Теоретические основы проблемы изучения механизмов памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы проблемы изучения механизмов памяти



 

Для того чтобы точно раскрыть понятие память, заглянем в психологический словарь. Там мы находим, что память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.). Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. [22, 249]

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сейчас прибавился третий - биохимический. Формируется так же кибернетический подход к изучению памяти.

Рассмотрим теории памяти с точки зрении психологии и нейрофизиологии. Психологический уровень изучения памяти хронологически старше других и представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. С точки зрения психологии, образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нём след, который может сохраняться в течение длительного времени. Память является процессом отражения, причём отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом. [2, 162]

С древних времен памяти придавалось большое значение, однако первые попытки объективного исследования памяти были предприняты лишь в конце XIX в. В соответствии с ассоцианистской концепцией памяти весь механизм запоминания сводится к образованию ассоциаций между впечатлениями, непосредственно следующих друг за другом (Г. Эббингауз, Г. Мюллер. Ф. Шуман, А. Пильцекер и др.). Экспериментальные исследования ассоцианистов выявили ряд важных закономерностей в области памяти. Однако в силу того, что ассоцианисты изучали только количественно-временные факторы памяти (изменения количества запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявленногоряда и в зависимости от распределения их во времени; зависимость сохранения элементов ряда от времени между заучиванием и воспроизведением и т. д.), они игнорировали такие важные проблемы, как зависимость памяти от направленности и содержания деятельности субъекта, связь памяти с восприятием, мышлением, речью и личностью в целом.

Представители гештальтистской концепции (В. Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер) подчеркивали значение структурирования материала при запоминании. К. Левин, в отличие от др. представителей гештальтпсихологии, подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти, но трактовал эту роль идеалистически - как средство изменения напряженности в силовом поле, в котором образуется гештальт.

Согласно представлениям А. Бергсона, существуют два вида памяти: память - привычка, память тела, в основе которой лежат физиологические механизмы мозга, и память - воспоминание, память духа, не связанная непосредственно с мозгом. Эта теория двух видов памяти служила впоследствии у ряда авторов основой резкого противопоставления механической и смысловой памяти.

Концепция памяти бихевиористов близка к ассоцианистской. Э. Торндайк, К. Холл, Б. Скиннер подчеркивали роль подкрепления при возникновении реакции на стимул, однако игнорировали зависимость этого подкрепления у человека от его сознательной деятельности и особенностей личности. Исходя из признания общности в поведении животных и человека, бихевиористы исследовали вопросы усвоения и обучения животных и уже поэтому не могли дать содержательной характеристики процессов памяти у человека.

Зависимость явлений памяти от личности человека была отмечена 3. Фрейдом. По Фрейду, из памяти вытесняется все, что не соответствует подсознательным влечениям человека, и, напротив, сохраняется все приятное для него. Эта зависимость не получила экспериментального подтверждения.

Трактовка зависимости памяти от личности содержалась и в персоналистической концепции В. Штерна, считавшего память не отражением объективной действительности, а ее искажением под влиянием индивидуалистических стремлений личности (гордости, тщеславия, честолюбия).

П. Жане рассматривал память как действие, постепенно усложняющееся и изменяющееся по своему содержанию в ходе исторического развития. Он подчеркнул социальную обусловленность развития памяти человека и показал ее зависимость от деятельности людей. Ф. Бартлетт подчеркивал социальный аспект памяти человека, но понимал эту проблему ограниченно, объясняя при помощи социальных связей лишь возникающие при воспроизведении искажения запоминаемого материала.

Социальная природа развития памяти изучалась Л.С. Выготским. Придавая особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считая, что с их помощью происходит превращение непосредственно протекающих психических процессов в опосредствованные, Л.С. Выготский видел сущность памяти в активном запоминании с помощью знаков. Большой вклад в изучение памяти внесли П.И. Зинченко и А.А. Смирнов.

