Психофизическое развитие детей, особенности среднего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизическое развитие детей, особенности среднего дошкольного возраста



Введение

 

На современном этапе развития общества наблюдается, воспитание гармонично развитых детей, которые обладают умственном и физической работоспособностью. Эффективным средством укрепления здоровья, снижение заболеваемости является занятие физической культурой.

Ребенок всегда должен быть в движении. Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение-предупреждение разного вида болезней, особенно связанные с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Движение-это и эффективное лечебное средство.

По мнению психологов, маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее развитие. В «Регионально (национально-региональном компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области», в содержательной линии образования «физическое воспитание» сказано, что физическое развитие дошкольного образования направлена на решение следующих задач:

1. создать условия для осознания ребенком физических возможностей на основе развития представлений о своем теле

2. сформировать базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья

3. стимулировать стремление ребенка к творчеству самовыражение через физическую активность

4. обеспечить развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, выносливость [14].

Все известные педагоги с древности и до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. Ведь в конституции РФ в статье 41, сказано: “… В РФ финансируются федеральные программы по развитию физической культуры”. В статье 51 Законе об образовании, написано, что образовательные учреждения создают условия для полноценного развития ребенка: режим питания, организация занятий физической культурой [8]. По данным Минздрава России 90% детей страдают различными заболеваниями, а около половины из них хроническими. Массовое нездоровье детей, конечно же, результат кризиса в нашем обществе и государстве. Но не только. Все больше дает о себе знать малоподвижность детей - гиподинамия. При гиподинамии возникают негативные для ребенка последствия: нарушаются функции и структура органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость растущего организма к изменяющим внешним условиям. Увеличивается в 2 раза число детей с заболеваниями органов зрения, слуха и кариеса.

Изменения экологического и социального развития, компьютеризации привели к разрыву между социальными и биологическими факторами, к различным отклонениям в состоянии здоровья.

Доказано, что оздоровительный эффект отдыха при активном двигательном режиме на 30% выше, чем при пассивном. Когда известному Советскому хирургу Н.М. Амосову задали такой вопрос, в чем он видит будущее медицины, он ответил: «В физических упражнениях».

«Физическая культура» - могучий рычаг укрепления здоровья детей, повышения физических и духовных сил» - это слова из обращения ведущих ученых - медиков нашей страны. Ученые призывают к тому, чтобы занятие физкультурой прочно вошли в распорядок дня, нужно всегда помнить, что здоровее – великое благо и достояние всего общества, не даром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепление защитных сил организма, повышение работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство, не дает такой прекрасной возможности нитрализовать вредные последствия нервных перегрузок и гиподинамии.

Ученые доказывают, что низкая физическая активность у детей влияет на здоровье, не занимающихся регулярно физической культурой. Расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям осуществляется через лыжную подготовку, которая является формой обучения физическим упражнениям детей среднего дошкольного возраста, что в свою очередь влияет на формирование двигательного навыка, и на формирование осанки. На основе актуальности и значимости, были сформулированы проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX - в начале XX века. Вопросы физического воспитания детей занимали важное место в трудах выдающихся ученых и педагогов [21].

В.В. Гориневский (1857-1937 г), уделял большое значение развитию теории физического воспитания в Царской России. Придал огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на органы тела, особенно уделяя вниманию физическому воспитанию, выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность организма человека. Также он считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям младшего дошкольного возраста и указывал, что лыжи - прекрасное средство физического развития ребенка. Значительный вклад в систему физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева, которая работала над проблемой формирования у детей двигательных навыков. Причинной выбора данной темы является: во-первых, сама занимаюсь разными видами спорта с первого класса: лыжные гонки, баскетбол, волейбол, футбол, катание на коньках и легкая атлетика. Обучаясь в Северном педагогическом колледже, неоднократно защищала честь группы, колледжа в различных спортивных соревнованиях, во-вторых, сделан выбор специализации, дополнительной подготовки, а в-третьих, хочу глубоко изучить теорию и методику лыжной подготовки, и появилось желание передать накопленный опыт дошкольникам.

