Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I . Развитие теории лексико-семантического поляСтр 1 из 8Следующая ⇒
Содержание Введение Глава I. Развитие теории лексико-семантического поля (ЛСП) . Исторические основы теории ЛСП . Компонентный анализ ЛСП вкуса в первичной семантике . Теория Д.Н. Шмелева о регулярных (эпидигматических) переносах значений в рамках ЛСП Глава II. Оценочная основа эпидигматической системы ЛСП прилагательных вкуса в испанском языке . Лингвистическая теория оценки . Структура оценочной (эпидигматической) семантики испанского ЛСП вкуса . Системное развитие семантики прилагательных в испанском языке Заключение Библиографический список
Введение
«Среди бесконечности явлений природы раздалось слово, возвестившее присутствие человека и сознания на земле. Природа со всей своей разновидностью жизни была названа по имени и повторилась в сознании и новом создании в устах человека. В мире явилось новое чудо - слово, как бы собравшее и отразившее мир» (К.С. Аксаков). Данный эпиграф был выбран неслучайно. Автор этих слов обращает наше внимание на то, что человек живет в мире слов, и этот мир слов необъятен. Слово можно рассматривать и со стороны его звучания, его значения, строения и образования, со стороны его грамматического изменения и соединения с другими словами в речи. Лексическая система языка очень сложна и разнообразна. Поэтому представляется логичным вести ее изучение на основе более мелких структурных элементов - лексико-семантических полей (ЛСП), которые в свою очередь формируются отдельными лексическими единицами - словами. Но возникает справедливый вопрос: что же влияет на выявление ЛСП? В данной работе мы рассмотрим основные факторы, влияющие на разграничение ЛСП, таких как, например, эмотивность, оценочность, перенос значения и т.д. Кроме того, все актуальней становится интерес современной лингвистики к “человеческому фактору” в языке, то есть к способам выражения отношения субъекта высказывания к объекту. Целью данной работы является исследование оценочного фактора системного развития семантики прилагательных в испанском языке. Мы обратим внимание на различные виды оценки, на обстоятельства, влияющие на оценку, на системность развития семантики прилагательных в испанском и русском языках. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть развитие теории ЛСП, т.е. проследить ее исторические основы, определить динамику развития данной лексической группы на основе компонентного анализа, обратить внимание на закономерность и регулярность переносов значений в рамках ЛСП. проанализировать оценочную основу эпидигматической системы ЛСП прилагательных вкуса в испанском языке, с опорой на основные положения современной лингвистической теории оценки, акцентировать проблему системного развития семантики прилагательных в испанском языке. При выборе методов представилось целесообразным использование метода компонентного анализа на основе лексикографических данных, работа со словарями, а также контекстологического метода путем изучения художественных и других текстов. Теоретической основой работы послужило исследование Д.Н Шмелева “Проблемы семантического анализа лексики”, а также работа Е.М. Вольф “Функциональная семантика оценки”. В качестве иллюстрированного материала используются цитаты из произведений русских писателей. Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена теоретическому изложению материала, осмыслению основных позиций ЛСП в лексической системе языка. Вторая часть работы имеет практическое назначение, в ней рассматривается динамика и закономерности функционирования прилагательных чувственного восприятия в языке, особое внимание уделено прилагательным, обозначающим вкусовые ощущения. Проблема истинности оценки С соотношением субъективного и объективного в оценке связан вопрос об истинности оценочных высказываний, т.е. вопрос о том, можно ли вообще говорить об истинности/ложности оценки, и, если можно, то на основании чего истинность или ложность приписывается оценочным суждениям. Этот вопрос решается по-разному, в зависимости от общих взглядов на оценку. Долгое время было принято считать, что оценочные высказывания не являются ни истинными, ни ложными, так как они не могут быть проверены путем соотнесения с действительностью. Такой взгляд обусловлен наличием у оценки субъективного аспекта и характерен для концепции субъективизма.
