Оценка основных проблем и перспектив развития рынка машиностроительной продукции Свердловской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка основных проблем и перспектив развития рынка машиностроительной продукции Свердловской области



 

На предприятиях машиностроения Свердловской области идет активное обновление производства. Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий и заемные средства, полученные через финансово-кредитные учреждения. Инвестиций и денег в РФ, по оценкам экспертов, избыток [17].

Причиной недостаточной привлекательности инвестиционных проектов предприятий машиностроения области для крупных инвесторов служат длительные сроки окупаемости вложений. Отсюда низкая рентабельность и высокий инвестиционный риск, отсутствие у предприятий машиностроения достойных, полноценных, грамотных инвестиционных проектов для крупных инвесторов.

Машиностроительные предприятия на рынке банковских услуг столкнулись отсутствием "длинных дешевых денег". Банковскую ставку в 12-15 процентов можно считать нормальной для трехлетнего инвестиционного проекта, но для десятилетнего она убийственна. Эту проблему может решить создание венчурного фонда. Пока венчурное финансирование инвестиционных проектов в области практически отсутствует.

Износ технологического оборудования на предприятиях машиностроения области по отдельным переделам достигает 70 % (особенно по литейному и кузнечно-прессовому производствам).

Машиностроительная продукция, выпускаемая на предприятиях области, далеко не всегда отвечает требованиям потребителей.

Основные проекты по модернизации и техническому перевооружению производства предприятий машиностроения области:

·   в ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" создается производственно-технологический комплекс для выпуска современных грузовых электровозов постоянного тока

·   на ФГУП "Уральский электромеханический завод" намечен запуск линии порошковой окраски,

·   в ОАО "Уральский приборостроительный завод" строится гальваническое производство,

·   на "Уралбурмаше" начала работать новая линия производства долот, оснащенная станками с ЧПУ, идет монтаж оборудования и освоение технологии газовой цементации деталей бурового инструмента,

·   на ФГУП "Серовский механический завод" внедряется гибкая производственная система на базе обрабатывающих центров,

·   в ОАО "УЭТМ-УГМ" завершается строительство нового корпуса сварных конструкций,

·   в ОАО "Завод "Исеть" идет коренная реконструкция линии золочения и химического никелирования,

·   в ООО "Ирбитский мотоциклетный завод", учитывая рост экспортных контрактов на поставку тяжелых мотоциклов, в том числе в Аргентину, планируется строительство сборочного цеха со складскими помещениями площадью 2,4 тысячи квадратных метров,

·   в ОАО "Артинский завод" идет реконструкция кузнечно-прессового цеха и комплекса по выпуску швейных игл,

·   на ФГУП "УОМЗ" введена в строй автоматизированная система управления производством; в конце 2006 года на заводе пущена линия поверхностного монтажа, а также новые обрабатывающие центры.

Темпы роста объемов производства на предприятиях машиностроения Свердловской области на 2009-2013 год сохранялись на уровне 15-18% ежегодно. Необходимо отметить, что падение объемов производства машиностроительной продукции связано с общим "сжатием" внутреннего рынка, отсутствием заказов со стороны естественных монополий и нефтегазовых холдингов, а также с вытеснением отечественного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях [17].

Наиболее успешные машиностроительные предприятия добились хороших результатов за счет проведения активной маркетинговой политики, ориентации на новые сегменты рынка сбыта, сотрудничества с предприятиями естественных монополий, электроэнергетики, крупными металлургическими, нефтегазовыми холдингами, предприятиями ЖКХ, транспорта и связи, повышения качества выпускаемой продукции, диверсификации производства, ориентации на потребности заказчиков, способности производить полноценный "продуктовый ряд" [13].

Основные показатели эффективности мероприятий по развитию машиностроительного комплекса Свердловской области отражены в Табл. 2

 

Таблица 2.

Основные показатели эффективности мероприятий по развитию машиностроительного комплекса Свердловской области 2013 (сравнение с 2012 г.) [17].

Показатели Величина
1. Создание новых рабочих мест (чел). 3400
2. Изменение среднесписочной численности работающих (%) 102,5
3. Индекс физического объема производства продукции (%) 180-185
4. Коэффициент загрузки производственной мощности (при двухсменной работе) 0,6
5. Доля в общем объеме товарной продукции (%) новых видов продукции сертифицированной продукции 35,0-40,0 45,0-50,0
6. Доля машиностроительной продукции в общем объеме экспорта области (%) 20,0
7. Увеличение прибыли (млн. руб.) 2800
8. Рентабельность инвестиций (%) 18-23
9. Срок окупаемости инвестиций (лет) 4-5
10. Увеличение налоговых поступлений в областной и местные бюджеты (млн. руб.) не менее 500,0

 

Наиболее перспективными на ближайшее время рынками сбыта продукции для предприятий машиностроения области будут сферы жилищно-коммунального хозяйства, медицины, строительства, нефтегазового комплекса и геологоразведки, электроэнергетики.

Увеличение экспорта машиностроительной продукции сдерживается жесткой конкуренцией со стороны зарубежных поставщиков оборудования, особенно со стороны китайских машиностроителей. Основными экспортерами машиностроительной продукции на рынки дальнего зарубежья являются Энергомаш (ЮК) Лимитед, ЗАО "Уральский турбинный завод", ООО "Ирбитский мотоциклетный завод", ОАО "Артинский завод", ФГУП "ПО "УОМЗ". На рынки ближнего зарубежья поставляют продукцию большинство предприятий машиностроения Свердловской области [17].

Не последнюю роль играет проблема ВТО. Для машиностроительного комплекса Свердловской области присоединение России к ВТО и либерализация торговой политики может иметь двоякие последствия. С одной стороны, этот факт сделает обязательным для стран-участниц данной международной организации предоставление России режима наибольшего благоприятствования в торговле и сделает реальным понижение уровня тарифов на продукцию российского машиностроения. Предприятия-лидеры смогут в большей степени реализовать свои конкурентные преимущества на международных рынках [8].

С другой стороны, общее снижение уровня тарифов в России, несомненно, усилит конкуренцию на отраслевых рынках машиностроительной продукции и сделает невыгодным ряд производств, в том числе в машиностроительном комплексе Свердловской области. Это неизбежный процесс, который, в свою очередь, потребует предупредительных мер со стороны федеральных и региональных властей по выделению как перспективных, так и депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса и обеспечению большей межотраслевой мобильности ресурсов [19].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.005 с.)