Характеристика машиностроительной отрасли Свердловской области с позиций спроса и предложения на её продукцию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика машиностроительной отрасли Свердловской области с позиций спроса и предложения на её продукцию



 

Экономика Свердловской области - индустриального типа, в структуре которой представлены все основные отрасли промышленности.

На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Свердловской области являются: черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая промышленность. На долю этих отраслей в 2012 г. приходилось 89,1% общего объема производства Свердловской области.

Машиностроение и металлообработка является одной из ведущих отраслей промышленности Свердловской области и занимает 17,7% в объеме промышленного производства.

Важнейшими подотраслями машиностроения являются: энергетическое, металлургическое, химическое и нефтяное машиностроение, электротехническая промышленность, оборонно-промышленный комплекс.

Мировую известность имеют предприятия: ОАО "ОМЗ", дочернее предприятие ОАО "Уралмашзавод", ОАО "Уралэлектротяжмаш", ФГУП ПО "Уралвагонзавод", ОАО "Уралхиммаш", ОАО "Пневмостроймашина", ФГУП ПО "Уральский оптико-механический завод", ОАО "Уральский завод гражданской авиации".

Уникальное высокотехнологичное оборудование с маркой уральских предприятий установлено на ведущих металлургических, нефтехимических и машиностроительных заводах страны.

На долю отрасли приходится около 10% промышленного производства энергетики. Энергетика области представлена Свердловским филиалом ОАО "Территориальная генерирующая компания - 9", ОАО "Свердловэнерго". Наиболее крупными электростанциями являются: Рефтинская ГРЭС - 3800 МВт, Верхнетагильская ГРЭС - 1500 МВт, Среднеуральская ГРЭС - 1193 МВт. В Свердловской области расположена Белоярская атомная станция им. И.В. Курчатова - филиал Концерна "Росэнергоатом", в 2013 г. электростанцией выработано 7,2 млрд. кВтч электроэнергии [17].

В области производится широкий спектр машиностроительной продукции: турбины паровые, электромашины крупные, электрооборудование, доменное и сталеплавильное, прокатное и агломерационное оборудование, железнодорожный подвижной состав, экскаваторы, погрузчики, продукция военного назначения.

Перспективы развития Свердловской области определены в Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. Главные приоритеты экономического развития Свердловской области на перспективу:

·   динамичное развитие информационно-индустриальных технологий и высокотехнологичных производств, в первую очередь машиностроения и металлообработки. Предпосылкой этому является высокая концентрация на территории области академических и отраслевых институтов, вузов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, а также предприятий, использующих высокие технологии и выпускающих высокотехнологичную продукцию;

·   активизация развития транспортной инфраструктуры в целях максимального использования преимуществ географического положения региона как транзитного "узла" Российской Федерации, соединяющего север и юг, восток и запад;

·   повышение надежности и устойчивости функционирования энергосистемы Свердловской области, что необходимо для осуществления крупных инвестиционных проектов - реконструкции и модернизации существующих производств, строительства новых промышленных объектов;

·   структурная перестройка агропромышленного комплекса за счет увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;

·   активная экологическая политика, направленная на кардинальное улучшение экологической обстановки в регионе и максимальное снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Основу экономического потенциала Свердловской области составляет промышленность.

Основные приоритеты развития машиностроительного комплекса:

·   в электроэнергетике - проведение модернизации оборудования существующих электростанций, увеличение доли отечественных энергоносителей в топливном балансе, строительство энергоблока № 4 на Белоярской атомной станции;

·   в металлургическом комплексе - укрепление сырьевой базы, технологическое обновление отрасли, ресурсо - и энергосбережение, расширение ассортимента, увеличение производства конкурентоспособной продукции, строительство завода по производству труб большого диаметра в г. Нижнем Тагиле и завода по производству магния на базе отходов ОАО "Ураласбест" в п. Малышево;

·   в металлообработке - организация производства новых видов продукции: интегрального трактора с тяговым усилием 2 тонны, высокоэффективных дизельных двигателей фирмы "Дойч АГ" (Германия), наземного оборудования для аэропортов, малогабаритных метеорологических информационно-вычислительных комплексов "Вектор-М", гидрооборудования для ремонта дорожной и строительной техники.

Машиностроение Свердловской области сегодня - крупный многоотраслевой комплекс, занимающий по объемам товарной продукции третье место, после цветной и черной металлургии, и производящий порядка 20% от общего объема промышленного производства области. Отрасль, как и промышленность в целом, с начала 1990-х годов отрасль испытала все негативные последствия реформ. Однако несмотря на сложности, машиностроители Свердловской области сохранили свой потенциал и сейчас демонстрируют положительные результаты. Так, за 8 месяцев 2013 года рост объемов промышленного производства на крупных и средних машиностроительных предприятиях составил 105,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. За период с января по август 2013 года предприятиями машиностроения и металлообработки выпущено продукции на 41,744 млрд. рублей. Стабильно работают в текущем году: ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока", ОАО "Завод "Стройдормаш", ОАО "Уральский завод гражданской авиации", ОАО "Уралмашзавод", ЗАО "Уралэлектромаш", ОАО "Пневмостроймашина".

