Глава 1. Моделирование в спортивной тренировке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Моделирование в спортивной тренировке



Введение

Глава 1. Моделирование в спортивной тренировке

1.1 Определение понятия моделирования в спорте

Моделирование подготовки в легкоатлетических многоборьях

Основные положения подготовки

Факторы, определяющие достижения в десятиборье

Характеристика этапов многолетней подготовки в легкоатлетических многоборьях

Глава 2. Задачи, организация и методы исследования

Задачи исследования

Организация исследования

Методы исследования

Глава 3. Моделирование тренировочного процесса юных многоборцев легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации

Модели подготовки юных многоборцев

Структура тренировочных занятий

Совершенствование физических качеств

Средства восстановления

Выводы

Практические рекомендации

Литература


Введение

 

Лёгкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического многоборья - десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе современных Олимпийских игр лёгкая атлетика представлена 24 дисциплинами для мужчин и 22 - для женщин.

Легкая атлетика - одно из ведущих средств физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта.

Значительное место среди средств лёгкой атлетики занимает многоборье. Перед тренером, решившим готовить своего ученика для будущих выступлений в десятиборье, стоит много неясных вопросов: с какого возраста и с каких видов начинать первоначальную подготовку, как тренировка в одном виде содействует овладению остальными видами, какое место должен занять “избранный вид” многоборца, в каком соотношении должно идти обучение технике и развитие основных физических качеств и так далее. Многоборная подготовка детей, подростков позволяет комплексно решать задачи физического воспитания и подготовки спортивного резерва в лёгкой атлетике. Основными задачами подготовки юных легкоатлетов-многоборцев являются:

·   совершенствовать всестороннее физическое развитие, гармонично развить силу основных групп мышц. Повысить быстроту выполнения движений, общую выносливость. Увеличить подвижность в суставах. Улучшить координацию движений и ловкости. Научиться выполнять движения легко и свободно, без излишних напряжений.

·   овладеть техникой программы многоборья.

·   а также овладеть необходимыми теоретическими знаниями для рационального построения тренировочного процесса и контроля его успешности.

·   овладеть техникой выступлений соревнований по многоборью.

·   способствовать формированию моральных и волевых качеств: дисциплинированность, трудолюбие, честность, целеустремлённость, инициативность, смелость, решительность, самообладание, настойчивость, стойкость, уверенность в своих силах. Быть психологически готовым к соревнованиям.

·   укрепить здоровье и закалить организм. Уметь определять состояние здоровья и обеспечить своевременную профилактику заболеваний и травм. Вместе с этим, до настоящего времени многие вопросы научно-методического обеспечения процесса подготовки юных многоборцев в должной мере не решены. Имеются различные подходы в построении тренировочного процесса юных многоборцев, моделирования их подготовленности на этапе начальных занятий спортом. По этим вопросам имеются только высказывания отдельных авторов, но мнения их часто носят противоречивый характер.

Считается, что десятиборцев нужно готовить с 11 - 13 лет, но по вопросам последовательности видов в обучении нет двух авторов, мнения которых было бы одинаковым. Нет так же ясности в основном вопросе тренировки десятиборцев - распределение тренировочного времени для подготовки в отдельных видах многоборья. Имеется также установка, что десятиборцы должны больше готовиться в своих “избранных видах”, то есть в тех видах, где они благодаря своим физическим данным могут достичь высоких результатов. Ряд специалистов большое значение придают тренировке в отстающих видах. Нужно отметить, что разноречивые мнения авторов по выше упомянутым вопросам являются следствием того, что они часто рассматривают отдельные стороны подготовки не в их взаимосвязи, а, как известно, такое рассмотрение комплексного процесса может дать ложное представление о деятельности их в отдельности.

Более того, вопрос об оптимальном распределении тренировочного времени самым теснейшим образом связан с переносом тренированности, то есть с вопросом, как тренировка в одних видах влияет на изменение результатов в других. Отсутствие таких данных не позволяет правильно решить вопросы управления тренировочным процессом в десятиборье.

Эффективность управления процессом тренировки тесно связана с моделированием - использованием моделей для определения различных характеристик спортивной тренировки и рационализации способов построения её структурных частей.

