Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежные подходы и методы моделирования взаимодействия предприятий на основе франчайзинга

Поиск

 

Экономика многих стран в начале XXI века - в значительной мере результат успешной работы компаний, входящих в различные франчайзинговые сети, которые, по сути, являются звеньями при формировании франчайзинговых каналов в той или иной сфере бизнеса.

В результате анализа зарубежного опыта выявлено, что франчайзинг приносит немалый эффект только в условиях хорошо организованного бизнеса на принципах интеграции производства и сбыта продукции. В настоящее время франчайзинг является неотъемлемой и динамичной частью экономики не только в США, но и в других странах.

Одним из ключевых факторов, стимулирующих рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сферой услуг. Рост сферы услуг во многих странах, где развивается франчайзинг, является долгосрочной тенденцией. Согласно специальному исследованию Международной ассоциации франчайзинга, в сфере услуг будет продолжаться специализация и выделение новых рабочих ниш. Такие услуги, как ремонт жилищ, дизайн интерьера и реализация дизайнерских проектов, уход за газонами, услуги в области жилья, уход за детьми, услуги в области воспитания, и образования, наряду с некоторыми видами «бизнес-услуг» станут первоочередными областями применения франчайзинга.

Другой благоприятный фактор - готовность все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франчайзинговой системы, что является стратегией, способствующей диверсификации рисков и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных партнерах, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.

Важной причиной роста франчайзинга является рост индивидуальной трудовой деятельности. Правительства большинства западных стран рассматривают индивидуальную трудовую деятельность и малые предприятия, как важный источник будущих рабочих мест. В Великобритании, например, только за последние десять лет доля рабочей силы, занятой индивидуальной деятельностью, возросла с 7 до 12%.

Рост покупательной способности населения экономически развитых стран, быстрая смена вкусов потребителей, взаимовыгодность системы франчайзинговых отношений для всех её участников также способствуют интенсивному развитию франчайзинга.

В мировой практике много стран, где законодательно закреплены правила ведения бизнеса по системе франчайзинга. Увеличение объемов франчайзинговой деятельности привело к появлению большого числа законов, охватывающих данную сферу бизнеса. До 1988 г. франчайзинг регулировался на национальном уровне только в США. С тех пор многие другие страны приняли законы, регулирующие франчайзинговую деятельность. В последнее время франчайзинговые отношения на Западе все больше ориентируются на стимулирование и поддержание франчайзи, как экономически более слабой стороны контракта.

Ранее концепция саморегулирования франчайзинга в США основывалась на убеждении, что эта система не нуждается в специальном законодательном регулировании в силу самодостаточности условий франчайзингового контракта. Однако практическая реализация данной концепции оказалась неспособной предотвратить масштабные злоупотребления при продаже франчайзинговых прав и при осуществлении франчайзингового предпринимательства. Значительная часть таких правонарушений имела место на «преддоговорном» этапе раскрытия необходимой для франчайзи информации о состоянии и перспективах предпринимательской деятельности франчайзера. Франчайзеры нередко вводили в заблуждение потенциальных франчайзи относительно возможностей своего предприятия.

В ответ на данное явление, в 1978 г. Федеральная торговая комиссия США приняла Постановление № 436по требованиям раскрытия информации и запрещениям в отношении франчайзинга и деловых возможностей совместных предприятий.

В ЕС законодательство регламентирует лишь аспекты, связанные с законами о конкуренции (антитрестовское или антимонопольное законодательство). Разработка специальных статей в национальных законодательствах, в основном, была связана с необходимостью защитить интересы франчайзи. Для этой цели предусматривалась специальная статья, требующая от франчайзера предоставлять франчайзи данные, позволяющие последнему быть более информированным при принятии решения о входе в систему.

Независимо от территориальных размеров системы, ее структуры, числа и состава участников и других особенностей существуют известные принципы и нормы отношений между франчайзером и «сетью», равно как и между самими франчайзи. Источником таких принципов и норм служат не только законодательство о франчайзинге и антимонопольное законодательство, но и в значительной степени общие этические начала и обычаи договорно-обязательственного права, воплощенные в таких традиционных понятиях, как «справедливость», «добрые намерения», «честная конкуренция», «добросовестная торговая практика» и т.п.

