Экзамен оценивается в 50 баллов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзамен оценивается в 50 баллов.



ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестовых работ. Оценка осуществляется по системе рейтинга.

Балльно-рейтинговая система, используемая для контроля и оценки знания студентов по русскому языку и культуре речи, включает в себя:

Итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяет по 100-бальной шкале. Из них 60-баллов отводится на оценку работы студента в течении учебного процесса и 40-баллов отводится на оценку знаний на экзамене.

Результаты аудиторных занятий оцениваются в баллах по накопительной системе:

Посещение занятий 1 балл, непосещение 0 баллов, опоздание оценивается 0,5 баллов. Помимо этого, могут быть выставлены баллы со знаком (-) за некорректное поведение (до -2) или постороннюю деятельность на занятии (до -1).

Для зачета добавляется еще 7 возможных баллов за посещение лекций и 7 – за посещение практических занятий.

Допустимый минимум за посещение как лекций, так и практических занятий – 5 баллов, итого 10 баллов.

Устные ответы на семинарских занятиях от 0 до 10 баллов в зависимости от качества ответа. Ответ на уровне ниже 0,5 балла не засчитывается, приравнивается к 0 баллов. Максимум балов за один вопрос – 5. Минимум баллов – 3 - ставится за короткий верный ответ на заданный вопрос. 4 балла – за попытку обобщения.

Максимум вопросов одному студенту в течение занятия – 2.

При очень хорошем ответе студент может рассчитывать на 1 дополнительный балл к ответу (бонус).

Итого за ответы на занятиях можно накопить от 15 до 84 (включая бонусы) баллов. Оцениваются только информативные ответы, реплики во внимание не принимаются. Отсутствие ответа, как и неверный ответ, оценивается в 0 баллов.

За самостоятельную работу в пределах одной ДЕ можно получить от 0 до 30 баллов, минимум – 20 баллов. Итого за семестр - от 60 до 90 баллов.

Отчитаться по итогам самостоятельной работы студент должен не позднее срока, указанного преподавателем. Работы, сданные позже указанного срока, к проверке не принимаются. За самостоятельную работу в пределах одного модуля можно получить от 0 до 30 баллов, минимум – 20 баллов. Итого за семестр - от 60 до 90 баллов.

  К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов.

Наличие бонусов при общем количестве баллов не менее 160 дает шанс на получение автоматического зачета.

Итоговыми формами контроля по курсу являются зачет и два экзамена.

Зачет выставляется по результатам текущего контроля по отдельным модулям курса. Максимально возможное количество баллов – 100

Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на экзамене в конце изучения курса.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Сумма баллов по 100 балльной шкале По шкале ECTS По государственной шкале Определение
90-100 A «Отлично» (5) отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей
80-89 B

«Хорошо» (4)

хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%)
75-79 C хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%)
70-74 D

«Удовлетворительно» (3)

удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков
60-69 E достаточно – выполнение удовлетворяет минимальные критерии
35-59 FX «Неудовлетворительно» с возможностью повторной аттестации (2) неудовлетворительно – надо поработать над тем, как получить положительную оценку

 

   Знание теоретической части курса оценивается с точностью до 5 баллов по следующим критериям:

1. Студент получает 76-100% баллов от максимального, если показал глубокие и полные ответы на теоретические вопросы; глубокое понимание сущности проблемы; умение проводить логические рассуждения и обобщения и сопровождать их соответствующими доказательствами;

2. Студент получает 51-75% баллов от максимального, если показал глубокие и полные ответы на теоретические вопросы с незначительными погрешностями, затем исправленными самим студентом; понимание сущности рассматриваемых проблем; умение логически рассуждать и проводить доказательства;

3. Студент получает 26-50% баллов от максимального, если показал при ответе на теоретические вопросы ряд неточностей, которые студент не в состоянии самостоятельно исправить;

4. Студент получает 0-25% баллов от максимального, если не выполнил требования, изложенные в предыдущих пунктах; нет ответов на теоретические вопросы.

ПАКЕТ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

      2.1. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации

Вопросы к зачету (1 семестр)

 

1. Сформулируйте понятия языка и речи. Обоснуйте разницу между языком, речью и общением. Приведите примеры взаимосвязи понятий языка и речи с морфологией и синтаксисом.

2. Дайте определение понятию культуры речи как разделу лингвистики и как личностной характеристике человека.

