Глава I . Развитие теории лексико-семантического поля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Развитие теории лексико-семантического поля



Содержание

Введение

Глава I. Развитие теории лексико-семантического поля (ЛСП)

. Исторические основы теории ЛСП

. Компонентный анализ ЛСП вкуса в первичной семантике

. Теория Д.Н. Шмелева о регулярных (эпидигматических) переносах значений в рамках ЛСП

Глава II. Оценочная основа эпидигматической системы ЛСП прилагательных вкуса в испанском языке

. Лингвистическая теория оценки

. Структура оценочной (эпидигматической) семантики испанского ЛСП вкуса

. Системное развитие семантики прилагательных в испанском языке

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

«Среди бесконечности явлений природы раздалось слово, возвестившее присутствие человека и сознания на земле. Природа со всей своей разновидностью жизни была названа по имени и повторилась в сознании и новом создании в устах человека. В мире явилось новое чудо - слово, как бы собравшее и отразившее мир» (К.С. Аксаков).

Данный эпиграф был выбран неслучайно. Автор этих слов обращает наше внимание на то, что человек живет в мире слов, и этот мир слов необъятен. Слово можно рассматривать и со стороны его звучания, его значения, строения и образования, со стороны его грамматического изменения и соединения с другими словами в речи.

Лексическая система языка очень сложна и разнообразна. Поэтому представляется логичным вести ее изучение на основе более мелких структурных элементов - лексико-семантических полей (ЛСП), которые в свою очередь формируются отдельными лексическими единицами - словами. Но возникает справедливый вопрос: что же влияет на выявление ЛСП? В данной работе мы рассмотрим основные факторы, влияющие на разграничение ЛСП, таких как, например, эмотивность, оценочность, перенос значения и т.д. Кроме того, все актуальней становится интерес современной лингвистики к “человеческому фактору” в языке, то есть к способам выражения отношения субъекта высказывания к объекту.

Целью данной работы является исследование оценочного фактора системного развития семантики прилагательных в испанском языке. Мы обратим внимание на различные виды оценки, на обстоятельства, влияющие на оценку, на системность развития семантики прилагательных в испанском и русском языках.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

рассмотреть развитие теории ЛСП, т.е. проследить ее исторические основы, определить динамику развития данной лексической группы на основе компонентного анализа, обратить внимание на закономерность и регулярность переносов значений в рамках ЛСП.

проанализировать оценочную основу эпидигматической системы ЛСП прилагательных вкуса в испанском языке, с опорой на основные положения современной лингвистической теории оценки, акцентировать проблему системного развития семантики прилагательных в испанском языке.

При выборе методов представилось целесообразным использование метода компонентного анализа на основе лексикографических данных, работа со словарями, а также контекстологического метода путем изучения художественных и других текстов.

Теоретической основой работы послужило исследование Д.Н Шмелева “Проблемы семантического анализа лексики”, а также работа Е.М. Вольф “Функциональная семантика оценки”.

В качестве иллюстрированного материала используются цитаты из произведений русских писателей.

Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена теоретическому изложению материала, осмыслению основных позиций ЛСП в лексической системе языка. Вторая часть работы имеет практическое назначение, в ней рассматривается динамика и закономерности функционирования прилагательных чувственного восприятия в языке, особое внимание уделено прилагательным, обозначающим вкусовые ощущения.


Проблема истинности оценки

С соотношением субъективного и объективного в оценке связан вопрос об истинности оценочных высказываний, т.е. вопрос о том, можно ли вообще говорить об истинности/ложности оценки, и, если можно, то на основании чего истинность или ложность приписывается оценочным суждениям. Этот вопрос решается по-разному, в зависимости от общих взглядов на оценку.

Долгое время было принято считать, что оценочные высказывания не являются ни истинными, ни ложными, так как они не могут быть проверены путем соотнесения с действительностью. Такой взгляд обусловлен наличием у оценки субъективного аспекта и характерен для концепции субъективизма.

Лингвист Н.Д. Арутюнова обращает внимание на то, что мнение может быть либо истинным, либо ложным, а сенсорная оценка всегда истинна. Чтобы быть истинной, ей довольно быть искренней. Сенсорная оценка, пока она не оторвалась от субъекта и времени ощущения, имеет статус неопровержимой субъективной истины.

В основе данного утверждения лежат заключения многих философов. Джон Локк считал, что вещи в момент их использования являются тем, чем они кажутся, в этом случае кажущееся и действительное всегда одинаковы. Аналогичный вывод делает Б.Спиноза: «Удовольствие, рассматриваемое прямо, не дурно, а хорошо; неудовольствие же, наоборот, прямо, дурно».

