Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение
Актуальность выполненной курсовой работы обусловлена ростом числа детей младшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения и необходимостью проведения мероприятий по диагностике и методике работы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста. Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков [1]. Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственная та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включается в фонетическую и орфографическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию[4]. Воспитание звуковой культуры предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; воспитания орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфографические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании; выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом; воспитание культуры речевого общения как части этикета. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух, поэтому и работа должна быть в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух). Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл [3]. Другие звуковые единицы, просодемы - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (методика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в моделировании артикуляционных органов. Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.
Исследование детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в владении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма [8]. В связи с этим, возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличение количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, что свидетельствует о недоработке современной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в формировании звуковой стороны речи и не потеряла своей актуальности в настоящее время. Эта проблема определила цель исследования: выяснить многообразие форм, методов и приемов работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формы, методы и средства воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи исследования: . Раскрыть анатомо-физиологические психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте. . Рассмотреть лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста. . Проанализировать содержание и методику работы по обучению детей правильному произношению звуков. Методы исследования: анализ научной, учебной и методической литературы по данной проблеме, подбор материалов для обследования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. Теоретической основной исследования является изучение звуковой культуры речи, задач работы по ее воспитанию следующими ученными: О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым и др. Структура данной работы определяется логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования, даны основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, цель, предмет, задачи и методы исследования). В первой главе «Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» рассматриваются: анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте; лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста; задачи и содержание работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков. Во второй главе «Методические аспекты обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» раскрыто: изучение особенностей фонетической стороны речи у детей; методика работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков. В заключении содержатся итоги работы, выводы и даны рекомендации для улучшения работы над данной проблемой. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателями детских учреждений, логопедами для обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, выделив проблему и рассмотрев ее актуальность, мы считаем, что тема курсовой работы заслуживает внимания и поэтому мы выбрали ее для дальнейшего исследования.
Заключение
В результате проделанной работы мы изучили актуальные проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, и для улучшения работы над данной проблемой могу дать следующие рекомендации: 1. Обучение звуковой стороны речи должно быть целенаправленным. 2. Содержание работы по формированию звуковой стороны речи должно преподносится систематично, последовательно с обязательным повторением. 3. Обучение звуковой культуре речи должно проводиться на занятиях по развитию речи, музыкальных занятиях, вне занятий: на утренней гимнастике, в подвижных и дидактических играх, в индивидуальной работе. 4. Работу по воспитанию звуковой культуры речи необходимо проводить совместно с семьей. 5. Наиболее эффективные методы и приемы работы: вызывание звука на основе подражания, использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты, имитационные движения с элементами звукоподражания, чтение художественных произведений со звукоподражанием, использование наглядного материала.
6. С детьми, отстающими в речевом развитии, рекомендуется проводить ежедневные «фонетические минутки» (упражнения продолжительностью 0,5-1 мин.), упражнения, естественно, строятся на таком языковом материале, которым данный ребенок не овладел в срок. Таким образом, систематическая работа по обучению произношению на занятиях педагога должна подкрепляться контролем за произносительными навыками детей со стороны воспитателей и других взрослых. Особо важная роль в контроле за произношением детей, автоматизации произносительных навыков на новом речевом материале принадлежит воспитателю. Список литературы
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 2. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с. 3. Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. - 445 с. Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1995. - №2 9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика). 10. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка/А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2003.-201 с. 11. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. 12. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание/М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.-134 с. 13. Головица Л.А. Дошкольная сурдология: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведения.-М.: Гуманит. изд. уентр ВЛАДОС, 2001.-304 с. . Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.-105 с. . Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с. 16. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева, М.: Высшая школа 2008.-214 с. 17. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. -95 с. 18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения/М.Ф. Фомичева. - М.: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989. - 239 с. . Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей в условиях специального детского сада. - М.: Просвещение. - 2007.-268 с. 21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи/Т.Б. Филичева. - М.: 2008.-49 с. . Характеристика связной речи детей 3-4 года/ Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Высшая школа, 2009.-147 с. Введение
Актуальность выполненной курсовой работы обусловлена ростом числа детей младшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения и необходимостью проведения мероприятий по диагностике и методике работы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста. Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков [1]. Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственная та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включается в фонетическую и орфографическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию[4]. Воспитание звуковой культуры предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; воспитания орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфографические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения; формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании; выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом; воспитание культуры речевого общения как части этикета. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух, поэтому и работа должна быть в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух). Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл [3]. Другие звуковые единицы, просодемы - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (методика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в моделировании артикуляционных органов. Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено. Исследование детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в владении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма [8]. В связи с этим, возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличение количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, что свидетельствует о недоработке современной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в формировании звуковой стороны речи и не потеряла своей актуальности в настоящее время. Эта проблема определила цель исследования: выяснить многообразие форм, методов и приемов работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формы, методы и средства воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи исследования: . Раскрыть анатомо-физиологические психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте. . Рассмотреть лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста. . Проанализировать содержание и методику работы по обучению детей правильному произношению звуков. Методы исследования: анализ научной, учебной и методической литературы по данной проблеме, подбор материалов для обследования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. Теоретической основной исследования является изучение звуковой культуры речи, задач работы по ее воспитанию следующими ученными: О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым и др. Структура данной работы определяется логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования, даны основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, цель, предмет, задачи и методы исследования). В первой главе «Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» рассматриваются: анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте; лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста; задачи и содержание работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков. Во второй главе «Методические аспекты обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» раскрыто: изучение особенностей фонетической стороны речи у детей; методика работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков. В заключении содержатся итоги работы, выводы и даны рекомендации для улучшения работы над данной проблемой. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателями детских учреждений, логопедами для обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, выделив проблему и рассмотрев ее актуальность, мы считаем, что тема курсовой работы заслуживает внимания и поэтому мы выбрали ее для дальнейшего исследования.
Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.012 с.) |