Стратегии управления многономенклатурными запасами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии управления многономенклатурными запасами



 

Запасы, управление запасами и стратегии оптимального управления ими - на сегодняшний день эти понятия являются атрибутами многих систем логистики. Желание повысить эффективность работы подобных систем ещё до бурного развития логистики, которое мы наблюдаем в последнее десятилетие, привело к созданию специальных научных направлений, например, теории массового обслуживания. Наряду с развитием теории массового обслуживания, основное предназначение которой - обеспечить эффективную организацию работы систем, описываемых соответствующими моделями обслуживания, пристальное внимание уделялось и уделяется в настоящее время другим близким научным направлениям, а именно: изучению специального класса моделей, которые непосредственно при анализе систем массового обслуживания не рассматриваются, но существенно влияют на показатели эффективности работы системы в целом. Это модели теории управления запасами. Например, если обслуживание (в модели соответствующей системы массового обслуживания) предполагает расход некоторого продукта либо товара, то в рамках самой такой модели обычно неявно предполагается, что этот продукт или товар всегда имеется в достаточном количестве [14, с. 63].

В реальных моделях требуется решать вопросы организации запаса и пополнения соответствующего продукта/товара, в частности, это выбор моментов подачи заказов на пополнение запаса; выбор объёма партии заказа для пополнения запаса. Соответствующие модели задач называют моделями управления запасами [3, с. 14-15].

Среди них выделяют однокомпонентные (однономенклатурные) модели, в которых рассматривается только один вид товара или продукта. Альтернативой им являются соответственно многокомпонентные (многономенклатурные) модели [3, с. 16].

Деятельность производственных предприятий автомобильной отрасли сопряжена с решением многих логистических задач, одной из которых является задача управления широким ассортиментом запасных частей и комплектующих к автомобилям. Сложность данной проблемы трудно переоценить, потому что по подсчётам аналитиков на разных уровнях систем снабжения номенклатура запасов автозапчастей варьируется от 30-50 до 500-700 тысяч наименований [8, с. 24].

Для решения вопросов стратегического управления таким обширным ассортиментом традиционно используется АВС классификация, помогающая определить области номенклатурных групп, к которым применимы общие принципы управления. Но в любом случае даже выделение более узких диапазонов ассортиментного перечня подразумевает работу с порядка 1,5-2 тысячами наименований категории А (самой малой области), что создаёт трудности в решении таких логистических задач, как расчёт оптимальной партии поставки. Рассмотрим, какими методами может решаться вышеупомянутая задача [9, с. 60].

Всем известна формула Харрисона-Уилсона для расчёта оптимального периода пополнения запаса (1.1) при детерминированном спросе (и ряде прочих ограничений). Как один из вариантов оптимизации можно выполнять расчёты по каждой позиции отдельно [1, с. 91].

 

, (1.1)

 

где Si - спрос на продукт или товар;

C0 - затраты на выполнение заказа общие;

Сi - затраты на выполнение заказа индивидуальные;

Сhi - затраты на хранение.

При этом общие издержки будут определяться как:

 

, (1.2)

 

Для многономенклатурного запаса в учебной литературе предлагается модификация формулы Уилсона (1.3), которая подразумевает общий период поставок для всех номенклатур и экономию за счёт транзакционных издержек при увеличении затрат на хранение.

 

, (1.3)

 

где τi* - периодичность поставки;

При этом суммарные затраты будут равны:

 

, (1.4)


 

Данный подход даёт существенную экономию по сравнению с однономенклатурным заказом, и в этом - её преимущество, к тому же значительно упрощаются расчёты [2, с. 85].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в логистической практике наиболее часто пользуются моделями пополнения запасов, построенными на основе экономичного размера заказа, определяемого по формуле Харрисона-Уилсона, и различными её модификациями, снимающими те или иные ограничения.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.004 с.)