Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дон Кихот в изобразительном искусстве ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Образы Дон Кихота и его верного оруженосца вдохновляли самых разных художников. Многие испанские мастера старались воплотить в искусстве своего национального литературного героя. Франсиско Гойя (1746-1828) начал работу над образом странствующего рыцаря как иллюстратор, однако от этого замысла сохранился всего один офорт. Знаменитый рисунок Пабло Пикассо сделался хрестоматийным. Изображали Дон Кихота Сальвадор Дали и Игнасио Сулоага. Один из самых популярных «портретов» Дон Кихота - картина известного французского живописца Оноре Домье (1851). Не остались равнодушными к герою Сервантеса и великие русские художники. Дон Кихота рисовали И. Репин, В. Серов (акварель и карандашный эскиз). Многие мастера XX века пытались по-новому осмыслить этот многозначный образ. Например, у российского художника Анатолия Зверева Дон Кихот неловок, хрупок, призрачен.
Организация и проведение лекции-беседы на тему «Вечные образы в мировой культуре»
Организация лекции-беседы
Техническое обеспечение: Персональный компьютер. Учебная аудитория. Проектор. Цель лекции-беседы: ознакомить участников с темой «вечных образов» в мировой культуре на примере Дон Кихота. Целевая аудитория: участники театрального коллектива (от 15 до 30 лет). Краткий план проведения лекции-беседы: Вступление. Определение «вечного образа» в литературе. Примеры «вечных образов» в мировой культуре + интерактив. Сюжет оДон Кихоте. Объясняем цитаты великих о Дон Кихоте. Дон Кихот в изобразительном искусстве. Подведение итогов. Донкихотство. Домашнее задание. Также в организацию вечера входит подготовка раздаточных материалов, подбор иллюстраций и прочего материала.
Сценарий вечера
Вступление. Определение «вечного образа» в литературе. Здравствуйте! Сегодня тема нашего литературно-игрового вечера: «Образ Дон Кихота в мировой культуре». «Вечные образы» - художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.
«Вечные образы» создаются в определённой исторической обстановке и только в связи с ней могут быть полностью поняты. Они являются «вечными», т. е. применимыми в другие эпохи, в той мере, в какой являются устойчивыми обобщённые в этих образах черты человеческого характера. Примеры «вечных образов» в мировой культуре. Вопрос к участникам кружка: какие вы знаете «вечные образы»? Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; в Антее воплощена неистощимая сила, которую даёт человеку неразрывная связь с его родной землёй, с его народом; в Фаусте - неукротимое стремление человека к познанию мира. Это определяет значение образов Прометея, Антея и Фауста и обращение к ним передовых представителей общественной мысли. Образ Прометея, например, чрезвычайно высоко ценил К. Маркс. Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI - XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI - начало XVII в.), - нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека. Тартюф, Хлестаков, Плюшкин, Дон-Жуан и подобные им образы живут долгие годы в сознании ряда человеческих поколений, так как в них обобщены типичные недостатки человека прошлого, устойчивые черты человеческого характера, воспитанные феодальным и капиталистическим обществом. Сюжет о Дон Кихоте. Небольшой экскурс в сюжет истории о Дон Кихоте. Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской. В оруженосцы идальго берёт хлебопашца СанчоПансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.
