Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ основных проблем развития франчайзинга в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современных условиях перспективы развития малого предпринимательства в России во многом зависят от успешного позиционирования его субъектов в системе рыночных отношений, в которой сетевое экономическое сотрудничество сегодня играет все большую роль. В рамках этого положения франчайзинг получает все больше признание, поскольку он содержательно есть не что иное, как клонирование на договорной основе успешных бизнес-форматов предпринимательской деятельности, которое влечет за собой разрастание единой франчайзинговой сети юридически независимых предпринимательских единиц. Отличительными ее чертами являются: культивирование в ней апробированной на практике технологии осуществления новых предпринимательских инициатив; проявление в ней репутационного эффекта, обусловленного широкой осведомленностью покупателей о высокой потребительной стоимости предлагаемых им товаров в сетях подобного типа. В франчайзинговых сетях, таким образом, имеет место гомогенная предпринимательская деятельность, базирующаяся на жестких корпоративных стандартах, выполнение которых гарантирует его участникам успешный бизнес. Последняя особенность рассматривается в контексте комплексного исследования экономических закономерностей развития франчайзинга как специфической формы малого предпринимательства. Франчайзинг или система «льготного» предпринимательства представляет собой форму договорного сотрудничества между юридическими независимыми сторонами. Одна из них - франчайзер предоставляет за плату право заниматься предпринимательской деятельностью, используя его товарный знак и др., другой стороне - франчайзи. В качестве первого из них, как правило, выступает предприятие, которое приобрело деловую репутацию в результате достижения профессиональных успехов в бизнесе, а второго - чаще всего малые предприятия. Франчайзинг рассматривается как форма малого предпринимательства, поскольку в качестве операторов - франчайзи выступают малые предприятия, которые создают определенный слой самостоятельных предпринимателей, тесно связанных производственными или другими экономическими отношениями с крупными фирмами-франчайзерами. Особенность этой формы предпринимательства состоит в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются частью единой системы. Контрактные отношения и сотрудничество крупного и малого бизнеса являются серьезным фактором устойчивости малого предпринимательства. Существенное значение имеет и то, что франчайзинг ориентируется на вовлечение в бизнес начинающих предпринимателей, что способствует сокращению безработицы и помогает решать проблемы социального партнерства. Концептуальной основой модели франчайзинговых отношений служат нелинейные цены или вертикальные ограничения. Здесь уместно констатировать, что в экономической литературе франчайзинговые системы классифицируются как вертикальные. Действительно взаимодействие в них можно представить в виде следующей иерархической цепочки: франчайзер → франчайзи → субфранчайзи. Однако франчайзер, как правило, заключает множество соглашений, посредством которых вокруг него формируется организационная структура «солнечного типа», где окончания «лучей», вследствие субконтрактов, в свою очередь могут обрастать сателлитами (рис.1). Рис.1. Конфигурация развитой франчайзинговой системы
Большая часть экономической теории рассматривает случай линейных цен, когда покупатель платит продавцу сумму прямо пропорциональную купленному количеству товаров. Однако вертикальное взаимодействие затрагивает более сложные оговоренные в договоре условия, которые и представляют собой вертикальные ограничения. В этом контексте в договоре франчайзинга (коммерческой концессии) нелинейная цена определяется как сумма франшизного платежа и линейной цены, являющейся функцией от количества фиксированного объема товаров приобретаемой франчайзи у франчайзера и регламентированного уровня цены их перепродажи. Необходимо отметить, что подобная модель наилучшим образом соответствует детерминированной рыночной среде. Это условие франчайзером создается искусственным образом путем разграничения предпринимательской деятельности участников франчайзинговой сети в территориальном плане. Обозначение пределов границ рыночного пространства для франчайзи в договорах коммерческой концессии, наряду с их поддержкой со стороны владельца сети значительно снижает транзакционные издержки ее участников и создает у них «иммунитет» от провала рынка. Понятие франчайзинга в широком смысле формируют две различные бизнес-модели: франчайзинг продукции и франчайзинг бизнес-формата. Основное различие между ними заключается в том, что франчайзинг продукции, в отличие от франчайзинга бизнес-формата, не предлагает разработанной операционной системы. Поскольку франчайзинг продукции не предоставляет франчайзи лицензию на операционную систему, единых требований к деятельности франчайзи не существует. Другим отличием является то, что он подразумевает получение компенсации за счет продаж продукции франчайзи, которые