Тема: звукобуквенный анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: звукобуквенный анализ.



Цели:

. Закрепить у детей понятие о звукобуквенном составе слова.

. Формировать умение делить слова на слоги; де6лать звуковой и слоговой анализ.

. Уточнить представление учащихся о звуках, буквах, деления их на гласные и согласные.

. Активизация словаря.

. Развитие фонематического слуха.

. Развитие логического мышления.

Оборудование: магнитная доска, магнитная азбука, кассы букв, наборное полотно, картинка с изображением машины, предметные картинки с изображением ежа, медведя, аиста, зайца, барана, слона, варежек, ежей, трамвая, окна, флажков, огурцов, роз; плакат со словом «флот», индивидуальные карточки со словами хлев, щель, полк, волк, столб, коса, зубр, изображение автомобиля, карта с картинками.

Речевой материал: слова, словосочетания, предложения, рассказ.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть

. Физкультминутка

. Итог занятия.

Ход занятия

Организационный момент.

- На занятии наши глаза внимательно смотрят на все (видят), наши уши внимательно слушают и все слышат, голова хорошо … (думает).

Посмотрите на картинку, найдите предмет, изображенный на картинке, которая находится в 3-м ряду сверху, 4-ый слева.

Машина.

Правильно. Сколько звуков в этом слове?

звуков.

Назовите их.

м, а, ш, ы, н, а.

Сколько букв?

букв.

Назовите.

м, а, ш, и, н, а.

Почему мы говорим звук ы, а пишем букву и?

Потому что жи - ши пиши с буквой и.

Сколько слогов в этом слове?

Три.

Отхлопайте ритмический рисунок.

Хл - хл - хл.

Хорошо, что же мы с вами делали?

Определяли звуки и буквы в слове машина.

Правильно. Как же будет называться наша тема занятия?

Звукобуквенный анализ.

Основная часть.

- Молодцы! А как по-другому можно назвать машину? Вам поможет изограф, где это слово изображено с помощью букв, входящих в название этого слова. Какое слово получилось?

Автомобиль.

Сколько звуков в этом слове?

Девять.

Сколько букв?

Десять.

Почему звуков девять, а звуков десять?

Потому что» ь» не обозначает звука.

Отхлопайте ритмический рисунок слова «автомобиль».

Хл - хл - хл.

Какие автомобили вы знаете?

«Москвич», «Волга», «Ока», «Жигули».

Есть еще автомобиль, который выпусками раньше и назывался он «Победа». Сейчас мы проведем звукобуквенный анализ слова победа, в этом нам поможет сказка С. Погорелова «Вот что с буквами случилось».

Нарисовал карандаш лужайку, а на ней машину «Победа», под ней написал печатными буквами П о б е д а. (Ученик на доске выкладывает слово победа).

Заглянул на лужайку ежик. Понравилась ежику буква «п». Поставлю, - думает еж, ее перед своим домом. Хорошие ворота будут. Взял букву и ушел. (Ученик, у которого картинка с изображением ежа убирает букву «п»).

Пришел хмурый медведь, жаловаться стал: «Нет у меня сегодня. (обеда - подсказали буквы). «Верно» - рявкнул медведь. Меду бы поесть.

Да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки». Взял он букву «о» под мушку и потащил на пасеку. (Ученик, у которого картинка с изображением медведя снимает букву «о», разбирает значение слов «кадка» и «пасека»).

На лужайку выпрыгнул зайчик. Дрожит, озирается. Налетел с перепугу на букву «б». Отскочила она, за рябину упала, а зайчик в лес убежал. (Ученик, у которого картинка с изображением зайца, снимает букву «б»).

Прилетел аист. Увидел вкусное слово - еда. А в траве и верно - еда, лягушек - сколько хочешь. Приладил аист к букве «е» палочку, получилась вилка. Поел аист и унес вилку с собой. (Ребенок снимает букву «е»).

Тут пришел баран. Заблеял обиженно: «Неправду говорят, что я глупый. Разве я глуп?» И видит он слово «да». Разозлился баран, разбежался, ударил букву «д» рогами. Она и рассыпалась на кусочки. (Ребенок снимает букву «д»).