В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон Кихот». Объясняем цитаты великих о Дон Кихоте. Ученики выбирают цитаты и объясняют мысль ее автора остальным В. Г. Белинский: «Каждый человек есть немножко Дон Кихот; но более всего бывают Дон Кихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже сильной волей и с умом, но без рассудка и такта действительности». И. С. Тургенев: «Что выражает собой Дон Кихот? - Веру, прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину. Дон Кихот весь горит преданностью идеалу, для которого он готовь подвергаться всем возможным лишениям, жертвовать жизнью. Саму жизнь он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины и справедливости на земле. Жить для себя, заботиться о себе Дон Кихот счел бы постыдным. Он весь живет (если можно так выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для противодействия враждебным человечеству силам - волшебникам, то есть притеснителям». Ф.М. Достоевский: «Самый фантастический из людей, до помешательства уверовавший в самую фантастическую мечту, какую лишь можно вообразить, вдруг впадает в сомнение и недоумение...». Мигель де Унамуно: «Этот Герой - сын милосердных своих дел, вдохновляемый бессмертной своей любовью ко всему человечеству и, прежде всего, к тому, кто рядом. Рыцарь, чье слово никогда не расходится с делом, а самое главное, он всегда действует и не боится показаться смешным в своей борьбе за справедливость, в стремлении сделать мир лучше. Он гонит прочь страх, чтобы тот не мешал ему правильно видеть и слышать. И если видит он великанов, то это именно великаны, а никакие не мельницы». Т. Манн: «Конечно, Дон Кихот безрассуден, увлечение рыцарскими романами сделало его таким; но этот являющийся анахронизмом конек в то же время служит источником такого подлинного благородства, чистоты, такого изящества, такого внушающего искреннюю симпатию и глубокое уважение достоинства всего его облика, и физического, и духовного, что к смеху, вызываемому его «печальной», его гротескной фигурой, неизменно примешиваются удивление и почтение, и каждый, кто встречается с ним, ощущает, недоумевая, искреннее влечение к жалкому и вместе с тем величественному, в одном пункте свихнувшемуся, но во всем остальном безупречному дворянину». Дон Кихот в изобразительном искусстве Роман Сервантеса иллюстрировали много художников. Известные рисунки французского художника Осанка Доре к роману: их больше трехсот. Иллюстрировали роман Кукриниксы, С. Бродский и прочие. А испанец X. Пранда проиллюстрировал каждую фразу романа, он работал над «Дон Кихотом» свыше 40 лет. Каждый художник, как и каждый читатель, видит литературного героя по-своему.
Задача группам от 1 до 4 человек: Рассмотреть иллюстрации (см. задачи-иллюстрации для групп см. в Приложении). Объяснить, какие черты героя хотел подчеркнуть художник. Высказать свое впечатление от иллюстрации. Подведение итогов. Донкихотство Главным итогом освоения многими поколениями читателей романа Сервантеса явилось такое культурное явление, как «донкихотство». Термин «донкихотство» с каждой новой эпохой наполнялся новым содержанием: одни акцентировали уничижительное значение слова, другие подчёркивали высокий смысл «донкихотства». По мнению учёных, глагол «донкишотствовать» в значении «сумасбродствовать» введён в русский обиход ещё Державиным в посвящённой Екатерине Великой «Оде к Фелице»: Не слишком любишь маскарады, А в клоб не ступишь и ногой; Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой. «…если положить на весы стремление Дон Кихота приносить людям пользу, делать добро - и нелепость его поступков, реальный вред, который он приносит окружающим, то перевешивает и перевесило - это доказали десятки миллионов читателей - первое. Сервантесоведы со знанием дела доказывают, что писатель не собирался создавать такой образ, который составил основу «высокой» линии донкихотства. Однако их попытки убедить читателей придерживаться в этом вопросе объективной истины, пожалуй что, обречены на провал. Эти попытки - не что иное, как донкихотство, в ином, впрочем, оттенке своего значения. Человечеству был необходим миф о Дон Кихоте, необходим был образ, призванный нести в духовной культуре именно эту функцию, и он будет нести эту функцию, ибо из всех великих мировых образов именно Дон Кихот наиболее для неё подходит…» (Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». - М.: Книга, 1988. - С. 436). Домашнее задание Самостоятельно изучаем появление образа Дон Кихота в других видах искусства (музыка, театр, кинематограф). Обсуждение на следующей встрече. Заключение
Литература, как и любой другой вид искусства - явление не всегда предсказуемое. Иногда современникам поэта или писателя кажется, что рядом с ними - гений. Они могут «взахлеб» зачитываться шедеврами этого автора, а проходит время - и почти никто не может вспомнить, что за автор такой был. А иногда современники не понимают, не могут оценить все величие художника, рядом с которым им посчастливилось жить. Умирает художник в бедности, непризнанным.… А последующие поколения открывают и открывают для себя его произведения, признают его талант.
