Дидактические игрушки и игровые материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические игрушки и игровые материалы



Основополагающую роль в познании окружающей среды для ребенка раннего возраста играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Как отмечает Л.Н. Павлова, «развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик».

Таким образом, задача взрослых, окружающих ребенка раннего возраста, заключается в грамотной организации игрового места, насыщении его такими предметами и игрушками, играя с которыми, ребенок будет познавать их свойства.

Обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять действия с ними - это задача взрослых, окружающих ребенка раннего возраста. В домах ребенка по разным причинам этому факту часто не уделяется должного внимания. В результате, несмотря на достаточное количество игрушек, дети не интересуются ими, либо их действия с игрушками носят манипулятивный характер.

В период раннего возраста формируется интерес к образной игрушке, предпосылки игры и первые сюжетные игры с предметным содержанием (сюжетно - отобразительные). Самостоятельная игра ребенка этого возраста во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду. Игрушки в этом возрасте, по сути, определяют и тему игры ребенка, и характер игровых действий, поэтому чрезвычайно важен грамотный их подбор. Для усвоения ребенком элементарных игровых действий «наиболее важны прототипические игрушки, поскольку они ярко выделяют основные специфические функции предметов, направляют ребенка на развертывание сюжета».

В интерьерах групповых комнат для детей раннего возраста размещается кукольный уголок с крупной игрушечной мебелью, почти в рост ребенка (стол, стул, шкаф, плита, умывальник и пр.), набором настоящей детской посуды. Здесь же располагается крупная игрушечная кроватка с постельными принадлежностями. Такие игрушки особенно важны для воспитанников домов ребенка еще и потому, что именно среди этих игрушек дети учится жить в окружающем мире, реально отображая социальные действия, соответствующие общепринятому назначению того или другого предмета.

Особое значение для психического развития ребенка раннего возраста имеют дидактические игрушки. Широкое применение дидактических игрушек в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в условиях дома ребенка, является тем дополнительным стимулом, который может существенно повлиять на психическое развитие детей данной категории, отчасти компенсируя недостаточность других необходимых для полноценного развития факторов. Действуя с предметами, разными по форме, цвету, величине, материалу, фактуре, массе, звуковым свойствам, дети накапливают сенсорный опыт, что способствует развитию органов зрения, слуха, осязания, а это в свою очередь является еще одним стимулом для развития речи и эмоционального мира. Совершенствование мелкой моторики пальцев оказывает положительное воздействие не только на сенсорную сферу ребенка, но и, как отмечала М.М. Кольцова, на своевременное развитие речевого аппарата, так как между центрами, отвечающими за эти действия в коре головного мозга устанавливается взаимовлияние.

В группе устанавливается комбинированный дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук с ящичками, полочками, специальным скатом для шариков, устройством для вкладывания в полое пространство шаров, кубов, призм, со специальными столбиками для нанизывания колец, с цветными полями для подбора соответствующих втулочек, грибочков и т.п.

Подробно роль дидактической игрушки в познавательном развитии ребенка раннего возраста была рассмотрена Л.Н. Павловой. Ей же была разработана классификация дидактических игрушек, рекомендованных для занятий с детьми раннего возраста:

. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие. Упражнения с данными видами игрушек способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении противоположных операций: нанизывание и снятие предметов.

. Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, параллелограмм др.) предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине или форме.

. Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубики, конусы, цилиндры полусферы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине, а также составления одноцветных и разноцветных башен. Данный вид игрушек дает возможность развить у ребенка пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов. При действии с полыми игрушками дети тренируют кончики пальцев, дифференцируют роль большого, указательного, среднего пальцев.

. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, яйца и пр.) способствуют формированию пространственной ориентировки, умения собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей (подобранные по цвету и величине, они используются также для закрепления навыка группировки однородных предметов или же соотнесения по одному или нескольким свойствам).

. Небольшие сюжетные игрушки: куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи и фрукты, а также предметы, подобранные по определенным признакам: коробочки, катушки, вазочки, природный материал (шишки, желуди, листы), группируемые по цвету, величине или форме.

. Разнообразные конструкторы: крупный строительный материал, состоящий из мягких модулей, наборы строительного материала деревянного и пластмассового, крупных, мелких и средних размеров, конструктор по типу Lego-duplo.

. «Почтовые ящики», доски Сегена.

. Наборы «Маленькие и большие» (фигурки людей, животных, геометрических форм);

. Наборы кубиков и шаров различного цвета и величины;

. Лото (овощи, фрукты, посуда и т.п.);

. Игры типа «Парные картинки»;

. Лото «Разрезные картинки» (из 2-х, 3-х частей);

. Музыкальные игрушки: погремушки с бубенцами и колокольчиками, звучащие неваляшки. При этом важно, чтобы у игрушек были конкретные «голоса» - низкий и высокий, тихий и громкий. Такие игрушки должны иметь чистое, приятое мелодичное звучание, разнообразное по высоте и тембровому звучанию, и в то же время привлекающие ребенка своим внешним видом.

. Сюжетно-образные игрушки: различные куклы; фигурки людей и животных (игрушки в виде реалистических скульптур из различного рода материалов); предметы игрового обихода (игрушки и атрибуты, изображающие пред меты быта и культуры); технические игрушки (игрушки, изображающие средства передвижения, простейшие орудия труда).

В дальнейшем при игровой развивающей работе с ребенком, направленной на увеличение словаря и развитие речи в целом, целесообразно использование и дидактических игр, и игрушек, предназначенных для развития специфических действий с предметами, что, в свою очередь, способствует пониманию и анализу свойств предметов (их величины, цвета, формы, качества поверхности) и, соответственно, способствует развитию не только речи, но и таких психических функций, как память, внимание, мышление, воображение.

На третьем году жизни рационально начать использование различных музыкальных и театральных игрушек, способствующих, помимо развития словаря, формированию и совершенствованию интонационных, высотных и темповых модуляций голоса.

Особое значение для развития речевой активности и эмоционального мира детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, имеют театрализованные игры и представления, разыгрываемые либо только взрослым, либо совместно взрослым и ребенком. Кукольные театральные наборы чаще всего соответствуют подбору персонажей хорошо знакомых ребенку народных сказок: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Медведь и лиса», «Колобок», «Волк и козлята», «Буратино» и т.п. При этом возможно и самостоятельное разыгрывание сказочного действия и проигрывание известных сказок по ролям, придумывание новых сюжетов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.005 с.)