Рост конкурентоспособности оптового (розничного) предприятия за счет внедрения функций логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рост конкурентоспособности оптового (розничного) предприятия за счет внедрения функций логистики



 

Функционирование оптового предприятия с использованием логистического механизма продвижения товаров до конечного потребителя сокращает длительность цикла обслуживания, что повышает реакцию на меняющиеся условия внешней среды; способствует стабилизации взаимоотношений с поставщиками; сокращает количество потерянных продаж путем рационального размещения и поддержания необходимого уровня товарных запасов, а также снижает трансакционные издержи на всех этапах товародвижения. В свою очередь оптимизация издержек обращения способствует учету социальных факторов (возможности потребления продуктов питания определенного количества и качества) при переходе к рынку.

Основные стадии управления товаропотоками оптового предприятия, такие как: анализ статистических данных, определение оптимального ассортимента по товарным группам, определение потребностей в товарных запасах, калькуляция издержек, связанных с закупкой товаров, выбор продавца, определение оптимальных способов и маршрутов транспортировки, оценка надежности поставок, поддержание необходимого уровня запасов, управление ценообразованием представляют собой рутинные операции и поддаются четкой алгоритмизации. Это делает применение логистических методов наиболее эффективным на данных стадиях управления.

В процессе построения общей логистической системы оптового предприятия, кроме координации моделей различных уровней, используемых при планировании ассортимента и управлении товарными запасами, таких как линейные модели, оптимизирующие ассортимент, транспортные модели. Модели теории игр, модели динамического программирования, учитываются такие стохастические факторы, как спрос и предложение, которые не поддаются четкой алгоритмизации, но тем не менее информация о которых является необходимой для получения адекватных результатов на вышеописанном этапе моделирования. Поэтому процесс управления должны дополнять инструменты маркетингового анализа-изучение спроса и предложения с учетом таких факторов, как урожайность, объемы производства различных видов продукции, изменения потребительских предпочтений и т.д.

Управление товаропотоками связано с перемещением больших объемов товаров на большие расстояния с различной периодичностью в ограниченные временные интервалы, что в условиях переходной экономики и становления организованного рынка связано с большими транзакционными издержками по причине неэффективного функционирования информационной, транспортной и складской инфраструктур, что обусловливает необходимость и эффективность применения именно логистических методов управления деятельностью оптовых предприятий, что наиболее целесообразно в условиях оптового рынка, имеющего наибольший потенциал в части информационного и инфраструктурного обеспечения.

Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии проводится примерно так же, как и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складской реализации товаров. Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары отгруженные, то при расчете их в днях оборота относят сумму товарных запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчетах. По товарам, находящимся в пути, выясняют, не превышены ли установленные сроки документооборота. Для оценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины на конец года или квартала к объему складской реализации товаров за изучаемый период).

Методика анализа товарооборачиваемости на оптовых предприятиях примерно такая же как и в розничной торговле. В частности, определяют, на сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость товаров в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счет изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация товарных запасов.

Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя их анализ, прежде всего изучают выполнения планов по накоплению сезонных товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товарные запасы нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот.

Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов и материально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с изучением выполнения плана и динамики складской реализации товаров. Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.

Завершается анализ обобщением выявленных возможностей и резервов (особенно прогнозных) роста оптового товарооборота, оптимизации товародвижения, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-технической базы торговли, повышения качества обслуживания покупателей.

К числу основных задач оптового предприятия относится удовлетворение спроса потребителей на товар в нужном количестве, необходимого качества, по приемлемым ценам, что обуславливает поддержание адекватного товарного запаса в сочетании с эффективным управлением финансовыми ресурсами предприятия.

Наилучшие условия для функционирования предприятия оптовой торговли предоставляет оптовый рынок как мощная структура информационной и инфраструктурной поддержки процесса товародвижения и как связующее звено между участниками рынка.

Большинство функций логистики горизонтально пересекаются с функциями маркетинга. Маркетинговая политика оказывает значительное влияние на систему коммерческой логистики. В зависимости от требований маркетинга определяются сервисные границы функционирования логистической системы.

Стратегия маркетинга, ориентированная на максимальное удовлетворение спроса потребителей посредством предоставления максимально большего ассортимента, усложняет функции логистики в части обеспечения наличия необходимого количества товарных запасов по приемлемым ценам, а также определяет необходимые параметры сервисного обслуживания, которое напрямую зависит от:

·• стабильности поставок;

·• скорости поставок;

·• гибкости системы для удовлетворения изменяющегося спроса. Необходимой является количественная оценка эффективности применения логистических методов управления, что определяется возможностью оценки затрат на повышение эффективности логистической системы и эффекта, полученного вследствие реализации логистического подхода.

Зависимость увеличения логистических издержек оптового предприятия от повышения уровня маркетингового обслуживания потребителей определяется связанными с этим повышением дополнительными издержками, причем существует его предел, определяемый соотношением дополнительных доходов и затрат от такого повышения.

