Методика занятий волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика занятий волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья



На занятиях в спортивных кружках, отмечает С.М. Зверев (1993), решаются следующие основные задачи:

-     укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию школьников;

-        обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

-        подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов;

-        воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.

В волейбольном кружке могут заниматься дети в возрасте от десяти до шестнадцати лет (А.В. Долинская, 1994).

Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на четыре года обучения.

В соответствии с годами обучения, отличает А.В. Долинская (1994), занимающиеся в кружке, в зависимости от возраста, делятся на четыре учебные группы: группы начальной подготовки первого года обучения (10 - 11 лет) и второго года обучения (12 - 13 лет); учебно-тренировочные группы первого года обучения (14 - 15 лет) и второго года обучения (16 - 17 лет).

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

По словам А.В. Долинской (1994), задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, в сохранении и укреплении здоровья.

Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья, подготовка физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьных коллективов физкультуры, помощников в детских лагерях отдыха.

Основной принцип работы кружка по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

А.В. Долинская (1994) утверждает, что основой подготовки занимающихся в кружке волейболом является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры, процесс формирования здорового образа жизни.

В связи с этим для групп начальной подготовки первого и второго годов обучения ставятся следующие задачи: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости (соответственно группам здоровья); обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара; начальное обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Основной задачей работы в учебно-тренировочных группах является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.

 


Глава 2 Организация и методы исследования

 

Организация исследования

 

Исследование проводилось на основе естественного педагогического эксперимента в МОУ СОШ №14 г.Североуральска Свердловской области со 26.10.2009г. по 17.01.2010г.

Планирование учебного материала осуществлялось на основе учебной программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Министерства образования РФ (1993)

Мы исходили из двухразовых тренировочных занятий в неделю по девяносто минут.

Тренировочные занятия строились в соответствии с графиком учебного процесса и рабочей программы.

Тренировочные занятия проводились по общепринятой методике А.В. Долинской (1994).

Для определения эффективности занятий волейболом были сформированы две группы юношей: первая - учащиеся 6"Б" класса, посещающие только уроки физической культуры, вторая - учащиеся 6-х классов, которые посещали секционные занятия. В каждой группе по десять человек.

Исследования осуществлялись в двухэтапном педагогическом эксперименте.

Первый этап (26.10.09. - 26.12.09.): анализ литературы, определение физического развития и двигательной подготовленности участников эксперимента, определение методики занятий волейболом во внеурочное время, организационные вопросы.

Второй этап (26.12.09. - 17.01.10.): педагогические наблюдения на урочных и секционных занятиях, анкетирование и тестирование участников эксперимента, обработка и анализ полученных результатов.


Методы исследования

 

Поставленные задачи в исследовании требовали разнообразных методов, по которым можно всесторонне судить о состоянии данной проблемы, об изменениях в физическом развитии, становлении двигательных навыков, развитии физических качеств.

Решение поставленных в работе задач, осуществлялось следующими методами:

1. Метод теоретического анализа и обобщения литературы:

-     анализ научно-методической литературы;

-        анализ школьной программы;

-        анализ медицинских карт учащихся.

2. Методы педагогического обследования:

-     педагогические наблюдения;

-        анкетирование;

-        педагогические контрольные испытания.

3. Экспериментальные методы:

-     поисковый эксперимент;

-        констатирующий эксперимент.

4. Метод математической обработки материала.

В процессе исследования изучалась литература по данной проблеме. Анализу подвергалась литература по основам теории и методике физического воспитания. Кроме этого изучалась литература по физиологии спорта. Была изучена специальная методическая литература, имеющая отношение к теме исследования и позволяющая определить основные тенденции в развитии теории и практики спортивной подготовки юных волейболистов.

Информация, полученная в результате изучения литературы, ее критический анализ и обобщение помогли дать ответ на интересующие вопросы по теме исследования:

-     организация тренировочного процесса, его содержание и направленность;

-        место и значение занятий волейболом и их влияние на сохранение и укрепление здоровья.

Глубокое ознакомление с педагогической, физиологической и специальной литературой обеспечило выбор направления исследования.

Педагогические наблюдения проводились непосредственно в условиях тренировочных занятий и в условиях школьного урока физической культуры. Это позволило оценить структуру и содержание учебно-тренировочных занятий и урока физической культуры.

Анкетирование позволило конкретизировать исследуемую проблему и определить полную картину по использованию занятий волейболом для сохранения и укрепления здоровья. В анкете предлагались следующие вопросы:

1. На твой взгляд, влияют ли занятия волейболом на здоровье человека?

2. Нравятся ли тебе занятия волейболом?

.   Чем нравятся занятия волейболом?

.   Поднимается ли тонус, улучшается ли настроение после занятий?

.   Как ты считаешь, может ли измениться твое здоровье и как, вследствие занятий волейболом?

.   Делишься ли ты впечатлениями о занятиях со своими родителями, друзьями и одноклассниками?

Педагогические контрольные испытания позволили оценить уровень физической подготовленности участников эксперимента.

С целью выявления наиболее эффективных изменений физических качеств у занимающихся, нами были использованы контрольные испытания на быстроту, выносливость, силовые, координационные и скоростно-силовые способности.

Требования к тестам физической подготовленности были следующие: доступность, простота, объективность в оценке, разносторонность и интерес, которые они вызывают у школьников.

В наших исследованиях исходные и конечные измерения проводились в одинаковых для всех условиях, в дни и часы урочных и секционных занятий, в условиях спортивного зала и школьного стадиона.

Организация и проведение тестов осуществлялись по общепринятой методике (В.И. Лях, 1998; Б.А. Ашмарин, 1978): контрольным испытанием на быстроту был бег на 30 м, выносливость - 6-минутный бег, силу - подтягивание на высокой перекладине, координацию - челночный бег 3×10 м, скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места.

Метод математической обработки материала.

Полученные результаты обрабатывались и анализировались по общепринятой методике (П.К. Петров, 2002) с определением основных параметров

Л - лучший результат

Х - худший результат

Р - разница между лучшим и худшим результатами

К - коэффициент

М - средняя арифметическая величина

δ - стандартное отклонение

m - ошибка средней арифметической величины

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.027 с.)