Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения памяти в современной науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения памяти в современной науке



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения памяти в современной

науке

Теоретические основы проблемы изучения механизмов памяти

Особенности развития произвольной памяти у детей в процессе онтогенеза и при отклонениях в речевом развитии

Выводы

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей

произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

Исследование особенности произвольной памяти у детей с нарушениями речи

Упражнения игр по развитию произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии

Выводы

Заключение

Список изученной литературы

Приложения

 


 

Введение

 

Актуальность проблемы. Необходимым условием умственного развития ребёнка является постоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который формируется в процессе восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности (Б.Г. Ананьев, Н.В. Дубровинская, 1977; Т.М. Марютина, 1994; И.В. Блинникова, 2000). Сложные образования поступающей информации непосредственным образом связаны с процессами фиксации и актуализации в системе памяти, которая характеризуется как многокомпонентная системная психофизиологическая функция (В.Д. Щадриков, 1990; С.Б. Цветовский, 1994). На современном этапе развития общества в условиях информационного «бума» роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребёнка предъявляет дошкольное и школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными дошкольной и школьной программой, предполагает определённый уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.

В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Изучению развития памяти у детей в норме и при наличии патологии посвящены многие труды и публикации (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.Я. Голубева, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Ф. Лёзер, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, В.К. Орфинская, Т.В. Розанова, и др.). Особенно среди исследователей занимавшихся изучением особенностей памяти у детей с речевыми нарушениями, можно выделить таких учёных как Г.С. Гуменная, Ю.Ф. Гаркуша, Л.И. Белякова, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова.

В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии развитие памяти ребёнка идёт, как известно, по пути развития от непроизвольного к произвольному опосредованному запоминанию. Память в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте становится «мыслящей».

У детей с нарушениями речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования памяти, в частности произвольной. Их несовершенство не достаточно обеспечивает процесс запоминания, а значит, и не способствует нормальному развитию этой мнемической деятельности, а так же всех познавательных процессов в целом. Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема мало разработана в науке. В настоящее время имеются отдельные работы учёных, но они недостаточно полно отражают специфику развития памяти, в частности опосредованной, у детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим очевидна актуальность исследования особенностей произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии.

Цель: изучение особенностей произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии.

Объект исследования - произвольная память у детей с нарушениями речи.

Предмет исследования - особенности произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы описать теоретические проблемы изучения механизмов памяти и рассмотреть особенности развития произвольной памяти детей в процессе онтогенеза в норме и при патологии.

2. Выявить уровни сформированности произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии.

3. Подобрать и описать рекомендации по развитию произвольной памяти у детей с нарушениями речи.

Научная гипотеза заключается в том, что у детей с отклонениями в речевом развитии нарушены все психические процессы, поэтому мы можем предположить, что и произвольная память у таких детей будет снижена.

Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о значительной роли памяти в развитии психических процессов и поведения ребёнка. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы, адекватные объекту и предмету исследования, включающие теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, математическая и статистическая обработка данных.

База исследования: экспериментальное обследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, которые посещают логопедическую группу МБДОУ детского сада №69 «Чайка», находящийся по адресу: г. Смоленск, ул. Крупской, дом 62.

 


 

Заключение

 

Проведя теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, т. е. решая первую задачу нашего исследования мы пришли к выводу, что память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Сложный по своей структуре процесс запоминания опирается у человека на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований, и что каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов. (Лурия А.Р.)

Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность и т.д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию. В зависимости от психической активности различают двигательную, эмоциональную и образную память. В зависимости от длительности сохранения информации выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память. В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть произвольным и непроизвольным.

Далее мы рассмотрели особенности памяти у детей в норме и при отклонениях в речевом развитии, т.е. нами было описаны общие тенденции возрастного проявления и онтогенетического развития памяти. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме - запечатления и последующего узнавания, жизненно важных для ребёнка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный непроизвольный характер. Малыш не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала ребёнок осознаёт цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

Один из важных путей генезиса памяти дошкольника - развитие её опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребёнок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет в качестве заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развитием знаково-символической функции сознания.

