Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста



Введение

 

Актуальность выполненной курсовой работы обусловлена ростом числа детей младшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения и необходимостью проведения мероприятий по диагностике и методике работы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков [1].

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственная та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включается в фонетическую и орфографическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию[4].

Воспитание звуковой культуры предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

воспитания орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфографические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух, поэтому и работа должна быть в двух направлениях:

развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл [3].

Другие звуковые единицы, просодемы - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (методика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в моделировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Исследование детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в владении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма [8].

В связи с этим, возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличение количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, что свидетельствует о недоработке современной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в формировании звуковой стороны речи и не потеряла своей актуальности в настоящее время.

Эта проблема определила цель исследования: выяснить многообразие форм, методов и приемов работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы, методы и средства воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи исследования:

.   Раскрыть анатомо-физиологические психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте.

.   Рассмотреть лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

.   Проанализировать содержание и методику работы по обучению детей правильному произношению звуков.

Методы исследования: анализ научной, учебной и методической

литературы по данной проблеме, подбор материалов для обследования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретической основной исследования является изучение звуковой культуры речи, задач работы по ее воспитанию следующими ученными: О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым и др.

Структура данной работы определяется логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования, даны основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, цель, предмет, задачи и методы исследования).

В первой главе «Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» рассматриваются:

анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте;

лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста;

задачи и содержание работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков.

Во второй главе «Методические аспекты обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» раскрыто:

изучение особенностей фонетической стороны речи у детей;

методика работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков.

В заключении содержатся итоги работы, выводы и даны рекомендации для улучшения работы над данной проблемой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателями детских учреждений, логопедами для обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, выделив проблему и рассмотрев ее актуальность, мы считаем, что тема курсовой работы заслуживает внимания и поэтому мы выбрали ее для дальнейшего исследования.

 


Заключение

 

В результате проделанной работы мы изучили актуальные проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, и для улучшения работы над данной проблемой могу дать следующие рекомендации:

1. Обучение звуковой стороны речи должно быть целенаправленным.

2. Содержание работы по формированию звуковой стороны речи должно преподносится систематично, последовательно с обязательным повторением.

3. Обучение звуковой культуре речи должно проводиться на занятиях по развитию речи, музыкальных занятиях, вне занятий: на утренней гимнастике, в подвижных и дидактических играх, в индивидуальной работе.

4. Работу по воспитанию звуковой культуры речи необходимо проводить совместно с семьей.

5. Наиболее эффективные методы и приемы работы: вызывание звука на основе подражания, использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты, имитационные движения с элементами звукоподражания, чтение художественных произведений со звукоподражанием, использование наглядного материала.

6. С детьми, отстающими в речевом развитии, рекомендуется проводить ежедневные «фонетические минутки» (упражнения продолжительностью 0,5-1 мин.), упражнения, естественно, строятся на таком языковом материале, которым данный ребенок не овладел в срок.

Таким образом, систематическая работа по обучению произношению на занятиях педагога должна подкрепляться контролем за произносительными навыками детей со стороны воспитателей и других взрослых. Особо важная роль в контроле за произношением детей, автоматизации произносительных навыков на новом речевом материале принадлежит воспитателю.


Список литературы

 

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.

3. Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. - 445 с.

Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1995. - №2

9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

10. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка/А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2003.-201 с.

11. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с.

12. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание/М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.-134 с.

13. Головица Л.А. Дошкольная сурдология: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведения.-М.: Гуманит. изд. уентр ВЛАДОС, 2001.-304 с.

.   Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.-105 с.

.   Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.

16. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева, М.: Высшая школа 2008.-214 с.

17. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. -95 с.

18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения/М.Ф. Фомичева. - М.: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

.   Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.

20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей в условиях специального детского сада. - М.: Просвещение. - 2007.-268 с.

21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи/Т.Б. Филичева. - М.: 2008.-49 с.

.   Характеристика связной речи детей 3-4 года/ Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Высшая школа, 2009.-147 с.

Введение

 

Актуальность выполненной курсовой работы обусловлена ростом числа детей младшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения и необходимостью проведения мероприятий по диагностике и методике работы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков [1].

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственная та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включается в фонетическую и орфографическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию[4].

Воспитание звуковой культуры предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

воспитания орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфографические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух, поэтому и работа должна быть в двух направлениях:

развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл [3].

Другие звуковые единицы, просодемы - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (методика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в моделировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Исследование детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в владении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма [8].

В связи с этим, возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличение количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, что свидетельствует о недоработке современной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в формировании звуковой стороны речи и не потеряла своей актуальности в настоящее время.

Эта проблема определила цель исследования: выяснить многообразие форм, методов и приемов работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы, методы и средства воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи исследования:

.   Раскрыть анатомо-физиологические психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте.

.   Рассмотреть лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

.   Проанализировать содержание и методику работы по обучению детей правильному произношению звуков.

Методы исследования: анализ научной, учебной и методической

литературы по данной проблеме, подбор материалов для обследования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретической основной исследования является изучение звуковой культуры речи, задач работы по ее воспитанию следующими ученными: О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым и др.

Структура данной работы определяется логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования, даны основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, цель, предмет, задачи и методы исследования).

В первой главе «Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» рассматриваются:

анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте;

лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста;

задачи и содержание работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков.

Во второй главе «Методические аспекты обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» раскрыто:

изучение особенностей фонетической стороны речи у детей;

методика работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков.

В заключении содержатся итоги работы, выводы и даны рекомендации для улучшения работы над данной проблемой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателями детских учреждений, логопедами для обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, выделив проблему и рассмотрев ее актуальность, мы считаем, что тема курсовой работы заслуживает внимания и поэтому мы выбрали ее для дальнейшего исследования.

 


Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.05 с.)