Дон Кихот в изобразительном искусстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дон Кихот в изобразительном искусстве



 

Образы Дон Кихота и его верного оруженосца вдохновляли самых разных художников. Многие испанские мастера старались воплотить в искусстве своего национального литературного героя. Франсиско Гойя (1746-1828) начал работу над образом странствующего рыцаря как иллюстратор, однако от этого замысла сохранился всего один офорт. Знаменитый рисунок Пабло Пикассо сделался хрестоматийным. Изображали Дон Кихота Сальвадор Дали и Игнасио Сулоага.

Один из самых популярных «портретов» Дон Кихота - картина известного французского живописца Оноре Домье (1851). Не остались равнодушными к герою Сервантеса и великие русские художники. Дон Кихота рисовали И. Репин, В. Серов (акварель и карандашный эскиз). Многие мастера XX века пытались по-новому осмыслить этот многозначный образ. Например, у российского художника Анатолия Зверева Дон Кихот неловок, хрупок, призрачен.


 

Организация и проведение лекции-беседы на тему «Вечные образы в мировой культуре»

 

Организация лекции-беседы

 

Техническое обеспечение:

Персональный компьютер.

Учебная аудитория.

Проектор.

Цель лекции-беседы: ознакомить участников с темой «вечных образов» в мировой культуре на примере Дон Кихота.

Целевая аудитория: участники театрального коллектива (от 15 до 30 лет).

Краткий план проведения лекции-беседы:

Вступление. Определение «вечного образа» в литературе.

Примеры «вечных образов» в мировой культуре + интерактив.

Сюжет оДон Кихоте.

Объясняем цитаты великих о Дон Кихоте.

Дон Кихот в изобразительном искусстве.

Подведение итогов. Донкихотство.

Домашнее задание.

Также в организацию вечера входит подготовка раздаточных материалов, подбор иллюстраций и прочего материала.

 

Сценарий вечера

 

Вступление. Определение «вечного образа» в литературе.

Здравствуйте! Сегодня тема нашего литературно-игрового вечера: «Образ Дон Кихота в мировой культуре».

«Вечные образы» - художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.

«Вечные образы» создаются в определённой исторической обстановке и только в связи с ней могут быть полностью поняты. Они являются «вечными», т. е. применимыми в другие эпохи, в той мере, в какой являются устойчивыми обобщённые в этих образах черты человеческого характера.

Примеры «вечных образов» в мировой культуре.

Вопрос к участникам кружка: какие вы знаете «вечные образы»?

Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; в Антее воплощена неистощимая сила, которую даёт человеку неразрывная связь с его родной землёй, с его народом; в Фаусте - неукротимое стремление человека к познанию мира. Это определяет значение образов Прометея, Антея и Фауста и обращение к ним передовых представителей общественной мысли. Образ Прометея, например, чрезвычайно высоко ценил К. Маркс.

Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI - XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI - начало XVII в.), - нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека. Тартюф, Хлестаков, Плюшкин, Дон-Жуан и подобные им образы живут долгие годы в сознании ряда человеческих поколений, так как в них обобщены типичные недостатки человека прошлого, устойчивые черты человеческого характера, воспитанные феодальным и капиталистическим обществом.

Сюжет о Дон Кихоте.

Небольшой экскурс в сюжет истории о Дон Кихоте.

Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской. В оруженосцы идальго берёт хлебопашца СанчоПансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.

В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон Кихот».

Объясняем цитаты великих о Дон Кихоте.

Ученики выбирают цитаты и объясняют мысль ее автора остальным

В. Г. Белинский: «Каждый человек есть немножко Дон Кихот; но более всего бывают Дон Кихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже сильной волей и с умом, но без рассудка и такта действительности».

И. С. Тургенев: «Что выражает собой Дон Кихот? - Веру, прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину. Дон Кихот весь горит преданностью идеалу, для которого он готовь подвергаться всем возможным лишениям, жертвовать жизнью. Саму жизнь он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины и справедливости на земле. Жить для себя, заботиться о себе Дон Кихот счел бы постыдным. Он весь живет (если можно так выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для противодействия враждебным человечеству силам - волшебникам, то есть притеснителям».

Ф.М. Достоевский: «Самый фантастический из людей, до помешательства уверовавший в самую фантастическую мечту, какую лишь можно вообразить, вдруг впадает в сомнение и недоумение...».