Все это стало возможным благодаря росту объемов инвестирования в обновление и техническое перевооружение основных фондов, а также развитию производственной кооперации между предприятиями Свердловской области

За счет развития производственной кооперации ведется освоение выпуска модернизированного электровоза при активном участии ФГУП "Уралвагонзавод", ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" и ФГУП "НПО Автоматики". ФГУП "Завод имени Калинина" активно ведет освоение производства новой техники для коммунального хозяйства. ФГУП "Уралвагонзавод" внедрил в производство новейшие образцы трактора и вагонной тележки для грузовых полувагонов. Министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области, в частности, оказывает содействие предприятиям в вопросах обеспечения более полной загрузки производственных мощностей, развитии кооперационных связей и специализации. Идет подготовка комплекса мер, направленных на поддержку машиностроения, формирование государственной промышленной политики, инвестирование средств в обновление и модернизацию основных фондов, поддержку программ по увеличению объемов экспорта, создание льготных условий для импорта технологий, не имеющих отечественных аналогов. Так, в бюджете России 2008 года, предусмотрено 1500 млн. долларов для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Кроме того, министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области планирует совместно с областным законодательным собранием разработать областные законы: "О промышленной политике", "Об инновационной политике", программу внутриобластной промышленной кооперации.

Однако на фоне положительных изменений происходит интенсивное физическое и моральное старение парка технологического оборудования, наблюдается недостаток инновационной и инвестиционной активности предприятий, а также дефицит квалифицированных кадров.

На машиностроительных предприятиях наиболее изношенными являются оборудование и машины (коэффициент износа 70,3 %), производственные сооружения (66,1 %), инструменты и инвентарь (82,1 %). Доля рабочих и силовых машин с возрастом свыше 15 лет составляет более 60% в общем их количестве, недостаточен удельный вес прогрессивных видов оборудования, медленно внедряются гибкие производственные модули, промышленные работы.

Недостаточный уровень развития и использования производственного потенциала в значительной мере определяется отсталой организационно-производственной структурой машиностроительного комплекса Свердловской области. Развитие машиностроительных предприятий в течение длительного времени шло преимущественно по пути создания универсальных предприятий, объединяющих различные производства и виды продукции.

В Свердловской области на сегодняшний день такая форма организации производства, как кооперация не получила широкого распространения (Табл.1).

Таблица 1. Развитие производственной кооперации в машиностроительном комплексе Свердловской области [17].

Удельный вес деталей, узлов, комплектующих, получаемых по кооперированным поставкам, в общем объеме производственной себестоимости проданной продукции 22,4%
Удельный вес деталей, узлов, комплектующих, поставляемых на сторону по кооперации, в общем объеме продаж товарной продукции 15,5%

 

Необходимо отметить, что машиностроительные предприятия предпочитают выбирать партнеров внутри Свердловской области, поскольку это существенно снижает накладные расходы:

·   удельный вес продукции, приобретаемой машиностроительными предприятиями по кооперации у предприятий Свердловской области - 88%;

·   удельный вес продукции, поставляемой машиностроительными предприятиями по кооперации на предприятия Свердловской области - 74 %.

Таким образом, производственная ситуация, сложившаяся в машиностроительном комплексе Свердловской области, ставит решение вопросов организации производственно-хозяйственных предприятий в разряд первоочередных задач. В этой связи, требуется более детальное изучение факторов, сдерживающих развитие внутриобластной кооперации, и механизмов организации кооперационных связей между предприятиями.

На административных и производственных площадях крупных машиностроительных предприятий области (НПО автоматики, Уралмашзавод, Машиностроительный завод им. Калинина, Вектор, Уралвагонзавод) с использованием их производственной инфраструктуры функционируют от 40 до 140 субъектов малого бизнеса. Развитие взаимосвязей между большими и малыми предприятиями идет путем выполнения малыми предприятиями заказов по производству комплектующих деталей, передачи заводами малым предприятиям непрофильных производств, "отягощающих" основное производство.

В развитие этой ситуации Правительство области приняло постановление "О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области", в котором предусмотрены существенные льготные условия для технопарков.

Таким образом, машиностроительный комплекс Свердловской области обладает серьезным потенциалом (производственным, научно-техническим, кадровым). И благодаря совместным усилиям органов власти, основных акционеров, руководителей предприятий, трудовых коллективов, сбалансированный рост машиностроения дает основания рассчитывать, что отрасль займет лидирующие позиции в промышленности региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.011 с.)