Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарубежные подходы и методы моделирования взаимодействия предприятий на основе франчайзингаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономика многих стран в начале XXI века - в значительной мере результат успешной работы компаний, входящих в различные франчайзинговые сети, которые, по сути, являются звеньями при формировании франчайзинговых каналов в той или иной сфере бизнеса. В результате анализа зарубежного опыта выявлено, что франчайзинг приносит немалый эффект только в условиях хорошо организованного бизнеса на принципах интеграции производства и сбыта продукции. В настоящее время франчайзинг является неотъемлемой и динамичной частью экономики не только в США, но и в других странах. Одним из ключевых факторов, стимулирующих рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сферой услуг. Рост сферы услуг во многих странах, где развивается франчайзинг, является долгосрочной тенденцией. Согласно специальному исследованию Международной ассоциации франчайзинга, в сфере услуг будет продолжаться специализация и выделение новых рабочих ниш. Такие услуги, как ремонт жилищ, дизайн интерьера и реализация дизайнерских проектов, уход за газонами, услуги в области жилья, уход за детьми, услуги в области воспитания, и образования, наряду с некоторыми видами «бизнес-услуг» станут первоочередными областями применения франчайзинга. Другой благоприятный фактор - готовность все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франчайзинговой системы, что является стратегией, способствующей диверсификации рисков и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных партнерах, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта. Важной причиной роста франчайзинга является рост индивидуальной трудовой деятельности. Правительства большинства западных стран рассматривают индивидуальную трудовую деятельность и малые предприятия, как важный источник будущих рабочих мест. В Великобритании, например, только за последние десять лет доля рабочей силы, занятой индивидуальной деятельностью, возросла с 7 до 12%. Рост покупательной способности населения экономически развитых стран, быстрая смена вкусов потребителей, взаимовыгодность системы франчайзинговых отношений для всех её участников также способствуют интенсивному развитию франчайзинга. В мировой практике много стран, где законодательно закреплены правила ведения бизнеса по системе франчайзинга. Увеличение объемов франчайзинговой деятельности привело к появлению большого числа законов, охватывающих данную сферу бизнеса. До 1988 г. франчайзинг регулировался на национальном уровне только в США. С тех пор многие другие страны приняли законы, регулирующие франчайзинговую деятельность. В последнее время франчайзинговые отношения на Западе все больше ориентируются на стимулирование и поддержание франчайзи, как экономически более слабой стороны контракта. Ранее концепция саморегулирования франчайзинга в США основывалась на убеждении, что эта система не нуждается в специальном законодательном регулировании в силу самодостаточности условий франчайзингового контракта. Однако практическая реализация данной концепции оказалась неспособной предотвратить масштабные злоупотребления при продаже франчайзинговых прав и при осуществлении франчайзингового предпринимательства. Значительная часть таких правонарушений имела место на «преддоговорном» этапе раскрытия необходимой для франчайзи информации о состоянии и перспективах предпринимательской деятельности франчайзера. Франчайзеры нередко вводили в заблуждение потенциальных франчайзи относительно возможностей своего предприятия. В ответ на данное явление, в 1978 г. Федеральная торговая комиссия США приняла Постановление № 436по требованиям раскрытия информации и запрещениям в отношении франчайзинга и деловых возможностей совместных предприятий. В ЕС законодательство регламентирует лишь аспекты, связанные с законами о конкуренции (антитрестовское или антимонопольное законодательство). Разработка специальных статей в национальных законодательствах, в основном, была связана с необходимостью защитить интересы франчайзи. Для этой цели предусматривалась специальная статья, требующая от франчайзера предоставлять франчайзи данные, позволяющие последнему быть более информированным при принятии решения о входе в систему. Независимо от территориальных размеров системы, ее структуры, числа и состава участников и других особенностей существуют известные принципы и нормы отношений между франчайзером и «сетью», равно как и между самими франчайзи. Источником таких принципов и норм служат не только законодательство о франчайзинге и антимонопольное законодательство, но и в значительной степени общие этические начала и обычаи договорно-обязательственного права, воплощенные в таких традиционных понятиях, как «справедливость», «добрые намерения», «честная конкуренция», «добросовестная торговая практика» и т.