Есть бессмертные создатели, чьим творчеством гордится человечество. Существуют бессмертные стихи, романы, новеллы, в которых каждое новое поколение читателей открывает все новые глубины. Существуют так называемые «вечные образы» в литературе. И если бы могли встретиться люди разных веков и заговорить о литературе или просто о жизни, то имена Дон Кихота, Гамлета, Ромео и Джульетты, Робинзона объединили бы собеседников. Эти герои будто выходят из-за рамок книжной обложки и живут своей самостоятельной жизнью. Что же делает некоторые литературные образы «вечными», такими, в которых каждое поколение, каждый читатель находит ценное, интересное и понятное? Причина такого феномена, видимо, в том, что эти образы воплощают вечные ценности или вечные проблемы человечества. Например, главный конфликт романа Сервантеса «Дон Кихот» - столкновение идеала и представлений о действительности с самой действительностью, является актуальным в каждую эпоху. Всегда находятся благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые не в состоянии реально оценить действительность, но героически отстаивают свои идеалы. Иногда их поступки современники называют «битвой с ветряными мельницами», существует даже понятие «донкихотство». Оно содержит, с одной стороны, стремление к идеалу, смелость, бескорыстие, а с другой - приверженность к фантазиям, мечтам и некоторое чудачество. В трагедии Шекспира про датского принца мы находим совсем другой вечный образ. Это - глубоко трагический образ Гамлета. Он хорошо понимает действительность и непоколебимо стоит на стороне добра. Он непримирим ко злу, смелый и решительный, но как быть, если зло - в его семье? Как дать достойный отпор воровству, если для того, чтобы наказать убийцу отца, следует разрушить жизнь матери? Гамлет глубоко задумывается над природой зла, он считает, что месть - это тоже зло. Потому убийство - это убийство, даже если убиваешь негодяя. Образ Гамлета - это образ ответственного, мыслящего человека, который осознает, что переход к решительным действиям в конфликте добра со злом может породить новое зло. Фауст притягивает своей порочностью, загадочностью, причастностью волшебству. Мне кажется, что бы ни происходило, люди будут продолжать верить в волшебство. Имя Дон Жуана крепко связан с активным героем-любовником, разбивающим сердца. Можно, пожалуй, привести еще много примеров вечных образов в литературе. Но общее у них одно: все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления, пытаются решить вечные проблемы, которые мучают людей любого поколения.
Список использованной литературы
1. Справочник литературных терминов <http://www.lit100.ru/> . Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. . Материалы Свободной Энциклопедии «Википедия», <http://ru.wikipedia.org/>
. Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939. . Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907 (dic.academic.ru). . Блог Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина г. Каменск - Уральский. . Онлайн-ресурс Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова. . Веб-энциклопедия, посвященная У. Шекспиру <http://shakespeare.ksu.ks.ua/> . Веб-портал, посвященный классической музыке <http://www.classic-music.ru/> . Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» <http://www.world-shake.ru/> . Статья «Образ Гамлета в современной музыкальной культуре» магистра искусствоведения В.Б. Никоновой. . Анненский И. Проблема Гамлета / Книга отражений. - М.: Наука, 1979. - http://bookz.ru . Бачелис Т.И. Образ Гамлета в искусстве 20 века // Современное западное искусство. 20 век. Сб. статей. - М.: Наука, 1988. - С. 112-143. . Выготский Л.С. Психология искусства / Предисловие А.Н. Леонтьева; коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; общ. Ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с. . Зінкевич О. «Гамлет» Шостаковича // Українське музикознавство. Вип. 4. - К.: Музична Україна, 1969. - С. 31-49. . Козинцев Г. Наш современник В. Шекспир. - Л. - М.: Искусство, 1966. . Слонимский С. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. - СПб.: Композитор, 2000. - 152 с. . Соллертинский И.И. Шекспир и мировая музыка. - М.: Гос. муз. издательство, 1962. . Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. - М.: Искусство, 1975. - 464 с. . Шекспировская энциклопедия / Под ред. Уэллса С. - М.: Радуга, 2002. - 272 с. . Журнал любителей искусства <http://www.classicmus.ru/> . Библиогид «Книги и дети» <http://old.bibliogid.ru/> . Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». - М.: Книга, 1988. - 448 с.: ил. - (Судьбы книг). . Борхес Х.Л. Притча о Сервантесе и Дон Кихоте // Борхес Х.Л. Сочинения: В 3 т.: Т. 2: Пер. с исп. - Рига: Полярис, 1994. - С. 181. . Гейне Г. Введение к «Дон Кихоту» // Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т.: Т. 7. - М.-Л.: Гослитиздат, 1958. - С. 136-137. . Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. - М.-Л.: Гослитиздат, 1958. - 740 с. . Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - СПб.: Азбука, 2005. - 464 с. - (Классика). . Красноглазов А.Б. Сервантес. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 304 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.029 с.) |