перепродают ее конечным потребителям, в то время как франчайзеры бизнес-формата получают основной доход за счет роялти по валовым продажам розничным клиентам. В узком смысле различают следующие виды франчайзинга: товарный - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере торговли, при которых франчайзер передает, а франчайзи получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции; производственный - отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франчайзи на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием поставляемых им сырья, материалов или технологий; деловой - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франчайзи создает и развивает бизнес по модели и при участии франчайзера с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства; конверсионный - способ расширения франчайзинговой сети, при котором действующее самостоятельное предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франчайзинговых предприятий, работающих под контролем одного франчайзера; районный - форма организации франчайзингового бизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района, т.е. создание франчайзинговой сети и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия; субфранчайзинговый - форма организации франчайзингового бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом с правом продажи субфраншиз. Франчайзинг предлагает ряд преимуществ как для франчайзера, так и для франчайзи. Первый из них обеспечивает быстрое распространение своей продукции и услуги, но не несет полных затрат на организацию и управление своими же производственными мощностями. Кроме того, у него появляется возможность расширить свой бизнес более быстрыми темпами, чем при использовании своего собственного капитала. Договорные обязательства, в свою очередь, обеспечивают четкое соответствие работы франчайзи со стандартами франчайзера. Для франчайзи преимущества указанной системы заключаются в следующем. Они покупают хорошо известную торговую марку, которая гарантирует успешные продажи. Они могут начать бизнес, имея ограниченный капитал, и получить прибыль с помощью опыта франчайзера. Это снизит издержки и риск, который существует при начале нового бизнеса. Франчайзи могут также выиграть от централизованных закупок, так как массовые закупки для них будут осуществлять франчайзеры. Однако система франчайзинга имеет и ряд недостатков. Работая по системе франчайзинга, франчайзеры теряют некоторый контроль. Не все франчайзи работают в полном соответствии с производственными стандартами компании-франчайзера, и потому могут допускать погрешности в обслуживании, что плохо сказывается на репутации марки. Компаниям-франчайзи не всегда удается хорошо вести дело. Они должны усиленно работать для достижения нужного уровня продаж и финансовых показателей, которые необходимы для осуществления всех выплат, включая первоначальное вознаграждение франчайзеру, постоянные административные расходы и лицензионные выплаты, а также для поддержания функционирования бизнеса. Во франчайзинговых сетях имеют место следующие проблемы: между франчайзером и франчайзи со временем (через два-три года) возникают конфликты; не все франчайзи поддаются обучению; франчайзи в будущем может стать конкурентом франчайзера; существует сложность набора франчайзи и др. Особое внимание при организации этого способа бизнеса уделяется центральным аспектам становления франчайзинговых предпринимательских сетей и этапам их развития. В частности, могут быть выделены принципы формирования этих сетей (рис.2).
Рис.2. Принципы формирования франчайзинговых предпринимательских сетей Развитие франчайзинговой предпринимательской сети происходит поэтапно, причем основным критерием изменения ее состояния служит возрастание числа малых предприятий ее участников в соответствие со следующей логикой: 1 этап - 1-10 франчайзи; 2 этап - 11-40 франчайзи; 3 этап - 41-100 франчайзи; 4 этап - свыше 100 франчайзи. Содержание современной тенденции формирования франчайзинговых предпринимательских сетей малых предприятий определяется трансформацией в них взаимоотношений в долгосрочное деловое партнерство. Эта тенденция имеет следующие особенности. Во-первых, действия малых предприятий - держателей франшиз осуществляются в рамках жесткого режима контроля за поддержанием ими установленного головной компанией сетевого бизнес-формата, т.е. в соответствие с правилами управления, техническими требованиями, стандартами и условиями обеспечения качества, которые определяются франчайзером. Во-вторых, ограничения прав франчайзи сегодня рассматриваются в первую очередь как необходимое средство защиты торговой марки и доброй репутации франчайзера, а не как навязывание им участниками франчайзинговой предпринимательской сети условий их деятельности. В-третьих, рыночная устойчивость сетей последнего типа сегодня все больше начинает зависеть от наличия в них взаимопонимания, что усиливает роль организации обучения франчайзи, а также предоставления им широкого спектра консультационных услуг по ведению бизнеса со стороны головной компании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.008 с.) |