Лингвист Н.Д. Арутюнова обращает внимание на то, что мнение может быть либо истинным, либо ложным, а сенсорная оценка всегда истинна. Чтобы быть истинной, ей довольно быть искренней. Сенсорная оценка, пока она не оторвалась от субъекта и времени ощущения, имеет статус неопровержимой субъективной истины. В основе данного утверждения лежат заключения многих философов. Джон Локк считал, что вещи в момент их использования являются тем, чем они кажутся, в этом случае кажущееся и действительное всегда одинаковы. Аналогичный вывод делает Б.Спиноза: «Удовольствие, рассматриваемое прямо, не дурно, а хорошо; неудовольствие же, наоборот, прямо, дурно». Классическая логика полагает, что каждое высказывание истинно или ложно и всякая дизъюнкция формы “Р или не Р” истинна (закон исключенного третьего). Так, el tren llegó и el tren no llegó составляет пару, где одно высказывание истинно, а другое ложно. Сравним, однако, высказывания el tren es cómodo и el tren es incómodo. Их истинность или ложность проверить трудно. Она может зависеть как от критериев удобства, так и от субъекта оценки. Чем выше степень субъективности оценки, тем труднее судить об ее истинности. Оценки в которых слова bueno, malo, mejor, peor выполняют только функцию выражения, не являются ни истинными, ни ложными. Они ничего не описывают и ничего не утверждают. Однако присутствие в оценке дескриптивного фактора, отражающего объективные стороны предметов и событий, заставило предположить, что вопрос об истинности должен ставиться по-разному для разных видов оценок. Согласно этим концепциям, оценочные суждения о функциях (cuchillo es bueno) можно рассматривать как истинные или ложные. В то же время, решение вопроса об истинности гедонистических оценок зависит от типа высказывания. Суждение ese manzana está sabrosa не однозначно: высказанное как мнение одного лица подразумевает нечто вроде “это яблоко кажется мне вкусным”, в то время, как та же оценка, представленная как сообщение о положении вещей в реальном мире (“это яблоко является вкусным”), может быть истинной или ложной, так как перед нами уже не собственно оценочное суждение, а суждение об оценке. Как можно видеть, вопрос об истинности оценок ставится в зависимость от отношения субъект-объект и от степени субъективности суждения. В этой связи было выдвинуто предложение, что истинность оценочных суждений не является дискретной (да/нет), а должна быть представлена как континуум, но котором располагаются высказывания от истинных до ложных. Высказывания, которые помещаются в неконечных точках шкалы, можно считать неопределенными. Такая точка зрения опирается на общие концепции размытых множеств. Другой подход к этой проблеме развивается в рамках семантики “возможных миров” и так называемых пропозициональных установок, отражающих отношения личности к положению дел. Развитие этих идей привело к представлению, что оценочные высказывания могут быть истинными или ложными в зависимости от их отношения к “возможным мирам” субъекта оценки. Такой подход представляется наиболее адекватным для лингвистического анализа, так как он привлекает внимание к ряду собственно языковых особенностей оценочных структур.
В теориях, включающих понятие “возможных миров”, предполагается, что мнение всегда высказывается в рамках концептуальной системы носителя языка. Та часть этой системы, которая связана с оценками, включает входящие в структуру оценки представления о стереотипе, о шкале оценок и, что особенно важно, о субъекте оценки. Высказывание об оценке подразумевает, что соответствующее мнение входит в “возможный мир” субъекта и может не совпадать с мнением других субъектов в их “возможных мирах”. Juan considera que ese libro sea interesante - высказывания можно рассматривать как истинные относительно концептуальных миров их субъектов. Отсюда возможность споров об оценках: Me parece que la habitación sea buena. - Y para mi es mala, при этом каждое высказывание рассматривается как истинное с точки зрения своего субъекта. Заключение
В данной работе был продемонстрирован системный подход к вопросу исследования динамики развития семантики прилагательных, в частности ЛСП прилагательных вкуса. Словарный состав языка относится к сложноструктурированным образованиям с множеством прямых и обратных связей. Поведение таких систем сложнопредсказуемо и не всегда согласуется с нашим жизненным опытом и интуицией. В работе был сделан исторический обзор теории ЛСП, благодаря которому мы выяснили, что любое ЛСП обладает неким интегральным признаком, на основе которого лексические единицы входят в состав данного поля. В то же время данный интегральный признак выступает в качестве дифференциального признака по отношению к другим ЛСП, т.е. отделяет это поле от множества других полей. Для исследования ЛСП был выбран метод компонентного анализа, т.к. он обращается к лексикографическим источникам, что обеспечивает хорошо обработанный материал для пристального анализа фактов. В ходе данного анализа были отмечены возможные ситуации и модели, на основе которых формируется ЛСП прилагательных вкуса. Кроме того, анализ позволил выявить три типа оценочных признаков в семантике прилагательных вкуса: сенсорно-гедонистический (приятный/неприятный), интенсивности (сильный/слабый), специфичности (характерный/лишенный характерного вкуса). В работе были обозначены некоторые особенности и закономерности, определяющие парадигматическую и синтагматическую закрепленность слова. В практической части работы особое внимание мы уделили оценочной основе ЛСП прилагательных вкуса. Это позволило выделить у ЛСП прилагательных вкуса такие оценки, как сенсорная, рациональная, эстетическая, гедонистическая и т.п. Кроме того, были рассмотрены свойства оценочного предиката, среди которых можно выделить следующие: эмотивность, экспрессивность, аффекивность, интенсификация. На основе изложенных материалов нами предложена классификация оценочных значений ЛСП прилагательных вкуса.
В работе было уделено особое внимание именно системному развитию семантики прилагательных. Системное развитие семантики прилагательных связано с взаимодействием элементов данной системы, и как результат данного взаимодействия в работе описано такое явление, как синестезия и ее закономерности. В целом можно сказать, что поставленные в работе цели были достигнуты. Мы изучили различные виды оценки, обстоятельства, влияющие на оценку, системность эпидигматического развития семантики прилагательных вкуса в испанском языке.
