рассматривает такие вопросы: а) человек должен иметь силы оставаться высокоморальным в мире, а не бежать в монашество; б) разум опирается на чувства, но разум несовершенен и можно впадать в заблуждение; в) отождествление веры и разума; г) единство души и тела; д) человек общается с богом через природу.

Владимир Мономах (1053-19 мая 1125) - великий князь смоленский, черниговский, переяславский, киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Во времена его правления Русь достигла набольшего единства и расцвета. В «Поучении» изложено идеальное представление о князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость.

Он считает, что есть три самых важных вещи на пути к Богу – покаяние, слезы и милостыня. Владимир Мономах отрицает необходимость церкви и священников при общении с Богом, утверждая, что лучшая молитва – тайная, из-за чего у него были противоречия с византийским обществом. Основную мысль его «Поучений» можно выразить так: если благодать будет внутри людей, то они сами будут поступать по закону Божьему.

Летописец Нестор - древнерусский писатель, агиограф конца XI - начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет», где отражены идея богоизбранности славянского народа и понимание истории как борьбы добра и зла (для победы добра необходимо прекратить междоусобные войны).

Никифор был приверженцем принципа единства души и тела. Он разделял силы души на три основные составляющие: - словесная (логос); - лютая (страсти, эмоции); - желающая (воля).

Никифор размышлял над идеей борьбы божественного логоса и воли и полагал, что мудрость необходима для разрешения этого испытания.

Лука Жидолта - епископ, который проповедовал любвь и смирение как основу благосостояния общества.

Становление философствования в Киевской Руси привело к формированию концепции «монументального историзма», основными темами которого становятся проблемы человека и мира, главенство разума и идеи равенства народов.

Собственно философия в европейском понимании слова появляется в нашей стране даже не с её христианизацией, а значительно позже. В эпоху Киевской Руси не существовало школ, в которых могла бы преподаваться философия, оставшаяся в наследство христианству от античности. Европейская философия или её элементы начинают преподаваться в школах лишь в XVI – XVII вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.005 с.)