Мигель де Унамуно: «Этот Герой - сын милосердных своих дел, вдохновляемый бессмертной своей любовью ко всему человечеству и, прежде всего, к тому, кто рядом. Рыцарь, чье слово никогда не расходится с делом, а самое главное, он всегда действует и не боится показаться смешным в своей борьбе за справедливость, в стремлении сделать мир лучше. Он гонит прочь страх, чтобы тот не мешал ему правильно видеть и слышать. И если видит он великанов, то это именно великаны, а никакие не мельницы».

Т. Манн: «Конечно, Дон Кихот безрассуден, увлечение рыцарскими романами сделало его таким; но этот являющийся анахронизмом конек в то же время служит источником такого подлинного благородства, чистоты, такого изящества, такого внушающего искреннюю симпатию и глубокое уважение достоинства всего его облика, и физического, и духовного, что к смеху, вызываемому его «печальной», его гротескной фигурой, неизменно примешиваются удивление и почтение, и каждый, кто встречается с ним, ощущает, недоумевая, искреннее влечение к жалкому и вместе с тем величественному, в одном пункте свихнувшемуся, но во всем остальном безупречному дворянину».

Дон Кихот в изобразительном искусстве

Роман Сервантеса иллюстрировали много художников. Известные рисунки французского художника Осанка Доре к роману: их больше трехсот. Иллюстрировали роман Кукриниксы, С. Бродский и прочие. А испанец X. Пранда проиллюстрировал каждую фразу романа, он работал над «Дон Кихотом» свыше 40 лет. Каждый художник, как и каждый читатель, видит литературного героя по-своему.

Задача группам от 1 до 4 человек:

Рассмотреть иллюстрации (см. задачи-иллюстрации для групп см. в Приложении).

Объяснить, какие черты героя хотел подчеркнуть художник.

Высказать свое впечатление от иллюстрации.

Подведение итогов. Донкихотство

Главным итогом освоения многими поколениями читателей романа Сервантеса явилось такое культурное явление, как «донкихотство».

Термин «донкихотство» с каждой новой эпохой наполнялся новым содержанием: одни акцентировали уничижительное значение слова, другие подчёркивали высокий смысл «донкихотства». По мнению учёных, глагол «донкишотствовать» в значении «сумасбродствовать» введён в русский обиход ещё Державиным в посвящённой Екатерине Великой «Оде к Фелице»:

Не слишком любишь маскарады,

А в клоб не ступишь и ногой;

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой.

«…если положить на весы стремление Дон Кихота приносить людям пользу, делать добро - и нелепость его поступков, реальный вред, который он приносит окружающим, то перевешивает и перевесило - это доказали десятки миллионов читателей - первое. Сервантесоведы со знанием дела доказывают, что писатель не собирался создавать такой образ, который составил основу «высокой» линии донкихотства. Однако их попытки убедить читателей придерживаться в этом вопросе объективной истины, пожалуй что, обречены на провал. Эти попытки - не что иное, как донкихотство, в ином, впрочем, оттенке своего значения. Человечеству был необходим миф о Дон Кихоте, необходим был образ, призванный нести в духовной культуре именно эту функцию, и он будет нести эту функцию, ибо из всех великих мировых образов именно Дон Кихот наиболее для неё подходит…» (Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». - М.: Книга, 1988. - С. 436).

Домашнее задание

Самостоятельно изучаем появление образа Дон Кихота в других видах искусства (музыка, театр, кинематограф). Обсуждение на следующей встрече.


Заключение

 

Литература, как и любой другой вид искусства - явление не всегда предсказуемое. Иногда современникам поэта или писателя кажется, что рядом с ними - гений. Они могут «взахлеб» зачитываться шедеврами этого автора, а проходит время - и почти никто не может вспомнить, что за автор такой был. А иногда современники не понимают, не могут оценить все величие художника, рядом с которым им посчастливилось жить. Умирает художник в бедности, непризнанным.… А последующие поколения открывают и открывают для себя его произведения, признают его талант.

Есть бессмертные создатели, чьим творчеством гордится человечество. Существуют бессмертные стихи, романы, новеллы, в которых каждое новое поколение читателей открывает все новые глубины. Существуют так называемые «вечные образы» в литературе. И если бы могли встретиться люди разных веков и заговорить о литературе или просто о жизни, то имена Дон Кихота, Гамлета, Ромео и Джульетты, Робинзона объединили бы собеседников. Эти герои будто выходят из-за рамок книжной обложки и живут своей самостоятельной жизнью.

