Первое знакомство с компьютером 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первое знакомство с компьютером



Содержание

 

Введение

Глава 1. Планирование курса обучения информатике в средней школе

Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике

Положительные и отрицательные стороны современного школьного курса

Глава 2. Реализация курса информатики в средней школе

Пути совершенствования курса информатики

Предложения по построению школьного курса информатики

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

 

С момента введения в школу курса информатики накопился значительный опыт. На первом этапе курс был ориентирован на изучение основ алгоритмизации и программирования, а в дальнейшем на освоение и применение средств информационных технологий. Однако за последние годы коренным образом переосмыслены роль и место информатики в системе научных дисциплин, растущее значение информационной деятельности в развитии общества. За это время произошли значительные изменения во взглядах на школьную информатику, обосновано огромное общеобразовательное значение изучения информатики, что обуславливает необходимость расширения задач обучения информатике в школе и соответственно целесообразность переработки содержания курса, перехода к полноценному общеобразовательному курсу.

Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, может быть рассмотрена в двух аспектах:

·         системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования систем различной природы;

·         методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью средств новых информационных технологий.

Педагогические функции этой общеобразовательной области - формирование основ научного мировоззрения, развитие мышление школьников, подготовка к практической деятельности, труду, продолжению образования.

Цель обучения на современном этапе определяется как обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие учащимся значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; привитие им навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Проблема исследования: Разработано множество вариантов построения школьного курса информатики. В реальной действительности эти варианты быстро устаревают в силу обстоятельств быстро растущих компьютерных знаний и не могут обеспечить актуальную подготовку выпускников школ.

Объект исследования: Определение содержания, построение, планирование школьного курса информатики для подготовки выпускника школы к жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе.

Предмет исследования: Варианты построения школьного курса информатики рассмотрены в условиях динамичного развития вычислительной техники и расширенной сферы ее применения.

Цель исследования: Обосновать и предложить вариант построения школьного курса информатики наиболее приемлемый к школам города Нижнекамска на данном этапе информатизации общества.

Задачи исследования:

-  изучение литературы по построению курсов школьных дисциплин;

-  изучение литературы по построению школьного курса информатики

-  изучение авторских вариантов построения школьного курса информатики

-  изучение стандарта по информатике

-  выявление положительных и отрицательных сторон в имеющихся вариантах школьного курса информатики.

Актуальность исследования: Быстрое изменение различных сфер жизни в информационном обществе требует глубокого подхода к обучению в школе, особенно это необходимо при изучении информатики. Любые изменения курса начинаются с определения его содержания и построения, поэтому исследование направлено на эту часть курса.


Глава 1. Планирование курса обучения информатике в средней школе

 

Любая педагогическая деятельность, естественно, должна начинаться с осмысления ее цели. На выбор цели преподавания конкретной дисциплины существенное влияние оказывают целевые установки всей системы образования, место и роль учебной дисциплины в общем содержании образования, ее особенности, интересы и потребности учащихся.

В последнее десятилетие целевые установки нашей системы образования существенно изменились, о чем свидетельствует новый закон об образовании, провозгласивший наивысшей ценностью личность учащегося, его самобытность, самоценность, предоставивший каждому педагогу возможность конструировать свой курс по собственному усмотрению, и множество разработок новых (и обновленных старых) образовательных, моделей, их внедрение и т.д. Целью образования в настоящее время является создание условий развития личности учащихся, его самореализации, разрешение проблем личности средствами образования.

