Характерные особенности украинской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности украинской философии



УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 

Выполнила:

студентка 353 м группы

Сидоренко Е.В.

 

Харьков 2010


ВВЕДЕНИЕ

 

В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Интеграция философской мысли Украины в мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами: с одной стороны, близость по духу и крови братских славянских народов, что отразилось в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влияние европейской философской мысли, отразившееся на становлении философской культуры.

Отсутствие систематизированных и стройных теорий – еще одна особенность украинской философии. Для нее более характерно представление в литературно-публицистических произведениях (Гоголь, Шевченко, Франко), в работах украинских полемиков ХV-ХVI вв. (И. Вышенский, З. Копыстенский, Г. Смотрицкий), в реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов. Лишь немногие из украинских философов имеют четко систематизированные работы, подобные по своей структуре европейским философским произведениям.

Также, каждый изучающий философию Украины сталкивается с определенными трудностями восприятия, связанные с ее многоплановой структурой: чтобы полностью понять украинскую философию необходимо знать духовно-практическую историю нации, менталитет украинцев, их культуру и социальные традиции.

В данном реферате я рассматриваю характерные особенности, этапы развития, основные проблемы украинского философского сознания как проявления драматичной духовной истории украинского народа, как отражение его ментального своеобразия и проявления самобытной национальной культуры.


ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Философия каждой нации отображает тип и сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается цельность жизни духа в характере понимания самой философии.

Украинские философы ХХ столетия (Д. Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения украинцев:

1) Онтологизм;

2) Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению;

3) Эмоционализм;

4) Религиозная направленность.

Рассмотрим подробнее каждую из этих особенностей.

Онтологизм

Онтологизм подразумевает под собой практическую направленность философской мысли, то есть раскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. Отсюда следует, что украинское философствование всегда конкретно, целостно, неотрывно связано с условиями народного и частного быта. Парадокс онтологизма философской мысли на Украине состоит в том, что истинно философские произведения таких авторов, как Г. Сковорода, Н. Гоголь, И. Франко, Т. Шевченко, в которых затрагиваются глубоко философские мировые общечеловеческие проблемы, отражают неприятие рассудочной рационалистической стороны философского сознания.

Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению

Мудрость как отражение онтологичности украинской философии раскрывается через личность и в личности, что связано с внутренней борьбой, духовным подвигом, использованием скрытых сил и резервов духа.

Очевидно, что только знание и понимание биографии и жизненной позиции великих украинских писателей Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича дает нам полное представление о философском содержании их работ.

Эмоционализм

Эта черта связана с обращением к чувствам, эмоциям как определенному пути познания. Особое место эмоционализм занимает в философии сердца, основанной П. Юркевичем.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ

 

Огромным шагом вперёд в развитии украинской мысли и русской культуры стала организация в Киеве в 1632 – 1633 гг. митрополитом Петром Могилой так называемой Киево-Могилянской коллегии (впоследствии академии), которая была призвана стать оплотом православия и украинской культуры.

Фактически это был университет (период обучения – 12 лет = 8 классов, для всех сословий, структура по аналогии с западными университетами, курс: философия, диалектика, логика, этика, физика, метафизика и математика), отличавшийся по своему статусу от европейских только отсутствием курса (и класса) богословия, так как католическое государство Речь Посполитая, в состав которого входила тогда большая часть Украины, препятствовало преподаванию православного богословия. Первый курс богословия был прочитан только Феофаном Прокоповичем во времена Петра I.

Киево-Могилянская академия продолжила научно-образовательные, демократические традиции братских школ на Украине. В ее стенах продолжают развиваться языкознание, литература, история, а сама философия возглавила начавшееся идеологическое противостояние с католической экспансией.

Именно в Киево-Могилянской академии философия впервые вводится как специальный предмет изучения. Пусть даже она еще имеет налет религиозности, но уже происходит интеграция с естественными науками. Главный предмет познания – природа и человек. В контексте эпохи Возрождения философы Киево-Могилянской академии занимаются проблемами законов природы, существования человека, природы его мышления, содержания его внутреннего мира. Философская мысль приобретает практическую направленность

Академия стала обителью молодых развивающихся наук: логики, математической логики, семиотики (науки о знаках и символа), логической семантики (наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики), гносеологии. Киево-Могилянские философы вели свои размышления над такими темами: А) возникновение государства; Б) роль человека в нем; В) общественный гуманизм; Г) счастье. И пришли к таким выводам: а) государство существовало не всегда, был период без государственного регулирования общественных отношений, однако в отличии от Гоббса «академики» полагали, что истоки его возникновения лежат не в личном эгоизме каждого индивидуума, т. к. изначально человек ориентирован на позитивные социальные поступки; б) человек – субъект свободного социального и правового действия, а не только объект действия правовых норм; в) Киево-Могилянские мыслители предполагали достаточно высокий уровень нравственности, моральности и социальной адекватности современного человека как результат развития правового государства; г) счастье – не погоня за материальными благами и не аскетическое бегство от жизни, а умение согласовать свои ценностные ориентации с сущностью природных закономерностей.