Исходя из сформулированной темы, объектом является обучение детей среднего дошкольного возраста физическим упражнениям. Предметом является, лыжная подготовка - одна из форм обучения детей среднего дошкольного возраста физическим упражнениям.

Цель данной выпускной квалификационной работы - выявление роли физкультурных занятий по лыжной подготовке на физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Показать особенности методики проведения занятий по лыжной подготовке детей среднего дошкольного возраста

2. Изучить основы, теории и методики по лыжной подготовке с детьми среднего дошкольного возраста

3. Разработать методические комплексы, для занятий по лыжной подготовке, с детьми дошкольного возраста.


Типы физкультурных занятий

В детском саду проводятся занятия различного типа. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.

Для осуществления программы по физической культуре намечаются различные типы физкультурных занятий [22].

1. Традиционный: обучающий, смешанный, и вариативный характер.

Обучающий характер - ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т.д.)

Смешанный: разучивание новых и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала

• Вариативный: основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий(в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах)

2. Игровой: на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов

3. Сюжетно-игровой: содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию отражающую в условной форме окружающий мир ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия (“Путешествия”, “Цирк”, “Зоопарк”)

4. Тренировочный: направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

5. С использованием тренажеров и спортивных комплексов: включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках “ Здоровье”, с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка- цель: научить детей самостоятельно пользоваться тренажерами, пользоваться приемами самостраховки.

6. Ритмическая гимнастика: под музыку с включением ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений, хорошо освоенных детьми.

7. Занятие по интересам: развитие двигательных умений и навыков, творчества детей.

1 зона: мячи разных типов и размеров: набивные (весом 0,5 кг), массажные, теннисные.

2 зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли.

3 зона: полоса препятствий (гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты)

4 зона: тренажеры разных типов: “Велосипед”, “Бегущая дорожка”, диск “Здоровье”

5 зона: комплекс для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, мяч баскетбольный).

 Через 5-6 минут смена с детьми двигательной зоны. В течении занятия дети проходят все двигательные зоны.

8. Тематический: посвящено одному виду физических упражнений (лыжи, баскетбол, настольный теннис, бадминтон). Добиваться хорошего качествавыполнения заданий.

9. Комплексный: синтезирование разных видов деятельности (игровые: “Кто больше собрал”, “Собери по форме, цвету, парами).

10. Контрольно-проверочный: итоговый зачет: оценка физических качеств и двигательной подготовленности детей, 3-4 раза в году. Воспитатель групп, методист. Анализ динамики освоения детьми основных движений, физических качеств.

11. Туризм: на воздухе, в лесу, парке. Закрепление двигательных умений и навыков в естественных условиях.

Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием, также можно выделить занятия по содержанию:

1. Гимнастика и подвижные игры

2. обучение спортивным играм и элементам спортивных игр

3. развитие ориентирования

4. занятия-походы (элементарный туризм).

Если в основу классификации положить образовательные задачи и рассмотреть занятие с точки зрения соотношения нового и знакомого материала, можно выделить следующие типы:

1. Занятия смешанного типа, на которых разучиваются новые упражнения и закрепляют навыки в уже освоенных движениях

2. Занятия, целиком построенные на знакомых физических упражнениях и направленные на закрепление двигательных навыков

3. Занятия контрольного и учетного характера, на которых проверяются знания, уровень развития двигательных навыков физических качеств детей, их умение играть в подвижные игры [1].

2.3 Занятие по лыжной подготовке - одна из нетрадиционных форм обучения физическим упражнениям детей среднего дошкольного возраста

Ходьба на лыжах оказывает влияние на физическое развитие ребенка в целом и закаляет его. В процессе занятий усиливается функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких. Обучение ходьбе на лыжах постоянно влияет на формирование свода стопы и осанки. По данным мониторинга за состоянием здоровья детей 4-5 лет во время занятий на лыжах выявлены благоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы. Чистота сердечных сокращений увеличивается в конце основной части занятия на 50-70% по отношению к исходному уровню. Самая высокая нагрузка, как правило, достигает в занятиях соревновательного характера (пульс возрастает на 80%). В заключительной части занятия он снижается до исходного уровня (превышает его лишь 5-10%). О характере физической нагрузке и ее влияние на организм ребенка судить и по внешним признакам. Как правило, наблюдается покраснение лица, значительно потливость, слегка учащенное дыхание, хорошее общее самочувствие. Благодаря регулярным занятиям на лыжах (1-2 раза в неделю) здоровье детей улучшилось. В основу содержания занятий положена методика М.П. Голощекиной. Проведению лыжных прогулок и занятий с детьми среднего дошкольного возраста предшествовала тщательная подготовка: беседы, упражнения (ходьба на носках, на наружных краях стоп, по узкой дорожке, приседания, пролезания, имитационные упражнения “Лыжники”), с правилами пользования лыжным инвентарем, гигиеническими требованиями [5].

Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабление мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционируется организм. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки ребенка. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки).

Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка:

1) создание интереса и любви к систематическим занятиям

2) развивать смелость

3) решительность

4) приучать преодолевать трудности и препятствия

5) воспитывать чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи

Физическое воспитание детей играет важную роль в общем воспитательном процессе. Необходимо проводить систематическую работу с детьми, чтобы вызвать интерес к утренней гимнастике, подвижным играм, летним и зимним видам спорта, и к самостоятельной спортивной деятельности. Очень важно при этом создавать условия для занятия физической культурой. Потребность в движении характерна маленькому ребенку. В летний период имеется много возможностей для того, чтобы ее удовлетворить. А зимой…Большинство детских игровых площадок, в зимний период находятся под снегом. Расчищаются только дорожки, и если они не посыпаны песком, то дети могут там играть, кататься на санках.

Немаловажно, чтобы ребенок уже с малых лет умел ходить на лыжах, тогда он может принимать участие в походах.

Непосредственную подготовку детей среднего возраста к обучению ходьбе на лыжах начинать с подводящих движений. На занятиях физической культурой нужно развивать чувство ритма, равновесия, а также правильную координацию движений рук и ног.

Упражнения в равновесии:

1. Ходьба по гимнастической скамье

2. Наклоны туловища

3. Упражнения со скакалкой

4. Перешагивание через предметы

Упражнения для укрепления стопы:

1. Ходьба на носках

2. Сгибание и выпрямление пальцев ног

Упражнения для развитии координации движений рук и ног:

Попеременное выставлять вперед на носок правую и левую ногу

С детьми предварительно должен быть проведен комплекс упражнений, направленных на формирование чувства равновесия, и ритма:

● подъем правой и левой ноги с лыжей

● шаг в сторону правой и левой ногой (лыжи должны быть параллельно)

● и.п.

● ходьба вперед по прямой

● ходьба по двое, взявшись за руки, под ритмический счет или хлопки воспитателя [20].

После того как дети овладели умением сохранять равновесие на лыжах, нужно научить детей передвигаться. В детском саду обучение передвижению на лыжах начинается со второй младшей группы, но если есть условия, то можно начинать ходьбу на лыжах с детьми раннего возраста. Сначала обучают детей ходьбе на лыжах ступающим шагом без палок. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм, подготавливает к освоению более сложных лыжных ходов. Кроме того, при ходьбе без палок, легче сосредотачивать внимание на положение ног, на координацию движений, на сохранение равновесия. Ранее же использование палок приучает детей “висеть” на них. Прежде всего, воспитатель учит детей и.п. (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены, взгляд обращен вперед. Освоению стойки лыжника и основных элементов передвижения на лыжах помогают подготовительные упражнения (как без лыж, так и на лыжах - поочередное поднимание ног, переступание в стороны), а также имитация разных способов ходьбы на лыжах.

Для обучения скольжению можно использовать такие игры как: “ кто сделает меньше шагов до синего флажка”. Дети среднего возраста усваивают новый способ передвижения - ходьбу на лыжах, используя навыки простой ходьбы. При этом ребенок держит туловище прямо, нога заметно сгибается в колонне. Ребенку данного возраста трудно сохранять равновесие в движение.

Профилактика травматизма

При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. Каковы же причины детского травматизма при обучении детей ходьбе на лыжах?

Основной причиной является отсутствие последовательности во время обучения. Выполнение непосильных детям упражнений или быстрый переход от простых и легких упражнений к сложным и трудным часто ведет к травмам. Нельзя, например, разрешать детям спуск с высоких, крутых склонов, предварительно не отработав движения на пологом склоне или даже на ровном месте.

