Состояние международного туризма в Мурманской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние международного туризма в Мурманской области



 

Одним из основных факторов, привлекающих иностранных туристов в Российскую Федерацию является соответствие предоставляемых туристических услуг международным стандартам. Это всецело влияет на выбор страны посещения у иностранцев. Иностранные туристы привыкли быть защищенными и поэтому, пересекая границу, они хотят быть уверены в своей безопасности. Рассмотрим понятие стандартизации услуг более подробно. Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Нормативный документ по стандартизации - это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей. Основными задачами стандартизации являются: установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству, процессам услуг, охрану здоровья населения и окружающей среды, очность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания; установление требований к сертификации туристских услуг, а также установление основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско - экскурсионного обслуживания населения. Объектами стандартизации определены туристские услуги и процессы туристско - рекреационного обслуживания. Стандартизации подлежат все объекты туристской индустрии: гостиницы и иные средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, средства развлечения, объекты познавательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения, а также деятельность всех туристских организаций. Таким образом, соответствие предоставляемых туроператорами услуг международным стандартам - обязательное условие при создании туристского продукта.

Далее рассмотрим состояние въездного туризма в Мурманской области. Итак, Мурманская область в силу своего географического положения и особенностей исторического развития располагает

необходимыми ресурсами для развития туризма. Кольский полуостров с его неповторимыми по красоте горными массивами, тысячами озер, рек, побережьем Баренцева и Белого морей может представлять интерес для туристов со всего мира. Здесь имеются широкие возможности для рекреационного туризма - спортивной рыбалки, охоты, водного и горного туризма, альпинизма, горнолыжного спорта. Немалый интерес представляют русская культура, культурные и исторические памятники прошлых веков, времен второй мировой войны, эпохи социалистического строительства.

Туризм в Мурманской области представляет собой явление, значение которого не оценивается должным образом в политической, экономической и социальной сферах. По данным Минэкономразвития в 2000 г. Мурманская область занимала 58 место в РФ по ресурсной обеспеченности регионального органа управления туризмом.

В таблицах 1.1 и 1.2 приведены данные по Мурманской области за 2003 - 2005 гг. по въездному и выездному туризму.

 

Таблица 1.1 Количество туристов, обслуженных турфирмами Мурманской области за 2003-2005гг. (въезд)

  2003 2004 2005
Всего (тыс.чел.) 13 200 16 900 20 400
- иностранные граждане 9 400 11 900 12 600
- граждане РФ 3 800 5 000 7 800

 

Таким образом, исходя из данных таблицы, можно судить о возросшем уровне въездных туристов в Мурманской области.

 

Таблица 1.2 Количество туристов, обслуженных турфирмами Мурманской области за 2002-2004гг. (выезд)

 200320042005      
Всего(тыс.чел.) 12 300 18 600 24 000
- за рубеж 8 100 12 900 14 500
- по России 4 200 5 700 9 500

 

Все цифры, приведенные в таблицах, основываются на данных турфирм области.

Исходя из представленных в таблицах данных, можно сделать вывод о том, что в Мурманской области в настоящее время выездной туризм занимает больший сегмент. На рынке туристских услуг «выездной» туризм превалирует над «въездным».

В таблице 1.3. представлен прогноз развития туристической отрасли в Мурманской области до 2015 года.


Таблица 1.3 Прогнозы развития туристической отрасли

Показатели 2002 2005 2010 2015
Объем ВВП системы туристского обслуживания (млн. руб.) 114,37 164,5 309,6 597,3
Число обслуженных туристов (чел.). В том числе: 21 600 26 300 34 500 50 550
принято из-за рубежа 7 284 8 800 12 600 18 100
 отправлено за рубеж 8 923 10 100 13 200 17 200
 отправлено в регионы РФ 4 744 6 100 7 000 10 300
Количество туристических фирм (туроператоров/турагентов) 48 38/28 65 48/40 75 50/42 80 50/45
Численность занятых в турфирамх. (чел.). 420 550 600 650
 Уплата налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды по индустрии туризма (млн.руб.) 24 36 71 143

 

Таким образом, исходя из таблицы 1.3, можно сделать вывод о том, что, к 2015 году прогнозируется рост въездного туризма над выездным.

Мурманчане и жители области приобретают туруслуги как в области, так и за ее пределами. В турфирмы области обращаются более 12 тысяч человек. Страны, в которые наиболее часто отправляются жители области: Финляндия, Норвегия, Турция, Египет, Болгария и др. Значительное количество мурманчан и жителей области самостоятельно организуют свой отдых и путешествия.

Консульствами Финляндии и Норвегии в Мурманске в 2001 году было выдано жителям Мурманской области более 26 тыс. различных виз на въезд в эти страны.

