Общие меры административного пресечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие меры административного пресечения



 

Меры административного пресечения как по своему объему, так и по частоте применения являются наиболее распространенными мерами административного принуждения.

Меры пресечения представляют собой совокупность способов и средств воздействия на виновное лицо, совершившее административное правонарушение, с целью его прекращения, недопущения или уменьшения вредных последствий совершенного правонарушения, обеспечения условий для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Выделяют 6 групп общих мер пресечения:

·   Меры, направленные на личность правонарушителя (требования прекратить правонарушение, задержание, доставление лица в служебное помещение).

·   Меры имущественного характера (изъятие транспортных средств, денежных средств, иных незаконных предметов или орудий правонарушения, снос незаконного строительства).

·   Меры финансового характера (арест банковского счета, сокращение или прекращение бюджетного финансирования).

·   Меры технического характера (запрет эксплуатации неисправного транспорта, запрет эксплуатации помещений, не соответствующих техническим требованиям).

·   Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционного работника или лица, не имеющего документа, подтверждающего здоровье, прекращение работы предприятия торговли или питания, нарушающего санитарные требования).

·   Меры разрешительно-лицензионного характера (отказ в выдаче водительских прав, в праве на ношение оружия, в изготовлении печати, отзыв лицензии).

Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи - и к тем, и к другим.

В административном праве такие понятия, как "арест" и "конфискация" рассматриваются только как административные взыскания, которые применяются по решению суда после рассмотрения дела об административном правонарушении. В качестве мер пресечения данные понятия неприменимы, и соответствующими мерами пресечения в данном случае являются задержание и изъятие. [9]

Одной из общих мер административно-правового пресечения, применяемых органами внутренних дел, является требование прекратить противоправное деяние. Данная мера может выражаться в устной или письменной форме. В устной форме подобное требование предъявляется тогда, когда необходимо немедленно прекратить противоправное деяние и это возможно сделать. Например, при нарушениях общественного порядка сотрудникам органов внутренних дел (п.1 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел») в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции предоставлено право требовать от граждан соблюдения общественного порядка.

Письменная форма требования о прекращении правонарушения уместна в тех случаях, когда речь идет о соблюдении нескольких правил и выполнить требование немедленно не представляется возможным. Так, Государственной автомобильной инспекции предоставлено право давать должностным и иным лицам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов, в том числе технических, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности механических транспортных средств [13, с.55].

Административное задержание - одна из наиболее распространенных мер принудительного воздействия. Эта мера ограничивает свободу передвижения и направлена на:

·   удержание правонарушителя на месте совершения правонарушения или вблизи его;

·   доставление лица в орган, ведущий административный процесс;

·   изоляцию в специальном помещении до вынесения постановления по факту правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 8.2 <consultantplus://offline/ref=E15CFB504A86FD8C3530F6194DBE32EDAFB141671C2ED0820E9CBC4D2DE0B2C099084858185CDBD3E60F899132b7ECK> Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) административное задержание физического лица применяется в целях:

·   пресечения противоправной деятельности;

·   составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

·   установления личности;

·   обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

·   пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

·   обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

ПИКоАП <consultantplus://offline/ref=E15CFB504A86FD8C3530F6194DBE32EDAFB141671C2ED0820E9CBC4D2DE0B2C09908b4E8K> предусмотрены некоторые категории граждан, задерживать которых недопустимо (судьи, депутаты и др.).

В ПИКоАП <consultantplus://offline/ref=E15CFB504A86FD8C3530F6194DBE32EDAFB141671C2ED0820E9CBC4D2DE0B2C09908b4E8K> предусмотрено, что административное задержание физического лица имеют право осуществлять:

·   должностные лица органов внутренних дел;

·   должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь;

·   старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны;

·   должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь;

·   должностные лица таможенных органов и др.

