Особенности протекания психических процессов у военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности протекания психических процессов у военнослужащих



 

Из ощущений для человека складывается общая картина окружающего мира. Ощущения важны для всех видов профессиональной деятельности. Важны они и для военнослужащих. Очевидно, что если у человека неправильно функционируют те или иные органы чувств, например, нарушена способность точного восприятия цвета или недостаточно высока острота слуха, то он не способен к освоению определенной специальности. В процессе осуществления воинской деятельности, как правило, принимают участие все анализаторы, но главным чаще всего выступает зрительное ощущение. Это обусловлено тем, что через зрительный анализатор поступает намного больше информации, чем через какой-либо другой. Например, по сравнению со слуховым анализатором зрительный анализатор имеет почти 100- кратное преимущество по объёму получаемой информации. Одной из главных характеристик ощущений является показатель чувствительности органов чувств. В общем виде понятие «чувствительность» означает способность ощущать, что предполагает возможность формирования психического, субъективного по своей природе, образа объективно существующего образа или явления. Данной способностью обладают все люди, но вместе с тем они будут различаться по степени развития ощущений. Это обусловлено тем, что границы органов чувств в отражении внешних раздражителей имеют индивидуальные различия, т. е. у разных людей уровень чувствительности органов чувств различен, В общем виде чувствительность органа чувств может быть определена минимальным раздражителем, способным в данный момент вызвать ощущение. Чем меньше интенсивность раздражителя, вызывающего ощущении, тем выше чувствительность органов чувств.

Уровень развития чувствительности и характеристика порогов исследуются при проведении профессионального психологического отбора по воинским специальностям. Существуют такие виды деятельности, которые может выполнять только человек с соответствующим уровнем развития чувствительности определенных органов чувств. Поэтому при выборе воинской специальности для молодого человека, призванного для прохождения военной службы или заключившего контракт о прохождении военной службы, очень часто требуется оценить уровень чувствительности конкретных органов чувств. При этом следует иметь в виду, что показатель чувствительности не является величиной постоянной и неизменной. В пределах абсолютных границ она может изменяться, уменьшаться, увеличиваться, достигая иногда значительных высот. Данное обстоятельство следует учитывать при подготовке военных специалистов. В процессе военно-профессиональной подготовки чувствительность может совершенствоваться в двух направлениях: можно, во-первых, расширить границы чувствительности, что приводит к повышению точности ощущений, и, во-вторых, сохранить чувствительность в условиях различного рода помех, в том числе в условиях боя, что сопутствует развитию помехоустойчивости ощущений.

Управление чувствительностью может осуществляться с помощью определенных средств, которые подразделяются на несколько групп. К первой группе относятся условия среды и условия деятельности. Это объясняется как субъективными, так и объективными причинами. Так, в процессе длительной деятельности происходит тренировка органов чувств, и формируются практические навыки, необходимые для восприятия профессиональной информации. Например, профессионалы, занимающиеся окраской тканей, различают до 60 оттенков черного цвета, Чувствительность пальцев тактильных анализаторов опытного военного водолаза позволяет в абсолютной подводной темноте через ткань рукавиц безошибочно отличать взрывоопасные предметы от остальных металлических предметов. Другим фактором, влияющим на повышение чувствительности, являются характеристики физической среды, в которой осуществляется деятельность. Так, в темноте острота зрения повышается, а при ярком освещении, напротив, снижается. При этом в темноте лучшевоспринимаются те предметы, которые хотя бы незначительно освещены.

К другой группе средств, повышающих чувствительность, относятся социально-психологические. К данной категории средств относятся формирование чувства ответственности, бдительности, повышение интереса к профессиональной деятельности, регуляция психического состояния, расширение знаний о предмете деятельности и т. д. Большинство подобных средств должны быть использованы в процессе боевой подготовки. Так, обучение военнослужащих методам психической саморегуляции способствует тому, что военнослужащий в боевой обстановке может осознанно влиять на свое эмоциональное состояние, а следовательно, обеспечить уровень чувствительности, необходимый для успешного выполнения боевой задачи.

Другой особенностью ощущений является адаптация. Под адаптацией понимается изменение чувствительности органов чувств под действием раздражителя. Она может быть направлена и на повышение, и на понижение чувствительности. Возможности адаптации органов чувств значительны. Чувствительность глаза человека, например, повышается в темноте в 200 тыс. раз. Танкисты через определенное время перестают воспринимать шум двигателей, лязг гусениц, тряску и т. д. Для адаптации в темноте в среднем необходимо 30 минут, но одни люди адаптируются несколько быстрее, другие - медленнее.