Базой франчайзингового законодательства в разных странах является раскрытие документов, содержащих информацию, которая может помочь потенциальным франчайзи в принятии правильного решения. Следует отметить, что бесспорная важность учета правовых особенностей стран при заключении франчайзинговых соглашений будет иметь свое решающее значение и в будущем, что связано с неотвратимыми процессами глобализации мировой экономики..

В результате действия перечисленных и ряда других факторов, франчайзинг получил распространение более чем в 75 странах мира. Его стремительный рост, несомненно, будет продолжаться и в будущем времени.

Cитуация, сложившаяся в настоящий момент в сфере торговли и услуг, является благоприятной для развития российских франчайзинговых сетей: существует дефицит качественных товаров, есть территории, на которых можно активно развиваться, есть инвесторы, готовые вкладывать финансовые средства в перспективные направления, одним из которых является сетевая розница.

При этом российские фирмы-лидеры используют эти возможности зачастую недостаточно эффективно. Это связано как с отсутствием качественных маркетинговых концепций и стратегий развития, направленных на поддержание своих лидирующих позиций на рынке, так и с недостатком хороших управленческих решений и четких общепринятых стандартов работы этих предприятий. На практике часто встречается ситуация, когда компания, пытающаяся стать франчайзером, не имеет описанных бизнес-процессов, единых стандартов функционирования, налаженных информационных потоков. Процессы управления не систематизированы, не формализованы, топ-менеджмент лишен возможности оперативно получать полную и достоверную аналитическую информацию, для принятия решения о качественном изменении производства продукции, приводящем в соответствие структуру спроса.

Однако все эти сложности возможно преодолеть. В России появились технологии, позволяющие организовать деятельность торговли в соответствии с мировыми стандартами. Российские компании имеют реальную возможность конкурировать на равных с западными розничными сетями. О высоком потенциале российских розничных сетей свидетельствуют примеры ряда компаний, открывающих свои магазины не только на постсоветском пространстве, но и в странах дальнего зарубежья (например, сеть «Пятерочка»).

Система франчайзинга имеет следующие преимущества: доступ к уже сложившимся рынкам сбыта, традиционным для рынка технологиям, высокопрофессиональным производственным кадрам, знаниям специфических потребностей каждого конкретного потребителя и особенностей взаимодействия с ним.

Обслуживание сетевой компанией франчайзинговых магазинов производится в два этапа - начальное и постоянное. В пакет начального обслуживания входят следующие мероприятия:

исследования рынка и выбор местоположения. Как правило, фирма-лидер исследует региональные рынки и при выявлении потенциально перспективных, начинает поиск франчайзи именно в этих регионах. Следующим шагом является выбор местоположения для будущего франчайзингового магазина - для этого обычно разрабатываются специальные оценочные анкеты;

разработка и планировка торговых помещений. Основные пункты методики оценки, а также планировки торговых помещений: размер минимальной площади, внешний вид магазина, внутренняя планировка магазина;

консультации по финансовым вопросам. Этот пункт можно часто встретить в предложениях франчайзеров;

руководство по осуществлению операций. Как правило, руководство или инструкции определяют алгоритм действий и правила работы франчайзи в области общего управления магазином, необходимой отчетности, финансового и бухгалтерского учета, маркетинга и рекламы, стандартов обслуживания клиентов, политики найма и мотивации сотрудников;

программы подготовки и обучения франчайзи. Для тиражирования технологий и способа ведения бизнеса фирме-лидеру необходимы эффективные программы обучения. Большинство франчайзинговых сетей имеют собственные учебные центры, в которых предусмотрены различные курсы и программы.