п. Базой франчайзингового законодательства в разных странах является раскрытие документов, содержащих информацию, которая может помочь потенциальным франчайзи в принятии правильного решения. Следует отметить, что бесспорная важность учета правовых особенностей стран при заключении франчайзинговых соглашений будет иметь свое решающее значение и в будущем, что связано с неотвратимыми процессами глобализации мировой экономики.. В результате действия перечисленных и ряда других факторов, франчайзинг получил распространение более чем в 75 странах мира. Его стремительный рост, несомненно, будет продолжаться и в будущем времени. Cитуация, сложившаяся в настоящий момент в сфере торговли и услуг, является благоприятной для развития российских франчайзинговых сетей: существует дефицит качественных товаров, есть территории, на которых можно активно развиваться, есть инвесторы, готовые вкладывать финансовые средства в перспективные направления, одним из которых является сетевая розница. При этом российские фирмы-лидеры используют эти возможности зачастую недостаточно эффективно. Это связано как с отсутствием качественных маркетинговых концепций и стратегий развития, направленных на поддержание своих лидирующих позиций на рынке, так и с недостатком хороших управленческих решений и четких общепринятых стандартов работы этих предприятий. На практике часто встречается ситуация, когда компания, пытающаяся стать франчайзером, не имеет описанных бизнес-процессов, единых стандартов функционирования, налаженных информационных потоков. Процессы управления не систематизированы, не формализованы, топ-менеджмент лишен возможности оперативно получать полную и достоверную аналитическую информацию, для принятия решения о качественном изменении производства продукции, приводящем в соответствие структуру спроса. Однако все эти сложности возможно преодолеть. В России появились технологии, позволяющие организовать деятельность торговли в соответствии с мировыми стандартами. Российские компании имеют реальную возможность конкурировать на равных с западными розничными сетями. О высоком потенциале российских розничных сетей свидетельствуют примеры ряда компаний, открывающих свои магазины не только на постсоветском пространстве, но и в странах дальнего зарубежья (например, сеть «Пятерочка»). Система франчайзинга имеет следующие преимущества: доступ к уже сложившимся рынкам сбыта, традиционным для рынка технологиям, высокопрофессиональным производственным кадрам, знаниям специфических потребностей каждого конкретного потребителя и особенностей взаимодействия с ним. Обслуживание сетевой компанией франчайзинговых магазинов производится в два этапа - начальное и постоянное. В пакет начального обслуживания входят следующие мероприятия: исследования рынка и выбор местоположения. Как правило, фирма-лидер исследует региональные рынки и при выявлении потенциально перспективных, начинает поиск франчайзи именно в этих регионах. Следующим шагом является выбор местоположения для будущего франчайзингового магазина - для этого обычно разрабатываются специальные оценочные анкеты; разработка и планировка торговых помещений. Основные пункты методики оценки, а также планировки торговых помещений: размер минимальной площади, внешний вид магазина, внутренняя планировка магазина; консультации по финансовым вопросам. Этот пункт можно часто встретить в предложениях франчайзеров; руководство по осуществлению операций. Как правило, руководство или инструкции определяют алгоритм действий и правила работы франчайзи в области общего управления магазином, необходимой отчетности, финансового и бухгалтерского учета, маркетинга и рекламы, стандартов обслуживания клиентов, политики найма и мотивации сотрудников; программы подготовки и обучения франчайзи. Для тиражирования технологий и способа ведения бизнеса фирме-лидеру необходимы эффективные программы обучения. Большинство франчайзинговых сетей имеют собственные учебные центры, в которых предусмотрены различные курсы и программы. Поддержание работы франчайзинговой сети также требует создания специальных программ постоянного обслуживания от сетевой компании. На наш взгляд, их можно сгруппировать по следующим основным направлениям: ) руководство на местах. За каждым франчайзи закреплен специальный менеджер от головной компании, в обязанности которого входит решение оперативных проблем магазинов; ) коммерческое планирование и предоставление рекламных материалов. Многие франчайзеры представляют своим партнерам стандартные маркетинговые планы и рекомендации