Адаптация свойственна всем органам чувств. Это надо учитывать при организации воинской деятельности, в том числе несении караульной службы, организации ночных полетов и т. д.

Для организации воинской деятельности важно такое явление, как взаимодействие ощущений, так как оно вызывает изменение чувствительности анализаторов. Это может проявляться в том, что раздражитель начинает ощущаться по-иному под влиянием других раздражителей. Например, на фоне шума световой раздражитель может восприниматься по-иному, и напротив. Так, слабые звуки повышают зрительную чувствительность. Окраска может изменять восприятие, явление контраста расстраивать внимание и, напротив, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т. е. повышать его чувствительность. Это следует учитывать при организации воинской деятельности, чтобы создавать оптимальную рабочую обстановку, особенно на боевых постах, где человеку длительное время приходится действовать в замкнутом пространстве. Существует еще одно явление, связанное с ощущениями, которое следует учитывать при организации профессиональной деятельности военнослужащих. Это явление получило название последовательных образов. Суть данного явления заключается в том, что при длительном воздействии раздражителя на орган чувств образ предмета не исчезает одновременно с прекращением этого воздействия, а продолжает некоторое время сохраняться в сознании. Знание этой закономерности особенно необходимо людям, деятельность которых связана с огромными скоростями (летчики, водители).

Таким образом, ощущения играют очень важнуюроль в профессиональной деятельности военнослужащих. Знание закономерностей и особенностей функционирования ощущений позволяет существенно повысить эффективность осуществляемой деятельности[2, c. 33-42].

Еще большее значение для успешной военно-профессиональной деятельности имеют особенности развития восприятия.

В своих воспоминаниях военный летчик, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб пишет, что после первого боя у него болела шея, и еще долгое время он постоянно оборачивался назад в ожидании нападения вражеских самолетов даже тогда, когда находился на земле. Поэтому одной из задач психологической подготовки военнослужащих к деятельности в боевой обстановке является формирование у них устойчивой апперцепции. Она обеспечивает концентрацию внимания на главном, способствует целеустремленности, самообладанию. Достичь высокого уровня сформированности данного свойства восприятия можно лишь на основе глубоких знаний, навыков, умений и опыта действий в условиях, сходных с обстоятельствами боя. Устойчивая апперцепция вырабатывается в моделях той или иной деятельности, в которых учтена и представлена вся совокупность факторов, воздействующих на человека.

Иллюзии - это неправильные, поверхностные, искаженные восприятия предметов реальной действительности. Данное обстоятельство может иметь двоякое значение. С одной стороны иллюзии могут быть использованы для маскировки вооружения, техники, позиций, личного состава, с другой - вероятность иллюзии следует учитывать при восприятии, с целью не допустить ошибок в деятельности своих военнослужащих (в определении расстояний, в восприятии позиций противника и т. д.)[2, c. 43-50].

Уровень развития внимания имеет большое значение для успеха в военно-профессиональной деятельности. На сознание человека всегда и тем более в боевой обстановке, действует огромное количество раздражителей. Постоянно поступает огромная масса информации, из которой следует выбрать самую необходимую и ограничить доступ той, которая не важна для данной деятельности. Именно внимание обеспечивает отбор наиболее значимой информации и пересылает ее другим познавательным психическим процессам для обработки. Кроме того, внимание тесно связано с волей и другими психологическими характеристиками.

В современной психологической науке принято выделять несколько основных качеств внимания.

Распределяемость - это способность рассредоточить внимание на нескольких объектах и воспринимать их в равной степени эффективно. Распределяемость особенно необходима военнослужащему в боевой обстановке, в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения множества умственных и сенсорно-моторных действий. Концентрация - это еще одно свойство внимания. Данное свойство определяет способность человека при выполнении конкретной деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от воздействия второстепенных раздражителей. У военнослужащих такая концентрация особенно заметно проявляется в определенные моменты профессиональной деятельности, например, когда наводчик артиллерийского орудия наводит орудие на цель или когда оператор РЛС отслеживает перемещение объекта противника по полю боя.

Но недостаточно сконцентрировать свое внимание на предмете деятельности. Как правило, в боевой обстановке необходимо определенное время удерживать внимание на выбранном объекте. Например, оператор-наводчик ПТУР после запуска ракеты должен удерживать цель в перекрестие прицела в течение всего времени, пока запущенная ракета не достигнет выбранной цели. Данная способность человека обусловлена другим свойством внимания - устойчивостью. Устойчивость - это умение достаточно длительное время задерживать внимание на избранном объекте.