В настоящее время исследования памяти за рубежом проводятся в основном представителями когнитивной психологии (Р. Аткинсон, А. Бэддели и др.). Одним из основных принципов этого направления является идея о неразрывной связи всех психических процессов, представляющихсобой единую когнитивную (познавательную) сферу человека. Соответственно и память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека. [22, 249]

Рассмотрим некоторые концепции поподробнее. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорождённого».

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью её опыта и составляет сущность процесса памяти. При этом, запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определённой связи друг с другом. Без установления этих связей невозможно ни запоминания, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что значит запомнить какое-нибудь иностранное слово, например французское «la table»? Значит, установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или русским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями.Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций:

по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность действий, например);

по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;

по контрасту: ассоциируются резко различные явления - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека,

а) проходя возле дома, в котором он живет,

б) встретив кого-нибудь, на него похожего,

в) называя другую фамилию, происходящую от слова, противоположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например, Белов - Чернов. [5, 127]

Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Так как связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоциационизм ответа не давал, ограничившись лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже. На основе критики ассоциацинизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти.

Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиции так называемого гештальтизма. Основное понятие этой новой теории - понятие гештальта - обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих её частей. Таким образом, элементному подходу ассоциационистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет, прежде всего, принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признаётся организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована не иначе, как только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоциациоцинизма.

В противоположность ассоциациоцинизму и другим теориям, которых сознание выступало как нечто пассивное, для ряда направлений в психологии характерно подчеркивание активной, деятельной роли сознания в процессах памяти. Важная роль при этом отводилась вниманию, намерению, осмысливанию в запоминании, воспроизведении и т. д. Однако и здесь процесс памяти, по существу, не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения.

Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти, то применительно к низшим ее этапам использовалось все то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концепция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней оказалась связанной и теория двух видов памяти: механической («памяти материи») и логической («памяти духа», «абсолютно независимой от материи»). Эта идеалистическая концепция, оказавшаяся достаточно живучей, окончательно преодолена в тогда еще советской психологии памяти.

В современной науке все большее признание приобретаем теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей, например их прочность и лабильность (подвижность, оперативность), определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей. Таким образом, основной тезис этой концепции (в противовес рассмотренным выше) может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. [17, 292]

В процессе запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает целостность и единство личности. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. [5, 122]

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы её проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость её характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности (т.е. что запоминает человек - предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память - помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытываем в тех или иных ситуациях. Образная - это память на представления, на картины природы и жизни, а так же на звуки, вкусы и запахи. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, понятия, размышления, словесных формулировок.

) По характеру целей деятельности (т.е. как человек запоминает - случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память. Произвольная память предполагает наличие специальной цели, запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приёмы, производит волевые усилия. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приёмов, без волевых усилий.

) По продолжительности закрепления и сохранения материала (т.е. как долго сохраняется информация) - на кратковременную, долговременную и оперативную память. Первые два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, в то время как при долговременной важно установка запомнить на долго, необходимость этих сведений для будущего. Выделяют ещё оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. В ней образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остаётся в ведении оперативной памяти. [17, 298]

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

I II III
Двигательная Эмоциональная Образная Смысловая Непроизвольная Произвольная Кратковременная Оперативная Долговременная

 

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой. [5, 127] Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга уже потому, что между собой связаны, прежде всего, соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а, следовательно, и формы их отражения. Что касается кратковременной и долговременной памяти, то они представляют собой две стадии единого процесса. Кратковременная память - это пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти всегда начинаются все её процессы. Сложные преемственные связи существуют так же между непроизвольной и произвольной памятью, о которых мы поподробнее поговорим во второй части главы нашей работы.

Хочется вкратце добавить, что кроме видов памяти, выделяют ещё её процессы. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а так же сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание её актов как особых самостоятельных (мнемических) действий.