Кроме этих объективных особенностей нашего времени, относящихся ко всему образованию, существует ряд специфических особенностей информатики, контрастно отличающих ее от других образовательных областей. К ним можно отнести:

·         Стремительное развитие информационных технологий, что не только не позволяет создать относительно статические курсы в образовании, но и кроме того требует энергичного и своевременного обновления материально-технической базы, программного обеспечения, постоянного повышения квалификации педагогов;

·         В последние три десятилетия мир активно шагает в информационное общество. Основная масса учащихся по собственному разумению с помощью родителей и окружающих, средств массовой информации образовывается в области информатики и информационных технологий вне школьной программы. Это приводит к резкой разноуровневости образования детей, его отрывочному или поверхностному содержанию и не может служить основой для формирования информационной культуры;

·         Педагогический ресурс преподавателей информатики в целом по стране выращен слабо. Многие преподаватели это выпускники математических факультетов университетов, технических вузов, которые не имели специальной подготовки преподавателя информатики. В силу этих причин преподаватели предъявляют принципиально различные целеполагания в преподавании курсов информатики и ИТ. В то время как именно целеполагание определяет деятельность в функциональном плане, позволяет осознать образ будущих результатов деятельности. Кроме того, по той же причине лишь недавно стали появляться учебники отвечающие педагогическим требованиям. Но таких немного и они не покрывают потребности современного образовательного процесса.

Учитывая названные причины, мы строим целеполагание в курсе информатики и ИТ прежде всего на основе личностно- ориентированной модели образования. Целью курса тогда становится создание условий для проявления и развития «самости» учащегося на основе средств и предметной области курсов информатики и ИТ, сохраняя его самобытность, поддерживая, создавая ситуации для самоутверждения, присвоения социального опыта, творческого подхода к осмыслению настоящего и апробирования элементов будущего. Далее, исходя из объявленной цели, мы определяем необходимые условия конструирования содержания и технологий образования:

·         Учет интересов и целей каждого учащегося на основе личностного целеполагания, рефлексии и осуществлении проектной деятельности;

·         Конструирование многообразного и многофункционального содержания учебного курса, что позволяет учесть особенности и потребности каждого ребенка. Участие самого ребенка в построении личностно-значимого содержания обеспечивается возможностью свободного выбора элементов (модулей), и их нелинейной комбинации;

·         Создание продуктивного образовательного поля, возможности для творчества, активности, самостоятельности, самоуправления;

·         Преемственность в содержании, возможность учета ситуативных моментов и расширение его границ с использованием субъективного опыта учащихся;

Для выполнения объявленных задач используем:

.   Модульный подход в построении всего курса информатики и ИТ с предоставлением учащимся свободы выбора модуля;

.   Элементы нелинейных технологии;

.   Индивидуализацию в каждом модуле, теме, занятии на основе личностного целеполагания и рефлексии деятельности самими учащимися;

.   Систему интеллектуальных соревнований. Под интеллектуальными соревнованиями мы понимали учебное развивающее мероприятие, отличающееся по содержанию - проблемностью, нестандартными заданиями, по форме - продуктивной активностью участников, методам - активизирующим мыслительную деятельность, партнерским стилем отношений. Интеллектуальные соревнования непременно включают в себя продуктивный мыслительный акт. На интеллектуальных соревнованиях усвоение содержания образования происходит в условиях дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. Содержательная часть интеллектуальных соревнований составляет вопросы и проблемы, исходящие из личностного опыта учащихся, при решении которых формируется собственный смысл учебного материала, а диалог выступает фактором актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности;

.   Проектный метод используется как основная технология в преподавании ряда модулей, либо как элемент педагогических технологий в других. Использование проектного метода на последней ступени курса создает условия для самоуправления, поиска информации, самоутверждения в образовательной среде.

.   Совместная деятельность всех участников личностно ориентированной модели образования реализуется через сотрудничество, когда все отношения партнерские, а все участники деятельности переходят в позицию субъекта. Сотрудничество - условие выращивания диалогичности и самоизменения каждого субъекта образовательной деятельности.

Весь курс разбит на модули, каждый из которых может быть при устаревании удален, доработан или обновлен полностью. Модули разделены на три ступени (вход на каждую зависит от желаний и готовности учащегося): пропедевтическая, технологическая, проектная. Учебные коллективы, в силу описанных выше причин, разновозрастные. Технологии обучения максимально индивидуализированы и позволяют учесть возраст учащегося и его подготовки в процессе занятий. Содержание внутри модулей на технологической и проектной ступенях определяется в совместном его конструировании педагогом и учащимся.

