Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные особенности украинской философииСтр 1 из 5Следующая ⇒
УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Выполнила: студентка 353 м группы Сидоренко Е.В.
Харьков 2010 ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Интеграция философской мысли Украины в мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами: с одной стороны, близость по духу и крови братских славянских народов, что отразилось в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влияние европейской философской мысли, отразившееся на становлении философской культуры. Отсутствие систематизированных и стройных теорий – еще одна особенность украинской философии. Для нее более характерно представление в литературно-публицистических произведениях (Гоголь, Шевченко, Франко), в работах украинских полемиков ХV-ХVI вв. (И. Вышенский, З. Копыстенский, Г. Смотрицкий), в реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов. Лишь немногие из украинских философов имеют четко систематизированные работы, подобные по своей структуре европейским философским произведениям. Также, каждый изучающий философию Украины сталкивается с определенными трудностями восприятия, связанные с ее многоплановой структурой: чтобы полностью понять украинскую философию необходимо знать духовно-практическую историю нации, менталитет украинцев, их культуру и социальные традиции. В данном реферате я рассматриваю характерные особенности, этапы развития, основные проблемы украинского философского сознания как проявления драматичной духовной истории украинского народа, как отражение его ментального своеобразия и проявления самобытной национальной культуры. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия каждой нации отображает тип и сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается цельность жизни духа в характере понимания самой философии. Украинские философы ХХ столетия (Д. Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения украинцев: 1) Онтологизм; 2) Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению; 3) Эмоционализм; 4) Религиозная направленность.
Рассмотрим подробнее каждую из этих особенностей. Онтологизм Онтологизм подразумевает под собой практическую направленность философской мысли, то есть раскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. Отсюда следует, что украинское философствование всегда конкретно, целостно, неотрывно связано с условиями народного и частного быта. Парадокс онтологизма философской мысли на Украине состоит в том, что истинно философские произведения таких авторов, как Г. Сковорода, Н. Гоголь, И. Франко, Т. Шевченко, в которых затрагиваются глубоко философские мировые общечеловеческие проблемы, отражают неприятие рассудочной рационалистической стороны философского сознания. Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению Мудрость как отражение онтологичности украинской философии раскрывается через личность и в личности, что связано с внутренней борьбой, духовным подвигом, использованием скрытых сил и резервов духа. Очевидно, что только знание и понимание биографии и жизненной позиции великих украинских писателей Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича дает нам полное представление о философском содержании их работ. Эмоционализм Эта черта связана с обращением к чувствам, эмоциям как определенному пути познания. Особое место эмоционализм занимает в философии сердца, основанной П. Юркевичем. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ
Огромным шагом вперёд в развитии украинской мысли и русской культуры стала организация в Киеве в 1632 – 1633 гг. митрополитом Петром Могилой так называемой Киево-Могилянской коллегии (впоследствии академии), которая была призвана стать оплотом православия и украинской культуры. Фактически это был университет (период обучения – 12 лет = 8 классов, для всех сословий, структура по аналогии с западными университетами, курс: философия, диалектика, логика, этика, физика, метафизика и математика), отличавшийся по своему статусу от европейских только отсутствием курса (и класса) богословия, так как католическое государство Речь Посполитая, в состав которого входила тогда большая часть Украины, препятствовало преподаванию православного богословия. Первый курс богословия был прочитан только Феофаном Прокоповичем во времена Петра I.
