Пути активизации экспорта в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути активизации экспорта в Республике Беларусь



 

В январе-сентябре 2009 по сравнению с аналогичным периодом 2008 года экспорт товаров Беларуси сократился на 43,3% и составил $15 млрд. Основные причины снижения объемов торговли очевидны: это ухудшение конъюнктуры мирового рынка, спад деловой активности из-за продолжающегося финансово-экономического кризиса и, как следствие, резкое падение платежеспособного спроса и цен на основные виды белоруской экспортной продукции. Вместе с тем следует отметить, что во втором квартале 2009 года во внешней торговле страны наметились положительные сдвиги. Если в январе-марте 2009 года темп роста экспорта товаров составлял 51,2%, то в январе-июне - 52,3% к соответствующим периодам 2008 года. И далее из месяца в месяц положительная динамика сохраняется: январь-июль - 53,9%, январь-август - 55,5%, январь-сентябрь - 56,7%. В сентябре по сравнению с августом 2009 экспорт в Россию вырос на 10,2%, или на $59 млн., в страны вне СНГ - на 10,8%, или на $131 млн. В сентябре значительно увеличился экспорт мяса крупного рогатого скота (на $85,5 млн.), семян рапса (на $46 млн.), сахара (на $30 млн.), рапсового масла (на $27,2 млн.), сливочного масла (на $21,3 млн.). Об улучшении ситуации со сбытом свидетельствует и уменьшение запасов готовой продукции в промышленности. С 1 августа по 1 октября они снизились с 88,3% до 77,8% среднемесячного объема производства. (Приложение Г). В настоящее время формирование производственных программ на белорусских предприятиях осуществляется на основе прогноза спроса на внутреннем рынке и графиков поставок продукции на экспорт по странам и регионам в разрезе основных товарных позиций. Какие меры принимаются для полного восстановления объемов экспорта? На сегодняшний день это является главной задачей нашей стратегии внешнеэкономической деятельности. Рост экспорта зависит от координации усилий на всех уровнях управления - от конкретного предприятия до министерств, концернов, исполкомов и правительства. В этой связи на постоянной основе принимаются меры организационного и стимулирующего характера по увеличению объемов поставок продукции на внешний рынок. В частности, в целях восстановления объемов товарооборота с регионами Российской Федерации сформированы рабочие группы под руководством членов правительства.

Они активно работают над расширением контактов, проведением регулярных деловых встреч и переговоров с руководством более 20 российских регионов, на долю которых приходится 87% общего товарооборота с Россией. Результатом этой деятельности является подписание внешнеторговых контрактов, организация лизинговых схем поставок белорусской продукции на экспорт, согласование с зарубежными банками условий предоставления кредитов на приобретение белорусской продукции. Есть также договоренности по созданию совместных сборочных производств и новых объектов товаропроводящей сети. Аналогичная работа проводится с Украиной, Молдовой и Азербайджаном. Кроме того, налажена эффективная система взаимодействия загранучреждений с отраслями и регионами. Цель - оказание содействия белорусским предприятиям в поиске иностранных партнеров, развитии товаропроводящих сетей в регионе пребывания. Осуществляется информирование зарубежных деловых кругов об экономическом потенциале и инвестиционных возможностях Беларуси. Согласно данным статистики, темпы роста экспорта нефтепродуктов, калийных удобрений, сельхозтехники, металлокорда, шин и большинства других основных товарных позиций Беларуси возросли по сравнению с началом 2009 года. Вместе с тем республика по-прежнему испытывает серьезные трудности со сбытом тракторов, грузовых автомобилей, стальных труб и др. В условиях кризиса на первый план выходит, с одной стороны, работа по поддержке белорусских экспортеров, с другой - по созданию удобных зарубежным партнерам схем поставок и расчетов. С этой целью в конце 2008 года и в 2009году принят ряд нормативных правовых актов, определяющих меры по стимулированию экспорта в Беларуси. Они предусматривают использование финансовых стимулов (льготное кредитование и страхование внешнеторговых сделок, предоставление льгот по налоговым и таможенным платежам), развитие экспортных поставок белорусской продукции на условиях лизинга, упрощение таможенных процедур. Совершенствуется информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, развивается инфраструктура экспорта, включая товаропроводящую сеть, торгово-логистические центры.