школьный курс информатика образование

1.1 Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике

 

По окончании школьного курса информатики выпускник должен (обязан) иметь следующие знания, умения, навыки для продолжения обучения и полноценной жизни в информационном обществе:

Человек и информация

Учащиеся должны знать:

1 определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;

2 что такое информационные процессы;

3 какие существуют носители информации;

4 функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

5 как определяется единица измерения информации - бит;

6 что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

7 в каких единицах измеряется скорость передачи информации;

8 что такое “система счисления”; в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления;

9 основные этапы в истории развития средств хранения, передачи и обработки информации до изобретения ЭВМ

Учащиеся должны уметь:

10 приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

11 определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

12приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

13приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;

14измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

15пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

16рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи;

17переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;

18выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами;

Базы данных

Учащиеся должны знать:

57 что такое база данных, СУБД, информационная система;

58 что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

59 структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

60что такое логическая величина, логическое выражение;

61что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

62 открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

63 организовывать поиск информации в БД;

64 редактировать содержимое полей БД;

65 сортировать записи в БД по ключу;

Информация и управление

Учащиеся должны знать:

80 что такое “Кибернетика”; предмет и задачи этой науки;

81 сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

82 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

83 в чем состоят основные свойства алгоритма;

84 способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

85 основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

86 назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

87 при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

88 пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

89 выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

90 составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

91выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Как работает компьютер

Учащиеся должны знать:

92представление целых положительных чисел в памяти компьютера;

93структуру машинной команды;

94состав процессора и назначение входящих в него элементов (арифметико-логического устройства, устройства управления, регистров);

95как процессор выполняет программу (цикл работы процессора);

96основные этапы развития информационно-вычислительной техники, программного обеспечения ЭВМ и информационных технологий.

Учащиеся должны уметь:

97переводить целые положительные числа во внутреннее машинное представление;

98осуществлять переход между двоичной и шестнадцатеричной формой внутреннего представления информации

Введение в программирование

Учащиеся должны знать:

99назначение языков программирования;

100в чем различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками;

101что такое трансляция;

102назначение систем программирования;

Учащиеся должны уметь:

103работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.

 

Заключение

 

Любая педагогическая деятельность, естественно, должна начинаться с осмысления ее цели. На выбор цели преподавания конкретной дисциплины существенное влияние оказывают целевые установки всей системы образования, место и роль учебной дисциплины в общем содержании образования, ее особенности, интересы и потребности учащихся.

Цель обучения на современном этапе определяется как обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие учащимся значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; привитие им навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Исходя из опыта работы наиболее оптимальной структурой базового курса предмета “Основы информатики и вычислительной техники” представляется его построение из трех крупных равноправных тематических блоков: общетеоретического, блока системных и прикладных программ и блока основ программирования. Такое построение курса объективно оправдывается стоящей перед ним основной задачей, которая заключается в формировании у учащихся определенного фундамента знаний в сфере компьютерных информационных технологий и соответствующего культурного уровня. А это подразумевает в равной степени и знание принципов функционирования ЭВМ, и навыки работы с современными программными продуктами, и алгоритмический образ мышления со знанием базовых элементов программирования.

Сегодня, когда спорят о том, нужен ли какой-либо учебный раздел или даже предмет в школе, часто отталкиваются от того, пригодятся ли эти знания в жизни…

Прежде всего хочу сказать, что критерий «не пригодится в жизни» - это вообще не критерий. Или, во всяком случае, неверно сформулированный критерий.

Лично я наиболее продуктивным считаю такой: давайте спросим себя, что нужно изучать в российской школе, чтобы ее выпускники стали более конкурентоспособными на мировом рынке труда.