Киево-Могилянская академия продолжила научно-образовательные, демократические традиции братских школ на Украине. В ее стенах продолжают развиваться языкознание, литература, история, а сама философия возглавила начавшееся идеологическое противостояние с католической экспансией. Именно в Киево-Могилянской академии философия впервые вводится как специальный предмет изучения. Пусть даже она еще имеет налет религиозности, но уже происходит интеграция с естественными науками. Главный предмет познания – природа и человек. В контексте эпохи Возрождения философы Киево-Могилянской академии занимаются проблемами законов природы, существования человека, природы его мышления, содержания его внутреннего мира. Философская мысль приобретает практическую направленность Академия стала обителью молодых развивающихся наук: логики, математической логики, семиотики (науки о знаках и символа), логической семантики (наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики), гносеологии. Киево-Могилянские философы вели свои размышления над такими темами: А) возникновение государства; Б) роль человека в нем; В) общественный гуманизм; Г) счастье. И пришли к таким выводам: а) государство существовало не всегда, был период без государственного регулирования общественных отношений, однако в отличии от Гоббса «академики» полагали, что истоки его возникновения лежат не в личном эгоизме каждого индивидуума, т. к. изначально человек ориентирован на позитивные социальные поступки; б) человек – субъект свободного социального и правового действия, а не только объект действия правовых норм; в) Киево-Могилянские мыслители предполагали достаточно высокий уровень нравственности, моральности и социальной адекватности современного человека как результат развития правового государства; г) счастье – не погоня за материальными благами и не аскетическое бегство от жизни, а умение согласовать свои ценностные ориентации с сущностью природных закономерностей. Философскую мысль академии можно отнести к школе материалистического мировоззрения. Среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии немало известных в Украине и за рубежом философских деятелей: Ф. Прокопович, И. Гизель, И. Козачинский, И. Кононович-Горбатский, П. Могила, Г. Кониский а также среди воспитанников заведения: Г. Сковорода,С. Яворский и другие. Это философы, которые были знакомы как с древней философией, так и с новыми западноевропейскими учениями и течениями. Ознакомимся с биографией и творчеством некоторых из них. Феофан Прокопович – центральная фигура в истории Киево-Могилянской академии – епископ Православной Российской Церкви. Образование получил в академии; по окончании курса уехал в Рим, где принял католицизм, чтобы поступить в престижную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия. Закончив обучение и приобретя колоссальную начитанность в богословских, философских, древнеклассических сочинениях, в 1704 году вернулся в Киев и стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие. По всем этим предметам составил руководства, отличавшиеся ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов. С 1711 – ректор Академии. Автор ряда популярных литературно-богословских произведений, написанных живым и остроумным языком, в которых присутствует стремление к критическому анализу.
Философские и политические взгляды Феофана Прокопоича: в науке приверженец Ф. Бэкона и Р. Декарта, отрицает главенствующую роль духовенства в общественной жизни, рассматривает проблемы взаимодействия человека и государства, государства и церкви, первым в Киево-Могилянской академии обратился к изучению человека («Человек более знаменит, чем небо») и его роли в истории, считал, что Вселенная состоит из множества миров, которые находятся в непрерывном движении, материя также непрерывно движется и изменяется в количестве и качестве, стал первым теоретиком семиотики. Иннокентий Гизель – архимандрит Киево-Печерской лавры – был назначен на пост ректора Киево-Могилянской коллегии в 1656 году Петром Могилой. Считает, что Бог, пребывая везде, причастен к каждой сущности, что и сталкивает его с материальным миром. Гизель отрицает наличие в небе субстанциональных изменений и доказывает однородность земной и небесной материй. Он говорит, что движение - это любые изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе, показывая таким образом движение с качественной, а не механистической стороны. Дисциплина, которую он преподавал, называлась «Полный курс философии». В ней преобладают идеи гуманизма, понимание и оправдание оступившихся людей. Гизель убежден, что «нужда освобождает от греха в делах смертных сил…». И. Козачинский полагал философию «нравоучительным знанием», которое должно воспитать в человеке доброту и самосознание. По его мнению, никто не является с рождения добродетельным или порочным, а приобретает эти качества под влиянием окружающей среды и воспитания. Следовательно, порядок в социальной среде приводит к душевному порядку и гармонии. И. Кононович-Горбатский был приверженцем сенсуализма - направления в теории познания, согласно которому основной и главной формой достоверного познания являются ощущения и восприятия. Разрабатывал идею двух истин - религиозной и философской. Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) – украинский и русский философ, поэт, педагог. Сковороду называют «первым философом Российской империи».