Дальнейшее развитие получит также выставочно-ярмарочная и рекламная деятельность за рубежом. В августе-сентябре 2009года приняты указы Президента Беларуси, которые предусматривают не только возможность предоставления экспортерам белорусской продукции льготных экспортных кредитов в российских рублях, но и компенсации части процентов по кредитам, выдаваемым банками-нерезидентами для приобретения белорусских товаров. Это позволит в значительной мере решить вопрос поставок на российский рынок белорусской сельхозтехники за счет кредитных средств. Таким образом, мы устраним затруднения с поставками, вызванные принятыми в России ограничениями на приобретение товаров иностранного происхождения, в том числе белорусских. Наращиванию экспорта отечественной продукции будет способствовать и подписанный в сентябре указ по совершенствованию лизинговой деятельности в Беларуси.

Для развития экспортных поставок с использованием лизинговых схем белорусские заводы-производители провели подготовительную работу с крупными региональными лизинговыми операторами Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Украины. Достигнуты договоренности по лизингу конкретной номенклатуры белорусской техники, что позволит до конца 2009 года существенно нарастить экспорт. Можно ожидать, что в процесс продвижения белорусской продукции на внешнем рынке активно включатся и представители малого бизнеса. Указом №477 от 25 сентября значительно упрощены условия деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию за пределами республики товаров отечественного производства. Поэтому есть надежда, что позитивная динамика экспорта, как результат всех этих мер, будет обеспечена уже до конца текущего года.

Как известно, сегодня много в Республике Беларусь говорят о диверсификации экспорта. С прошлого года наметилась положительная тенденция в развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Несмотря на объективные сложности, обусловленные мировым финансовым кризисом, нам удалось избежать ожидаемого спада экспорта продукции в эти страны. По итогам января-августа 2009 года экспорт за пределы СНГ составил 56,1% к уровню аналогичного периода 2008 года, в то же время в страны Азии - 79,4%, Африки - 74,6%. География поставок белорусской продукции в 2009 году дополнилась новыми странами.

Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун - калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею - тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму - товары различного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие). Поставлена цель к 2010 году увеличить товарооборот с Индией до $0,5 млрд. Благодаря принятым в этом направлении мерам объем взаимной торговли в январе-августе текущего года возрос на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года до $387,2 млн. При этом экспорт достиг $320,2 млн., увеличившись на 62,9%. Рост экспорта обеспечен за счет поставок в Индию калийных удобрений на сумму $291,8 млн., металлопродукции - на $7,8 млн., электронных интегральных микросхем - на $0,86 млн., шин - на $0,57 млн. (приложение Б). Рынок развивающихся государств Латинской Америки представляет интерес для белорусской промышленности с точки зрения продвижения продукции машиностроения и нефтехимического комплекса.

В результате укрепления межгосударственного диалога на высшем уровне удалось значительно активизировать торгово-экономическое сотрудничество с Венесуэлой. В настоящее время с участием Беларуси здесь разрабатываются и реализуются крупномасштабные проекты в сферах нефтедобычи, нефтехимии, сейсморазведки и сейсмотехники, газификации, архитектуры и строительства, промышленности и сельского хозяйства. Одновременно с освоением новых рынков сбыта расширяется и номенклатура продукции, поставляемой за рубеж. Так, в текущем году Беларусь начала поставлять грузовые автомобили в Чили, ОАЭ, Боснию и Герцеговину, Вьетнам; сливочное масло - в Украину, Казахстан, Армению; сыры и творог - в Казахстан; семена рапса - в Латвию и Литву; рапсовое масло - в Эстонию. Белорусские азотные удобрения начали экспортироваться в Мексику, Польшу, Германию; смешанные минеральные удобрения - в Польшу, Румынию; полуфабрикаты из нелегированной стали - в Тунис, Филиппины, Нигерию, Грецию; прутки горячекатаные из нелегированной стали - в Ливан, Эфиопию, Гамбию, Сербию, Израиль и другие страны.

Следует отметить, что укрепление позиций белорусских экспортеров на внешнем рынке во многом зависит от развития собственной товаропроводящей сети и создания сборочных производств за рубежом.

