Общественный контроль и способы его осуществления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный контроль и способы его осуществления



 

По определению Гончарова В. общественный контроль это механизм осуществления обществом в целом или его отдельными индивидами учета и оценки формирования и функционирования общественных институтов, включая государственную власть, с целью оптимизации их деятельности, выступающий в роли индикатора определения эффективности и результативности данного воздействия.

Зубарев С.М. дает такое определение: общественный контроль - системная деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению.

Задачи по созданию системы общественного контроля нашли отражение в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 №1789-р (в ред. от 28.03.2008) Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 №157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 №221).

Гриб В.В. выделяет следующие особенности общественного контроля:

не обладает властно-правовым характером;

не является обязательным;

субъектами не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления;

осуществляется от имени общественности и граждан.

Специфические признаки общественного контроля выделяет и В. Гончаров.

Во-первых, он выступает в качестве формы управления обществом и отдельными его институтами, соединяющей интересы и потребности всех членов общества в единую руководящую волю.

Во-вторых, общественный контроль представляет собой основное средство обеспечения баланса интересов различных социальных групп и недопущения конфликтов данных интересов. В-третьих, он является методом координации и объединения усилий общества для решения неотложных задач. В-четвертых, общественный контроль выступает в качестве гаранта исполнения социальных норм, так как позволяет выявить нарушителей и разработать механизм привлечения их к общественной ответственности, начиная с общественного порицания и заканчивая правовой ответственностью, которая может выразиться в применении к правонарушителям мер принудительного характера. И наконец, он является объективным неотъемлемым полномочием любого общества и одним из основных его институтов.

Общественный контроль осуществляется во многих областях жизнедеятельности: в семейных отношениях, культуре, традициях, морально-этических взаимоотношениях, а также в процессе формирования и функционирования государственной власти. Он во многом отличен от других форм и видов контроля. Так, общественный контроль отличается от государственного особенностями своего функционального назначения, формами осуществления, социально-правовой природой.

В.В. Гончаров определяет важную роль контроля над исполнительной властью, что обусловлено её особенностями: максимальной приближенностью к повседневной жизни каждого члена общества, наличием многочисленного и масштабного аппарата, подверженного основным порокам власти - произволу, беззаконию и коррупции.

Необходимо отметить существующую органическую взаимосвязь между различными видами государственного и общественного контроля, исключающую подмену одного вида контроля другим и обеспечивающую их взаимодействие в достижении единых целей контрольной деятельности. Особое значение это взаимодействие имеет для выявления конфликтов между государственной властью, ее аппаратом и гражданами. Государство в своей контрольной деятельности зачастую использует информацию, поступающую от субъектов общественного контроля, а общественный контроль нередко реализует свою функцию через обращение в соответствующие государственные органы. Сочетание государственного и общественного контроля позволяет власти и обществу получать объективную информацию о существующих противоречиях в сфере государственного управления, требующих своего разрешения, стимулирует действия, способные преодолеть проблемные ситуации и трудности. Тем самым обеспечиваются корректирование существующих и поиск новых путей развития системы государственных органов, в большей мере отвечающих потребностям демократического государства и гражданского общества.

Государство, вмешиваясь в процесс спонтанного возникновения гражданских самоорганизационных образований, выделяя для них материальную базу и создавая регулятивные механизмы, неизменно берет эти структуры под контроль, разрушая их самоорганизационную основу. А ведь смысл таких образований не только в том потенциале критичности по отношению к власти, который они имеют в силу самой своей природы, но и в той возможной поддержке власти, которую они могут оказать в силу все той же своей неформальной сплоченности и наличия неформальных механизмов влияния на людей.

 


Заключение

 

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что человек является высшей ценностью цивилизованного общества. Это положение, выработанное логикой развития мировой истории, закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Права и свободы человека обеспечиваются посредством исполнения государством и его полномочными представителями определенных законом обязанностей по отношению к гражданам государства. В этом заключается непреходящий смысл и содержание законности в государственном управлении. Принцип законности в государственном управлении является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

Неотвратимость ответственности за нарушение норм права - необходимое условие законности, воспитания граждан, должностных лиц в духе подлинного уважения к закону. Принцип неотвратимости ответственности следовало бы закрепить не только в уголовном и хозяйственном законодательстве, где он все-таки нашел применение, но и в других отраслях права, при безусловном его соблюдении с тем, чтобы никто не мог рассчитывать на уклонение от ответственности и чтобы ни у кого не создавалось впечатления о ненаказуемости виновных.

Но для реальной защиты прав необходимы специальные органы и процедуры, способные обеспечить практическое исполнение предписаний законодательства.

Исторический опыт свидетельствует о том, что наилучшим способом защиты прав является хорошо организованная и снабженная эффективными процессуальными гарантиями система правосудия, приводимая в действие по инициативе носителей прав, заинтересованных в их осуществлении и защите.

Ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав человека, следует признать важнейшим средством защиты прав человека. Наказание за такие нарушения должно являться одним из основных средств реализации прав человека.

Настанет время, когда люди станут поступать из сознания необходимости следовать закону, а не вопреки ему, когда каждый свой шаг будут соизмерять со своей гражданской совестью. До тех пор должен существовать и постоянно совершенствоваться правовой институт защиты прав граждан от незаконных действий должностных лиц, позволяющий гражданам участвовать в управлении государством, а власти более ответственно относится к принятию решений, которые могут повлиять на жизнь граждан.

 


Литература

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.

. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 №95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 28.06.2009) // Российская газет», №137, 27.07.2002.

. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 28.06.2009) // Парламентская газета, №220-221, 20.11.2002.

. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009) // Российская газета, №245, 23.12.1997.

. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 25.12.2008)» // Российская газета, №229, 25.11.1995.

. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 20.05.2004 №649 // Российская газета, №50, 12.03.2004.

. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 №157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 №221).

. Гончаров В., Ковалева Л. «Об институтах общественного контроля органов исполнительной власти в Российской Федерации». Власть. 2009. №1 с. 72.

. Гриб В.В. «Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля», Юридический мир, 2010. №3, с. 10-16.

. Гуськова А.П. «Процессуально-правовые и организационные вопросы подготовки к судебному заседанию», Оренбург, 2002. с. 8

. Емельянов Б.М., Правкин С.А. «Теория государства и права» 2010. гл. 23

. Зубарев С.М. «Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов», Административное право и процесс, 2011. №5. с. 5-12

. Ковтун Н.Н. «Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России», Нижний Новгород, 2002. с. 14

. Е.А. Котельникова «Административное право», изд. «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2003 г. с. 262

. Лапина М.А. «Административное право», М.: МИЭМП, 2010 г., раздел 5, глава 11.

контроль государственный прокурорский законность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.028 с.)