Библиографический список
1. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. - М., 1985. - №3. - с. 13-24. . Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике / И.В. Арнольд. - [Электронное издание]. . Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - М., 1988. - с. 22 - 46. . Лингвистический энциклопедический словарь / под общ. ред. В.Н. Ярцевой. - М., 2002. - с. 380 - 381. . Локк Дж. Избранные философские произведения / Дж. Локк. - М., 1960. - с 279. . Моран, Г. Лексико-семантическое поле в системе его денотативных и оценочных значений: автореф. дис. канд. филологических наук / Г. Моран,- М., 1991. - 17с. . Нестерская Л.А. Взаимодействие лексико-семантических групп прилагательных /Л.А Нестерская // Вестник Московского университета. Филология. - М., 1976. - №2. - с.68-73. . Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание / С.Е. Никитина, - М., 1993. -[Электронное издание]. . Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних языков / М.М. Покровский. - М., 1896. - с. 21, 35. . Рублева О.Л. Лексикология современного русского языка: Учебное пособие / О.Л. Рублева. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 257 с. . Словарь современного русского литературного языка, Т.I-XУII, М.-Л, 1960 - 1965. . Спиноза Б. Избранные произведения / Б. Спиноза. - М., 1957. - с.556. . Толковый словарь русского языка, Т.I-IУ, М.,1935 - 1940. . Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. - М., 1973. - с. 75, 190 - 210. . http://cito-web.yspu.yar.ru/link1/metod/met41/node2.htm 16. http://frgf.utmn.ru/last/No16/text07.html 17. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SEMANTICHESKOE_POLE.html 18. http://planetadisser.com/see/dis_256767.html 19. http://slovarfilologa.ru/85/ 20. http:// ydir.info/lingvistika:komponentnyi-analiz.html Содержание Введение Глава I. Развитие теории лексико-семантического поля (ЛСП) . Исторические основы теории ЛСП . Компонентный анализ ЛСП вкуса в первичной семантике . Теория Д.Н. Шмелева о регулярных (эпидигматических) переносах значений в рамках ЛСП Глава II. Оценочная основа эпидигматической системы ЛСП прилагательных вкуса в испанском языке . Лингвистическая теория оценки
. Структура оценочной (эпидигматической) семантики испанского ЛСП вкуса . Системное развитие семантики прилагательных в испанском языке Заключение Библиографический список
Введение
«Среди бесконечности явлений природы раздалось слово, возвестившее присутствие человека и сознания на земле. Природа со всей своей разновидностью жизни была названа по имени и повторилась в сознании и новом создании в устах человека. В мире явилось новое чудо - слово, как бы собравшее и отразившее мир» (К.С. Аксаков). Данный эпиграф был выбран неслучайно. Автор этих слов обращает наше внимание на то, что человек живет в мире слов, и этот мир слов необъятен. Слово можно рассматривать и со стороны его звучания, его значения, строения и образования, со стороны его грамматического изменения и соединения с другими словами в речи. Лексическая система языка очень сложна и разнообразна. Поэтому представляется логичным вести ее изучение на основе более мелких структурных элементов - лексико-семантических полей (ЛСП), которые в свою очередь формируются отдельными лексическими единицами - словами. Но возникает справедливый вопрос: что же влияет на выявление ЛСП? В данной работе мы рассмотрим основные факторы, влияющие на разграничение ЛСП, таких как, например, эмотивность, оценочность, перенос значения и т.д. Кроме того, все актуальней становится интерес современной лингвистики к “человеческому фактору” в языке, то есть к способам выражения отношения субъекта высказывания к объекту. Целью данной работы является исследование оценочного фактора системного развития семантики прилагательных в испанском языке. Мы обратим внимание на различные виды оценки, на обстоятельства, влияющие на оценку, на системность развития семантики прилагательных в испанском и русском языках. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: рассмотреть развитие теории ЛСП, т.е. проследить ее исторические основы, определить динамику развития данной лексической группы на основе компонентного анализа, обратить внимание на закономерность и регулярность переносов значений в рамках ЛСП. проанализировать оценочную основу эпидигматической системы ЛСП прилагательных вкуса в испанском языке, с опорой на основные положения современной лингвистической теории оценки, акцентировать проблему системного развития семантики прилагательных в испанском языке. При выборе методов представилось целесообразным использование метода компонентного анализа на основе лексикографических данных, работа со словарями, а также контекстологического метода путем изучения художественных и других текстов. Теоретической основой работы послужило исследование Д.Н Шмелева “Проблемы семантического анализа лексики”, а также работа Е.М. Вольф “Функциональная семантика оценки”. В качестве иллюстрированного материала используются цитаты из произведений русских писателей. Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена теоретическому изложению материала, осмыслению основных позиций ЛСП в лексической системе языка. Вторая часть работы имеет практическое назначение, в ней рассматривается динамика и закономерности функционирования прилагательных чувственного восприятия в языке, особое внимание уделено прилагательным, обозначающим вкусовые ощущения. Глава I. Развитие теории лексико-семантического поля
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.03 с.) |