Социальное окружение детей в домах ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное окружение детей в домах ребенка



Еще Н.М. Щелованов указывал на то, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут успешно развиваться только лишь при условии хорошо организованной педагогической работы. Он же указывал на факторы, которые служат причиной нарушений развития: безразличие к детям персонала, равнодушие к подаваемым ими знакам общения, отсутствие необходимых игрушек, сенсорная депривация.

Многочисленные исследователи (Й. Лангмейер, З. Матейчек, 1984; М.И. Лисина, 1990; Р.Ж. Мухамедрахимов, 2003; и др.) делают вывод, что в домах ребенка обеспечивается удовлетворение преимущественно физиологических потребностей детей, тогда как психологические игнорируются. Основными факторами, обусловливающими отклонение в психическом развитии воспитанников домов ребенка, вышеупомянутые исследователи считают неполноценное общение со взрослым, связанное с большим количеством детей в группе, ориентацией персонала на физиологический уход, частой сменой персонала и переводом детей из группы в группу, жестким регламентом жизни детей и деятельности персонала. Также выделяется отсутствие необходимого для развития индивидуальности ребенка личного жизненного пространства.

Так, в работе Р.Ж. Мухамедрахимова были исследованы параметры взаимодействия персонала дома ребенка со своими воспитанниками, в том числе проводилось наблюдение за распределением рабочего времени у ухаживающих за детьми сотрудниц. Результаты эксперимента показали, что поведение персонала дома ребенка характеризируется минимальной инициацией взаимодействия с детьми, редкими ответами на сигналы и инициации детей, ограничением контактов режимными процедурами, которые также выполняются отстраненно и часто молча. Определено, что лишь около половины времени выполнения режимных манипуляций и непосредственного взаимодействия с воспитанниками женщины разговаривают с детьми. В течение наиболее долгого и интенсивного взаимодействия в ситуации кормления наблюдается не только малое число инициатив и взаимообусловленных ответов, рассогласованность и нарушение подстраивания поведения персонала и младенцев, но и явное насилие над детьми.

Проведенное Р.Ж. Мухамедрахимовым обследование эмоционального состояния ухаживающих за детьми сотрудниц дома ребенка показало, что по сравнению с матерями, у них более высокие показатели тревожности и депрессивности. Депрессивность и повышенная тревожность ухаживающих за детьми в доме ребенка женщин также являются отрицательно влияющим на развитие младенцев депривационным фактором, дети чувствительно реагируют как на состояние, так и на психологические особенности ухаживающих за ними женщин и подстраиваются под них. Нарушения в эмоциональной сфере и не способствующие установлению положительных социальных контактов параметры личности сотрудниц отрицательно сказываются на их поведении взаимодействия по отношению к детям и, в свою очередь, на поведении взаимодействия со стороны детей.

Таким образом, по результатам данного наблюдения, очевидная депривация детей в доме ребенка проявляется в чрезвычайно малом времени инициаций социального взаимодействия со стороны ухаживающих за детьми женщин, в редком числе ответов на сигналы и инициации самих детей, в ограниченности контактов небольшими периодами обязательных по режиму действий и процедур, которые выполняются персоналом часто молча, без вовлеченности в социальное взаимодействие с ребенком.

Как отмечает Винарская Е.И., для детей младенческого и раннего возраста характерен феномен «заражения» эмоцией окружающих. «Заражая» ребенка положительными эмоциями, взрослый стимулирует не только его интерес к внешнему миру, но и обменные процессы, и дифференциацию тканей в организме ребенка. Наоборот, «заражая» ребенка отрицательными эмоциями, взрослый подавляет не только его интерес к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Незаинтересованное выполнение взрослым режимных моментов, его равнодушное, безразличное отношение к маленькому ребенку исключает возможность вообще какого то ни было эмоционального «заражения». С таким взрослым у ребенка не возникает потребности общения, а поэтому не развивается познавательный опыт и не формируются необходимые коммуникативно-познавательные средства. Возникает угроза тяжелой задержки психического развития.

И.В. Дубровиной и А.Г. Рузской выделен ряд неблагоприятных социальных факторов, определяющих неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в условиях закрытого детского учреждения. Во-первых, это неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые существуют в закрытых детских учреждениях; во-вторых, это непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей; в-третьих, отмечена неполноценность, чрезвычайная суженность окружающей детей среды, малое число и однообразие объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и кончая игрушками; и, в-четвертых, авторы говорят о проблеме недостаточной психолого-педагогической подготовленности воспитателей домов ребенка, их безучастном и равнодушном отношении к детям.

Таким образом, можно говорить о резком обеднении среды в закрытых детских учреждениях за счет уменьшения коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощения эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация), снижения яркости и разнообразия впечатлений, недостаточности внешних развивающих стимулов (сенсорная депривация).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.006 с.)