Не менее важной причиной травм является недостаточность общей физической подготовленности ребенка. С этой целью самым главным в профилактике травматизма является укрепление мышц стопы и голеностопного сустава в подговительном периоде. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют стопу ребенка, позволяют твердо стоять на узкой площади опоры.

Необходимо также учитывать индивидуальные особенности ребенка, его подготовку к занятию, обращать внимание на утомляемость ребенка, понижение работоспособности организма, ухудшение координации движений, ослабление внимания и нарушение дисциплины. Этим увеличивается опасность травм.

Одной причиной травматических повреждений является недостаточное внимание к выбору местности для занятий с детьми.

Прежде чем проводить занятия на лыжах, надо тщательно выбрать место для лыжни и особенно для спусков со склонов. Это место должно быть ровным, без скрытых под снегом выбоин, канав, камней, кустов.

Особой осторожности требует обучение детей передвижению на лыжах с лыжными палками. Воспитатель должен помнить, что лыжные палки можно давать ребенку, уже овладевшему навыком ходьбы на лыжах без палок.

Немаловажное значение в профилактике травматизма имеют одежда и обувь ребенка, которые должны отвечать особенностями лыжных занятий и метеорологическим условиям [5].

После болезни ребенок допускается к занятиям на лыжах только по разрешению врача детского сада, а в некоторых случаях необходим осмотр врачом-специалистом.

Научно-исследовательский институт педиатрии рекомендует детей, перенесших острые заболевания, освобождать от занятий физическими упражнениями на следующие сроки:

 

Вид заболевания Освобождение от занятий
Острый катар верхних дыхательных путей 6-10 дней
Острый бронхит  6-10 дней
Ангина  10-15 дней
Грипп  2 недели 1 месяц
Острый отит  2 недели 1 месяц
Скарлатина 2 недели

 

Таким образом, ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей создает условия для организма правильного расхода физической нагрузки, у детей снижается количество заболеваний, дети должны систематически посещать лыжные прогулки с родителями и воспитателем, так как лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка.

2.4 Учебно-методические комплексы по лыжной подготовке для детей среднего дошкольного возраста

Учебно-методический комплекс – это совокупность всех Учебно-методических документов (планы, программы, учебные пособия) представляющих собой проект системного описания Учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике: является дидактическим средством управления подготовкой специалистов. Учебно-методический комплекс является комплексной информационной моделью педагогической системы (словарь С.М.Вишнякова «Профессиональное образование»).

 Учебно-методический комплекс по лыжной подготовке включает в себя:

1. Планы-конспекты занятий по лыжной подготовке

2. Графическое изображение техники передвижения

3. Сборник игр на лыжах

4. Стихи о зиме

5. Загадки

6. Считалки

7. Пословицы и поговорки

Цель: формирование физических качеств у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Развивать у детей ОДА

- Развивать у детей быстроту, ловкость, выносливость.

2. Оздоровительные:

- Формировать у детей правильную осанку, укреплять свод стопы

3. Воспитательные:

- Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, выдержку

Приложение №1. Планы-конспекты занятий по лыжной подготовке

Развивают у детей динамическое равновесие, быстроту, ловкость, выносливость.

Приложение №2. Графическое изображение техники передвижения

Эти изображения помогут детям правильно овладеть техникой передвижения налыжах.

Приложение №3. Сборник игр на лыжах

Игры на лыжах очень необходимы детям для охраны и укрепления здоровья, также для развития таких физических качеств как: быстрота, ловкость, выносливость.

Приложение №4. Стихи о зиме

Привитие детям любовь к художественному слову. Художественная литература развивает у ребенка мышление и воображение, обогащает эмоции. У детей расширяется воспитательное, познавательное и эстетическое представление об окружающем мире.

Приложение № 5. Загадки

Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности и пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность. Загадки вызывают у детей положительные эмоции. Загадки используются, чтобы сосредоточить внимание детей. В сборник загадок включены русские народные загадки, народные загадки советского времени, а также загадки советских авторов.

Приложение №6. Считалки

Считалки развивают у детей в свою очередь память, речь, мышление, воображение.