Что касается детей с отклонениями в речевом развитии, то их память имеет некоторые особенности. В частности у таких детей наиболее развита моторная память, менее слуховая. В обоих случаях выявлена положительная динамика запоминания. Отмечается низкая продуктивность памяти, которая наиболее выражена в долговременной памяти, а так же более монотонная динамика нарастания количества воспроизводимых единиц в слуховой кратковременной памяти. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Решая вторую задачу данной работы, в частности выявить уровни сформированности произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии, мы организовали опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня развития произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии. Целью нашего эксперимента мы обозначили изучение особенностей произвольной памяти у детей с данным отклонением. В ходе исследования мы применили три методики по изучению данной проблемы - это методика «10 слов», «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» и «Изучение осознания детьми произвольного мнемического действия».

Исследование проводилось на базе логопедической группы МБДОУ детского сада №69 г. Смоленска, с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи. Всего в исследовании принимали участие десять ребят.

При обработке результатов диагностического исследования мы выявили ряд особенностей произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии.

При диагностировании произвольной памяти у детей с помощью первой методики («10 слов» А.Р. Лурия) мы обнаружили, что дети очень медленно ориентируются в условиях задачи, их результаты по сравнению с нормой, ниже. Допущенные ошибки воспроизведения дети, как правило, не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение (долговременная произвольная память) оказывается низким у всех детей. Так, через 10 мин. в среднем они воспроизводят 4-5 слова, а на следующий день в среднем 2-3 слова. Особенно сложным для детей с ОНР оказывается воспроизведение середины серии слов. Все дети забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не прибегают к речевому обобщению в целях уточнения инструкции. Так можно сделать вывод, что у детей с данной категорией отклонения заметно снижена кратковременная и в особенности долговременная произвольная память.

Применяя вторую методику «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» мы выявили, что у 40% детей по группе в целом опосредованная образная память достаточно продуктивная и устойчивая. При нахождении идентичной картинки дети правильно показывали изображение, иногда предъявляли схожее изображение или схожее по назначению картинки. А вот остальные 60% детей показали низкий уровень произвольной образной памяти. Данные дети показывали совершенно другое изображение, лишь иногда предъявляя правильную картинку или схожее изображение. Поэтому развитие произвольной образной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии носит некоторую недостаточность. Прежде всего, у данной категории детей заметно снижена произвольная образная память и продуктивность воспроизведения. Они часто забывают инструкции, не прибегают к речевому обобщению в целях уточнения инструкции.

Что касается последней методики по изучению осознания детьми произвольного мнемического действия, то, обследовав детей, мы смело можем считать эти исследовательские данные свидетельством того, что обнаруженная недостаточность осознания детьми произвольного мнемического действия носит специфический характер. Так можно сказать, что у данных детей с отклонениями в речевом развитии наблюдается не высокий уровень объема произвольной памяти. При осознании процесса запоминания к 5 уровню относится 10% детей по группе, к 4 уровню - 30%, к 3 уровню - 40% и только 10% относится ко 2 уровню. Это говорит о том, что большинство детей не осознают процесс запоминания. При осознании мнемических действий и приёмов позволяет отнести нам 90% детей к 4 уровню и только 10% ко 2 уровню, это позволяет нам сделать вывод, что все дети, кроме одного, не осознают произвольные мнемические действия и приёмы.

Таким образом, для детей с нарушениями речи требуется специальная работа по развитию опосредованной памяти. Поэтому, решая третью задачу, нами был предложен ряд рекомендаций по развитию произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии, в которые вошли коррекционные задания и упражнения. Эти задание включали развитие кратковременной памяти, произвольного запоминания речи, слухового восприятия, объёма памяти, зрительной памяти, активного внимания, творческого мышления.

Список изученной литературы

 

25.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

26.Гализо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

27.Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Издательство ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2005.