Информатика дает несколько особых знаний и умений, без которых невозможно ни быть успешным на рынке труда сегодня, ни получить образование, которое позволит остаться успешным завтра. Во-первых, школьники должны овладеть каким-то языком для описания новой информатической реальности. Козьма Прутков замечательно сформулировал: «Многие вещи нам недоступны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». Только кажется, что этот язык будет освоен автоматически, в «процессе жизни»…

Второй очень важный момент. Информатика должна развивать алгоритмический стиль мышления, который, кстати, не способна в полной мере развить математика. Задачи на составление алгоритмов и кодирование информации - это интеллектуальный тренинг, который, грубо говоря, делает людей умнее. Исторически сложилось несколько систематических курсов - «практикумов», которые были призваны делать людей умнее. За пределами математики были успешны практикумы по «мертвым» языкам - латыни и греческому. Их грамматическая система была достаточно сложной и представляла собой некоторую формальную систему, практическое освоение которой требовало систематических интеллектуальных усилий. Еще одна формальная система, некогда популярная в образовании, - римское право. Навыки, развитые в курсе информатики, дают существенный вклад в уровень общей интеллектуальной подготовки. А этот уровень на современном рынке труда ценится не меньше, чем конкретные навыки.

Но, в-третьих, и конкретные навыки очень важны. В Америке школьник лупит по клавиатуре, не глядя на нее, со скоростью 60 слов в минуту. «Клавиатурная грамотность» американских школьников есть национальное достояние США. Страна, в которой школьникам дают возможность научиться этому, богаче и мощнее, чем та страна, в которой школьники в своей массе этого не умеют. Без «клавиатурной грамотности» успешная карьера сегодня труднопредставима. То же верно и для так называемой «компьютерной грамотности».


Список используемой литературы

 

1. Закон РФ «об образовании».

.   О направлении дополнительных вариантов учебных планов средних общеобразовательных школ на 1989/90 учебный год //Информ. сб. М-ва народного образования РСФРС. - 1989. - №32.

.   О направлении учебных планов на 1990/92 учебный год. Письмо Минобразования РСФРС от 25.01.91 №1369/15 //Вестник образования. Справочно-информационное издание М-ва образования РСФРС. - 1991. -№3. - С.62-78.

.   Основные компоненты содержания информатики в образовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22 февраля 1995 №4/1//ИНФО.- 1995.-№4.- С.17-36.

.   Самовольнова Л.Е. Курс информатики и базисный учебный план //ИНФО. - 1993.- №3.

.   Уваров А.Ю. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра //ИНФО. - 1990. - №4.

.   Хеннер Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной технике //ИНФО. - 1994. - №2.

.   Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Планирование курса обучения информатике в средней школе

Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике

Положительные и отрицательные стороны современного школьного курса

Глава 2. Реализация курса информатики в средней школе

Пути совершенствования курса информатики

Предложения по построению школьного курса информатики

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

 

С момента введения в школу курса информатики накопился значительный опыт. На первом этапе курс был ориентирован на изучение основ алгоритмизации и программирования, а в дальнейшем на освоение и применение средств информационных технологий. Однако за последние годы коренным образом переосмыслены роль и место информатики в системе научных дисциплин, растущее значение информационной деятельности в развитии общества. За это время произошли значительные изменения во взглядах на школьную информатику, обосновано огромное общеобразовательное значение изучения информатики, что обуславливает необходимость расширения задач обучения информатике в школе и соответственно целесообразность переработки содержания курса, перехода к полноценному общеобразовательному курсу.

Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, может быть рассмотрена в двух аспектах:

·         системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования систем различной природы;

·         методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью средств новых информационных технологий.

Педагогические функции этой общеобразовательной области - формирование основ научного мировоззрения, развитие мышление школьников, подготовка к практической деятельности, труду, продолжению образования.

Цель обучения на современном этапе определяется как обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие учащимся значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; привитие им навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Проблема исследования: Разработано множество вариантов построения школьного курса информатики. В реальной действительности эти варианты быстро устаревают в силу обстоятельств быстро растущих компьютерных знаний и не могут обеспечить актуальную подготовку выпускников школ.