Приложение №7. Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки развивают у детей нравственные качества.

Таким образом, можно сказать что, Учебные-методические комплексы способствуют на развитие физических качеств ребенка, развивают у детей память, речь, мышление и воображение, также способствуют развитию наблюдательности. Учебно-методические комплексы могут быть использованы руководителями физического воспитания, воспитателями данной возрастной группы и все те, кто желает познакомиться с УМК.


Заключение

Каждый задумывается, наверное, что за последние годы так расширился круг людей, страстно, заинтересованных проблемами воспитания детей дошкольного возраста. К.Д. Ушинский, В.В. Гориневский работали над изучением проблемы развития теории физического воспитания ребенка в Царское время. Д.В. Хухлаева, которая работала над развитием системы физического воспитания ребенка в советский период.

В данной выпускной квалификационной работе раскрыты такие проблемные вопросы, как психофизическое развитие детей, особенности среднего дошкольного возраста, особенности психического развития, особенности физического воспитания детей дошкольного возраста, лыжная подготовка в системе обучения детей среднего дошкольного возраста физическим упражнениям. В практической части разработаны Учебные-методические комплексы по лыжной подготовке для детей среднего дошкольного возраста, в УМК включены:

1. планы-конспекты занятий по лыжной подготовке

2. графические изображения на лыжах детей дошкольного возраста

3. сборник игр на лыжах

4. стихи о зиме

5. загадки

6. считалки

7. пословицы и поговорки

Физкультурные занятия как основная форма организации обучения физическим упражнениям. В ходе работы было выяснено, что ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие детей, закаливания организма, развитие быстроты, выносливости, координации. Ходьба на лыжах способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени. Длительное ритмичное чередование напряжения и расслабления хорошо тренирует работоспособность сердечно-сосудистой и нервной системы, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания. Ходьба на лыжах вызывает активное действие крупных мышечных групп. Размашистая амплитуда движений, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой системы и нервной систем, также лыжная подготовка обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. Занятие по лыжной подготовке положительно влияет на формирование свода стопы, и оказывают влияние на формирование осанки. Благодаря регулярным занятиям у детей уменьшаются простудные заболевания. Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности. Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для детей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

И в заключении хотелось бы отметить, что данная выпускная квалификационная работа дала мне многое:

1) расширены теоретические знания в области психологии и возрастной анатомии.

2) расширены творческие способности по разработке Учебно-методических комплексов по лыжной подготовке для детей среднего дошкольного возраста

Надеюсь, что разработанные Учебно-методические комплексы по лыжной подготовке, будут помогать в дальнейшей педагогической деятельности воспитателя с детьми по формированию у детей навыков ходьбы на лыжах (скользящим, ступающим шагом и спусков с пологих склонов). Большое значение имеет изученная по данной теме литература, она дала возможность более глубоко разобраться в таких вопросах как: физкультурные занятия как основная форма организации обучения физическим упражнениям, особенности развития лыж и лыжного спорта. Ведь воспитатель играет главную роль в воспитании морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.


Список литературы

 

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.

2. Бутин И.М. Лыжи и коньки детям. – М.: Просвещение, 1990.

3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 1990.

4. Воспитание и обучение детей 5 года жизни. Под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1992.

5. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.

6. Доман Г.Г. Как сделать ребенка физически совершенным. – М.: Просвещение, 1998.

7. Закон об образовании. – М.: 1992.

8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии физиологии и гигиены. – М.: Просвещение, 1992.

9. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М.: 1992.

10. Конституция Российской Федерации. – М.: 1993.

11. КОПС К.К. Упражнения и игры лыжника. – М.: Физкультура и спорт, 1993.

12. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Защепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. – М.: 1999.

13. Региональный (национально-региональный компонент) государственного образовательного стандарта, дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеренбург.: 2005.

14. Рунова М.А. Обучение детей ходьбе на лыжах. // Дошкольное воспитание. 2003, №2.

15. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.

16. Психология дошкольника. Хрестоматия / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр Академия, 1997.

17. Фельденкрайз М.Н. Осознание ребенка через движение. – М.: 2000.

18. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Сост. Луури Ю. Ф. – М.: Просвещение, 1992.