28.Динамика формирования произвольной памяти у детей. / М.И. Лохов, И.А. Степанов, Т.А. Эндина. // Психологический журнал - 1993 - №14.

29.Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия, 1999.

30.Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М.: просвещение, 1978.

31.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования. - М.: ВЛАДОС, 2002.

32.Истомина З.М. Развитие памяти в дошкольном возрасте. Автореферат. - М., 1975.

33.Калягин В.А. Логопсихология. - М., 2007.

34.Косякова О.О. Логопсихология. - Ростов н/Дону, 2004.

35.Кузьмина Л.Л. Обучение с настроением // Логопед - 2008 - №4.

36.Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми с 3 лет. - М., 1965.

37.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2003.

38.Малышев Д.А. Особенности произвольной кратковременной памяти и её психофизиологические корреляты у 6-8 летних детей. Автореферат. г. Архангельск, 2003.

39.Мансур Али. Проблема готовности памяти к воспроизведению. Автореферат. - М., 1975.

40.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн. 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС. 2000.

41.Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1986.

42.Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

43.Память и её роль в обучении. // Школа и производство. - 2003 - №8.

44.Память и способы её развития. // Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов н/Дон, 1997.

45.Переслени Л.И. Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. - 1993. - №5.

46.Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г, Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.

47.Психологическое исследование познавательных процессов и личности. / Под ред. Д.И. Ковач. - М.: Наука, 1983.

48.Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и В.Я. Романова. - М.: «ЧеРо», 2002.

49.Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

50.Развитие памяти. // Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 1998.

51.Развитие произвольной памяти у младших школьников: программа, разработки занятий / авт.-сост. Е.А. Лапп, С.Ж. Хайрушева. - Волгоград: Учитель, 2010.

52.Ребёнок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.; Воронеж, 2001.

53.Рогов Е.И. Приёмы развития памяти. // Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.

54.Современные пятилетние дети: особенности психического развития. / Смирнова Е.А., Гударева О.А. // Дошкольное воспитание. - 2003 - №10.

55.Степанов В.Г. Память и учёт её особенностей в учебно-познавательной процессе. // Степанов В.Г. Психология трудных. - М, 1996.

56.Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М., 1953.

57.Урантаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М, 1995.

58.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.

59.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

 


Приложения

Количественный анализ данных, полученный в результате проведения методики №1, представлен в таблице 1, где оценивалось качество произвольной кратковременной памяти, производимой по результатам первого повторения.

 

Таблица 1

Уровень развития произвольной кратковременной памяти

Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
9 воспроизведённых слов (10%) 7-8 воспроизведённых слов (40%) 5 воспроизведённых слов (50%)

 

Количественный анализ данных, представлен в таблице 2, где оценивалось качество произвольной долговременной памяти, производимой по результатам 10 мин. перерыва.

 

Таблица 2

Уровень развития произвольной долговременной памяти (по результатам 10 мин перерыва)

Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
воспроизведённых слов (0%) воспроизведённых слов (30%) 4-5 воспроизведённых слов (70%)

 

Количественный анализ данных, представлен в таблице 3, где оценивалось качество произвольной долговременной памяти, производимой на следующий день.

 

Таблица 3

Уровень развития произвольной долговременной памяти (по результатам следующего дня)

Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
воспроизведённых слов (0%) воспроизведённых слов (1%) воспроизведённых слов (90%)

 

При обследовании детей с речевой патологией с помощью методики №2, в которой исследовался уровень развития произвольной образной памяти (см. приложение 2), нами было выявлена следующая картина (см. таблицу 4).

 

Таблица 4

Уровень развития произвольной образной памяти

Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
воспроизведённых слов (0%) воспроизведённых слов (40%) воспроизведённых слов (60%)

 

Количественный анализ данных, полученный в результате проведения методики №3, представлен в таблице 5.

