Специальные меры административного пресечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные меры административного пресечения



 

В случае неэффективности общих мер пресечения допускается применение в соответствии с законом специальных мер административного пресечения. Они являются совокупностью мероприятий преимущественно организационного и технического характера и заключаются в применении:

·   наручников и иных блокирующих движение средств;

·   огнестрельного (табельного) оружия, резиновых палок;

·   специального автотранспорта;

·   водометной техники;

·   служебных собак.

При применении резиновой палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключицам, животу, половым органам. Если в результате пресечения использовались наручники, то требуется периодически (не реже, чем один раз в два часа) проверять состояние рук правонарушителя и фиксацию замков. При применении слезоточивых средств запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан (ч. 3 ст. 28 <consultantplus://offline/ref=B3EACE8E5BD378C82685C20EDF8C8CCAD963705BF20257A9E0CB81EEDFF2833085679D11766380C49CE477CFD8q7K6K> Закона об ОВД).

Использование этих средств происходит в форме физического воздействия на правонарушителя и может привести к таким нежелательным для него последствиям, как причинение вреда здоровью, максимальной утрате физической свободы. Это предопределяет их исключительный характер и особое положение в механизме реализации права неприкосновенности личности.

Специальные меры административно-правового пресечения обладают рядом особенностей, позволяющих объединить их в отдельную группу.

Сотрудники органов внутренних дел и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия и т.д. [11, с.248]

Объем и характер применяемой формы принуждения можно определить по правилу: чем более опасным является деяние, чем более опасной является личность нарушителя, чем более сложной является складывающаяся обстановка тем большую силу можно применить. При этом вид и интенсивность меры пресечения сотрудник органов внутренних дел принимает самостоятельно. Следует отметить тот факт, что сотрудники ОВД не несут ответственности за вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» случаев мер физического принуждения, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

К специальным мерам относится:

·   применение физической силы (в том числе приемов борьбы),

·   специальных средств и оружия.

Применение физической силы.

ОВД вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства, для:

·   предотвращения и пресечения правонарушений;

·   самообороны;

·   преодоления противодействия законным требованиям работникам ОВД.

Сотрудник органов внутренних дел должен стремиться пресечь противоправное деяние путём группы иных мер, а в частности убеждения правонарушителя прекратить противоправное деяние. Иногда для пресечения достаточно появления сотрудника в поле зрения правонарушителя, но это срабатывает редко и поэтому сотрудник прежде чем воспользоваться государственно-властными полномочиями, должен постараться пресечь правонарушение путём убеждения. Сотрудники органов внутренних дел имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемых им действий.

Если же иными мерами не удалось пресечь правонарушение, преступление или объективно противоправные, невиновные действия, то сотрудник вправе применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику.

В соответствии с ч.2 статьи 26 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Предупреждение о намерении применить меры физического принуждения может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены. Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Важным условием применения физической силы, специальных средств и оружия является то, что если сотрудник вынужден применить данные меры, то обязан стремиться причинить наименьший ущерб здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан.

К условиям применения специальных мер административно-правового пресечения так же следует отнести и необходимость уведомления своего непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия, а также в некоторых случаях прокурора.

Применение огнестрельного оружия

Самая крайняя мера, к которой может прибегнуть сотрудник органов внутренних дел - оружие. Для данной специальной меры административно-правового пресечения очень важным отметить, что для оружия характерно как использование, так и применение, но эти понятия являются далеко не тождественными. Насчёт того, что использование оружия является мерой административно-правового пресечения, вопросов не возникает, так как оно пресекает правонарушения.

Применение огнестрельного оружия чаще всего связано с пресечением преступлений. Это средство воздействия лежит на грани между административным и уголовным принуждением, но все же в большей степени относится к первому.

Применение огнестрельного оружия в отличие от других мер административно-правового пресечения всегда носят активный характер, в то время как использование физической силы и специальных средств в некоторых случаях происходит в форме пассивного сопротивления: применение специальных средств для принудительной остановки транспорта либо препятствование движению толпы.

Характерной особенностью правовой природы применения огнестрельного оружия является своеобразный характер административного усмотрения в процессе реализации данной меры.

Одним из характерных признаков применения огнестрельного оружия является реализация данной меры в сверхэкстремальных, стрессовых условиях. Причем стресс вызывают как сами общественно опасные действия правонарушителя, так и осознание возможности причинения серьезного вреда в результате выстрела, а, кроме того - и боязнь ответственности за причиненный ущерб и невыполнение служебного долга.

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, в отношении лица:

·   совершающего нападение на сотрудника органов внутренних дел и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

·   совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, на лиц или объекты, охраняемые органами внутренних дел;

·   совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;

·   совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;

·   застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором - пятом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;

·   совершающего побег из-под стражи, конвоя;

·   не подчинившегося законному требованию сотрудника органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел или иных граждан. [4]

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя. Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.


 

Заключение

 

Деятельность различных правоохранительных органов осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия.

Юриста принуждение интересует прежде всего как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний.

Под мерами административного принуждения понимают способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Меры административно-правового пресечения - это регламентируемые нормами административного права средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными на то органами государственной власти (должностными лицами), которые направлены на прекращение противоправного деяния, устранение связанных с ним вредных последствий для личности, общества и государства, а также на создание оптимальных условий для последующего привлечения виновных лиц к соответствующему виду юридической ответственности.

Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. Вследствие этого многими авторами не раз проводилась попытка классификации и систематизации различных мер пресечения в родовые группы.

В случае неэффективности общих мер пресечения допускается применение в соответствии с законом специальных мер административного пресечения.

В заключение рассуждений хотелось бы еще раз отметить, что при изменении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые максимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Нельзя применять оружие для задержания лиц, нарушающих правила торговли, не следует приостанавливать работу всего цеха, если в неисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием правовых норм.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.019 с.)