Учился в Киевской духовной академии, потом в Санкт-Петербурге (придворную певческую капелла). В 1744 году вернулся в Киев продолжать образование. Через некоторое время покинул страну и начал путешествовать (Польша, Венгрия, Австрия, Италия, Германия), изучая языки (латынь, древнегреческий, древнееврейский, немецкий) и философию. В начале 1750-х был учителем поэтики в Переяславской семинарии, занимался частным преподаванием. В 1759 - 1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли был отстранён от работы. После чего начал вести странствующий образ жизни, поучая людей нравственности - как словом, так и своим образом жизни. В своей просветительской деятельности Г. Сковорода делал акцент на этическом учении: проблема человека, его внутренний мир и поступки. Главной целью философии считал познание человека. В свете пантеистического мировоззрения (присутствие Бога в окружающих нас вещах и природе), Сковорода считал, что мироздание состоит из трех видов мира: макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, который связывает оба мира и отражает их (например, Библия). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» - видимой (тварной) и невидимой (божественной). В взглядах Сковороды присутствуют идеи античности (платонизма и стоицизма), а не только христианской традиции. Его часто называют «русским Сократом» за его необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме. Сковорода разработал идею «сродного» труда, то есть труд, к которому стремится душа. Согласно этой теории человек должен заниматься только «сродным» трудом, потому что именно так он сможет достичь счастья. В его учении присутствовало стремление создать новую религию, которая была бы воплощением добродетели и любви. В этой религии главным «инструментом» познания стало бы сердце. Сковорода был уверен, что только познавая самого себя модно познать Бога. Сковорода по праву считается самым ярким представителем Киево-Могилянской школы, который имей довольно много последователей и единомышленников: деятели Кирилло-Мефодиевского братства (Т. Шевченко) и деятели украинской культуры ХIХ века - И Франко, Леся Украинка, П. Мирный. Не смотря на то, что философская культура все еще оставалась под влиянием религии, однако в годы активной деятельности мыслителей Киево-Могилянской академии она стала заметно сближаться с естествознанием, обрела черты науки и начала формировать собственную концептуальность как способ познания человека и природы. Кроме того, что академия стала катализатором развития отечественной просветительской концепции, Киево-Могилянская философская мысль дала украинскому обществу идею понимания человека как ценности и самоцели истории.
ФИЛОСОФИ Я В КУЛЬТУРЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В Х I Х-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Философия ХIХ - ХХ веков отражает концепции националистических и демократических изменений. В это время происходит формирование главных философских школ, тесно связанных с западной философией, центрами зарождения и развития которых стали кафедры киевского, харьковского, одесского университетов. Среди проблем, которые интересовали мыслителей того периода, главными были такие: человек как творец своего счастья и истории, представление нации как целостного этнического образования, плюрализм и право на собственное мировоззрение, идеал «гражданского человека», поиск национальной идеи. Также для ХIХ века характерно литературно-публицистическое выражение философских мыслей. К философам ХIХ - ХХ веков можно отнести ряд известных личностей – Н. Гоголь, И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, А. Козлов, Г. Челпанов, А. Потебня, М. Драгоманов, В.Зеньковский, А.Гиляров и другие. Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – писатель, драматург, поэт, критик, публицист. В своих произведениях отразил исторические причины своеобразия украинской ментальности, а именно влияние европейской и азиатской культурной традиции. Тема дуалистичности человеческой души также сильно волновала автора. В своей бессмертной поэме «Мертвые души» Гоголь раскрывает этот вопрос как никто другой, высмеивая бездуховность и моральный упадок души человека крепостнической России. Именно философский реализм Гоголя стал тем новшеством в украинской культуре, которое породило иную концепцию взгляда на мир, в дальнейшем получившую свое развитие в творчестве его великих соотечественников. Иван Франко (1856-1916) – украинский писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в Галиции (Австро-Венгерской Империи), один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австрии. Творчество Франко отличается философским материализмом, а также переплетением разносторонних взглядов: философских, естественнонаучных, социально-политических, атеистических, эстетических. Писатель разделял такие взгляды и идеи: а) человек – венец творения природы, который, однако, не может освободиться от вечных проблем добра и зла, жизни и смерти; б) причина бедствий начала ХХ века, да и истории в целом находится в природном трагизме человеческого бытия; в) развитие (социально-политические реформы, самосовершенствование каждого человека в отдельности) – главный путь к благополучию (повесть «Борислав смеется»); г) нации должны быть равны и свободны от угнетения; д) цель литературы – реалистичное изображение жизни. Леся Украинка (1871-1913) – украинская писательница и поэтесса – разделяла взгляды И. Франко. Очень критично относилась к религии, так как идеалом современного человека для нее был человек действия – активный, смелый, целеустремленный, стойко переносящий все трудности и невзгоды. Собственно именно такой и была сама поэтесса. Леся Украинка имела обширные познания в европейской культуре с античности вплоть до современности, что активно использовала в своих произведениях, которые отличаются нетрадиционными для украинской литературы образами и мифологическими сюжетами. Искусство по мнению писательницы должно обладать такими свойствами: реализм, народность, идейность, назидательность. М. Драгоманов (1841 - 1895) – либерал, публицист, историк, фольклорист, общественный деятель, выдающийся