 

Таблица 5

Уровень осознания детьми произвольного мнемического действия

Ф.И. ребёнка Объем памяти Осознание процесса запоминания Осознание мнемических действий
Артём И. 9 слов 2 уровень 2 уровень
Магомед Д. 5 слов 4 уровень 4 уровень
Валя Р. 7 слов 3 уровень 4 уровень
Матвей В. 8 слов 4 уровень 4 уровень
Саша З. 8 слов 3 уровень 4 уровень
Артём Г. 5 слов 4 уровень 4 уровень
Антон Г. 4 слова 5 уровень 4 уровень
Глеб К. 7 слова 3 уровень 4 уровень
Юра Ф. 5 слов 5 уровень 4 уровень
Марк П. 5 слов 3 уровень 4 уровень

 

Анализ результатов эксперимента даёт основание для предположения о том, что произвольная память у детей с отклонениями в речевом развитии имеет ряд специфических особенностей.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения памяти в современной

науке

Теоретические основы проблемы изучения механизмов памяти

Особенности развития произвольной памяти у детей в процессе онтогенеза и при отклонениях в речевом развитии

Выводы

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей

произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

Исследование особенности произвольной памяти у детей с нарушениями речи

Упражнения игр по развитию произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии

Выводы

Заключение

Список изученной литературы

Приложения

 


 

Введение

 

Актуальность проблемы. Необходимым условием умственного развития ребёнка является постоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который формируется в процессе восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности (Б.Г. Ананьев, Н.В. Дубровинская, 1977; Т.М. Марютина, 1994; И.В. Блинникова, 2000). Сложные образования поступающей информации непосредственным образом связаны с процессами фиксации и актуализации в системе памяти, которая характеризуется как многокомпонентная системная психофизиологическая функция (В.Д. Щадриков, 1990; С.Б. Цветовский, 1994). На современном этапе развития общества в условиях информационного «бума» роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребёнка предъявляет дошкольное и школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными дошкольной и школьной программой, предполагает определённый уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.

В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Изучению развития памяти у детей в норме и при наличии патологии посвящены многие труды и публикации (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.Я. Голубева, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Ф. Лёзер, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, В.К. Орфинская, Т.В. Розанова, и др.). Особенно среди исследователей занимавшихся изучением особенностей памяти у детей с речевыми нарушениями, можно выделить таких учёных как Г.С. Гуменная, Ю.Ф. Гаркуша, Л.И. Белякова, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова.

В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии развитие памяти ребёнка идёт, как известно, по пути развития от непроизвольного к произвольному опосредованному запоминанию. Память в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте становится «мыслящей».

У детей с нарушениями речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования памяти, в частности произвольной. Их несовершенство не достаточно обеспечивает процесс запоминания, а значит, и не способствует нормальному развитию этой мнемической деятельности, а так же всех познавательных процессов в целом. Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема мало разработана в науке. В настоящее время имеются отдельные работы учёных, но они недостаточно полно отражают специфику развития памяти, в частности опосредованной, у детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим очевидна актуальность исследования особенностей произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии.

Цель: изучение особенностей произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии.

Объект исследования - произвольная память у детей с нарушениями речи.

Предмет исследования - особенности произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы описать теоретические проблемы изучения механизмов памяти и рассмотреть особенности развития произвольной памяти детей в процессе онтогенеза в норме и при патологии.

2. Выявить уровни сформированности произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии.

3. Подобрать и описать рекомендации по развитию произвольной памяти у детей с нарушениями речи.

Научная гипотеза заключается в том, что у детей с отклонениями в речевом развитии нарушены все психические процессы, поэтому мы можем предположить, что и произвольная память у таких детей будет снижена.

Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о значительной роли памяти в развитии психических процессов и поведения ребёнка. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы, адекватные объекту и предмету исследования, включающие теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, математическая и статистическая обработка данных.

База исследования: экспериментальное обследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, которые посещают логопедическую группу МБДОУ детского сада №69 «Чайка», находящийся по адресу: г. Смоленск, ул. Крупской, дом 62.

 


 

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения памяти в современной науке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.08 с.)