Гипотеза исследования: предполагалось, что анализ и систематизация сведений специальной литературы по вопросам моделирования подготовки юных многоборцев позволит более рационально строить тренировочный процесс их подготовленности.

Объект исследования: моделирование в спорте.

Предмет исследования: моделирование подготовки юных многоборцев-легкоатлетов.

Цель исследования: оптимизация построения тренировочного процесса юных легкоатлетов-многоборцев.


Десятиборец должен на каждом занятии решать разные задачи. В программу одной тренировки обычно включается 2-5 видов десятиборья, причём совершенствование техники осуществляется в 1-2 видах. Поскольку соревнования по десятиборью проводятся в определённой очерёдности видов, желательно и в тренировке учитывать эту очерёдность, но это не является обязательным условием, особенно в подготовительном периоде. Надо исходить из имеющихся условий, разнообразить каждую тренировку. Важно учитывать основы методики.

Упражнения для технического совершенствования и развития быстроты должны выполняться в начале тренировки, затем - упражнения для развития силы и прыгучести. Упражнения для развития общей выносливости проводятся в конце тренировки.

Полагаю, что для десятиборца не составляет особого труда пробежать один час без остановки медленным темпом. Они должны это делать, наконец, обязаны. Тем более что медленный бег ещё никогда никому не повредил, а десятиборцам и подавно. Им, которым требуется большой запас общей выносливости на целых два дня, всегда надо помнить, что десятиборье оканчивается после десятого вида.

Итак, мы рассмотрели вкратце тренировочные нагрузки десятиборцев по отдельным видам. Со стороны может показаться - будто бы и небольшие. Но это только со стороны. На самом же деле спортсмены проделывают работу, что называется, на пределе физических возможностей.


Задачи исследования

10.Определить особенности построения тренировочного процесса юных многоборцев на этапе начальной специализации.

11.Выявить подходы в моделировании подготовленности юных многоборцев.

12.Разработать рекомендации по совершенствованию методике подготовки юных многоборцев.

 

Организация исследования

Организации исследования предполагали получение информации по теме работы. Исследование проводилось в период с сентября 2003 по апрель 2004 года - осуществляемый анализ и обобщение литературы и документальных источников, а также беседы с тренерами по вопросам подготовки юных легкоатлетов многоборцев. Осуществлялись педагогические наблюдения за юными легкоатлетами многоборцами в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Это позволило определить особенности построения тренировочного процесса этапа начальной спортивной специализации легкоатлетов многоборцев и динамику специальной подготовленности.

 

Методы исследования

 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение данной специальной литературы и документальных материалов по организации и проведению тренировочного процесса юных легкоатлетов многоборцев.

2. Опрос (беседа) ведущих специалистов-тренеров по специализации легкоатлетическое многоборье.

.   Педагогические наблюдения.

Таким образом, предполагалось, что решение задач исследования будет способствовать повышению качеств управлений подготовки юных многоборцев на основе моделирования.


Средства восстановления

 

В тренировочном процессе чередуются три периода.

24. Подготовительный период, в ходе которого создаются предпосылки, обеспечивающие становление спортивной формы.

25. Соревновательный период, во время которого сохраняется спортивная форма и реализуется в спортивных достижениях.

26. Переходный период - для восстановления приспособительных возможностей организма. Этот период должен предупредить перерастание суммарного эффекта тренировки и состязаний в перетренированность и вместе с тем обеспечить переход к более высокой ступени спортивного мастерства.

27. Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально - подготовительный. У десятиборцев он приходится на ноябрь - январь. На этом этапе выполняют основную по объёму подготовительную работу.

Главная задача - повышение общей физической подготовленности. Особое внимание уделяется развитию общей выносливости и силы.

Стабильность спортивной формы зависит в первую очередь от объёма подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполняется.

Десятиборец должен в этом периоде работать и над техникой, но лишь в той мере, в какой позволяет уровень развития двигательных качеств. Необходимо постоянно обращать внимание на развитие тех групп мышц и суставов, от которых зависит правильное выполнение техники видов.