Расширение ТПС предприятий проводится в соответствии со сводным планом развития товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом на 2009-2010 годы. Согласно этому документу с внесенными в него в октябре текущего года дополнениями, предусматривается создание 152 субъектов ТПС на внешнем рынке, в том числе 46 - с белорусскими инвестициями. Кроме того, будет расти и число сборочных производств белорусской продукции за рубежом. В настоящее время их 39. Немаловажной проблемой сегодня является отрицательное сальдо внешней торговли. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами Беларуси в январе-сентябре достигло $5 млрд. и, по мнению независимых экспертов, в итоге может превысить уровень 2008 года - $6,6 млрд. Рост отрицательного сальдо обусловлен объективными факторами: ввозом промежуточных товаров (сырья и материалов) и продукции инвестиционного назначения (машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря), необходимых для обеспечения и модернизации производств. Во внешней торговле услугами сальдо на протяжении последних лет складывается положительным, что позволяет частично компенсировать отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси в целом. В январе-сентябре 2009 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами сложилось в размере $5021 млн., что на $776 млн. больше, чем в январе-сентябре прошлого года. Эта ситуация, повторюсь, во многом обусловлена неблагоприятной конъюнктурой на внешних рынках. Противопоставить ей мы можем системную работу по оптимизации сальдо торгового баланса, которая проводится в республике на постоянной основе.

Так, разрабатываются и по мере необходимости корректируются меры по стимулированию экспорта и оптимизации импорта. По каждой отрасли и региону принимаются среднесрочные стратегии развития, предусматривающие создание конкурентоспособных экспортоориентированных производств с высокой долей добавленной стоимости. Организация новых импортозамещающих производств регламентируется Государственной программой импортозамещения на 2006-2010 годы, соответствующими отраслевыми и региональными программами.[26] Для оптимизации импорта с мая 2009 года указом Президента Беларуси установлены временные повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на потребительские товары. В результате за период с мая по август сократились объемы импорта по 42 товарным позициям, что в стоимостном выражении составило примерно $13,2 млн.

Чтобы сократить расходование валютных средств на оплату закупаемого по импорту технологического оборудования, проводится работа по привлечению долгосрочных внешних источников финансирования. Таким образом, расчеты за основные средства будут осуществляться после ввода оборудования в эксплуатацию и получения валютной выручки. Какие же перспективы с сокращением отрицательного сальдо? Некоторые эксперты говорят, что ситуацию с отрицательным сальдо внешней торговли в республике не следует драматизировать. Хронический дефицит торгового баланса имеют схожие с нашей страной (по недостаточности природных ресурсов и размеру) государства Центральной и Восточной Европы. Экономика страны может развиваться довольно длительное время и при наличии отрицательного сальдо. В этом случае для дополнительного финансирования импорта необходимо привлекать прямые и портфельные иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Здесь важно своевременно принимать меры по минимизации негативных последствий на период сохранения отрицательного сальдо и обеспечивать экономическую безопасность страны в условиях привлечения внешних заимствований. Проблема улучшения торгового баланса и степень его корректировки обычно рассматривается с точки зрения валютно-финансового положения государства. В практике международных экономических отношений большое значение придается не столько дефициту торгового баланса, сколько состоянию текущего счета платежного баланса. В Беларуси работа по оптимизации платежного баланса включает, с одной стороны, совершенствование системы государственной поддержки экспорта, с другой - формирование условий для притока иностранного капитала путем улучшения инвестиционного климата и дальнейшей либерализации экономической деятельности. Мы не можем рассчитывать на сиюминутный результат от принимаемых системных мер. В то же время у нас есть уверенность, что результаты грамотной политики в области иностранных инвестиций и господдержки экспортеров позволят компенсировать сложившийся дисбаланс в торговле. Также в последнее время много говорится о импортозамещении. Правительством Беларуси обеспечивается комплексный подход в реализации политики импортозамещения и контроль за более полным насыщением внутреннего рынка товарами отечественного производства. Программа импортозамещения постоянно корректируется, пополняется актуальными проектами. Так, в текущем году в нее было дополнительно включено 56 проектов. В качестве примера можно привести освоение производства различных видов арматуры и проката на РУП «БМЗ», обуви в ЗАО СП «Отико». По существу, программа импортозамещения является действенным инструментом для освоения новых видов конкурентоспособной продукции и, соответственно, насыщения внутреннего рынка собственными товарами. Так, даже в условиях экономического спада в первом полугодии 2009 года импортозамещающей продукции произведено на сумму более $1 млрд. (104,9% к соответствующему периоду прошлого года). Из этого объема на экспорт поставлено продукции на $315 млн. (108,4%), в то время как экономия валютных средств составила более $430 млн. (168%). В правительстве есть четкая концепция работы по импортозамещению на ближайшую перспективу - Схема работ по замещению импортируемых в страну товаров.

