Воспитательный потенциал танцевального искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательный потенциал танцевального искусства



 

Среди множества форм художественного образования подрастающего поколения танцы занимают особое место. Танцы, как ни какое другое искусство, обладает огромными возможностями для дополнительного эстетического совершенствования ребенка, для его гармонического духовного и физического развития.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней все свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, градацию рук и выразительность. Занятия танцами дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в танцах движения, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.

В многочисленных кружках, ансамблях, студиях народного, бального, эстрадного танца страны занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают хореографические школы, причем не только в крупных городах, но и в больших райцентрах. Живя в такой среде ребенок попадает в мир культуры. В переводе с латинского «культура» - «возделывание». Ее содержание включает в себя все то, что создано и создается условиями человечества в ходе исторического развития: от камня, используемого в качестве орудия производства, до научных идей и до тонких научных переживаний. Культура - это средства жизни, созидаемые людьми, и само содержание их социальной жизни, воссоздаемое каждый раз благодаря их усилиям.

Три принципа лежат в основании жизни достойной человека. К ним человечество приходило на протяжении многовекового своего существования и их реализовывало, воссоздавая и отступая, вновь воспроизводя. вновь нарушая то, что объявляло основой всей жизни.

Первое основание жизни отражено в категории Добра. Оно охватывает все, что является благом для «другого человека». Если каждый ориентирован на благо другого, то каждый и выигрывает в таком устройстве жизни, ибо рождается, общая защищенность, любая, независимо от его положения, ранга, возраста, внешности, силы, богатства, успеха и других личностных характеристик. Разумеется, чтобы совершить благо, необходимо думать и искать, что же именно для конкретного индивида в конкретных условиях станет благом и не обернется злом. Поэтому строить свою жизнь на основании добра нелегко, необходимы постоянные усилия души. Духовная леность исключает добро. В одном случае отданный кусок хлеба станет добром, в другом тот же поступок сыграет зловещую роль в судьбе человека. Добро должно быть умным. Фраза «Добро должно быть с кулаками» не что иное, как реабилитация глуповатых людей, лишенных ума и жажды совершать духовные усилия ради другого.

Вторым основанием жизни, достойной человека, является Истина: все, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний. Примером истины может служить «2*2=4», и было бы странным для нас сердится на то, что это так и что дважды два не восемь, например, овладение истиной раскрывает причины происходящего, помогает планировать свои действия, проведя их последствия, то есть делает личность свободной в выборе своего пути. Если бы мы знали, чем заканчивается наши поступки, если бы мы владели истиной, мы действительно были бы свободными, реализовали бы все свои потенции и стремления, выявили бы свое «Я» вольно и полно. Но мы уважаем истину, вернее не хотим потрудиться ради нее, не развиваем свои умственные силы для познания объективного мира. Получив аттестат или диплом перестаем читать; листая всего две книжки (трудовую и сберегательную), отвыкаем думать. И попадаем западню - теперь нами правят обстоятельства. Наши крики о свободе остаются пустыми звуками, а попытки быть свободными перерастают либо в анархизм, либо в вандализм. Мечта о свободе отнюдь не улетучивается, переходит в область иллюзий. И лишь тот, кто истину превозгласил основой своей жизни, не сетует на обстоятельства, а сознательно правит своей судьбой, свободной потому уже, что владеет истиной - пусть не абсолютной, пусть хотя бы частичной. Чем больше истины, тем больше свободы. Смехотворны юнцы с низким уровнем мышления и криками о свободе. Они целиком не свободны, полностью зависимы от обстоятельств, от течения жизни по которому плывут либо по которому их направляет чья-то корыстная воля.

Третье основание жизни, достойной человека - Красота. Определим ее как все то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержание в уникальном варианте. Красота всегда в единственном числе. Для красоты не нужны «1000 роз» - достаточно одной. Красота дает наслаждение, человек начинает любить жизнь, благодаря ей принимаешь жизнь такой, как она есть, не уходит из жизни даже в самые мучительные минуты своего пребывания в ней. Наслаждение лечит и спасает, вдохновляет и ободряет. Конечно, если замечать красоту или если красота создается людьми в процессе их взаимной жизни. Улица и одежда людей, посуда и инструменты, манера и речь, музыка и картины, театр и природа - все несет, а вернее, могло бы нести в себя красоту, если бы мы не портили, если бы не искажали, если бы не предавали красоту за богатства и теплое должностное местечко, жидкую славу популярного пророка. Стоить жизнь на основании красоты - это значит содействовать тому, что бы человек жил в наслаждении с жизнью.

Выстраивая жизнь на основаниях Добра, Истины и Красоты, мы могли бы иметь характеристики нашей жизни: она давала бы нам всеобщую защищенность; представала бы для нас свободной, избирательно создаваемой каждым, становилась бы наслаждением и высочайшей ценностью, которую бы мы берегли. Спрашивается: отчего же мы не следуем за философиями, соглашаясь с их открытиями? Кровавая история человечества, полная трагедий, революций, борьбы, согласия, вражды и дружеских союзов, разве не ответ на поставленный вопрос? Человечество всегда шло по пути Добра, Истины и Красоты - но пусть это труден тем, что зависит от усилий каждого, а каждый не хочет, либо не может, либо не знает, либо не умеет. Ошибки и обманы, перемешанные с открытиями, подвигами усложняют картину мира, смывая ясные и чистые краски об образы жизни, достойной человека. Но в отдельных судьбах людей мы найдем немало примеров достойной жизни. И среди них будут не только великие и выдающиеся личности, но и люди, вовсе не известные миру, но, тем не менее сумевшие достойно построить свою жизнь, сумевшие сопротивляться невеселым обстоятельствам, толкающим их на уровень биологической борьбы за выживание и выхватывание максимума житейских благ.

Центральным элементом культуры является сам человек - существо созидательное, обладающие способностью творить нечто, чего не создала природа. Входя в сегодняшний мир, ребенок не может разом и в полном объеме воспринять существующие культурные нормы, он постигает их постепенно, от месяца к месяцу, от года к году. Все совершается опосредованно - через личность взрослых людей и личность педагогов.

Нельзя представлять воспитательную деятельность как одностороннее вхождение в культуру, когда педагог ведет ребенка по ступеням вверх, исполняя вспомогательную роль. Они вместе проживают жизнь в контексте своей жизни. Заметим попутно: что культура не передается, как сундук с вложениями, ею не владеют, получив от старшего поколения, она живет тем, что каждый раз воспроизводится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.005 с.)