украинский учёный и критик, дядя Леси Украинки. Основным вопросом его исследований был вопрос социальной философии и гуманитарного знания. Драгоманов связывал развитие человека и общества с этническими, экономическими и духовно-культурными факторами общественной жизни. Он полагал, что социальный прогресс является отражением объективного исторического процесса, а решение социальных и экономических проблем напрямую зависит от решения национального вопроса. А. Потебня (1835 - 1891) – украинский фольклорист и этнограф. Его занимала проблема соотношения языка и мышления. В процессе своих исследований Потебня доказал активную роль языка в формировании мысли и стал одним из основателей системно-структурного подхода к изучению языка. А. Козлов (1831 - 1901) разработал концепцию философского «панпсихизма» – признание бытия духовной субстанцией, в свете чего материальные предметы – это лишь символы проявления этой субстанции. Философия – связующее звено между духовным и материальным миром. И так, украинские литераторы ХIХ - начала ХХ века наполнили свои произведения философским смыслом и идеями. Это с одной стороны сблизило философию с народом, но с другой – усложнило осмысление чисто философского содержания их творчества. Академическая же философия более приближена к науке и становится культурно-нравственным обоснованием знания о мире и человеке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Историческое развитие философской мысли человечества приводит к совершенствованию знаний о мире и человеке, о месте человека в этом мире, о его познавательном, практическом, этическом и вообще оценочном отношении к миру. Основные философские идеи сменяли друг друга, однако всегда оставались актуальными вопросы основ и законов бытия, проблемы гносеологии, логики, социальные и морально-этические темы. Украина в этом отношении также не стала исключением. Но история украинской философии имеет свою специфику. Во-первых, вышеперечисленные вопросы решались в контексте этнического развития, поэтому не удивительно, что лейтмотивом философской мысли стала национальная идея и судьба Украины. Во-вторых, особое доверие в познании окружающей нас действительности украинские философы оказывали чувствам и сердцу, что вылилось в создание целой теории «кардиоцентризма». В-третьих, романтической душе украинца ближе всего оказался способ выражения глубоких философских идей в литературных и публицистических произведениях. Итак, в заключение реферата можно подвести итог и сказать, что украинская философия стала уникальным явлением в истории мировой культуры и философии благодаря оригинальности и своеобразию собственной философской традиции, неповторимому сочетанию разных философских позиций, концепций и школ, которые отражают динамичную историю государства. Пропитавшись духом патриотизма, свободы и любви к родине, отечественная философия отразила всю сложность и драматичность истории этноса, не потеряв при этом своей высокой нравственности, на которой формировалась украинская философская культура в контексте мировой философской мысли СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горський В.С. Історія української філософії. Курс лекцій. К., 1996. 2. Сковорода Г. Вибрані твори в двох томах. - К., 1972. 3. Украинские революционные демократы. - М., 1954. 4. Философская мысль в Киеве. - К., 1982. 5. Юркевич П. Философские произведения - М., 1990. УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Выполнила: студентка 353 м группы Сидоренко Е.В.
Харьков 2010 ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Интеграция философской мысли Украины в мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами: с одной стороны, близость по духу и крови братских славянских народов, что отразилось в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влияние европейской философской мысли, отразившееся на становлении философской культуры. Отсутствие систематизированных и стройных теорий – еще одна особенность украинской философии. Для нее более характерно представление в литературно-публицистических произведениях (Гоголь, Шевченко, Франко), в работах украинских полемиков ХV-ХVI вв. (И. Вышенский, З. Копыстенский, Г. Смотрицкий), в реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов. Лишь немногие из украинских философов имеют четко систематизированные работы, подобные по своей структуре европейским философским произведениям. Также, каждый изучающий философию Украины сталкивается с определенными трудностями восприятия, связанные с ее многоплановой структурой: чтобы полностью понять украинскую философию необходимо знать духовно-практическую историю нации, менталитет украинцев, их культуру и социальные традиции. В данном реферате я рассматриваю характерные особенности, этапы развития, основные проблемы украинского философского сознания как проявления драматичной духовной истории украинского народа, как отражение его ментального своеобразия и проявления самобытной национальной культуры. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия каждой нации отображает тип и сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается цельность жизни духа в характере понимания самой философии. Украинские философы ХХ столетия (Д. Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения украинцев: 1) Онтологизм; 2) Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению; 3) Эмоционализм; 4) Религиозная направленность. Рассмотрим подробнее каждую из этих особенностей. Онтологизм Онтологизм подразумевает под собой практическую направленность философской мысли, то есть раскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. Отсюда следует, что украинское философствование всегда конкретно, целостно, неотрывно связано с условиями народного и частного быта. Парадокс онтологизма философской мысли на Украине состоит в том, что истинно философские произведения таких авторов, как Г. Сковорода, Н. Гоголь, И. Франко, Т. Шевченко, в которых затрагиваются глубоко философские мировые общечеловеческие проблемы, отражают неприятие рассудочной рационалистической стороны философского сознания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.057 с.) |