В соответствии с этим документом всеми ведомствами разработаны меры по увеличению производства, расширению ассортимента и улучшению качества выпускаемой продукции, по которой отмечается рост импорта. Отраслевые министерства и концерны планируют осваивать также производство целой гаммы новых товаров, как инвестиционных и промежуточных, так и потребительских. Таким образом, сегодня в Беларуси все понимают, что ситуация с экспортом далеко не идеальна. Конечно, отрицательно сальдо, хронически преследующее нашу экономику, не является наихудшей проблемой, однако ее решать все равно нужно. Именно поэтому Правительство так много внимания уделяет стимулированию экспорта, импортозамещению и притоку инвестиций в страну.


Заключение

 

После рассмотрения всех вопросов можно сделать ряд выводов:

Планомерная экспортная ориентация промышленности требует выработки стратегии ее развития. Внешнеориентированнная стратегия представляет собой стратегию государства, направленную на расширение поставок продукции внутреннего производства на внешние рынки.

На первом этапе реализации экспортоориентированной стратегии необходимо поощрять вывоз широкого спектра продукции различных отраслей экономики, имеющих сравнительные преимущества перед зарубежными аналогами. Это дает возможность государству увеличить его сбережения. Также государству необходимо осуществить обширный комплекс мер от целенаправленного занижения обменного курса национальной валюты, сдерживающего увеличение потребления и т.д. С ростом экспортных товаропотоков открывается возможность для увеличения сбережений внутри страны, что способствует расширению емкости национального рынка, а значит, создает необходимые предпосылки для развития импортозамещающих отраслей.

В результате действия многих факторов в настоящее время в Республике Беларусь сложилась такая структура внешнеэкономических отношений, которая предполагает тесные интеграционные связи со странами СНГ, и в первую очередь с Россией, которая сегодня является основным партнером Республики Беларусь, занимая первое место в ее внешнеторговом обороте, но наблюдается тенденция к увеличению доли ЕС в экспортных потоках.

Сложившееся положение вещей имеет объективные причины (географическая близость с Россией, Исторические связи, традиционность торговли, тесная кооперационная взаимозависимость, близкий уровень конкурентоспособности белорусских и российских товаров, политические обстоятельства и др.), но тем не менее имеет ряд негативных последствий для Республики Беларусь, т. к. ставит ее в большую зависимость от конъюнктуры российского рынка, который не отличается на сегодняшний день ни политической, ни экономической стабильностью. В связи с этим стоит необходимость разработки новой разносторонней внешнеторговой концепции Республики Беларусь, включающей в себя все вопросы внешнеторговой деятельности Республики Беларусь. В первую очередь структурное совершенствование внешней торговли, изменение внешнеторговых приоритетов, направление основных усилий на активизацию отношений с европейскими странами и окончательную интеграцию с Европейским Союзом.

Наряду с усилением связей с традиционными партнерами, необходимо осваивать новые регионы, страны, где нашего присутствия не было вообще или оно было недостаточным (в первую очередь страны Азии, Америки), открывать торговые представительства, торговые дома, налаживать прямые контакты и пр. Необходимо создать условия по привлечению и использованию иностранных кредитов в республику в виде кредитов и прямых инвестиций, активизировать процесс размещению белорусских капиталов за границей. Решение этих задач должно способствовать проведению в республике экономических преобразований, вхождение ее в мировое экономическое сообщество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.011 с.)