Глава 2. Проблемы современной белорусской поэзии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Проблемы современной белорусской поэзии



Литературные критики отмечают, что в 60-70-е годы на территории бывшего Советского Союза белорусская литература была одной из самых ярких национальных литератур. «Маладосць» и «Полымя» в Москве раскупались мгновенно, несмотря на то, что выходили на белорусском языке. Но сегодня все чаще приходится слышать о том, что круг молодых белорусских авторов сузился, что наша литература и поэзия в частности переживают спад. Однако это немного не так. Дело в том, что очень важным аргументом в данном вопросе является отсутствие у поэзии того, что сегодня принято называть «пиар». У нас почему-то под этим словом понимают скандал, создание в обществе нездорового любопытства. Между тем PR - public relations - переводится с английского как «общественное мнение». Мы забываем, что пиар бывает не только черным. Привлечением интереса общества к творчеству литераторов, в том числе и поэтов, в советские времена занималась структура - бюро пропаганды художественной литературы. Людей прямо во время обеденного перерыва «выдергивали» с рабочего места, и собирали в залах, где проходили выступления поэтов. Сначала, естественно это вызывало общественное недовольство, однако потом в глазах людей можно было заметить искреннюю заинтересованность. В эпоху так называемой «эстрадной поэзии» поэты собирали огромные залы или полные стадионы в Москве, Минске, Ленинграде, других городах…

Сегодня такой структуры нет, и люди считают, что не стало достойных, интересных отечественных авторов. Но ведь самому писателю рекламировать себя не с руки! Сегодня бытует практика, унижающая писателя: гонорар авторам издательство выплачивает его же книгами, которые на встрече с читателями писателю предлагается продавать. Это принижает статус литератора и литературы в глазах общества. А почему современных белорусских авторов, в том числе поэтов, не знают за пределами нашей страны? С одной стороны, это связано с нашей ленью, неразворотливостью, а с другой - происходит по не зависящим от творческих людей причинам. Вот открылся в Москве Дом украинской книги, а Дома белорусской книги в российской столице нет, хотя у нас Союзное государство. Но подобные вещи не зависят от творцов, они решаются политиками. Что же касается белорусских авторов то из-за отсутствия вменяемого гонорара, большинство писателей просто не могут осилить достойную работу над текстами. Любому поэту нынче как и любому человеку нужно есть, одеваться, кормить детей, если таковые имеются. И поэтому приходится совмещать творчество с какой-либо мирской работой. Вот и выходит, что не хватает ни сил, ни времени.

Есть у отечественных писателей еще и языковая проблема. Произведения Стивена Кинга, к примеру, продаются по всему миру через Интернет. Но на английском языке говорит весь мир. На белорусском же говорят лишь единицы. Так что будь белорусский писатель даже обладателем блестящего, универсального таланта, все равно шансов на мировую известность у него гораздо меньше, чем у англоязычного, к примеру, автора.

Огромной проблемой в раскрутке поэзии является ее элитарность. В том смысле, что поэзия обычно востребована интеллектуальной, духовной элитой любого общества. Но в целом литература - это не развлекаловка! Детективы, эротика, дамские романы - это не литература. Детектив, к примеру, зиждется на низменных человеческих чувствах. В основе любого детектива - зло, порок, а популярность жанра основана на свойственном человеку нездоровом любопытстве к этим явлениям. Вот, к примеру, играет в подземном переходе парень на гитаре, поет красивые песни - и люди равнодушно проходят мимо. А случись в том же самом переходе драка или убийство - сразу столько зевак набежит! Дело в том, что добро, красота - это естественное состояние душ человека, а зло - состояние неестественное и потому вызывает интерес. Изобразить добро на театральных подмостках очень непросто. А зло изобразить - ничего не стоит. Накинуть черный плащ, приклеить рога - и вот он, демон. Квинтэссенция зла. А можно и похитрее что-нибудь придумать. Столько разновидностей личин зла создали сценаристы и режиссеры фильмов ужасов! Так вот, настоящая литература, та же поэзия, воплощает в жизнь непростую задачу - говорит, напоминает людям о красоте их души, множит в мире добро. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» - в этих хрестоматийных строках Пушкин за всех поэтов все уже сказал. А красивые чувства - это красивый, добрый взгляд в мир. Это строительство, созидание красивого, доброго, высокодуховного мира будущего - такого, в котором захотел бы жить каждый, в том числе и тот, кто сегодня зачитывается детективами. И потом, ведь так дела обстоят не «во всем мире»! Почему-то мы так для себя решили. В странах Европы в моде серьезные авторы, ни один ведущий университет мира не отказался от изучения развернутого курса поэзии, а во Франции, к примеру, встречу с русскими писателями не так давно устраивали на самом высоком уровне два президента - Путин и Ширак.

Падение интереса молодежи к литературе принято связывать с развитием новых технологий, хотя это не так. Не существует никакого противостояния между высокими технологиями и литературой. С одной стороны, литература, поэзия - это пласт национальной культуры любого государства, то, что будут знать о нас потомки, то, что останется в веках, как бы ни развивались технологии. С другой - это то, на чем, как на фундаменте, зиждется все остальное. В основном кино - литература: сценарий. В основе театра - литература: пьеса. Эстрада - снова литература: поэзия. Да если взять тот же интернет, пожалуй, большая половина всех сайтов «мировой паутины» посвящена литературным произведениям. Так как же литература, поэзия, этот огромный пласт национальной культуры могут стать ненужными?! Ответ один - поэзия есть и будет. И она нужна нам, просто нужно грамотно подойти к этой проблеме со стороны государства, и поэзия в Беларуси оживет, как и в любой уважающей себя стране.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.109 (0.007 с.)