Что же делает некоторые литературные образы «вечными», такими, в которых каждое поколение, каждый читатель находит ценное, интересное и понятное? Причина такого феномена, видимо, в том, что эти образы воплощают вечные ценности или вечные проблемы человечества.

Например, главный конфликт романа Сервантеса «Дон Кихот» - столкновение идеала и представлений о действительности с самой действительностью, является актуальным в каждую эпоху.

Всегда находятся благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые не в состоянии реально оценить действительность, но героически отстаивают свои идеалы. Иногда их поступки современники называют «битвой с ветряными мельницами», существует даже понятие «донкихотство». Оно содержит, с одной стороны, стремление к идеалу, смелость, бескорыстие, а с другой - приверженность к фантазиям, мечтам и некоторое чудачество.

В трагедии Шекспира про датского принца мы находим совсем другой вечный образ. Это - глубоко трагический образ Гамлета. Он хорошо понимает действительность и непоколебимо стоит на стороне добра. Он непримирим ко злу, смелый и решительный, но как быть, если зло - в его семье? Как дать достойный отпор воровству, если для того, чтобы наказать убийцу отца, следует разрушить жизнь матери? Гамлет глубоко задумывается над природой зла, он считает, что месть - это тоже зло. Потому убийство - это убийство, даже если убиваешь негодяя. Образ Гамлета - это образ ответственного, мыслящего человека, который осознает, что переход к решительным действиям в конфликте добра со злом может породить новое зло.

Фауст притягивает своей порочностью, загадочностью, причастностью волшебству. Мне кажется, что бы ни происходило, люди будут продолжать верить в волшебство.

Имя Дон Жуана крепко связан с активным героем-любовником, разбивающим сердца.

Можно, пожалуй, привести еще много примеров вечных образов в литературе. Но общее у них одно: все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления, пытаются решить вечные проблемы, которые мучают людей любого поколения.


 

Список использованной литературы

 

1. Справочник литературных терминов <http://www.lit100.ru/>

.   Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

.   Материалы Свободной Энциклопедии «Википедия», <http://ru.wikipedia.org/>

.   Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.

.   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907 (dic.academic.ru).

.   Блог Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина г. Каменск - Уральский.

.   Онлайн-ресурс Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова.

.   Веб-энциклопедия, посвященная У. Шекспиру <http://shakespeare.ksu.ks.ua/>

.   Веб-портал, посвященный классической музыке <http://www.classic-music.ru/>

.   Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» <http://www.world-shake.ru/>

.   Статья «Образ Гамлета в современной музыкальной культуре» магистра искусствоведения В.Б. Никоновой.

.   Анненский И. Проблема Гамлета / Книга отражений. - М.: Наука, 1979. - http://bookz.ru

.   Бачелис Т.И. Образ Гамлета в искусстве 20 века // Современное западное искусство. 20 век. Сб. статей. - М.: Наука, 1988. - С. 112-143.

.   Выготский Л.С. Психология искусства / Предисловие А.Н. Леонтьева; коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; общ. Ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

.   Зінкевич О. «Гамлет» Шостаковича // Українське музикознавство. Вип. 4. - К.: Музична Україна, 1969. - С. 31-49.

.   Козинцев Г. Наш современник В. Шекспир. - Л. - М.: Искусство, 1966.

.   Слонимский С. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. - СПб.: Композитор, 2000. - 152 с.

.   Соллертинский И.И. Шекспир и мировая музыка. - М.: Гос. муз. издательство, 1962.

.   Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. - М.: Искусство, 1975. - 464 с.

.   Шекспировская энциклопедия / Под ред. Уэллса С. - М.: Радуга, 2002. - 272 с.

.   Журнал любителей искусства <http://www.classicmus.ru/>

.   Библиогид «Книги и дети» <http://old.bibliogid.ru/>

.   Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». - М.: Книга, 1988. - 448 с.: ил. - (Судьбы книг).

.   Борхес Х.Л. Притча о Сервантесе и Дон Кихоте // Борхес Х.Л. Сочинения: В 3 т.: Т. 2: Пер. с исп. - Рига: Полярис, 1994. - С. 181.

.   Гейне Г. Введение к «Дон Кихоту» // Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т.: Т. 7. - М.-Л.: Гослитиздат, 1958. - С. 136-137.

.   Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. - М.-Л.: Гослитиздат, 1958. - 740 с.

.   Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - СПб.: Азбука, 2005. - 464 с. - (Классика).

.   Красноглазов А.Б. Сервантес. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 304 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.029 с.)