Философскую мысль академии можно отнести к школе материалистического мировоззрения.

Среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии немало известных в Украине и за рубежом философских деятелей: Ф. Прокопович, И. Гизель, И. Козачинский, И. Кононович-Горбатский, П. Могила, Г. Кониский а также среди воспитанников заведения: Г. Сковорода,С. Яворский и другие. Это философы, которые были знакомы как с древней философией, так и с новыми западноевропейскими учениями и течениями.

Ознакомимся с биографией и творчеством некоторых из них.

Феофан Прокопович – центральная фигура в истории Киево-Могилянской академии – епископ Православной Российской Церкви. Образование получил в академии; по окончании курса уехал в Рим, где принял католицизм, чтобы поступить в престижную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия. Закончив обучение и приобретя колоссальную начитанность в богословских, философских, древнеклассических сочинениях, в 1704 году вернулся в Киев и стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие. По всем этим предметам составил руководства, отличавшиеся ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов. С 1711 – ректор Академии. Автор ряда популярных литературно-богословских произведений, написанных живым и остроумным языком, в которых присутствует стремление к критическому анализу.

Философские и политические взгляды Феофана Прокопоича: в науке приверженец Ф. Бэкона и Р. Декарта, отрицает главенствующую роль духовенства в общественной жизни, рассматривает проблемы взаимодействия человека и государства, государства и церкви, первым в Киево-Могилянской академии обратился к изучению человека («Человек более знаменит, чем небо») и его роли в истории, считал, что Вселенная состоит из множества миров, которые находятся в непрерывном движении, материя также непрерывно движется и изменяется в количестве и качестве, стал первым теоретиком семиотики.

Иннокентий Гизель – архимандрит Киево-Печерской лавры – был назначен на пост ректора Киево-Могилянской коллегии в 1656 году Петром Могилой. Считает, что Бог, пребывая везде, причастен к каждой сущности, что и сталкивает его с материальным миром. Гизель отрицает наличие в небе субстанциональных изменений и доказывает однородность земной и небесной материй. Он говорит, что движение - это любые изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе, показывая таким образом движение с качественной, а не механистической стороны.

Дисциплина, которую он преподавал, называлась «Полный курс философии». В ней преобладают идеи гуманизма, понимание и оправдание оступившихся людей. Гизель убежден, что «нужда освобождает от греха в делах смертных сил…».

И. Козачинский полагал философию «нравоучительным знанием», которое должно воспитать в человеке доброту и самосознание. По его мнению, никто не является с рождения добродетельным или порочным, а приобретает эти качества под влиянием окружающей среды и воспитания. Следовательно, порядок в социальной среде приводит к душевному порядку и гармонии.

И. Кононович-Горбатский был приверженцем сенсуализма - направления в теории познания, согласно которому основной и главной формой достоверного познания являются ощущения и восприятия. Разрабатывал идею двух истин - религиозной и философской.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) – украинский и русский философ, поэт, педагог. Сковороду называют «первым философом Российской империи».

Учился в Киевской духовной академии, потом в Санкт-Петербурге (придворную певческую капелла). В 1744 году вернулся в Киев продолжать образование. Через некоторое время покинул страну и начал путешествовать (Польша, Венгрия, Австрия, Италия, Германия), изучая языки (латынь, древнегреческий, древнееврейский, немецкий) и философию. В начале 1750-х был учителем поэтики в Переяславской семинарии, занимался частным преподаванием. В 1759 - 1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли был отстранён от работы. После чего начал вести странствующий образ жизни, поучая людей нравственности - как словом, так и своим образом жизни.

В своей просветительской деятельности Г. Сковорода делал акцент на этическом учении: проблема человека, его внутренний мир и поступки. Главной целью философии считал познание человека.

В свете пантеистического мировоззрения (присутствие Бога в окружающих нас вещах и природе), Сковорода считал, что мироздание состоит из трех видов мира: макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, который связывает оба мира и отражает их (например, Библия). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» - видимой (тварной) и невидимой (божественной). В взглядах Сковороды присутствуют идеи античности (платонизма и стоицизма), а не только христианской традиции. Его часто называют «русским Сократом» за его необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме.