Специально-подготовительный этап приходится на февраль - апрель. На этом этапе повышается специальная подготовленность, совершенствуется техника, воспитываются волевые качества. Продолжаются занятия по общефизической подготовке. Большое внимание уделяется совершенствованию спортивной техники, особенно таких сложных видов, как барьерный бег и прыжки с шестом. Каждый десятиборец должен исходить из своих индивидуальных особенностей и использовать этот этап для работы над техникой отстающих видов. В подготовительном периоде не должно быть каких-либо ответственных состязаний, требующих специальной подготовки. Во второй половине февраля и первой половине марта надо участвовать в соревнованиях по отдельным видам лёгкой атлетики, чтобы контролировать и оценивать свои возможности, накапливать опыт (особенно в отстающих видах) и поддерживать психологическую готовность. Можно выступить и в одном комбинированном многоборье. Участвовать в соревнованиях надо попутно, не изменяя системы тренировок, а лишь облегчая нагрузку в предсоревновательные дни. Отдельные тренеры считают, что в подготовительном периоде десятиборцу необходимо выступить в двух-трёх многоборьях. Это требует перехода на двухпиковую подготовку, которую вряд ли можно рекомендовать десятиборцам, так как им в подготовительном периоде приходится решать много задач по улучшению физических качеств, совершенствованию в техники и т. д.

. В соревновательном периоде главные задачи сводятся к тому, чтобы создать наиболее благоприятные условия для реализации приобретённой спортивной формы. Десятиборец участвует в летнем сезоне в трёх-пяти состязаниях и, следовательно, должен сохранять спортивную форму в течение 4-5 месяцев. Важнейшим средством становятся целостные соревновательные упражнения, которые занимают центральное место в тренировке. Помимо состязаний в основновном виде десятиборец должен выступать в отдельных видах, входящих в десятиборье. Для приобретения соревновательной практики ему особенно полезно выступать в отстающих видах и в таких технически сложных, как барьерный бег, прыжки с шестом, метание диска. Тренировку нужно строить с учётом результатов предыдущих соревнований и задач по подготовке к последующему выступлению.

В соревновательном периоде необходимо поддерживать общую и специальную физическую подготовленность.

3. Переходный период направлен на активный отдых и на поддержание достаточного уровня физической подготовленности. Как известно, мышечная усталость проходит быстро, а ликвидация последствий нервного утомления занимает более длительное время. Пассивный отдых не подходит многоборцу. Резкий переход от высоких тренировочных нагрузок и напряжённых соревнований к полному бездействию вредно отразится на здоровье спортсмена. Поэтому в переходном периоде нужно нервам давать отдых, а мышцам - работу.


Выводы

28.Методология моделирования в спорте в теоретическом аспекте используется для исследования различных сторон соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов разной квалификации для определения или уточнения количественных и качественных характеристик обобщённых и индивидуальных моделей.

29.Применение моделирования позволяет повысить эффективность разработки тренировочных программ спортивной подготовки и своевременной коррекции подготовки к соревновательной деятельности.

30.Современная система перспективной подготовки десятиборцев должна строиться на одновременном овладении техникой видов десятиборья и комплексном развитии основных физических качеств.

31.Соотношение между изучением техники и развитием основных физических качеств зависит от переноса тренированности и в отдельных видах десятиборья находится в различных сочетаниях. Несоответствие между этими двумя сторонами тренировочного процесса отражается на степени реализации основных физических качеств - силы, быстроты и выносливости - при выполнении основного спортивного упражнения. На этапе начальной спортивной специализации в десятиборье, ввиду взаимосвязи видов, целесообразно большую часть тренировочного времени (до 70%) отвести для занятий непосредственно в самих видах.

32.Наиболее разностороннее влияние в овладении всем комплексом десятиборья оказывает тренировка в беге и прыжках. В тренировке десятиборца беговые упражнения способствуют улучшению результатов в других видах на 46% и прыжковые упражнения - на 52%, в то время как метание только на 19%.

33.Комплексное применение в тренировке юных многоборцев различных моделей подготовки в многоборьях способствует успешному достижению цели этапа начальной спортивной специализации в десятиборье.

34.Контроль динамики специальной подготовленности юных многоборцев на этапе начальной спортивной специализации позволяет регулировать выбор их личностно0ориентированной модели подготовки.

