Сущность и развитие малого бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и развитие малого бизнеса



 

С переходом экономики России на рыночные отношения начинает развиваться новый сектор экономики - предприятия малого бизнеса. В связи с этим в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприятия малого бизнеса» и др. Многие из этих понятий трактуются далеко неоднозначно.

Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности для предприятия.[5, с.32]

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной и политической.[5, с.36]

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей как:

·     доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

·   доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

·   доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

·   доля малого бизнеса в экспорте продукции;

·   доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

·   доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

·   доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастет роль малого бизнеса в экономике страны. Например в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 95,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51.8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США 67%, Японии - 55%.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно с 2000 г. На начало 2004 года еже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей - более 11 млн. человек, что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-7 раз, а следовательно в России не использован в значительной степени потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

·        мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности фирмы в товарах и услугах;

·   для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

·   развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

·   мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создать сложные управленческие структуры;

·   мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства и рыночного труда;

·   развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить и смягчить проблему безработицы;

·   с развитием предприятий малаго бизнеса появляется средний класс и класс средних собственников, заинтересованный в стабилизации экономики;

·   малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, реагирует на спрос потребителей;

·   в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. [5, с.46]

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

· более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

·   улучшение качества обслуживания;

·   более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

·   формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

·   формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

·   снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономки в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ у малых предприятий имеется и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому, что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ предприятий малого бизнеса.

Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, необработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого бизнеса на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого бизнеса.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства.

Ограниченность ресурсов малого предпринимательства многом определяет и относительно короткий жизненный цикл многих малых предприятий. Так по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8% и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.008 с.)