Сковорода разработал идею «сродного» труда, то есть труд, к которому стремится душа. Согласно этой теории человек должен заниматься только «сродным» трудом, потому что именно так он сможет достичь счастья. В его учении присутствовало стремление создать новую религию, которая была бы воплощением добродетели и любви. В этой религии главным «инструментом» познания стало бы сердце. Сковорода был уверен, что только познавая самого себя модно познать Бога.

Сковорода по праву считается самым ярким представителем Киево-Могилянской школы, который имей довольно много последователей и единомышленников: деятели Кирилло-Мефодиевского братства (Т. Шевченко) и деятели украинской культуры ХIХ века - И Франко, Леся Украинка, П. Мирный.

Не смотря на то, что философская культура все еще оставалась под влиянием религии, однако в годы активной деятельности мыслителей Киево-Могилянской академии она стала заметно сближаться с естествознанием, обрела черты науки и начала формировать собственную концептуальность как способ познания человека и природы.

Кроме того, что академия стала катализатором развития отечественной просветительской концепции, Киево-Могилянская философская мысль дала украинскому обществу идею понимания человека как ценности и самоцели истории.

 

ФИЛОСОФИ Я В КУЛЬТУРЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В Х I Х-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

 

Философия ХIХ - ХХ веков отражает концепции националистических и демократических изменений. В это время происходит формирование главных философских школ, тесно связанных с западной философией, центрами зарождения и развития которых стали кафедры киевского, харьковского, одесского университетов. Среди проблем, которые интересовали мыслителей того периода, главными были такие: человек как творец своего счастья и истории, представление нации как целостного этнического образования, плюрализм и право на собственное мировоззрение, идеал «гражданского человека», поиск национальной идеи. Также для ХIХ века характерно литературно-публицистическое выражение философских мыслей.

К философам ХIХ - ХХ веков можно отнести ряд известных личностей – Н. Гоголь, И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, А. Козлов, Г. Челпанов, А. Потебня, М. Драгоманов, В.Зеньковский, А.Гиляров и другие.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – писатель, драматург, поэт, критик, публицист. В своих произведениях отразил исторические причины своеобразия украинской ментальности, а именно влияние европейской и азиатской культурной традиции. Тема дуалистичности человеческой души также сильно волновала автора. В своей бессмертной поэме «Мертвые души» Гоголь раскрывает этот вопрос как никто другой, высмеивая бездуховность и моральный упадок души человека крепостнической России. Именно философский реализм Гоголя стал тем новшеством в украинской культуре, которое породило иную концепцию взгляда на мир, в дальнейшем получившую свое развитие в творчестве его великих соотечественников.

Иван Франко (1856-1916) – украинский писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в Галиции (Австро-Венгерской Империи), один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австрии. Творчество Франко отличается философским материализмом, а также переплетением разносторонних взглядов: философских, естественнонаучных, социально-политических, атеистических, эстетических. Писатель разделял такие взгляды и идеи: а) человек – венец творения природы, который, однако, не может освободиться от вечных проблем добра и зла, жизни и смерти; б) причина бедствий начала ХХ века, да и истории в целом находится в природном трагизме человеческого бытия; в) развитие (социально-политические реформы, самосовершенствование каждого человека в отдельности) – главный путь к благополучию (повесть «Борислав смеется»); г) нации должны быть равны и свободны от угнетения; д) цель литературы – реалистичное изображение жизни.

Леся Украинка (1871-1913) – украинская писательница и поэтесса – разделяла взгляды И. Франко. Очень критично относилась к религии, так как идеалом современного человека для нее был человек действия – активный, смелый, целеустремленный, стойко переносящий все трудности и невзгоды. Собственно именно такой и была сама поэтесса.

Леся Украинка имела обширные познания в европейской культуре с античности вплоть до современности, что активно использовала в своих произведениях, которые отличаются нетрадиционными для украинской литературы образами и мифологическими сюжетами.

Искусство по мнению писательницы должно обладать такими свойствами: реализм, народность, идейность, назидательность.

М. Драгоманов (1841 - 1895) – либерал, публицист, историк, фольклорист, общественный деятель, выдающийся украинский учёный и критик, дядя Леси Украинки. Основным вопросом его исследований был вопрос социальной философии и гуманитарного знания. Драгоманов связывал развитие человека и общества с этническими, экономическими и духовно-культурными факторами общественной жизни. Он полагал, что социальный прогресс является отражением объективного исторического процесса, а решение социальных и экономических проблем напрямую зависит от решения национального вопроса.