Необходимо отметить, что концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания человеком ответственности за деятельность, которую он выполняет, от чувства долга, от понимания смысла выполняемых действий, интереса, а также волевых качеств личности. Все эти качества формируются в процессе военно-профессиональной подготовки и воинского воспитания. Наиболее распространенными отрицательными свойствами внимания являются колебание внимания и рассеянность. Эти факторы способны снизить эффективность профессиональной деятельности военнослужащих. Как правило, проявление данных свойств становится следствием различных причин. Самые существенные из них; низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. Таким образом, уровень развития внимания и его качества играют весьма существенную роль в процессе успешного выполнения военно-профессиональных задач. Вместе с тем качества внимания развиваются в процессе профессиональной подготовки военных специалистов. Данное обстоятельство необходимо учитывать командирам при организации учебно-воспитательной работы с личным составом подразделений[2, c. 51-57,3, c.63-66].

Следует отметить, что развитие представлений у военнослужащего, как и у любого человека, в значительной степени обусловлено направленностью ею личности. Именно от потребностей, интересов, желаний и мировоззрения личности зависит, какие особенности наблюдаемых предметов и явлений закрепляются в сознании.

В формировании представлений большую роль играет слово. Это обусловлено тем, что восприятие объекта и формирование представления о нем на практике чаще всего осуществляются путем наблюдения за этим объектом и сопровождаются словесным пояснением. В современных условиях, когда войска оснащены сложной боевой техникой и оружием, понятийное описание занимает важное место в ряду средств, направленных на формирование у воинов необходимых технических представлений. Все представления, формируемые у военнослужащих в процессе воспитания, определяются только с помощью слова. Кроме этого, значимость слова в современном процессе обучения усиливается результатами абстрагирующей деятельности человека: чертежами, схемами, картами, буквенными выражениями, составляющими разнообразные формулы. Многие процессы обслуживания боевой техники невозможно понять, если военнослужащий не умеет абстрагироваться от всех специфических особенностей отдельных объектов и не представляет себе признаки, существенные и общие для всех объектов одного и того же класса.

Поэтому офицеру необходимо научиться самому и уметь научить своих подчиненных изображать конкретную ситуацию, условия или отношения той или иной задачи в виде рисунка, схемы, чертежа, формулы. Важно, чтобы военнослужащий научился это делать самостоятельно, без подсказки. Тогда у него возникнет привычка прибегать к разного рода условным знакам, принятым в технике, тактике, топографии и т. д.

В своей педагогической практике офицер использует некоторые приемы, способствующие повышению точности и полноты представлений, формируемых у личного состава. Для этой цели может быть использовано сравнение сходных объектов, чтобы в представление включались характерные особенности изучаемого предмета или явления. В этом случае формируемые представления будут более содержательными, полными, четкими и точными. Например, формируя представление об определенном виде оружия, целесообразно предъявлять несколько различных образцов этого оружия.

Таким образом, представления играют важнейшую роль в приобретении знаний и формировании профессиональных навыков[2, c. 60-68,6, c. 45-50].

Все военнослужащие отличаются друг от друга от друга характеристиками памяти. Встречаются военнослужащие с ярко выраженным преобладанием того или иного вида памяти. У одних лучше развита образная, у других - словесно-логическая память. Многие военнослужащие одинаково хорошо запоминают как образный, так и словесно-логический материал.

Конечно, для всех военнослужащих необходимы такие качества памяти, как быстрота, точность и прочность запоминания. Качества памяти могут быть изучены как с помощьюбланковых, так и аппаратурных методик. При этом специфические условия деятельности, в свою очередь, способствуют интенсивному развитию конкретных особенностей памяти воина. Формирование всех психологических процессов, в том числе и процессов памяти, обусловливается деятельностью личности. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место данный материал занимает в деятельности военнослужащего, и тем, как запомненный материал будет использоваться впоследствии. Вместе с тем структура деятельности военнослужащего (ее мотивы, смысл, значение, задачи, цели и способы их достижения) и определяет характер того, что будет запечатлеваться. В результате деятельности у военнослужащего развиваются воля, мышление, речь. Воля, в свою очередь, является необходимой предпосылкой развития произвольной памяти.

Развитое воображение необходимо офицеру для решения самых разнообразных задач. Обучая и воспитывая подчиненных, командир старается представить, какие качества следует у них развить, я предвидеть процесс формирования личности военнослужащего конкретно и реально. Уясняя задачу, оценивая обстановку и принимая решение, офицер должен мысленно заглянуть в будущее, представить возможные действия своих войск и противника, их характер, замысел, направление, время и место и т. д. Поэтому в процессе боевой подготовки следует развивать и воображение.