Поддержание работы франчайзинговой сети также требует создания специальных программ постоянного обслуживания от сетевой компании. На наш взгляд, их можно сгруппировать по следующим основным направлениям:

) руководство на местах. За каждым франчайзи закреплен специальный менеджер от головной компании, в обязанности которого входит решение оперативных проблем магазинов;

) коммерческое планирование и предоставление рекламных материалов. Многие франчайзеры представляют своим партнерам стандартные маркетинговые планы и рекомендации по рекламе как до, так и после открытия магазина, ее периодичности, специальным акциям при распродажах;

) общенациональная реклама. И франчайзер и франчайзи обязаны осуществлять рекламную деятельность, как правило, франчайзи делает это на региональном уровне, а франчайзер - на национальном;

) контроль за качеством оказываемых услуг. Например, торговая сети практикуют ежемесячные выезды в магазины и проверки предлагаемого ассортимента.;

) предоставление информации об изменениях экономической ситуации и конъюнктуры рынка в других регионах;

) переподготовка руководства и служащих. В договорах, заключаемых с партнерами, оговорены определенные сроки, по истечении которых франчайзи обязан направить на переподготовку своих ключевых сотрудников.

Потребительские рынки российских мегаполисов все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя и клиента, поэтому интересы крупного бизнеса начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных корпораций, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство.

Институциональная форма организации взаимодействия крупного и малого бизнеса на базе франчайзинга позволит сформировать институциональную инфраструктуру отечественного бизнеса и инновационную направленность изменений российского рынка.

Российский малый бизнес в настоящее время находится в очень сложном положении - инфраструктура отечественного предпринимательства только закладывается. Ускорить ее создание необходимо и возможно: один из путей - широкое распространение франчайзинга. Характерная черта этой формы организации «бизнес-среды» заключается в том, что каждая из крупных франчайзинговых сетей вынуждена создавать свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую всю палитру «бизнес-функций», связанную с передачей нематериального актива (финансовые, юридические, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых товаров и услуг и т.д.). Стимулируя развитие франчайзинговых сетей, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры.

Франчайзинг позволяет как выстроить систему взаимоотношений между малыми предпринимателями, входящими в одну и ту же франчайзинговую сеть, так и упорядочить их отношения с внешними контрагентами (малыми и крупными фирмами).

Современное развитие малого и крупного бизнеса требует решения проблем, которые могут существенно снижать экономическую эффективность предпринимательства. Наиболее актуальными являются:

·   необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком, часто региональном рынке;

·   потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм;

·   сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса;

·   снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса.

Крупный российский бизнес испытывает серьезные проблемы со сбытом и продвижением своей продукции, связанные с «оторванностью» от конечных потребителей. Проблемы бизнеса бумерангом сказываются на потребителях, проявляясь в ценах товаров, качестве и дизайне, что позволяет потребителям оправданно заявлять о преимуществах импортных товаров перед отечественной продукцией.

Для существенного подъема российской экономики необходимо содействовать максимальному увеличению числа малых предприятий, стимулировать развитие взаимосвязей между малым и крупным бизнесом, творчески использовать соответствующий зарубежный опыт. Все это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от масштабов отдельных предприятий, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс.

Важнейшими принципами организации государственной политики в отношении системы франчайзинга являются:

· создание адекватной нормативно-правовой базы;

·   снижение административных барьеров при осуществлении франчайзинговой деятельности;

·   упрощение процедуры регистрации договоров коммерческой концессии с использованием принципа «одного окна»;

·   расширение доступа субъектов франчайзинга к кредитным и финансовым ресурсам;

·   возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета;

·   упрощение процедур налогообложения франчайзи;

·   создание единой информационной базы о состоянии франчайзинга;

·   создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу.

Основная тенденция развития системы франчайзинга в России - постепенное изменение нацинально-отраслевой структуры, т.е. увеличение доли иностранных франчайзеров по мере приближения сроков вступления в ВТО. Компании ведут жесткую конкуренцию за вхождение на рынок. Это применимо к франчайзерам по их отраслевой принадлежности: если первыми рынок захватили франчайзеры из быстро осваиваемых отраслей (общественное питание, торговля), то впоследствии можно будет говорить о более дорогостоящих разновидностях франчайзинга (производственный, в сфере услуг).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.008 с.)