3. Сформулируйте понятие языковой нормы и опишите критерии их установления.

4. Опишите условия и социальные нормы происхождения языка.

5. Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

6. Дайте определение понятию «национальный язык». Охарактеризуйте условия происхождення и функционирования национального языка.

7. Определите основные понятия национально-языковой политики в связи с понятием национального языка.

8. Опишите место славянских языков в генеалогической классификации языков.

9. Дайте характеристику устной и письменной формам общения.

10. Сформулируйте понятие стиля и принципы классификации cтилей.

11. Охарактеризуйте особенности функционирования разговорного стиля.

12. Охарактеризуйте особенности публицистического и художественного стилей.

13. Охарактеризуйте особенности функционирования делового и научного стилей.

14. Сформулируйте требования к языку делового стиля.

15. Проанализируйте требования к документу и принципам классификации.

 

  Вопросы к экзамену (2 семестр)

 

1. Сформулируйте понятие языка и речи. Обоснуйте разницу между языком, речью и общением. Приведите примеры взаимосвязи понятий языка и речи с морфологией и синтаксисом.

 2. Дайте определение понятию культуры речи как разделу лингвистики и как личностной характеристике человека.

3. Сформулируйте понятие языковой нормы и опишите критерии их установления.

4. Опишите общественную природу и социальные нормы происхождения языка.

5. Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

6. Дайте определение понятию «национальный язык». Охарактеризуйте условия происхождення и функционирования национального языка.

7. Определите основные понятия национально-языковой политики в связи с понятием национального языка.

8. Опишите место славянских языков в генеалогической классификации языков.

9. Дайте характеристику устной и письменной формам общения.

10. Сформулируйте понятие стиля и принципы классификации cтилей.

11.Охарактеризуйте особенности функционирования разговорного стиля.

12. Охарактеризуйте особенности публицистического и художественного стилей.

13. Охарактеризуйте особенности функционирования делового и научного стилей.

14. Сформулируйте требования к языку делового стиля.

15. Проанализируйте требования к документам и принципам их классификации.

16. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Приведите примеры употребления прописной буквы как фиксации правовых функций собственного имени в структуре номинации.

17. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Охарактеризуйте действие принципа неприкосновенности имени собственного. Приведите случаи возможного перевода имени собственного при его избирательной (межнациональной) или полной (международной) информативности.

18. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании и действие принципа неприкосновенности. Приведите примеры передачи фонетико-графических особенностей собственного имени при его функционировании в другой языковой культуре.

19. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании и действие принципа сохранения первичного или исторически сложившегося собственника. Проанализируйте отношение права к актам переименования и восстановления объектов номинации.

20. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании. Проанализируйте специфику склонения имен собственных в связи с действием принципа сохранения первичного собственника.

21. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании. Проанализируйте специфику передачи структурно-морфологических элементов собственного имени в родной или родственной языковой культуре в связи с действием принципа сохранения первичного собственника.

22. Опишите специфику русского произношения в связи с редукцией гласных безударных звуков и позиционного оглушения согласных звуков. Опишите влияние этих явлений на правописание приставок без-бес, роз-рос-раз-рас, через-черес и чередующихся корней (гор-гар, зор-зар, мир-мер, пир-пер, бир-бер, раст-рос-рощ и т.п.). Приведите примеры.

23. Назовите особенность русского произношения и охарактеризуйте специфику русского алфавита. Приведите особенность употребления букв «и-ы-йи, е-э-йе и ё-ьо-йо».

24.Охарактеризуйте специфику русского произношения и его влияния на построение алфавита. Приведите примеры применения морфологического принципа правописания при употреблении Н и НН в глаголах и прилагательных. усской орфографии мягкого, твердого знаков и апострофа.

25. Опишите специфику русского произношения и его влияния на построение алфавита. Охарактеризуйте вариативность при употреблении в русском алфавите мягкого,твердого знаков и апострофа.

26. Опишите особенности русского ударения и различия в акцентологических нормах в русском и украинском языке. Приведите примеры неправильного ударения под влиянием «просторечной» традиции. 

 

Вопросы к экзамену (3 семестр)

1. Сформулируйте понятие языка и речи. Обоснуйте разницу между языком, речью и общением. Приведите примеры взаимосвязи понятий языка и речи с морфологией и синтаксисом.

 2. Дайте определение понятию культуры речи как разделу лингвистики и как личностной характеристике человека.

