Другие войска и воинские формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие войска и воинские формирования



 

Значительная часть структурных элементов военной организации государства представлена другими войсками и воинскими формированиями.

Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь "О вооруженных силах Республики Беларусь" к другим войскам и воинским формированиям относятся государственные военные организации, подчиненные, как правило, государственным органам, в которых предусмотрена военная служба. Государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, - это республиканские органы государственного управления, осуществляющие особые функции по организации защиты суверенитета государства, его независимости, территориальной целостности и граждан. Указанная статья содержит исчерпывающий перечень таких республиканских органов: Министерство обороны Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь. Правовое положение данных органов государственного управления определено Указом Президента Республики Беларусь № 289, относящим все министерства и государственные комитеты к республиканскому уровню органов государственного управления. Специфика осуществляемых функций и выполняемых задач отражена в названиях данных министерств и государственных комитетов, а также закреплена в соответствующих положениях об этих органах. Так, согласно пункту 7.1 Положения о Министерстве обороны, последнее в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет подготовку предложений по вопросам обороны, формированию государственной политики в области обороны, в том числе Военной доктрины и военной политики Республики Беларусь, участвует в их реализации.

В этой связи необходимо отметить специфику положения Министерства обороны Республики Беларусь и Вооруженных Сил по отношению к военной организации государства. Несмотря на то, что Вооруженные силы как государственная военная организация находится в подчинении у Министерства обороны как республиканского органа государственного управления, а котором предусмотрена военная служба, их нельзя рассматривать в качестве элемента других войск и воинских формирований. Причин, на мой взгляд, для этого несколько. Первая из них - это значительная численность личного состава Вооруженных Сил. Согласно Концепции строительства Вооруженных Сил до 2010 года (документ предназначен для служебного пользования) оптимально для деятельности Вооруженных Сил необходимо 65 тысяч человек (в том числе не более 50 тысяч военнослужащих, остальные - это гражданские лица, имеющие статус служащего Вооруженных Сил). Ни одна другая государственная военная организация не характеризуется такой значительной численностью личного состава. Вторая - это широкий круг и особая значимость задач, возлагаемых на Вооруженные Силы. Полагаю, что именно из таких позиций исходит и законодатель, определяя Вооруженные Силы как структурный элемент, составляющий основу военной организации государства и обеспечивающий её стратегическую самостоятельность. Поэтому остальные государственные военные организации и определяются в нормативно-правовых актах как другие, т.е. существующие помимо Вооруженных Сил войска и воинские формирования.

Таким образом, к другим войскам и воинским формированиям относятся подчиненные соответственно Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности и Государственному комитету пограничных войск государственные военные организации Внутренних войск, Органов государственной безопасности и Пограничных войск.

Полученные нами выводы соответствуют положениям нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность указанных войск и воинских формирований.

Так, согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "О пограничных войсках Республики Беларусь", Пограничные войска Республики Беларусь - это воинское формирование, предназначенное для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, охраны и защиты Государственной границы Республики Беларусь. Государственная граница является одной из основополагающих черт государства, поскольку она разделяет территории, на которых проживает население, относящееся к данному государству. Интересы же государства не ограничиваются пределами своей территории. Таким образом, возникла необходимость защиты собственных интересов на государственной границе, с учетом процессов, происходящих в сопредельных государствах. Данный процесс получил название обеспечения пограничной безопасности. Пограничную безопасность можно определить как один из важнейших компонентов военной безопасности, выражающейся в способности государства реализовывать всю совокупность имеющихся в распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации угрозы личности, обществу и государству в пограничном пространстве Республики Беларусь. Как видно, стоящие перед Пограничными войсками задачи направлены на выполнение задач, поставленных перед военной организацией государства, что еще раз подтверждает утверждение о единстве целей военной организации и её структурных элементов.