Классическая логика полагает, что каждое высказывание истинно или ложно и всякая дизъюнкция формы “Р или не Р” истинна (закон исключенного третьего). Так, el tren llegó и el tren no llegó составляет пару, где одно высказывание истинно, а другое ложно. Сравним, однако, высказывания el tren es cómodo и el tren es incómodo. Их истинность или ложность проверить трудно. Она может зависеть как от критериев удобства, так и от субъекта оценки. Чем выше степень субъективности оценки, тем труднее судить об ее истинности. Оценки в которых слова bueno, malo, mejor, peor выполняют только функцию выражения, не являются ни истинными, ни ложными. Они ничего не описывают и ничего не утверждают. Однако присутствие в оценке дескриптивного фактора, отражающего объективные стороны предметов и событий, заставило предположить, что вопрос об истинности должен ставиться по-разному для разных видов оценок. Согласно этим концепциям, оценочные суждения о функциях (cuchillo es bueno) можно рассматривать как истинные или ложные. В то же время, решение вопроса об истинности гедонистических оценок зависит от типа высказывания. Суждение ese manzana está sabrosa не однозначно: высказанное как мнение одного лица подразумевает нечто вроде “это яблоко кажется мне вкусным”, в то время, как та же оценка, представленная как сообщение о положении вещей в реальном мире (“это яблоко является вкусным”), может быть истинной или ложной, так как перед нами уже не собственно оценочное суждение, а суждение об оценке.

Как можно видеть, вопрос об истинности оценок ставится в зависимость от отношения субъект-объект и от степени субъективности суждения. В этой связи было выдвинуто предложение, что истинность оценочных суждений не является дискретной (да/нет), а должна быть представлена как континуум, но котором располагаются высказывания от истинных до ложных. Высказывания, которые помещаются в неконечных точках шкалы, можно считать неопределенными. Такая точка зрения опирается на общие концепции размытых множеств. Другой подход к этой проблеме развивается в рамках семантики “возможных миров” и так называемых пропозициональных установок, отражающих отношения личности к положению дел. Развитие этих идей привело к представлению, что оценочные высказывания могут быть истинными или ложными в зависимости от их отношения к “возможным мирам” субъекта оценки. Такой подход представляется наиболее адекватным для лингвистического анализа, так как он привлекает внимание к ряду собственно языковых особенностей оценочных структур.

В теориях, включающих понятие “возможных миров”, предполагается, что мнение всегда высказывается в рамках концептуальной системы носителя языка. Та часть этой системы, которая связана с оценками, включает входящие в структуру оценки представления о стереотипе, о шкале оценок и, что особенно важно, о субъекте оценки. Высказывание об оценке подразумевает, что соответствующее мнение входит в “возможный мир” субъекта и может не совпадать с мнением других субъектов в их “возможных мирах”. Juan considera que ese libro sea interesante - высказывания можно рассматривать как истинные относительно концептуальных миров их субъектов. Отсюда возможность споров об оценках: Me parece que la habitación sea buena. - Y para mi es mala, при этом каждое высказывание рассматривается как истинное с точки зрения своего субъекта.

Заключение

 

В данной работе был продемонстрирован системный подход к вопросу исследования динамики развития семантики прилагательных, в частности ЛСП прилагательных вкуса. Словарный состав языка относится к сложноструктурированным образованиям с множеством прямых и обратных связей. Поведение таких систем сложнопредсказуемо и не всегда согласуется с нашим жизненным опытом и интуицией.

В работе был сделан исторический обзор теории ЛСП, благодаря которому мы выяснили, что любое ЛСП обладает неким интегральным признаком, на основе которого лексические единицы входят в состав данного поля. В то же время данный интегральный признак выступает в качестве дифференциального признака по отношению к другим ЛСП, т.е. отделяет это поле от множества других полей.

Для исследования ЛСП был выбран метод компонентного анализа, т.к. он обращается к лексикографическим источникам, что обеспечивает хорошо обработанный материал для пристального анализа фактов. В ходе данного анализа были отмечены возможные ситуации и модели, на основе которых формируется ЛСП прилагательных вкуса. Кроме того, анализ позволил выявить три типа оценочных признаков в семантике прилагательных вкуса: сенсорно-гедонистический (приятный/неприятный), интенсивности (сильный/слабый), специфичности (характерный/лишенный характерного вкуса).

В работе были обозначены некоторые особенности и закономерности, определяющие парадигматическую и синтагматическую закрепленность слова.

В практической части работы особое внимание мы уделили оценочной основе ЛСП прилагательных вкуса. Это позволило выделить у ЛСП прилагательных вкуса такие оценки, как сенсорная, рациональная, эстетическая, гедонистическая и т.п. Кроме того, были рассмотрены свойства оценочного предиката, среди которых можно выделить следующие: эмотивность, экспрессивность, аффекивность, интенсификация. На основе изложенных материалов нами предложена классификация оценочных значений ЛСП прилагательных вкуса.

В работе было уделено особое внимание именно системному развитию семантики прилагательных. Системное развитие семантики прилагательных связано с взаимодействием элементов данной системы, и как результат данного взаимодействия в работе описано такое явление, как синестезия и ее закономерности.

В целом можно сказать, что поставленные в работе цели были достигнуты. Мы изучили различные виды оценки, обстоятельства, влияющие на оценку, системность эпидигматического развития семантики прилагательных вкуса в испанском языке.

 


Библиографический список

 

1. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. - М., 1985. - №3. - с. 13-24.