Согласно ст. 8.4 <consultantplus://offline/ref=E15CFB504A86FD8C3530F6194DBE32EDAFB141671C2ED0820E9CBC4D2DE0B2C099084858185CDBD3E60F899134b7E8K> ПИКоАП административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено ПИКоАП <consultantplus://offline/ref=E15CFB504A86FD8C3530F6194DBE32EDAFB141671C2ED0820E9CBC4D2DE0B2C09908b4E8K>. Так, на срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:

·   физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация;

·   физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, - до вытрезвления;

·   военнослужащий, совершивший административное правонарушение, - до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;

·   физическое лицо, совершившее административное правонарушение и имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, - до передачи его в организацию здравоохранения;

·   физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, - до установления личности. [9]

Досмотр является общей мерой административно-правового пресечения тогда, когда направлен на прекращение противоправного деяния. Он выступает в двух видах:

·   личного досмотра

·   досмотра вещей, транспортных средств.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», сотрудники органов внутренних дел имеют право производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств. Сотрудники органов внутренних дел наделены также правом предполетного досмотра членов экипажа воздушного судна, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почтовых отправлений, перевозимых на воздушном судне, бортовых запасов воздушного судна (п.5 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел»).

Принудительное лечение - это помещение в лечебное учреждение и лечение против воли и желания человека.

Принудительное лечение, как и иные виды административного пресечения, осуществляется в административном порядке. Цель принудительного лечения: во-первых, оказание помощи больным, защита их интересов; во-вторых, защита интересов общества и здоровья населения.

Безусловно, каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь и лечение. Однако при определенных заболеваниях такое право является его обязанностью. К подобным заболеваниям относятся те, которые представляют угрозу для окружающих людей. Это, например: венерические заболевания, туберкулез с бактериовыделением; психические заболевания, при которых лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, или беспомощно, то есть неспособно самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, и т.п.

Порядок принудительной госпитализации и лечения зависит от вида заболевания. [9]

В соответствии с положениями ст. 22 <consultantplus://offline/ref=E15CFB504A86FD8C3530F6194DBE32EDAFB141671C2ED385099FBB4D2DE0B2C099084858185CDBD3E60F899639b7EBK> Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" физическим лицам, имеющим инфекционные заболевания, физическим лицам, контактировавшим с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, а также физическим лицам с подозрением на инфекционные заболевания медицинская помощь оказывается в порядке, определенном законодательством о здравоохранении.

Физические лица, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительному оказанию медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения. Порядок и условия принудительного оказания медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения таким физическим лицам определяются законодательными актами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень опасных заболеваний, или вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, определенном актами законодательства. [3]

Если физические лица могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты, эти физические лица подлежат отстранению от работы в порядке, определенном законодательством о труде.

Направлению в лечебно-трудовые профилактории подлежат:

·   граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

·   граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в лечебно-трудовой профилакторий:

·   граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;

·   мужчины старше шестидесяти лет;

·   женщины старше пятидесяти пяти лет;

·   беременные женщины;

·   женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года;

·   инвалиды I и II группы;

·   граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в лечебно-трудовом профилактории.

Перечень заболеваний, препятствующих нахождению граждан в лечебно-трудовых профилакториях, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь [2].

Административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы. Административный надзор осуществляется органами внутренних дел за отдельными категориями граждан, прибывших из мест лишения свободы. Правовым основанием применения этой административно-предупредительной меры является Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Административный надзор устанавливается в целях наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них необходимого воспитательного воздействия, пресечения новых преступлений. Эта мера применяется в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз ещё на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законодательством для погашения или снятия судимости за данное преступление. Продление административного надзора осуществляется органами внутренних дел, о чем они уведомляют прокурора.

Надзор прекращается:

·   по истечении срока, на который он был установлен;

·   досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо стал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется по работе и в быту;

·   в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

О прекращении административного надзора выносится специальное постановление. Надзор может быть отменен прокурором в случае признания его установления необоснованным. [7, с. 507-508]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.163.25 (0.021 с.)