Рассмотрим эту проблему с точки зрения нейропсихологии. Как показал ряд работ, опубликованных за последнее время (Норманн, Кинч, Куби, Познер, Шифрин, Рейтман), запоминание представляет собой сложный развёрнутый во времени, процесс, который распадается на ряд последовательных этапов, характеризующихся неодинаковой психологической структурой, неодинаковым «объёмом» доступных для фиксации следов и неодинаковой длительностью их хранения.

Тщательный анализ категориальных связей, в которые включается след каждого запечатлеваемого субъектом воздействия (или получаемой им информации), является центральным предметом большого числа исследований мнестических процессов. Некоторые из них носят чисто психологический или логико-гипотетический характер (Норман и др., 1968, 1970; Викельгрен, 1970; Кинч, 1970; Познер, 1963, 1969), другие представляют собой попытки построить сложные модели памяти, исходящие из представлений о роли такого кодирования (Рейтман, 1970; Фейгенбаум, 1970), третьи исходят в своем анализе из психолингвистических концепций (Дж. Миллер, 1969; Мортон, 1969, 1970). Все они, однако, единодушно приходят к утверждению, что системы связей, в которые вводятся следы доходящей до субъекта информации, строятся на основе различных кодов и, следовательно, представляют собой многомерные системы, из которых субъект должен каждый раз производить выбор соответствующей системы. Такой подход к процессам памяти полностью отходит от понятий, согласно которым запоминание представляет собой однозначный и пассивный процесс, и подчёркивает сложную и активную природу запоминания. Этот подход обращает внимание на тот факт, что человек, запоминающий известный материал, обнаруживает известную стратегию запоминания, выбирая нужные средства, выделяя существенные и тормозя несущественные признаки, выделяя соответственно задаче то сенсорные, то смысловые компоненты запечатлеваемого материала и компонуя его в соответствующие системы.

Одновременно другие отечественные исследователи (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, 1966) дали подробный анализ активной смысловой организации в процессе запоминания материала и показали богатство различных приёмов, которые применяются при запоминании осмысленного материала человеком. Подвергавшихся детальному изучению процесс непроизвольного запоминания, и была выявлена та роль, которую играет в нем стоящая перед субъектом задача (детерминация направления внимания и отбора запоминаемого материала).

Все эти исследования позволили убедиться нам в том, что запоминание представляет собой сложный активный процесс, или, иначе говоря, специальную форму сложной и активной мнестической деятельности. Эта мнестическая деятельность определяется задачей запомнить соответствующий материал; для её осуществления требуется определённая стратегия и соответствующие средства и коды, увеличивающие объём запоминаемого материала, длительность его удержания, а иногда, как это было отмечено в специальных исследованиях, приёмы, снимающие тормозящее действие побочных интерферирующих агентов, лежащие в основе забывания.

Все эти исследования, описывающие сложную психологическую структуру мнестических процессов человека, открывают пути для изучения мозговых механизмов памяти как мнестической деятельности.

Совершенно естественно, что процесс строго направленного, избирательного запоминания предполагает оптимальный тонус коры, или состояние его полного бодрствования. Далее процесс активного запоминания предполагает наличия у субъекта намерения запомнить,при отсутствии или недостаточной стойкости которого эффективность процесса не может быть обеспечена. Кроме того, описанный выше сложный и распадающийся на ряд последовательных ступеней процесс приёма и кодирования информации предполагает так же полную сохранность корковых отделов соответствующих анализаторов, которые должны быть в состоянии разложить поступающую информацию на ряд дробных, модально-специфических (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.) признаков, осуществить процесс отбора этих признаков и, наконец, перейти к объединению их в целые динамические структуры.

Всё это говорит о том, что сложный по своей структуре процесс запоминания опирается у человека на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований, и что каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов. [13, 276]

Анализ специальной литературы позволяет сделать следующие выводы:

. Память - это сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследования, всё ещё не создано единой теории механизмов памяти. Хотя новые научные данные в области нейропсихологии показывают, что это упрощённое представление о запоминании оказалось несостоятельным.

. Память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс, невозможно представить себе такое состояние сознания, чтобы оно обходилось без памяти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.029 с.)