Проблемы белорусского экспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы белорусского экспорта



 

Падение экспорта, потеря традиционных внешних рынков, рост отрицательного внешнеторгового сальдо еще раз в предельно жесткой форме обострило проблему модернизации белорусской экономики, оживило дискуссию о международной специализации республики в контексте глобализации, об эффективности управленческих решений в условиях системного кризиса. Внешние займы не столько направлялись на модернизацию реального сектора экономики, сколько обслуживали счета текущих операций и периодически фигурировали в отчетах Нацбанка о росте ЗВР. Под угрозой репрессий за невыполнение пресловутых «плановых показателей» директорат утилизировал оборотные средства и «отчитался за рост». Белстат зачел в рост ВВП примерно 6 трлн. руб., осевшей на складах в качестве неликвида. Призыв к частному бизнесу «помочь разгрузить склады» оказался ожидаемо малоэффективным, как и привлекательность прочих административных мер. Проблемы белорусской экономики имеют объективный характер и объясняются внутренними причинами, а не внешней конъюнктурой. 

Проблему конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внешних рынках белорусские и российские эксперты давно объяснили, их выводы стали неожиданными только для отдельных чиновников. Кстати, уступающая в разы североамериканской и европейской производительность труда белорусов в 2009 г. деградировала еще на один процентный пункт. Технологическая модернизация на значительном числе белорусских предприятий не производилась еще с советских времен, обновление оборудования на большинстве предприятий - тоже «перезревший» вопрос. На «флагманах белорусской индустрии» до сих пор используются станки сталинских времен и полученные по послевоенной репарации раритеты. Согласно данных Института экономики Минэкономики РБ, период использования технологий в отечественной производственной сфере составляет 2-30 лет.

Разумеется, эксплуатация «советского наследства» не могла быть бесконечной. Просчеты не только в финансово-кредитной политике, но и в стратегическом планировании как таковом привели к тому, что белорусская наука в значительной степени деградировала и потеряла связь с промышленностью, а «точечная модернизация» не принесла существенного эффекта, не подготовила национальную экономику к кризису. К примеру, обновление основных фондов «Белшины» на основе отработавшего с десяток лет за рубежом оборудования не позволило бобруйскому производителю потеснить даже на местном рынке торговцев импортными покрышками б/у еще в докризисный период. Вполне естественно произошел рост импорта на внутреннем рынке и потеря белорусскими производителями традиционных внешних рынков.

К примеру: в США и промышленных лидерах ЕС обновление оборудования происходит в течение 5-8 лет, а технологическое - и того чаще, что позволяет этим странам удерживать не только свой рынок, но и завоевывать белорусский. Правительство Японии очень чутко следит за состоянием инновационных предприятий, проводя финансово-кредитную политику именно в их интересах. Белоруссия же пока демонстрирует непоследовательность в данном вопросе, чему свидетельство - хронический острый дефицит оборотных средств промпредприятий. Естественным образом наступила «черная полоса» у руководителей белорусских промышленных и сельхозпредприятий, ощутивших все прелести кредитной удавки. Обновление ассортимента выпускаемой ими продукции (около 3%) примерно в 5 раз ниже минимальных показателей для поддержания конкурентоспособности. Таким образом, понятно, почему основной объем белорусского экспорта составляет продукция средне-низкой технологичности, а доля высокотехнологичной экспортной продукции, по разным оценкам, составляет 1,5-5%.

Данные Национального статистического комитета РБ наглядно демонстрируют, что может предложить белорусская экономика миру, какие ее товары востребованы на западных рынках, в дальнем зарубежье. Очевидно: практическая реализация декларации об инновационной модели развития и, в частности - задачи по повышению конкурентоспособности белорусской экономической системы неизбежно приведут к революционным изменениям, как минимум - НТР местного масштаба. В данной связи характеристика путинского курса, означенного И.Юргенсом, вполне справедлива применительно и к белорусским реалиям: «экономическая модернизация не пойдет без политической, а она пока никак не обозначена».

макроэкономический регулирование экспортный загранучреждение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.004 с.)