3. Сформулируйте понятие языковой нормы и опишите критерии их установления.

4. Опишите общественную природу и социальные нормы происхождения языка.

5. Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

6. Дайте определение понятию «национальный язык». Охарактеризуйте условия происхождення и функционирования национального языка.

7. Определите основные понятия национально-языковой политики в связи с понятием национального языка.

8. Опишите место славянских языков в генеалогической классификации языков.

9. Дайте характеристику устной и письменной формам общения.

10. Сформулируйте понятие стиля и принципы классификации cтилей.

11.Охарактеризуйте особенности функционирования разговорного стиля.

12. Охарактеризуйте особенности публицистического и художественного стилей.

13. Охарактеризуйте особенности функционирования делового и научного стилей.

14. Сформулируйте требования к языку делового стиля.

15. Проанализируйте требования к документам и принципам их классификации.

16. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Приведите примеры употребления прописной буквы как фиксации правовых функций собственного имени в структуре номинации.

17. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Охарактеризуйте действие принципа неприкосновенности имени собственного. Приведите случаи возможного перевода имени собственного при его избирательной (межнациональной) или полной (международной) информативности.

18. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании и действие принципа неприкосновенности. Приведите примеры передачи фонетико-графических особенностей собственного имени при его функционировании в другой языковой культуре.

19. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании и действие принципа сохранения первичного или исторически сложившегося собственника. Проанализируйте отношение права к актам переименования и восстановления объектов номинации.

20. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании. Проанализируйте специфику склонения имен собственных в связи с действием принципа сохранения первичного собственника.

21. Опишите статус официального имени собственного в гражданско-правовом сознании. Проанализируйте специфику передачи структурно-морфологических элементов собственного имени в родной или родственной языковой культуре в связи с действием принципа сохранения первичного собственника.

22. Опишите специфику русского произношения в связи с редукцией гласных безударных звуков и позиционного оглушения согласных звуков. Опишите влияние этих явлений на правописание приставок без-бес, роз-рос-раз-рас, через-черес и чередующихся корней (гор-гар, зор-зар, мир-мер, пир-пер, бир-бер, раст-рос-рощ и т.п.). Приведите примеры.

23. Назовите особенность русского произношения и охарактеризуйте специфику русского алфавита. Приведите особенность употребления букв «и-ы-йи, е-э-йе и ё-ьо-йо».

24.Охарактеризуйте специфику русского произношения и его влияние на принципы построения алфавита. Приведите примеры применения морфологического принципа правописания при употреблении Н и НН в глаголах, причастиях, деепричастиях и предлогах, прилагательных.

25. Опишите специфику русского произношения и его влияние на принципы построения алфавита. Охарактеризуйте вариативность при употреблении мягкого, твердого знаков и апострофа.

26. Опишите особенности русского ударения и различия в акцентологических нормах в русском и украинском языке. Приведите примеры неправильного ударения под влиянием «просторечной» традиции. 

27.Опишите особенности правописания приставок в русском языке.

28.Опишите особенности правописания суффиксов и окончаний существительных.     Назовите синтаксические функции имен существительных.

29. Опишите особенности правописания суффиксов и окончаний прилагательных. Охарактеризуйте синтаксические функции прилагательных.

30. Опишите особенности правописания сложных, сложносокращенных слов и аббревиатур, учитывая тип связи и тип значений между компонентами этих слов.

31. Опишите принципы, на которых базируется правописание Н и НН в разных частях речи.

32. Проанализируйте принципы употребления в письменной речи запятой и запятых. Обратите внимание на их функции в предложении.

33. Проанализируйте принципы употребления в письменной речи точки с запятой и скобок. Обратите внимание на их функции в предложении.

34. Проанализируйте принципы употребления в письменной речи двоеточия и тире. Обратите внимание на их значениях в предложении.

35. Опишите принципы, на которых базируется правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Обратите внимание на их значении в слове и предложении. Приведите примеры.

36. Опишите особенности правописания и употребления служебных частей речи в предложении (предлоги, союзы, частицы).

37. Опишите принципы, на которых базируется правописание суффиксов и окончаний глаголов. Назовите их синтаксические функции.

38. Назовите типы деловых совещаний и охарактеризуйте каждый из них.

39. Дайте речевую характеристику приему посетителей.

40. Охарактеризуйте язык и этикет служебного телефонного разговора.

41. Опишите правила служебного речевого этикета при деловых контактах.