19. Фролов В.Г., Юрко П.П., Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983.

20. Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми с 4-5 лет. – М.: Просвещение, 1992.

 

 

Введение

 

На современном этапе развития общества наблюдается, воспитание гармонично развитых детей, которые обладают умственном и физической работоспособностью. Эффективным средством укрепления здоровья, снижение заболеваемости является занятие физической культурой.

Ребенок всегда должен быть в движении. Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение-предупреждение разного вида болезней, особенно связанные с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Движение-это и эффективное лечебное средство.

По мнению психологов, маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее развитие. В «Регионально (национально-региональном компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области», в содержательной линии образования «физическое воспитание» сказано, что физическое развитие дошкольного образования направлена на решение следующих задач:

1. создать условия для осознания ребенком физических возможностей на основе развития представлений о своем теле

2. сформировать базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья

3. стимулировать стремление ребенка к творчеству самовыражение через физическую активность

4. обеспечить развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, выносливость [14].

Все известные педагоги с древности и до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. Ведь в конституции РФ в статье 41, сказано: “… В РФ финансируются федеральные программы по развитию физической культуры”. В статье 51 Законе об образовании, написано, что образовательные учреждения создают условия для полноценного развития ребенка: режим питания, организация занятий физической культурой [8]. По данным Минздрава России 90% детей страдают различными заболеваниями, а около половины из них хроническими. Массовое нездоровье детей, конечно же, результат кризиса в нашем обществе и государстве. Но не только. Все больше дает о себе знать малоподвижность детей - гиподинамия. При гиподинамии возникают негативные для ребенка последствия: нарушаются функции и структура органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость растущего организма к изменяющим внешним условиям. Увеличивается в 2 раза число детей с заболеваниями органов зрения, слуха и кариеса.

Изменения экологического и социального развития, компьютеризации привели к разрыву между социальными и биологическими факторами, к различным отклонениям в состоянии здоровья.

Доказано, что оздоровительный эффект отдыха при активном двигательном режиме на 30% выше, чем при пассивном. Когда известному Советскому хирургу Н.М. Амосову задали такой вопрос, в чем он видит будущее медицины, он ответил: «В физических упражнениях».

«Физическая культура» - могучий рычаг укрепления здоровья детей, повышения физических и духовных сил» - это слова из обращения ведущих ученых - медиков нашей страны. Ученые призывают к тому, чтобы занятие физкультурой прочно вошли в распорядок дня, нужно всегда помнить, что здоровее – великое благо и достояние всего общества, не даром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепление защитных сил организма, повышение работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство, не дает такой прекрасной возможности нитрализовать вредные последствия нервных перегрузок и гиподинамии.

Ученые доказывают, что низкая физическая активность у детей влияет на здоровье, не занимающихся регулярно физической культурой. Расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям осуществляется через лыжную подготовку, которая является формой обучения физическим упражнениям детей среднего дошкольного возраста, что в свою очередь влияет на формирование двигательного навыка, и на формирование осанки. На основе актуальности и значимости, были сформулированы проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX - в начале XX века. Вопросы физического воспитания детей занимали важное место в трудах выдающихся ученых и педагогов [21].

В.В. Гориневский (1857-1937 г), уделял большое значение развитию теории физического воспитания в Царской России. Придал огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на органы тела, особенно уделяя вниманию физическому воспитанию, выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность организма человека. Также он считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям младшего дошкольного возраста и указывал, что лыжи - прекрасное средство физического развития ребенка. Значительный вклад в систему физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева, которая работала над проблемой формирования у детей двигательных навыков. Причинной выбора данной темы является: во-первых, сама занимаюсь разными видами спорта с первого класса: лыжные гонки, баскетбол, волейбол, футбол, катание на коньках и легкая атлетика. Обучаясь в Северном педагогическом колледже, неоднократно защищала честь группы, колледжа в различных спортивных соревнованиях, во-вторых, сделан выбор специализации, дополнительной подготовки, а в-третьих, хочу глубоко изучить теорию и методику лыжной подготовки, и появилось желание передать накопленный опыт дошкольникам.

Исходя из сформулирова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.128 с.)