Поскольку воображение задействовано в процессе организации и осуществления деятельности, оно само при этом формируется и развивается. Нотакой активный и творческий процесс, как воображение может развиваться только в активной и творческой деятельности. Одним из главных направлений формирования воображения у военнослужащих является максимальное приближение учебных занятий к деятельности в боевой обстановке. Известно, что чувство страха, возникшее в боевой обстановке, может быть вызвано работой воображения, которое, не имея достаточного подкрепления практическим опытом, формирует в сознании представления о возможной ситуации. При этом такие представления имеют мало общего с реальностью. Чтобы этого избежать, военнослужащий должен быть приучен активно, а самое главное, правильно действовать в самых сложных, трудных и опасных условиях современного боя, поскольку владеть своим воображением можно лишь в том случае, если имеется большой опыт самостоятельных действий в подобных условиях. Следовательно, ознакомление военнослужащего с боевой действительностью, приобретение им опыта успешного преодоления трудностей и опасностей современной войны будут формировать у него способность управлять своим воображением.

Высокое развитие воображения особенно необходимо военнослужащему для того, чтобы овладеть сложной боевой техникой и оружием. Данное обстоятельство определяет необходимость организовывать учебный процесс с учетом развития воображения[2, c. 78-84,3, c. 90-92].

Мыслительная деятельность офицеров, сержантов и других категорий военнослужащих в современной войне осуществляется в особых трудных, сложных и опасных, т. е. экстремальных, условиях. В ее успешном осуществлении большую роль играют качества личности военнослужащего, а также уровень сформированности его мышления. В свою очередь, успешность формирования мышления у военнослужащего зависит от того, насколько эффективны методы руководства, управления этим процессом в ходе учебно-воспитательной работы в войсках и военно-учебных заведениях. Поэтому только целенаправленная деятельность командования подразделения или части по развитию мышления способна обеспечить правильность решений, которые предстоит принимать военнослужащим в экстремальной обстановке современного боя. При этом наиболее значимо для успешной военно-профессиональной деятельности творческое мышление.

Под творческим мышлением военнослужащего принято понимать высшую ступень развития его умственных способностей, в том числе военно-профессиональных способностей, позволяющих успешно решать нетипичные, сложные задачи воинской деятельности. Что такое нетипичные задачи?

Нетипичные задачи характеризуются принципиальной новизной условий, отсутствием известных правил их решения. Подобные задачи возникают в процессе выполнения военно-профессиональной деятельности.

Важным условием для творческого мышления военнослужащего выступает определенный эмоциональный настрой психики, обеспечивающий повышение качества мышления в опасных ситуациях, в боевой обстановке

Для успешного формирования и развития творческого мышления воина, офицера мало дать им необходимую сумму знаний. Важнее научить военнослужащих использовать полученные знания в самых разнообразных условиях деятельности. Поэтому целесообразно отрабатывать полученные знания во время полевых занятий, при условии постоянного изменения условий реализации полученных знаний. В процессе тактических занятий особую роль для развития творческих способностей играет практика неожиданных вводных, творчески составленных летучек с последующим тщательным и всесторонним разбором действий подчиненных, особенно принятых ими решений.[2, c. 95-103]

Одним из основных отличий человека от животных, отражающих закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, именуемого речью.

Уставы и наставления определяют порядок речевого общения военнослужащих, оформления приказаний, требований, докладов. Командная речь должна отличаться ясностью, определенностью, краткостью, категоричностью, логичностью. Нечеткость, смысловая незавершенность приказа, команды сбивают исполнителя. Неоднозначность приказания, требования может привести к ошибочным действиям. Глубина восприятия командной речи зависит от ряда условий. Чем яснее, точнее сформулировано приказание, требование, тем легче и полнее его понимание и уяснение военнослужащими. Краткость, сдержанность приказа наряду с внешним спокойствием самого командира внушают подчиненному уверенность в успешном выполнении задания. Вместе с тем в словах приказа, особенно в бою, должно звучать уважение к солдату, сержанту или офицеру, к их самоотверженности на войне. Неопытный военнослужащий особенно нуждается в такого рода поддержке.

Авторитет командира повышает внушающее влияние его слов на подчиненных. Приказание, требование авторитетного командира сразу внутренне принимается подчиненными, становится мотивом их деятельности. К правильному восприятию командной речи воинов следует готовить заранее, вырабатывая у них дисциплинированность и другие качества.

Таким образом, офицер должен развивать свою речь. Навыки командной речи как автоматизированные компоненты деятельности развиваются неодинаково у разных лиц. Поэтому необходим индивидуальный подход к формированию речевых навыков. Но в большинстве случаев путь один: чтение художественной литературы, активные выступления на семинарских занятиях и публичных мероприятиях[2, c.105-111].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.016 с.)