Практические рекомендации

· При решении основных задач тренировочного процесса с юными многоборцами: обучения, развития физических качеств и комплексного совершенствования в избранной спортивной специализации - необходимо применять разнообразные упражнения (общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные) с оптимальным соотношением и с учётом индивидуальных особенностей юных многоборцев.

·   На этапе начальной спортивной специализации упражнения, направленные на общую физическую подготовленность и на обучение техники движений, должны составлять соотношение 50:50.

·   При выполнении тренировочных заданий широко используются различные мотиваторы, способствующие качественному их выполнению (доступности предлагаемых тренировочных нагрузок и значимости их выполнения для совершенствования специальной подготовленности, формирования надёжности соревновательной деятельности).

·   Широко использовать в тренировочном процессе метод тестирования для оценки индивидуальных сдвигов в показателях общей и специальной подготовленности. При этом акцентировать внимание на показатели быстроты, скоростно-силовых качеств, успешности овладения техникой видов многоборья.

·   В практике тренировочного процесса создавать условия, способствующие формированию готовности к участию в соревновательной деятельности.

 


Литература

 

35.Волков В.В., “Тренировка в многоборьях”.

36.Зациорский М.В., “Физические качества спортсмена”, Москва, “Физкультура и спорт”, 1970.

37.Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.Г., “Лёгкая атлетика. Критерии отбора”, Москва, 2000.

38.Ионов Д.П., “Бег на короткие дистанции”.

39.Коробов А.В., Н.Г. Озолин, В.П. Филин, “Бег”, разделы “Бег на короткие дистанции” и “Эстафетный бег”, “Бег на средние и длинные дистанции”.

40.Колодий О.В., Лутовский Е.М., “Основы тренировки в лёгкой атлетике”.

41.Куду Ф.О., “Лёгкоатлетические многоборья”, Москва, “Физкультура и спорт”, 1981 г.

42.Кузнецов В., Теннов В. Олимпийские кольца “королевы спорта”. Москва, “Советская Россия”, 1979 г.

43.Левитский Н.Г., Н.Г. Озолин, В.В. Тепфер, “Прыжки”.

44.Лёгкая атлетика. Учебная программа для ДЮСШ, М., 1977 г.

45.Лёгкая атлетика и методика преподавания: учебник для ИФК/под редакцией О.В. Колодина, Е.М. Лутковского, В.В. Ухова. - М.: Ф и С, 1985 г.

46.Лукаускас Р.И., “Исследование оптимального сочетания видов лёгкой атлетики в обучении и тренировке юных многоборцев”, Тарту, 1976 г.

47.Луковский Е.М., “Основы техники легкоатлетических упражнений”, Ленинград, 1981 г.

48.Малков Е.А. Подружись с “королевой спорта”. Москва, “Просвещение”, 1987 г.

49.Озолин Н.Г., “Построение, содержание и планирование тренировки легкоатлетов”. Физкультура и спорт. - 1985г.

50.Озолин Н.Г. и др. Лёгкая атлетика. Москва, - Физкультура и спорт. - 1989г.

51.Озолин Н.Г., Настольная книга тренера. - М.: Издательство АСТ Астрель, 2003 г.

52.Основы управления подготовкой юных спортсменов (Под ред. М.Я. Набатниковой - М.: Ф и С, 1982 г.

53.Платонов В.Н. и Сахновский К.П., Подготовка юного спортсмена. - 1988г.

54.Плотников В., “Системный подход программирования и управления тренировочным процессом юных десятиборцев”/Лёгкая атлетика, № 6, 2002 г.

55.Прохоров А.М. и др. Большая советская энциклопедия. Москва, - Советская энциклопедия. - 1974г.

56.Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. Москва, “Физкультура и спорт”, 1984 г.

57.Система подготовки спортивного резерва. Под редакцией Никитушкина В.Г., М., 1994 г.

58.Шустин Б.Н., Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация), автореферат д.п.н. М. - 1995.

Введение

Глава 1. Моделирование в спортивной тренировке

1.1 Определение понятия моделирования в спорте

Моделирование подготовки в легкоатлетических многоборьях

Основные положения подготовки

Факторы, определяющие достижения в десятиборье

Характеристика этапов многолетней подготовки в легкоатлетических многоборьях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.226.199 (0.132 с.)