Отсутствие эффективной системы особо охраняемых природных территорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие эффективной системы особо охраняемых природных территорий



Рис. 4. Соотношение площади особо охраняемых природных территорий Карелии по режимам охраны: 1 - ООПТ со строгим режимом ограничения лесопользования, обеспечивающим реальное сохранение ценных природных объектов; 2 - ООПТ с запретом только рубок главного пользования; 3 - ООПТ без четко определенного режима охраны или временные ООПТ, прекращающие свое существование в ближайшие годы.

В соответствии с официальными данными (Государственный доклад..., 1998) особо охраняемые природные территории занимают 5.3% от общей площади Карелии. Однако, детальный анализ расположения особо охраняемых природных территорий, их режимов и сроков действия показывают, что лишь небольшая часть этих ООПТ действительно обеспечивает строгую охрану тех или иных природных комплексов. Постоянные особо охраняемые природные территории, исключенные из интенсивной эксплуатации лесных ресурсов, занимают лишь 1,4% от общей площади Карелии. Еще 1,2% от общей площади Карелии занимают ООПТ, где запрещены рубки главного пользования (однако, здесь разрешены все виды рубок ухода; современная система рубок ухода включает рубки обновления и переформирования, по своим организационно-техническим характеристикам однозначно соответствующие рубкам главного пользования). Таким образом, ООПТ, хотя бы формально исключенные из промышленной эксплуатации лесов, занимают лишь 2,6% от общей площади Карелии.

Остальная площадь ООПТ представлена временными охотничьими заказниками и заказниками, где фактически не установлен никакой режим охраны (например, установленный режим "лесов первой группы" фактически не означает ничего, так как первая группа - сборная категория, включающая в числе прочего и интенсивно эксплуатируемые леса). Эти особо охраняемые природные территории являются скорее легендарными, чем реально существующими; единственная реально выполняемая ими функция - улучшение природоохранной отчетности.

Однако, это далеко не единственный недостаток системы особо охраняемых природных территорий Карелии. К сожалению, подавляющее большинство ООПТ Карелии расположено на территориях, в прошлом подвергшихся воздействию интенсивных лесозаготовок. Лишь 3 особо охраняемые природные территории - национальные парки "Водлозерский" и "Пааноаярви" и заповедник "Костомукшский" - располагаются в пределах крупных и средних массивов естественной, не преобразованной катастрофическими воздействиями человека, тайги. Площадь этих территорий составляет лишь 1,9% от общей площади Карелии, чего явно недостаточно для сохранения даже только эталонных массивов малонарушенных естественных лесов.

В целом как общая площадь, так и установленные режимы охраны особо охраняемых природных территорий Карелии не позволяют утверждать, что в республике обеспечен достаточный уровень охраны естественной лесной природы и биологического разнообразия.

Заключение

Деятельность природоохранных неправительственных организаций в Карелии является исключительно удобной ширмой для множества руководителей лесного комплекса Карелии, списывающих на "зеленых" все свои недоработки и промахи. Однако, даже самый простой анализ современной ситуации показывает, что существуют значительно более значимые причины кризиса - сильное истощение лесного фонда в результате многих десятилетий варварских, ничем не ограничивавшихся лесозаготовок, неработоспособная и не отвечающая интересам жителей республики система органов лесного хозяйства, фактическая бесплатность лесопользования, слабость территориальной системы охраны природы. Затянувшийся многолетний конфликт между органами государственной власти Республики Карелия и природоохранными неправительственными организациями своим существованием обязан главным образом неверной информации о состоянии дел в лесном секторе республики, распространяемой заинтересованными в продолжении конфликта представителями лесного комплекса. Объективно этот конфликт не нужен ни природоохранным неправительственным организациям, заинтересованным в скорейшем разрешении проблемы сохранения наиболее ценных лесов, ни правительству Карелии, заинтересованному в сохранении позиций республики на европейских рынках древесной продукции. К большому сожалению, между этими двумя сторонами, объективно заинтересованными в скорейшем разрешении конфликта, постоянно вклиниваются целые полчища любителей действовать по принципу "разделяй и властвуй". Тем временем над уникальными таежными массивами, не имеющими себе равных во всей Европе, продолжает висеть угроза уничтожения, а Республика Карелия продолжает терять свои позиции на экологически ориентированных рынках лесной продукции. Безусловно, настала пора разорвать этот порочный круг и хотя бы установить прямой диалог между правительством Карелии и природоохранными неправительственными организациями, исключив всевозможных заинтересованных в продолжении конфликта нечистоплотных посредников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.005 с.)