42. Охарактеризуйте правила подготовки и озвучивания доклада и лекции.

43. Охарактеризуйте язык и этикет выступления, доклада и беседы.

44. Дайте речевую характеристику дискуссии как виду публичного общения.

45. Сформулируйте этические нормы культуры управления и роль невербальных средств коммуникации.

46. Охарактеризуйте основные требования к употреблению терминов в деловой речи.

47. Дайте определение документу и назовите основные требования к нему.

48. Опишите принципы употребления существительных и прилагательных в деловой речи.

49. Опишите особенности употребления числительных и местоимений в деловой речи.

50. Опишите особенности употребления глаголов и наречий в деловой речи.

51. Охарактеризуйте основные требования к употреблению терминов в деловой речи в связи с их стремлением к интернационализации, нейтральности восприятия и однозначности.

 

Вариант 1

1. Опишите специфику русского произношения и его влияние на принципы построения алфавита. Охарактеризуйте вариативность при употреблении мягкого, твердого знаков и апострофа.

2. Расставьте знаки препинания. 1) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Вариант 2.

 1.. Дайте речевую характеристику дискуссии как виду публичного общения.

2. Прочитайте текст. Определите, к каким частям речи относятся слова в предложении. Раскройте скобки, объясните правописание выделенных слов.

Днем он пр(о,и)зывал ме(сн,стн)ых старожилов, ра(с,сс)прашивал о ме(сн,ст)ности, а теперь сравнивал, проверял, размышлял, как бы не залететь (с,з)горяч(о,а) в расставл(ен,енн)ые сети, придум(ан,анн)ые врагом (Д.А.Фурманов).

Вариант 3.

1. Опишите принципы, на которых базируется правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Обратите внимание на их значении в слове и предложении. Приведите примеры.

2. Напишите докладную записку на имя руководителя ЗАО «Вымпел»

о командировании в г. Белгород старшего инже­нера планово- экономического

отдела Добролюбова П.В. с 12.04.2004 сроком на 5 дней для выступления

  с докладом на се­минаре «Совершенствование системы заключения

хозяйствен­ных договоров».

Вариант 4.

1. Определите статус имен собственных в языке, речи и гражданско-правовом сознании. Охарактеризуйте действие принципа неприкосновенности имени собственного. Приведите случаи возможного перевода имени собственного при его избирательной (межнациональной) или полной (международной) информативности.

2. Прочитайте текст. Раскройте скобки, объясните правописание слов.
Укажите речевые ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Он уст(о, а)новил столько м(е,и)ровых р(е,и)кордов, что их помнят только от(ъ, ь)явле(н, нн)ые любители спортивной ст(о,а)тистики. 2. Склад з(о,а)крывается на санитарный день (в)виду прихода тараканов. 3. Запрещено разм(и,е)щать хозяйстве(н,нн)ые и промышле(н,нн)ые мусорные свалки. 4. Прод(а,о)ется пожилой дом.

 

 

МАТЕРИАЛЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1.Общие представления о языке, речи и социально-языковых нормах

Тема 1. Языковые основы формирования коммуникативной культуры

Язык и речь. Понятие о культуре речи и языковой норме. Определение языка и речи. Язык как идеальная система и средство общения. Речь как материальное явление, результат и процесс общения. Понятие языковой нормы и культуры речи.

Происхождение, развитие и функционирование языка. Понятие о социальной норме и языковых основах управленческой деятельности. Социальная и биологическая теории происхождения языка. Условия и причины возникновения языка как социального явления. История развития и характеристика социальных функций языка (мыслеобразующей, коммуникативной, познавательной, профессиональной, номинативной, экспрессивной, волюнтативной и эстетико-культурологической). Роль социальных функций языка в управлении обществом и проведении адекватной языковой политики.

Понятие о национальном языке и основах национально-языковой политики. Определение понятия “национальный язык”. Составные элементы национального языка. Культурный и политический аспекты жизни языка. Определение и анализ понятий “государственный язык”, “государственный официальный язык”, “языки национальностей”, “региональные языки”, “нетерриториальные языки”. Реальная практика проведения национально-языковой политики.

Классификация языков. Место русского и украинского национальных языков в мире. Генеалогическая классификация языков. Точки зрения о происхождении русского и украинского языков (индоевропейская семья, славянская группа, восточнославянская подгруппа). Специфика функционирования и развития русского языка.