Пограничные войска в рамках военной организации государства выступают как система, а посему и системе обеспечения пограничной безопасности свойственна сложная структура, включающая в себя также и государственные органы, не входящие непосредственно в военную организацию государства. В система обеспечения пограничной безопасности можно выделить несколько уровней. Самый верхний уровень, как отмечалось ранее, занимают Президент и Совет Министров Республики Беларусь. Президент определяет основные направления обеспечения пограничной безопасности, осуществляет общее руководство государственными органами по вопросам обеспечения пограничной безопасности государства, обеспечивает взаимодействие между ними. Совет Министров Республики Беларусь организует работу подчиненных ему республиканских органов государственного управления по обеспечению пограничной безопасности, осуществлению международного сотрудничества, принимает решение о временном ограничении или прекращении пересечения Государственной границы на отдельных её участках.

Центральный уровень системы обеспечения пограничной безопасности занимают Пограничные войска Республики Беларусь, управляемые Государственным комитетом пограничных войск Республики Беларусь. Нижнюю ступень в системе обеспечения пограничной безопасности занимают республиканские органы государственного управления, осуществляющие на Государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, автомобильный, экологический и иные виды контроля. Данные республиканские органы государственного управления в военную организацию Республики Беларусь не включаются.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь", - это государственная военная организация, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства, конституционного строя, безопасности и суверенитета Республики Беларусь от преступных и иных противоправных посягательств.

Внутренние войска Республики Беларусь организационно входят в систему органов внутренних дел, являясь единственным элементом данной системы, входящим в военную организацию государства. Полагаю что такое исключение в очередной раз обусловлено спецификой выполняемых задач военнослужащими Внутренних войск, в большей мере их важностью, сложностью и ответственностью.

В состав внутренних войск, согласно статье 6 Закона входят:

органы военного управления;

специальные милицейские соединения и воинские части;

соединения и воинские части по охране исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев, конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

соединения и воинские части оперативного назначения;

учреждения и воинские части по обеспечению деятельности внутренних войск;

учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям военного профиля, учебные воинские части.

Система органов, осуществляющих свои полномочия в сфере деятельности Внутренних войск, также характеризуется многоуровневой структурой и наличием различных элементов.

На верхней ступеньке также находится Президент и Совет Министров Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск, в соответствии со статьёй 8 Закона:

осуществляет общее руководство внутренними войсками;

назначает на воинскую должность и освобождает от воинской должности командующего внутренними войсками и его заместителей;

утверждает структуру, численность внутренних войск и их дислокацию;

утверждает перечень вооружения, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск;

привлекает внутренние войска для усиления охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, режима чрезвычайного положения, военного положения;

утверждает перечень особо важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками;

устанавливает перечень воинских должностей во внутренних войсках, подлежащих замещению высшими офицерами, и соответствующие им воинские звания;

устанавливает нормы и порядок материально-технического обеспечения внутренних войск;

принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь, на основе полномочий, предоставленных статьей 9 Закона, в сфере деятельности внутренних войск:

обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

организует оснащение внутренних войск вооружением, боевой и специальной техникой, специальными средствами, а также иными материальными средствами и ресурсами;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

На центральном уровне руководство внутренними войсками осуществляет Министр внутренних дел Республики Беларусь, а непосредственное управление - командующий внутренними войсками, который по должности является заместителем Министра внутренних дел Республики Беларусь.

Для обеспечения управления внутренними войсками создается главное управление командующего внутренними войсками. В главном управлении командующего внутренними войсками образуется Военный Совет внутренних войск. Деятельность главного управления командующего внутренними войсками и Военного Совета внутренних войск осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Нижнюю ступень занимают органы местного управления и самоуправления. Органы местного управления в сфере деятельности внутренних войск:

участвуют в рассмотрении предложений по формированию соединений и воинских частей внутренних войск;

оказывают содействие внутренним войскам в создании необходимых условий для их деятельности;

обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

обеспечивают призыв и поступление граждан на военную службу во внутренние войска;

предоставляют соединениям и воинским частям внутренних войск служебные и жилые помещения, коммунальные, бытовые и другие услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

обеспечивают потребности внутренних войск в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, предоставляют для дислокации внутренних войск земельные участки.