А. Потебня (1835 - 1891) – украинский фольклорист и этнограф. Его занимала проблема соотношения языка и мышления. В процессе своих исследований Потебня доказал активную роль языка в формировании мысли и стал одним из основателей системно-структурного подхода к изучению языка.

А. Козлов (1831 - 1901) разработал концепцию философского «панпсихизма» – признание бытия духовной субстанцией, в свете чего материальные предметы – это лишь символы проявления этой субстанции. Философия – связующее звено между духовным и материальным миром.

И так, украинские литераторы ХIХ - начала ХХ века наполнили свои произведения философским смыслом и идеями. Это с одной стороны сблизило философию с народом, но с другой – усложнило осмысление чисто философского содержания их творчества.

Академическая же философия более приближена к науке и становится культурно-нравственным обоснованием знания о мире и человеке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческое развитие философской мысли человечества приводит к совершенствованию знаний о мире и человеке, о месте человека в этом мире, о его познавательном, практическом, этическом и вообще оценочном отношении к миру. Основные философские идеи сменяли друг друга, однако всегда оставались актуальными вопросы основ и законов бытия, проблемы гносеологии, логики, социальные и морально-этические темы.

Украина в этом отношении также не стала исключением.

Но история украинской философии имеет свою специфику. Во-первых, вышеперечисленные вопросы решались в контексте этнического развития, поэтому не удивительно, что лейтмотивом философской мысли стала национальная идея и судьба Украины. Во-вторых, особое доверие в познании окружающей нас действительности украинские философы оказывали чувствам и сердцу, что вылилось в создание целой теории «кардиоцентризма». В-третьих, романтической душе украинца ближе всего оказался способ выражения глубоких философских идей в литературных и публицистических произведениях.

Итак, в заключение реферата можно подвести итог и сказать, что украинская философия стала уникальным явлением в истории мировой культуры и философии благодаря оригинальности и своеобразию собственной философской традиции, неповторимому сочетанию разных философских позиций, концепций и школ, которые отражают динамичную историю государства. Пропитавшись духом патриотизма, свободы и любви к родине, отечественная философия отразила всю сложность и драматичность истории этноса, не потеряв при этом своей высокой нравственности, на которой формировалась украинская философская культура в контексте мировой философской мысли


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Горський В.С. Історія української філософії. Курс лекцій. К., 1996.

2. Сковорода Г. Вибрані твори в двох томах. - К., 1972.

3. Украинские революционные демократы. - М., 1954.

4. Философская мысль в Киеве. - К., 1982.

5. Юркевич П. Философские произведения - М., 1990.

УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 

Выполнила:

студентка 353 м группы

Сидоренко Е.В.

 

Харьков 2010


ВВЕДЕНИЕ

 

В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Интеграция философской мысли Украины в мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами: с одной стороны, близость по духу и крови братских славянских народов, что отразилось в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влияние европейской философской мысли, отразившееся на становлении философской культуры.

Отсутствие систематизированных и стройных теорий – еще одна особенность украинской философии. Для нее более характерно представление в литературно-публицистических произведениях (Гоголь, Шевченко, Франко), в работах украинских полемиков ХV-ХVI вв. (И. Вышенский, З. Копыстенский, Г. Смотрицкий), в реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов. Лишь немногие из украинских философов имеют четко систематизированные работы, подобные по своей структуре европейским философским произведениям.

Также, каждый изучающий философию Украины сталкивается с определенными трудностями восприятия, связанные с ее многоплановой структурой: чтобы полностью понять украинскую философию необходимо знать духовно-практическую историю нации, менталитет украинцев, их культуру и социальные традиции.

В данном реферате я рассматриваю характерные особенности, этапы развития, основные проблемы украинского философского сознания как проявления драматичной духовной истории украинского народа, как отражение его ментального своеобразия и проявления самобытной национальной культуры.


ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Философия каждой нации отображает тип и сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается цельность жизни духа в характере понимания самой философии.

Украинские философы ХХ столетия (Д. Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения украинцев:

1) Онтологизм;

2) Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению;

3) Эмоционализм;

4) Религиозная направленность.

Рассмотрим подробнее каждую из этих особенностей.

Онтологизм

Онтологизм подразумевает под собой практическую направленность философской мысли, то есть раскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. Отсюда следует, что украинское философствование всегда конкретно, целостно, неотрывно связано с условиями народного и частного быта. Парадокс онтологизма философской мысли на Украине состоит в том, что истинно философские произведения таких авторов, как Г. Сковорода, Н. Гоголь, И. Франко, Т. Шевченко, в которых затрагиваются глубоко философские мировые общечеловеческие проблемы, отражают неприятие рассудочной рационалистической стороны философского сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.057 с.)