Объект исследования: Определение содержания, построение, планирование школьного курса информатики для подготовки выпускника школы к жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе.

Предмет исследования: Варианты построения школьного курса информатики рассмотрены в условиях динамичного развития вычислительной техники и расширенной сферы ее применения.

Цель исследования: Обосновать и предложить вариант построения школьного курса информатики наиболее приемлемый к школам города Нижнекамска на данном этапе информатизации общества.

Задачи исследования:

-  изучение литературы по построению курсов школьных дисциплин;

-  изучение литературы по построению школьного курса информатики

-  изучение авторских вариантов построения школьного курса информатики

-  изучение стандарта по информатике

-  выявление положительных и отрицательных сторон в имеющихся вариантах школьного курса информатики.

Актуальность исследования: Быстрое изменение различных сфер жизни в информационном обществе требует глубокого подхода к обучению в школе, особенно это необходимо при изучении информатики. Любые изменения курса начинаются с определения его содержания и построения, поэтому исследование направлено на эту часть курса.


Глава 1. Планирование курса обучения информатике в средней школе

 

Любая педагогическая деятельность, естественно, должна начинаться с осмысления ее цели. На выбор цели преподавания конкретной дисциплины существенное влияние оказывают целевые установки всей системы образования, место и роль учебной дисциплины в общем содержании образования, ее особенности, интересы и потребности учащихся.

В последнее десятилетие целевые установки нашей системы образования существенно изменились, о чем свидетельствует новый закон об образовании, провозгласивший наивысшей ценностью личность учащегося, его самобытность, самоценность, предоставивший каждому педагогу возможность конструировать свой курс по собственному усмотрению, и множество разработок новых (и обновленных старых) образовательных, моделей, их внедрение и т.д. Целью образования в настоящее время является создание условий развития личности учащихся, его самореализации, разрешение проблем личности средствами образования.

Кроме этих объективных особенностей нашего времени, относящихся ко всему образованию, существует ряд специфических особенностей информатики, контрастно отличающих ее от других образовательных областей. К ним можно отнести:

·         Стремительное развитие информационных технологий, что не только не позволяет создать относительно статические курсы в образовании, но и кроме того требует энергичного и своевременного обновления материально-технической базы, программного обеспечения, постоянного повышения квалификации педагогов;

·         В последние три десятилетия мир активно шагает в информационное общество. Основная масса учащихся по собственному разумению с помощью родителей и окружающих, средств массовой информации образовывается в области информатики и информационных технологий вне школьной программы. Это приводит к резкой разноуровневости образования детей, его отрывочному или поверхностному содержанию и не может служить основой для формирования информационной культуры;

·         Педагогический ресурс преподавателей информатики в целом по стране выращен слабо. Многие преподаватели это выпускники математических факультетов университетов, технических вузов, которые не имели специальной подготовки преподавателя информатики. В силу этих причин преподаватели предъявляют принципиально различные целеполагания в преподавании курсов информатики и ИТ. В то время как именно целеполагание определяет деятельность в функциональном плане, позволяет осознать образ будущих результатов деятельности. Кроме того, по той же причине лишь недавно стали появляться учебники отвечающие педагогическим требованиям. Но таких немного и они не покрывают потребности современного образовательного процесса.