Вопросы:

16. Сформулируйте понятия языка и речи.

17. Сформулируйте понятие языковой нормы и критерии их установления.

18. Опишите условия и социальные нормы происхождения языка.

19. Охарактеризуйте функции языка на разных этапах развития человечества.

20. Дайте определение понятию «национальный язык». Охарактеризуйте условия происхождения и функционирования национального языка.

21. Определите основные понятия национально-языковой политики в связи с понятием национального языка.

22. Опишите место славянских языков в генеалогической классификации языков.

 

Тема 2. Речевые основы формирования коммуникативной культуры

Характеристика устной и письменной речи. Роль речевых особенностей в формировании культуры управления. Условия и причины возникновения непосредственной (устной) и опосредованной (письменной) форм общения. Критерии разграничения форм речи (по происхождению, по восприятию и способам выражения, по основным единицам, по функционированию). Практическое значение знаний о специфике их функционирования для формирования культуры управления.

Общая характеристика стилей речи. Условия действенности разговорного стиля как основы индивидуальной коммуникации. Определение стилей с точки зрения их сложности, цели и характера влияния на аудиторию. Характеристика разговорного стиля как основного средства общения, его жанров, стилевых особенностей и языковых средств.

Субъективная направленность публицистического и художественного стилей речи и уровень их воздействия на общественное сознание. Определение цели, жанров и характера языковых средств субъективных стилей. Характеристика особенностей.

Объективность научного и делового стилей речи. Выполнение требований к их языку как условие эффективности управленческой деятельности. Определение цели, жанров и характера языковых средств объективных стилей. Требования к языку документов. Характеристика их особенностей с точки зрения управленческой эффективности.

Речевой этикет

Тема 1. Грамматические нормы письменной коммуникации.

Понятие грамматики. Состав слова и способы словообразования. Морфология и правописание. Употребление сложных, сложносокращенных слов и аббревиатур в информационно-справочных документах.

Синтаксис и пунктуация. Значение и функции знаков препинания. Специфика составления деловых писем.

Вопросы:

1. Сформулируйте понятие грамматики.

2. Опишите состав слова и способы словообразования.

3. Охарактеризуйте самостоятельные и служебные части речи.

4. Охарактеризуйте употребление сложных, сложносокращенных слов и аббревиатур.

5. Сформулируйте понятия синтаксиса и пунктуации.

6. Охарактеризуйте значение и функции знаков препинания.

7. Дайте характеристику информационно-справочным документам.

8. Проанализируйте особенности деловой переписки.

 

Тема 2. Требования к подготовке основных документов государственного управления

Социальные требования к документам и их классификация. Понятие о документе, требования к его оформлению и реквизитам. Принципы классификации документов и характеристика каждого из них. Основные виды документов в практике государственной службы. Содержание и структура деловых документов.

Вопросы:

1. Проанализируйте требования к документу и принципам классификации.

 

Тема 3. Культура речевого общения

Культура речевого общения. Формы и особенности устного делового общения.

Особенности разговорного стиля. Особенности публицистического и художественного стилей. Особенности делового и научного стилей. Особенности разговорного стиля. Требования к языку делового стиля.

Языковая культура руководителя. Деловая беседа. Типы деловых совещаний, их характеристика. Речевая характеристика приема посетителей. Язык и этикет служебного телефонного разговора.

Примеры тестовых заданий

 

1. Определите ряд, в котором согласные в приставках написаны верно:

а) обеспечивать, расчистить, згустить краски, сжатое изложение

б) обезпечивать, расчистить, сгустить краски, зжатое изложение

в) обезпечивать, розчистить, сгустить краски, сжатое изложение

г) обеспечивать, расчистить, сгустить краски, сжатое изложение

 

2. Определите ряд, в котором все варианты написания словосочетаний правильные:

а) согласно приказа, согласно статистики, документы по кадровым вопросам;

б) согласно приказу, согласно со статистикой, документы с кадровых вопросов;

в) согласно приказа, в соответствии со статистикой, документы по кадровым вопросам;

г) согласно приказу, согласно статистике, документы по кадровым вопросам;

 

3. Определите ряд, в котором все слова пишутся с твердым знаком:

а) из..ян, кон..юнктура, без..емкостный, фельд..егерь;

б) меж..европейский, меж..элементный, нав..ючить, над..язычный;

в) суб..ективный, суб..ядерный, супер..агент, с..ёжиться;

г) интерв..ю, ин..екция, ин..юрколлегия, ин..яз, саф..ян.