по рекламе как до, так и после открытия магазина, ее периодичности, специальным акциям при распродажах; ) общенациональная реклама. И франчайзер и франчайзи обязаны осуществлять рекламную деятельность, как правило, франчайзи делает это на региональном уровне, а франчайзер - на национальном; ) контроль за качеством оказываемых услуг. Например, торговая сети практикуют ежемесячные выезды в магазины и проверки предлагаемого ассортимента.; ) предоставление информации об изменениях экономической ситуации и конъюнктуры рынка в других регионах; ) переподготовка руководства и служащих. В договорах, заключаемых с партнерами, оговорены определенные сроки, по истечении которых франчайзи обязан направить на переподготовку своих ключевых сотрудников. Потребительские рынки российских мегаполисов все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя и клиента, поэтому интересы крупного бизнеса начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных корпораций, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство. Институциональная форма организации взаимодействия крупного и малого бизнеса на базе франчайзинга позволит сформировать институциональную инфраструктуру отечественного бизнеса и инновационную направленность изменений российского рынка. Российский малый бизнес в настоящее время находится в очень сложном положении - инфраструктура отечественного предпринимательства только закладывается. Ускорить ее создание необходимо и возможно: один из путей - широкое распространение франчайзинга. Характерная черта этой формы организации «бизнес-среды» заключается в том, что каждая из крупных франчайзинговых сетей вынуждена создавать свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую всю палитру «бизнес-функций», связанную с передачей нематериального актива (финансовые, юридические, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых товаров и услуг и т.д.). Стимулируя развитие франчайзинговых сетей, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры. Франчайзинг позволяет как выстроить систему взаимоотношений между малыми предпринимателями, входящими в одну и ту же франчайзинговую сеть, так и упорядочить их отношения с внешними контрагентами (малыми и крупными фирмами). Современное развитие малого и крупного бизнеса требует решения проблем, которые могут существенно снижать экономическую эффективность предпринимательства. Наиболее актуальными являются: · необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком, часто региональном рынке; · потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; · сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса; · снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса. Крупный российский бизнес испытывает серьезные проблемы со сбытом и продвижением своей продукции, связанные с «оторванностью» от конечных потребителей. Проблемы бизнеса бумерангом сказываются на потребителях, проявляясь в ценах товаров, качестве и дизайне, что позволяет потребителям оправданно заявлять о преимуществах импортных товаров перед отечественной продукцией. Для существенного подъема российской экономики необходимо содействовать максимальному увеличению числа малых предприятий, стимулировать развитие взаимосвязей между малым и крупным бизнесом, творчески использовать соответствующий зарубежный опыт. Все это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от масштабов отдельных предприятий, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс. Важнейшими принципами организации государственной политики в отношении системы франчайзинга являются: · создание адекватной нормативно-правовой базы; · снижение административных барьеров при осуществлении франчайзинговой деятельности; · упрощение процедуры регистрации договоров коммерческой концессии с использованием принципа «одного окна»; · расширение доступа субъектов франчайзинга к кредитным и финансовым ресурсам; · возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета; · упрощение процедур налогообложения франчайзи; · создание единой информационной базы о состоянии франчайзинга; · создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу. Основная тенденция развития системы франчайзинга в России - постепенное изменение нацинально-отраслевой структуры, т.е. увеличение доли иностранных франчайзеров по мере приближения сроков вступления в ВТО. Компании ведут жесткую конкуренцию за вхождение на рынок. Это применимо к франчайзерам по их отраслевой принадлежности: если первыми рынок захватили франчайзеры из быстро осваиваемых отраслей (общественное питание, торговля), то впоследствии можно будет говорить о более дорогостоящих разновидностях франчайзинга (производственный, в сфере услуг).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.008 с.) |