.   Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике / И.В. Арнольд. - [Электронное издание].

.   Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - М., 1988. - с. 22 - 46.

.   Лингвистический энциклопедический словарь / под общ. ред. В.Н. Ярцевой. - М., 2002. - с. 380 - 381.

.   Локк Дж. Избранные философские произведения / Дж. Локк. - М., 1960. - с 279.

.   Моран, Г. Лексико-семантическое поле в системе его денотативных и оценочных значений: автореф. дис. канд. филологических наук / Г. Моран,- М., 1991. - 17с.

.   Нестерская Л.А. Взаимодействие лексико-семантических групп прилагательных /Л.А Нестерская // Вестник Московского университета. Филология. - М., 1976. - №2. - с.68-73.

.   Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание / С.Е. Никитина, - М., 1993. -[Электронное издание].

.   Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних языков / М.М. Покровский. - М., 1896. - с. 21, 35.

.   Рублева О.Л. Лексикология современного русского языка: Учебное пособие / О.Л. Рублева. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 257 с.

.   Словарь современного русского литературного языка, Т.I-XУII, М.-Л, 1960 - 1965.

.   Спиноза Б. Избранные произведения / Б. Спиноза. - М., 1957. - с.556.

.   Толковый словарь русского языка, Т.I-IУ, М.,1935 - 1940.

.   Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. - М., 1973. - с. 75, 190 - 210.

.   http://cito-web.yspu.yar.ru/link1/metod/met41/node2.htm

16. http://frgf.utmn.ru/last/No16/text07.html

17. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SEMANTICHESKOE_POLE.html

18. http://planetadisser.com/see/dis_256767.html

19. http://slovarfilologa.ru/85/

20. http:// ydir.info/lingvistika:komponentnyi-analiz.html

Содержание

Введение

Глава I. Развитие теории лексико-семантического поля (ЛСП)

. Исторические основы теории ЛСП

. Компонентный анализ ЛСП вкуса в первичной семантике

. Теория Д.Н. Шмелева о регулярных (эпидигматических) переносах значений в рамках ЛСП

Глава II. Оценочная основа эпидигматической системы ЛСП прилагательных вкуса в испанском языке

. Лингвистическая теория оценки

. Структура оценочной (эпидигматической) семантики испанского ЛСП вкуса

. Системное развитие семантики прилагательных в испанском языке

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

«Среди бесконечности явлений природы раздалось слово, возвестившее присутствие человека и сознания на земле. Природа со всей своей разновидностью жизни была названа по имени и повторилась в сознании и новом создании в устах человека. В мире явилось новое чудо - слово, как бы собравшее и отразившее мир» (К.С. Аксаков).

Данный эпиграф был выбран неслучайно. Автор этих слов обращает наше внимание на то, что человек живет в мире слов, и этот мир слов необъятен. Слово можно рассматривать и со стороны его звучания, его значения, строения и образования, со стороны его грамматического изменения и соединения с другими словами в речи.

Лексическая система языка очень сложна и разнообразна. Поэтому представляется логичным вести ее изучение на основе более мелких структурных элементов - лексико-семантических полей (ЛСП), которые в свою очередь формируются отдельными лексическими единицами - словами. Но возникает справедливый вопрос: что же влияет на выявление ЛСП? В данной работе мы рассмотрим основные факторы, влияющие на разграничение ЛСП, таких как, например, эмотивность, оценочность, перенос значения и т.д. Кроме того, все актуальней становится интерес современной лингвистики к “человеческому фактору” в языке, то есть к способам выражения отношения субъекта высказывания к объекту.

Целью данной работы является исследование оценочного фактора системного развития семантики прилагательных в испанском языке. Мы обратим внимание на различные виды оценки, на обстоятельства, влияющие на оценку, на системность развития семантики прилагательных в испанском и русском языках.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

рассмотреть развитие теории ЛСП, т.е. проследить ее исторические основы, определить динамику развития данной лексической группы на основе компонентного анализа, обратить внимание на закономерность и регулярность переносов значений в рамках ЛСП.

проанализировать оценочную основу эпидигматической системы ЛСП прилагательных вкуса в испанском языке, с опорой на основные положения современной лингвистической теории оценки, акцентировать проблему системного развития семантики прилагательных в испанском языке.

При выборе методов представилось целесообразным использование метода компонентного анализа на основе лексикографических данных, работа со словарями, а также контекстологического метода путем изучения художественных и других текстов.

Теоретической основой работы послужило исследование Д.Н Шмелева “Проблемы семантического анализа лексики”, а также работа Е.М. Вольф “Функциональная семантика оценки”.

В качестве иллюстрированного материала используются цитаты из произведений русских писателей.

Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена теоретическому изложению материала, осмыслению основных позиций ЛСП в лексической системе языка. Вторая часть работы имеет практическое назначение, в ней рассматривается динамика и закономерности функционирования прилагательных чувственного восприятия в языке, особое внимание уделено прилагательным, обозначающим вкусовые ощущения.


Глава I. Развитие теории лексико-семантического поля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.03 с.)