Осталась последняя буква «а». Стоит одна - одинешенька. Что она без друзей сказать может только горько плакать: «А - а - а».

Давайте утешим букву А, вернем ей друзей. «Дети восстанавливают слово по буквам у доски, на листках из букв разрезной азбуки и записывают в тетрадях: а, да, еда, беда, обеда, победа.

Физкультминутка

Мы много работали, устали, нам нужно отдохнуть, мы проведем физкультминутку, в этом нам поможет стихотворение. Название которого вы узнаете составив слово из первых звуков названий предметов, изображенных на картинках (слон, волк, ежи, трамвай, огурцы, флажок, осы, розы) - СВЕТОФОР.

Три цвета есть у светофора

Они понятны для шофера

Красный цвет проезда - нет

Желтый цвет - готов к пути,

А зеленый цвет - кати!

На какие две группы можно разделить эти предметы? (картинки на доске)

Живые и неживые.

На какие вопросы они отвечают?

Кто? и что?

. - Добавим букву А к словам. Жар (а), пар(а), рот(а), пол(а), сам(а), лес(а).

Что изменилось?

Количество звуков, букв, слогов. Изменилось значение слова (разбирается значение слов).

Найдите к схемам подходящие слова.

а/а жара, пара, сама.

о/а рота, пола

е/а леса

. Найди спрятавшиеся слово (ученикам раздаются картинки со словами: хлев - лев, щель - ель, укол - кол, столб - стол, зубр - зуб, коса - оса, полк - пол, волк - вол).

Что изменилось?

Количество звуков, букв, значения слов (разбирается значение слов).

ИГРА «Флот помог».

На доске.

П Е Н А  

 

М Е Т Р  

 

Ш А Р  

 

Б О Р  

 

Получаем слово: Флот.

 

Однажды последние буквы в этих словах поссорились со всеми остальными буквами и решили жить отдельно. Собрались они вместе, посовещались, составили слово: ФЛОТ.

Отправились они в дальнее плавание. Долго они плавали, путешествовали и ужасно соскучились по дому. Но когда они вернулись, то оказалось, что они забыли в каких словах они жили.

Помогите, ребята, каждой букве отыскать родное слово! Дети подставляют в конец каждого слова буквы из слова ФЛОТ. Так, чтобы получились слова: шарф, пенал, метро, борт.

Итог занятия.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

Получали новые слова, добавляя или убавляя одну букву. Узнали много новых слов.

Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.

 

6. Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного студенткой на логопункте СОШ №2

 

Дата проведения: 24 апреля 2013 г.

Тема: Дифференциация Ш-Щ.

Цели:

. Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ», закрепление зрительного образа букв «ш» и «щ».

. Формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах.

. Развитие фонематического восприятия.

. Формирование навыков самоконтроля, интересов к занятиям.

Оборудование: плакат «Буквы ш и щ», индивидуальное зеркало, артикуляционные профили. Мяч, предметные картинки со звуками «ш» и «щ», карточки.

Речевой материал: слова, словосочетания, предложения, рассказ.

План занятия.

1. Органиционный момент.

. Основная часть.

. Физкультминутка.

. Итог занятия.

Ход занятия

Организационный момент

- Чтобы настроиться на рабочий лад, повторим чистоговорки.

Ша - ша - ша - наша Маша хороша.

Ши - ши - ши - есть у Маши ландыши.

Какой звук встречался чаще всего?

Звук «ш».

Ща - ща - ща - дождь идет я без плаща.

Ще - ще - ще - нет дождя а я в плаще.

Какой звук встречается чаще всего?

Звук «щ».

Ты догадался, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?

Звуки «ш» и «щ».

Основная часть

Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ» перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков. - Произнесите звук «ш». Ш-ш-ш.

Покажи с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «ш»? Одна ладошка - язычок, другая - верхнее небо.

Кончик языка приподнят к переднему краю верхнего неба и образует с ними щель.

Поднеси ладошку ко рту. Что ты чувствуешь?

Теплая воздушная струя.

Звучит ли голос, когда мы говорим звук «ш»?

Нет, голос не звучит.

Произнесите звук «щ»

Щ-щ щ

Как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «щ»?

Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель, воздушная струя идет через рот, голос не звучит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.062 с.)