 

4. Обозначьте ряд, где во всех вариантах слов и, ы написаны правильно:

а) отыграть, безидейный, межинституциональный, контрыгра, межисторический, панындийский, предысполкома, сверхыдеальный, субинспектор, цыркуль, цыган;

б) отыграть, безыдейный, межинституциональный, контригра, межисторический, паниндийский, предисполкома, сверхидеальный, субинспектор, циркуль, цыган;

в) отыграть, безидейный, межинституциональный, контригра, межисторический, паниндийский, предысполкома, сверхидеальный, субинспектор, предисполкома, циркуль, циган;

г) отиграть, безидейный, межинституциональный, контригра, межисторический, панындийский, предисполкома, сверхидеальный, суынспектор, циркуль, цыган.

 

5. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением корневая буква Я:

а) землетр..сение, пол..роид, напр..жение;

б) т..готение, сем..чко, раста..вший (снег);

в) прост..гать, у..звимый, разр..дить (ружье);

г) пр..дильный, упом..нать, удес..терить.

 

6. Обозначьте ряд, в котором все выделенные слова пишутся раздельно:

а) в/даль леса, в/течение долгого времени, общественно/полезный труд.

б) посмотреть в/даль, в/следствие дождей, вяло/текущий процесс, мы с ним за/одно;

в) на/гора, сломя/голову, на/стежь, по/малу;

г) со/страху, до/обеда, день/в/день, в/пол/оборота.

 

7. Определите ряд, в котором во всех словах вместо пропуска пишется буква З:

а) бе..жалостный, ра..венчать, бе..церемонный, бе..вкусный;

б) в..дохнуть, ни..ходить, во..произвести, ра..чет;

в) чре..мерный, во..наградить, бе..жизненный, во..делать;

г) во..звать, и..черпать,..густить,..жечь, ра..гадать.

 

8. Обозначьте ряд, где во всех словах вместо пропущенных букв нужно вставить Э:

а) про…кт, …пигон, м…р, д…зинфекция, …ра, дон П…дро, по…т, Б…ранже;

б) …пигон, Од…сса, б…лиссимо, Б…лла, дон П…дро, по…т…сса, Б…ранже;

в) …пигон, Б…лла, дон П…дро, по…т…сса, …хо, …лизаб…т, ду…т;

г) …пигон, Б`…кон, п…р, по…т, …хо, ду…ль, ду…т, …мману…ль;

 

9. Какой вариант из приведеннях ниже является наиболее приемлемым для текста делового стиля, учитывая его точность и объективность:

а) В результате проведенных реформ фирма получила высокий процент прибыли;

б) В результате проведенных реформ фирма получила огромные доходы;

в) В результате проведенных реформ фирма получила около пяти процентов прибыли;

г) В результате проведенных реформ фирма получила пять процентов прибыли.

 

10. Определите ряд с правильными вариантами написания слов:

а) безголосый, зборник, миньйон, батальйон, Воробьёв;

б) безсрочный, безпросветный, сжечь, Воробъёв;

в) бесснежный, безвоздушный, трансъевропейский, Воробьёв;

г) предъюбилейный, безцельный, сгинуть, Воробйов.

 

11. Во время устной речи, как правило, выигрывает:

а) тот, кто молчит;

б) тот, кто превращает свою речь в монолог;

в) тот, кто ведет диалог;

г) тот, кто превращает общение в «разборки»

 

12. Определите предложение, в котором не допущена стилистическая ошибка:

а) Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые описал Бальзак в своих ранних романах.

б) Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями.

в) Клейковина этих гибридов в отличие от пшеницы имеет более темный цвет.

г) Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее средство.

 

13. Определите ряд, в котором ударение во всех словах падает на последний слог:

а) феномен, ходатайствовать, инструмент;

б) включить, каталог, предложить;

в) обеспечение, торты, приговор;

г) менеджмент, свекла, созыв.

 

14. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена буква А:

а) отр..сль, сокр..щать, р..скошный, предпол..гать, р..сток;

б) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания, сл..гаемые;

в) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ, прик..саться;

г) предп..ложительно, прор..стать, п..норама, прик..снуться.