В большинстве случаев, особенно при относительно небольших масштабах деятельности, нет необходимости в централизации управления логистическими процессами на предприятиях. Управленческая ответственность за исполнение логистических функций может быть распределена между различными организационными подразделениями.

С точки зрения эффективности управления товарными запасами в целом, когда уже имеются данные о количестве каждого наименования товара в структуре каждого заказа, рекомендовано обеспечить оптимальный ассортимент, исходя из имеющегося лимита оборотных средств. Для этого ассортимент предлагается формировать в порядке очередности в соответствии с интегрированным показателем приоритетности товаров.

Подобная методика позволит более эффективно использовать оборотные средства для поддержания удовлетворительного ассортимента продукции торгового предприятия. При большом количестве ассортимента предварительно можно разделить его на группы и использовать данную методику в два или более этапов.

Процесс закупок должен функционировать в привязке к таким подразделениям, как сбыт, транспортная служба, финансы, склад и т. д. для возможности решения задач:

·• определения необходимого количества заказываемых товаров в каждой поставке;

·• определения оптимального периода между поставками с учетом удовлетворения оптимального соотношения надежности поставок и минимизации связанных с процессом поставок издержек;

·• согласования цен при заключении договора с возможностями финансов и сбыта;

·• контроля над выполнением условий поставок, качеством, количеством и сроками поставок;

·• рационализация складирования товаров. При планировании процесса закупок анализируются следующие факторы, непосредственно оказывающие влияние на эффективность функционирования системы обеспечения товарами:

·• потребности в том или ином ассортименте товаров для обеспечения надежного и стабильного сбыта;

·• возможности поставщиков товаров в отгрузке необходимого количества товаров в необходимое время;

·• ценовые показатели товаров;

·• операционные расходы, связанные с процессом закупки, доставки и реализации товаров;

·• возможности финансирования поставок в нужное время и в необходимом количестве.

Необходимым и обязательным условием является фактор выбора способа доставки товаров, в котором должны быть учтены: стоимость товара, время доставки, надежность поставок, стоимость перевозки и т.д. Это позволяет всесторонне оценить возможность использования тех или иных транспортных средств.

Применение методики деления всего ассортимента товаров в зависимости от объемов реализации и точности прогнозирования объемов сбыта на группы для возможности наиболее рационального управления логистическими издержками позволяет наилучшим образом использовать финансовые и материальные ресурсы оптового предприятия и максимизировать прибыль.

На предприятии «Строймастер» необходимо внедрение логистического механизма управления запасами. Для этого необходимо разделение ассортимента продукции в целях управления не по видам (лаки, краски и т.д.), а по объемам реализации. Так, в целях управления запасами создаем группы по объемам реализации (в натуральном выражении):

1. до 1 упаковки в день;

2. до 10 упаковок в день;

3. до 100 упаковок в день;

4. более 100 упаковок в день.

Также делим имеющийся ассортимент продукции по группам по стабильности продаж:

1. стабильные ежедневные продажи в пределах одной группы;

2. ежедневные продажи в пределах одной группы с редким переходом в соседнюю группу;

3. нестабильные продажи с нечеткой динамикой.

После подобного распределения товаров по группам возможно составление плана-графика завоза продукции на склад (необходимо поддержание 5-дневного запаса продукции на складе), так как определено, что именно такой запас на данном предприятии обеспечивает минимизацию суммы транспортных издержек и издержек на хранение товаров на складе (при этом было учтено снижение оборачиваемости оборотных средств при повышении складских запасов при помощи коэффициента, учитывающего рентабельность деятельности предприятия и среднюю ставку банковского процента).

Составление подобного плана-графика позволит оптимизировать движение денежных средств предприятия, обеспечивая их наличие именно на день завоза продукции в необходимом размере (на оплату транспортных расходов и стоимость завозимой продукции). В остальные дни возможно снижение остатков средств в кассе предприятия и на расчетных счетах (при достаточной гарантии их пополнения в необходимый срок).

При этом по первой группе составляется точный график завоза продукции, по второй группе товаров составляется примерный график завоза продукции, который регулярно согласуется с зав. складом. По третьей группе продукции завоз производится по заявке зав. складом, которая формируется при снижении складских запасов ниже уровня 2-хдневных продаж (определяется по средней за последние 3 месяца работы).

Снижение логистических издержек обусловит снижение себестоимости реализуемой продукции, что, в свою очередь, позволит использовать высвободившиеся средства в любом из возможных направлений:

- снижение цены реализации;

- повышение уровня обслуживания;

- дополнительные гарантии, послепродажное обслуживание;

- возможность предоставления доставки розничным предприятиям – покупателям продукции фирмы;

- другие подобные направления.

Реализация любого из предложенных направлений безусловно влияет на изменение положения фирмы в конкурентной среде, что позволит привлечь к себе новых потребителей и повысить уровень дохода за счет достижения эффекта масштаба.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.015 с.)