Органы местного управления могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты для военнослужащих внутренних войск, не предусмотренные Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992 года "О статусе военнослужащих".

Закон Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности" напрямую не указывает, что система последних входит в военную организацию государства. а тем более относится к другим войскам и воинским формированиям. Однако прямое указание в Законе Республики Беларусь "О Вооруженных силах" на факт принадлежности органов государственной безопасности к другим войскам и воинским формированиям дает основание для такого утверждения.

Органы государственной безопасности являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему, в которую входят:

Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;

управления Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по областям (территориальные органы);

управление военной контрразведки Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Управления Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по областям и управление военной контрразведки Комитета государственной безопасности Республики Беларусь находятся в подчинении Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Органы государственной безопасности имеют в своем подчинении учреждения образования, организации здравоохранения, воинские части, подразделения специального назначения и иные подразделения.

Контроль за деятельностью Органов государственной безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь.

Однако не все государственные военные организации должны обязательно находятся в подчинении у республиканских органов государственного управления. С юридической стороны это обусловлено тем, что норма закона Республики Беларусь "О Вооруженных силах Республики Беларусь ", ранее мною уже упоминавшаяся, о подчиненности государственных военных организаций республиканским органам государственного управления содержит в себе оговорку в виде условия "как правило". С фактической же стороны объективно существует такая государственная военная организация. Это - Служба безопасности Президента, подчиненная лично главе государства. Как видно, данная Служба, занимающаяся вопросами личной безопасности Президента и иных высших должностных лиц государства, не находится в подчинении государственного органа. Безусловно, в науке административного права высказываются мнения о возможности отнесения Президента к разряду государственных органов, хотя даже в таком случае никак не к органам республиканского уровня. Таким образом, Служба безопасности Президента организационно входит в составе других войск и воинских формирований в военную организацию государства. Данное положение находит своё прямое закрепление в статье 1 Закона Республики Беларусь "О Вооруженных силах Республики Беларусь".

Как уже отмечалось выше, приведенный в Законе Республики Беларусь "О Вооруженных силах Республики Беларусь " перечень республиканских органов государственного управления, в которых предусмотрена военная служба является исчерпывающим. В то же самое время перечень государственных военных организаций, относящихся к другим войскам и воинским формированиям, таковым не является. Безусловно, это вызывает определенные сложности, поскольку для выявления "иных воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь" необходимо поводить дополнительный анализ нормативно-правовых актов в данной сфере государственного управления. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 года № 312 "О некоторых мерах по совершенствованию транспортного обеспечения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь" в рамках военной организации государства создается новый структурный элемент - транспортные войска.

 

Транспортные войска

 

Наличие развитой транспортной системы является одним из важнейших факторов, влияющих на обороноспособность государства. Такое положение объясняется тем, что каждым структурным элементом военной организации государства используются в мирное время и планируются к использованию в военное время все виды путей сообщения и транспортных средств в целях перемещения войск, вооружения, техники и воинских грузов. Проблема централизованного использования транспорта в обеспечении войск неоднократно рассматривалась военными теоретиками и специалистами-практиками. Полагаю, что итогом такого рассмотрения и стало создание в рамках военной организации государства нового элемента - транспортных войск.

Транспорт рассматривается как совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения. Транспортные войска - образование еще очень молодое, а потому, во-первых, требует детальной правовой регламентации, а, во-вторых, - тщательного анализа. Представляется, что нормы Положения о транспортных войсках не дают однозначного ответа на вопрос о месте транспортных войск в системе военной организации государства. Возможные ситуации, на мой взгляд, здесь следующие: 1. Транспортные войска входят в состав Вооруженных сил; 2. Транспортные войска относятся к другим войскам и воинским формированиям; 3. Транспортные войска являются самостоятельным структурным элементом военной организации государства.