 

15. Язык – это:

а) биологическое явление;

б) процесс общения, который осуществляется в определенной аудитории и в определенных временных границах;

в) идеальная система материальных единиц, известная всем представителям определенного языкового коллектива, которая существует в статике вне времени и пространства;

г) система правил грамматики, орфографии и пунктуации.

 

16. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена буква Е:

а) отб..рать, соч..тать, ч..та, выж..гать, зам..реть;

б) неприм..римый, кам..ра, отм..рать, комм..рсант;

в) нам..реваться, изм..рять, м..рцание, зам..рли;

г) зам..рающий, сум..рки, зам..реть, выч..тать.

 

17. Основными функциями языка являются:

а) профессиональная, коммуникативная, эстетико-культурологическая;

б) номинативная, волюнтативная, экспрессивная;

в) художественная, публицистическая, деловая;

г) коммуникативная, мыслеобразующая, познавательная.

 

18. Определите предложение, в котором не допущена стилистическая ошибка:

а) Низкую температуру в служебных помещениях стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами.

б) Окончание курсов не может быть юридически приравнено к окончанию высших и средних учебных заведений.

в) Паровозы заменили тепловозами, что значительно уменьшило расход топлива

г) В творчестве композитора видны лучшие традиции русского искусства.

 

19. Определите ряд, в котором написание всех слов регламентируется одним правилом:

а) заж..гательный, пор..вняться с домом, разр..внять дорогу;

б) нар..щение, об..ятельный человек, ад..птация, покл..нение;

в) зап..ч..тлеть на фотографии, острое об..няние, ут..пический, отр..сль;

г) играть в г..релки, з..рница, совм..щать должности, тр..ктовать.

20. По генеалогической классификации русский, украинский и белорусский языки относятся к:

а) индоевропейской семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе.

 б) тюркской семье, славянской группе, западнославянской подгруппе;

в) семито-хамитской семье, славянской группе, украинской подгруппе;

г) угро-финской семье, славянской группе, южнославянской подгруппе;

 

21. Определите ряд, в котором все варианты слов отвечают орфоэпической норме:

а) балОванный, апострОф, афёра, бАнты, валовОй;

б) бензопрОвод, векселя, включИшь, пять граммов;

в) грАффити, Исподволь, каталОг, кУхонный, обеспЕчение;

г) прийти, придёт, слИвовый, тУфля, углубИть, фенОмен. 

 

22. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена И:

а) вин..грет, ув..ртюра, б..фштекс, эл..ксир, эсп..ранто;

б) ижд..вение, ман..пуляция, м..л..тарист, н..г..лизм;

в) дег..н..рат, д..ликатес, эксп..римент, энц..фалит;

г) ут..л..тарный, эк..пировать, пр..в..легия, эсп..ранто.

 

23. Усная речь:

а) вторична по происхождению; воспринимается на слух;

б) первична по происхождению; материализуется в буквах и знаках препинания; воспринимается на слух;

в) первична по происхождению; материализуется в звуках, мимике, паузах, интонации и воспринимается в основном на слух;

г) воспринимается только на слух.

 

24. Определите ряд, в котором все слова записаны с правильным ударением:

а) жалюзИ звонИть, тУфля, оптОвый, украИнский;

б) бАловать, углУбить, лилАсь, набралА, ходАтайство;

в) усугубИть, цепОчка, щавЕль, пОняла, экспЕрт;

г) столЯр, прАвы, принУдить, диспАнсер, аристокрАтия.

 

25. Определите ряд, в котором во всех словах в корне пишется Е:

а) разв..вающиеся страны, прим..рить платье;

б) рано созр..вать, нащ..пать травки, угн..тение народа;

в) увл..кательная экскурсия, пл..нительный образ,

г) прим..рить соперников, разв..вающиеся флаги,

 

26. Письменная речь:

а) материализуется в буквах и воспринимается на слух;

б) вторична по происхождению и воспринимается зрением;

в) первична по происхождению; материализуется в буквах и знаках препинания; основной единицей является текст; воспринимается на слух;

г) вторична по происхождению, материализуется в буквах и знаках препинания, воспринимается зрением; основной единицей является текст.

 

27. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

а) пр..вратный смысл, пр..нудительный, пр..остановить;

б) р..зыскивать, поз..р..сти, пр..родитель;

в) в..явь, зав..южить, меж..ярусный;

г) пере..дать, чере..чур, бе..жалостный.

 

   28. Определите ряд, в котором все слова написаны с правильно поставленным ударением:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.21 с.)