Общее количество пересечений границы в пунктах пропуска на территории Мурманской области в 2001 году составило 222 648, из них иностранными гражданами было совершено 73 677 пересечений. 46% пересечений иностранными гражданами совершено на КП «Борисоглебский», 24% КП «Салла», 22% КП «Лотта», 8% КП «Аэропорт». В 2001 году в органах УПВС ОВИР было зарегистрировано 23 860 иностранных граждан (с различными целями посещения) со сроком проживания более 3 суток, что на 38% больше чем, в 1999 году. С 2003 года, после введения миграционных карт, туристская статистика будет иметь более точные данные по количественному и качественному составу «въезда» и «выезда».

Особое внимание в данном параграфе необходимо уделить проблемам развития туризма в Мурманской области. Проблемы туристского комплекса Мурманской области можно сгруппировать следующим образом:

Проблемы использования потенциала природных туристских ресурсов. К ним относятся:

-  проблема неиспользования природных рекреационных ресурсов в связи с существованием системы закрытых территорий и ведомственных ограничений на посещение их иностранными и российскими туристами;

-  истощительное использование природных рекреационных ресурсов без соблюдения нормативов антропогенной рекреационной нагрузки в «зеленых зонах» населенных пунктов;

-  фактическое отсутствие охраны особо охраняемых природных территорий и, прежде всего, памятников природы;

-  антропогенное загрязнение окружающей природной среды и другие.

Проблема формирования туристского рынка региона:

-  емкость рынка туристских услуг жестко коррелирует с доходами населения и его возрастной структурой;

-  уровень туристских услуг, удовлетворяющий потребностям клиентов, сравнительно выше, чем в других секторах российской экономики; для выездного туризма он соответствует международным стандартам;

-  часть, извлекаемого социально-экономического эффекта от наиболее доходных видов туризма, изымается и обращается в теневой сфере экономики;

-  туристский бизнес в регионе не конкурентоспособен по всем видам туризма по сравнению с зарубежными конкурентами и российскими лидерами национального рынка, которые осваивают туристский рынок региона,

-  наблюдается тенденция включения в портфель крупных российских корпораций сферы туристского бизнеса посредством приобретения туристских, спортивных и рекреационных объектов и другие.

Проблема административного и информационно- аналитического обеспечения:

-  в областном центре г. Мурманске и в муниципалитетах отсутствуют управленческие структуры, наделенные полномочиями и функциями по регулированию проблем туристических фирм;

-  орган управления туризмом не обеспечен кадровыми и финансовыми ресурсами, адекватными задачам.

-  мониторинг и информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного регулирования сферы туризма не обеспечено трудовыми и материальными ресурсами

-  не разработан кадастр природных рекреационных ресурсов и другие.

Проблема нормативного обеспечения формирования сферы туризма:

-  нормативная и законодательная база по проблемам туризма не соответствует уровню развития туристического рынка и достигнутому уровню рыночных отношений в стране, не учитывает особенности международного и межрегионального сотрудничества;

-  не разработаны дифференцированные ставки платежей (сборов) за пользование рекреационными природными территориями;

-  отсутствуют региональные стандарты и правила по проектированию и застройке рекреационных природных территорий и объектов в районах Крайнего Севера и другие.

Необходимо отметить, что данные проблемы в той или иной степени тормозят развитие туризма на территории Мурманска и области, поэтому решение этих вопросов будет способствовать более интенсивному развитию регионального туризма.

В заключении данного параграфа, можно отметить, что въездной туризм в Мурманской области развивается. Иностранные туристы все больше интересуются ресурсами Кольского полуострова, поэтому разработка и внедрение туристских продуктов на рынок туруслуг региона является перспективной деятельностью для турфирм Мурманска.

Таким образом, в заключении данной главы можно сделать следующие выводы. Деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, называется туроператорской деятельностью. Туроператор - выступает генератором организованного туризма, и ему отводится особое место в деле формирования рынка туристских услуг. В данной главе отражено, что согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование туристской услуги осуществляется в последовательности: установление нормируемых характеристик услуги, установление технологии процесса обслуживания туристов, разработка технологической документации, определение методов контроля качества, анализ проекта, представление проекта на утверждение. Также отмечено, что характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги.

Разработка российскими турфирмами туров для иностранных туристов требует обязательного соблюдения определенных правил и условий, подробно изученных в данной главе. Согласно проведенному анализу рынка въездного и выездного туризма Мурманской области, был сделан вывод о том, что въездной туризм все интенсивнее развивается и работа турфирм в сфере создания новых турпродуктов для иностранных туристов является весьма перспективным видом деятельности. Особое внимание в данном параграфе уделено проблемам развития туристского комплекса города Мурманской области.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.011 с.)