Учитывая названные причины, мы строим целеполагание в курсе информатики и ИТ прежде всего на основе личностно- ориентированной модели образования. Целью курса тогда становится создание условий для проявления и развития «самости» учащегося на основе средств и предметной области курсов информатики и ИТ, сохраняя его самобытность, поддерживая, создавая ситуации для самоутверждения, присвоения социального опыта, творческого подхода к осмыслению настоящего и апробирования элементов будущего. Далее, исходя из объявленной цели, мы определяем необходимые условия конструирования содержания и технологий образования:

·         Учет интересов и целей каждого учащегося на основе личностного целеполагания, рефлексии и осуществлении проектной деятельности;

·         Конструирование многообразного и многофункционального содержания учебного курса, что позволяет учесть особенности и потребности каждого ребенка. Участие самого ребенка в построении личностно-значимого содержания обеспечивается возможностью свободного выбора элементов (модулей), и их нелинейной комбинации;

·         Создание продуктивного образовательного поля, возможности для творчества, активности, самостоятельности, самоуправления;

·         Преемственность в содержании, возможность учета ситуативных моментов и расширение его границ с использованием субъективного опыта учащихся;

Для выполнения объявленных задач используем:

.   Модульный подход в построении всего курса информатики и ИТ с предоставлением учащимся свободы выбора модуля;

.   Элементы нелинейных технологии;

.   Индивидуализацию в каждом модуле, теме, занятии на основе личностного целеполагания и рефлексии деятельности самими учащимися;

.   Систему интеллектуальных соревнований. Под интеллектуальными соревнованиями мы понимали учебное развивающее мероприятие, отличающееся по содержанию - проблемностью, нестандартными заданиями, по форме - продуктивной активностью участников, методам - активизирующим мыслительную деятельность, партнерским стилем отношений. Интеллектуальные соревнования непременно включают в себя продуктивный мыслительный акт. На интеллектуальных соревнованиях усвоение содержания образования происходит в условиях дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. Содержательная часть интеллектуальных соревнований составляет вопросы и проблемы, исходящие из личностного опыта учащихся, при решении которых формируется собственный смысл учебного материала, а диалог выступает фактором актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности;

.   Проектный метод используется как основная технология в преподавании ряда модулей, либо как элемент педагогических технологий в других. Использование проектного метода на последней ступени курса создает условия для самоуправления, поиска информации, самоутверждения в образовательной среде.

.   Совместная деятельность всех участников личностно ориентированной модели образования реализуется через сотрудничество, когда все отношения партнерские, а все участники деятельности переходят в позицию субъекта. Сотрудничество - условие выращивания диалогичности и самоизменения каждого субъекта образовательной деятельности.

Весь курс разбит на модули, каждый из которых может быть при устаревании удален, доработан или обновлен полностью. Модули разделены на три ступени (вход на каждую зависит от желаний и готовности учащегося): пропедевтическая, технологическая, проектная. Учебные коллективы, в силу описанных выше причин, разновозрастные. Технологии обучения максимально индивидуализированы и позволяют учесть возраст учащегося и его подготовки в процессе занятий. Содержание внутри модулей на технологической и проектной ступенях определяется в совместном его конструировании педагогом и учащимся.

школьный курс информатика образование

1.1 Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике

 

По окончании школьного курса информатики выпускник должен (обязан) иметь следующие знания, умения, навыки для продолжения обучения и полноценной жизни в информационном обществе:

Человек и информация

Учащиеся должны знать:

1 определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;

2 что такое информационные процессы;

3 какие существуют носители информации;

4 функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

5 как определяется единица измерения информации - бит;

6 что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

7 в каких единицах измеряется скорость передачи информации;

8 что такое “система счисления”; в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления;

9 основные этапы в истории развития средств хранения, передачи и обработки информации до изобретения ЭВМ

Учащиеся должны уметь:

10 приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

11 определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

12приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

13приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;

14измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

15пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

16рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи;

17переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;

18выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами;

Первое знакомство с компьютером

Учащиеся должны знать:

19правила техники безопасности при работе на компьютере;

20состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

21основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

22структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

23типы и свойства устройств внешней памяти;

24типы и назначение устройств ввода-вывода;

25сущность программного управления работой компьютера.

26 принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

27 назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

28включать и выключать компьютер;

29пользоваться клавиатурой;

30 вставлять дискеты в накопители;

31 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

32 инициализировать выполнение программ из программных файлов;

33 просматривать на экране директорию диска;

34 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.159 с.)