Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь



 

Сегодня можно уже подвести некоторые предварительные итоги двухлетнего этапа (2007-2008 гг.) реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР). В целом за 2007-2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств - 41, производств на действующих предприятиях - 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.

Объем произведенной инновационной продукции в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность - 1856 млрд руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) - 1633,5 млрд руб.[1, c. 2].

План по инвестициям в создание производств выполнен большинством государственных заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам - на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования - 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.

В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0% (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 - Освоение инвестиционных средств государственными заказчиками в 2008 г. и выполнение прогнозных показателей

Наименование заказчика Доля новой продукции, % Доля сертифицированной продукции, %
Министерство архитектуры и строительства 16,1 75,0
Министерство промышленности 34,3 75,9
Концерн «Белнефтехим» 17,1 88,5
Министерство сельского хозяйства и продовольствия 9,3 73,7
Министерство транспорта и коммуникаций 11,6 45,3
Министерство связи и информатизации 24,2 20,3
Минский горисполком 8,7 62,5
Могилевский облисполком 11,7 80,8
Концерн «Беллесбумпром» 11 70,2
Брестский облисполком 4,5 81,1
Гомельский облисполком 1,7 73,3
Минский облисполком 4,7 68,5
Гродненский облисполком 29,8 73,3
Витебский облисполком 4 80,3
Концерн «Белгоспищепром» 5,9 96,5

 

Наиболее напряженные планы по созданию и внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали Министерство промышленности - 26 проектов, Витебский облисполком - 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций - 15 проектов, Могилевский облисполком - 14 проектов, Минский горисполком - 12 проектов, Минский и Брестский облисполком - 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком - по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности - на 25 производствах, Министерством здравоохранения - на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом - на 10 производствах [1, c. 4].

В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0%. В настоящее время инновационной деятельностью охвачены все отрасли промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий достаточно устойчив (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 - Основные показатели инновационной деятельности промышленности

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008
Число инновационно активных промышленных предприятий 325 314 292 318 378
Уровень инновационной активности, % 13,9 13,6 13,0 14,1 16,3
Затраты на технологические инновации, млрд. руб. 910,5 1060,9 1825,2 2362,1 2568,2
Объем отгруженной инновационной продукции, млрд. руб. 1733,0 2586,6 4350,1 7003,6 8206,1

 

С 2004 по 2008 гг. наблюдается процесс постепенного выравнивания и по регионам. Несмотря на то что их наибольшая доля по-прежнему сосредоточена в г. Минске (21,3%), в Могилевской области этот показатель вырос почти вдвое (с 6,5% в 2004 г. до 10% в 2008 г.). Согласно анализу статистических данных инновационная деятельность наиболее интенсивно ведется в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка (здесь сконцентрировано 43,9% всего числа предприятий промышленности, осуществляющих инновационную деятельность), пищевая промышленность (около 18,8%), легкая промышленность (10,1%), промышленность стройматериалов (6,6%), химическая и нефтехимическая промышленности (5,3%), а также лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность (4,2%) [6, c. 26].

Следует особо отметить, что деятельность инновационно активных предприятий затрагивает практически все сферы экономики. В 2008 г. основными направлениями приложения их усилий стало выполнение исследований и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (41,2%); 30,4% - осуществляли производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов и внедрения новых услуг; 16,7% - проводили маркетинговые исследования.

О высокой конкурентоспособности и востребованности производимой инновационной продукции говорит повышение уровня ее поставок на рынки за пределами Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2008 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.

В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию [6, c. 27].

Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2008 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% - на новые технологии, 15% - на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой: если в 2004 г. таких предприятий было 12%, то в 2008 г. их доля составила уже 15%.

Динамика объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, начиная с 2006 г. свидетельствует о проявлении негативной тенденции: несмотря на абсолютное увеличение расходов на науку к 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5-3,0 раза), удельный вес расходов республиканского бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38% в 2005 г. до 0,33% в 2008 г.

Наибольшее увеличение по сравнению с 2007 г. имели расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования - на 20,5%; на НИОК(Т)Р, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным, государственным научно-техническим программам, - на 15,5%; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления, - 18,7% [10, c. 8].

В 2008 г. наблюдался значительный рост расходов по статье «другие направления, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью». Они составили в 2008 г. 48,0 млрд руб. (в 2007 г. - 3,5 млрд руб.). Это связано с выделением значительных средств республиканского бюджета на модернизацию материально-технической базы научно-практических центров НАН Беларуси.

Однако следует отметить, что в 2008 г. расходы бюджетных средств на развитие материально-технической базы научных организаций составили всего 28,5 млрд руб. (в 2007 г. - 38,4 млрд руб.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.011 с.)