В подтверждение первого предположения можно привести норму пункта 3 Положения, которая говорит, что транспортные войска являются специальными войсками. В то же самое время, статья 4 Закона Республики Беларусь "О Вооруженных силах Республики Беларусь " говорит, что Вооруженные силы, наряду с центральными органами военного управления, родами войск, видами Вооруженных сил и военно-учебными заведениями и организациями Министерства обороны состоят и из специальных войск. Применительно к данной ситуации следует рассматривать транспортные войска в качестве специальных исключительно как непосредственный структурный элемент Вооруженных сил, но не как подразделение специальных войск в составе иного структурного элемента Вооруженных сил Республики Беларусь. Управление Транспортными войсками, согласно пункту 8.1 Положения о Департаменте транспортного обеспечения, указанное структурное подразделение Министерства обороны; Министерство обороны, в свою очередь, является центральным органом управления в Вооруженных силах.

Однако согласно пункту 6 Положения о Транспортных войсках численность Транспортных войск, включая численность Департамента транспортного обеспечения, не входит в общую численность Вооруженных сил. По сути, данная норма исключает возможность вхождения Транспортных войск в состав Вооруженных сил, поскольку входить в состав и одновременно не включаться в общую численность представляется нелогичным. Таким образом, Транспортные войска не могут рассматриваться как составная часть Вооруженных сил.

В связи с этим, определенное обоснование получает мнение о самостоятельности Транспортных войск в рамках Военной организации государства. Часть 2 пункта 3 Положения о Транспортных войсках говорит о том, что последние в качестве основной части входят в военную организацию государства. Согласно тому же пункту, Транспортные войска предназначены для транспортного обеспечения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований. Получается, что если Транспортные войска принадлежат к другим войскам и воинским формированиям, то они созданы для транспортного обеспечения самих же себя, что противоречит общим началам и принципам военного строительства в Республике Беларусь, а также не согласуется с задачами, стоящими перед Транспортными войсками, как в мирное, так и в военное время.

На мой взгляд, наиболее обоснованной и логически верной является точка зрения, согласно которой Транспортные войска следует относить к другим войскам и воинским формированиям. Во-первых, для данной государственной военной организации законодательно выбрана организационная форма войск, а посему, если их исключить из объема понятия "другие войска и воинские формирования", то для Транспортных войск вообще не будет места в военной организации государства, поскольку таковые не являются ни государственным, ни военно-политическим органом управления, и, тем более, ни организацией в её обычном понимании. Во-вторых, внутренняя организационная структура Транспортных войск схожа со структурой других войск, основными элементами которых, как правило, являются орган военного управления, соединения, воинские части, центры подготовки специалистов. Об этом однозначно говорит пункт 4 Положения о Транспортных войсках. Вывод же о наличии таких центров следует из пункта 14 данного Положения, который предусматривает подготовку прапорщиков, младших командиров и специалистов для Транспортных войск в учебных центрах Транспортных войск. Тот факт, что органом военного управления Транспортными войсками является структурное подразделение Министерства обороны, также имеет своё рациональное объяснение. Создавать отдельный орган военного управления Транспортными войсками, обладавшего по аналогии с другими войсками и воинскими формированиями статусом республиканского органа государственного управления, полагаю, не представляется логичным, поскольку это лишь усложнит систему органов государственного управления, что, в свою очередь, вызовет дополнительные привлечения денежных средств из республиканского бюджета. А учитывая небольшую численность транспортных войск относительно других государственных военных организаций создание отдельного органа военного управления тем более представляется нецелесообразным. Зато, учитывая тот факт, что составные элементы Транспортных войск, а именно отдельные железнодорожные, автомобильные и дорожно-мостовые бригады, ранее входили в различные войска в составе Вооруженных сил, создание органа военного управления Транспортными войсками как структурного подразделения Министерства обороны представляется вполне обоснованным.

Из всего вышесказанного следует, что Транспортные войска как структурный элемент логично относить к другим войскам и воинским формированиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.032 с.)