Сочинение на егэ по русскому языку в 2020 году 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинение на егэ по русскому языку в 2020 году



Сочинение на ЕГЭ по русскому языку в 2020 году

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своѐ отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объѐм сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С чего начать?

После первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте,

о чём размышляет автор и к какому выводу он приходит.

При втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды, которые   

иллюстрируют проблематику текста.

Ваше внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование большого количества восклицательных предложений, вопросно-ответная форма изложения.

Формулировка проблемы.

Проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Как правильно определить проблему?

Автор может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные, те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту, о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.

Сформулировать проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».

Комментарий – объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста,

оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать свою позицию по этому вопросу.

Как написать комментарий к проблеме?

После формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они пригодятся в комментарии.

В нём вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приёмы для этого использует.

Пример-иллюстрация — это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить, как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.

Комментируя проблему, хотелось бы отметить, что…

Структура:

Первый пример - иллюстрация Связь между примерами Второй пример - иллюстрация
Пояснения к примеру   Пояснения к примеру

Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

 Как правильно обозначить смысловую связь между примерами?

Приводя примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.

Они могут быть: сопоставлены — подтверждают одну и ту же мысль;

противопоставлены — демонстрирую противоположные точки зрения.

Можно также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия проблемы.

Смысловая связь между примерами.

Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
Сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Причина Что стало причиной этих событий (поступков героя?) Об этом пишет далее
Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе

Где обозначать связь между примерами?

· Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. 

· Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

Для сравнения обратимся к другому примеру. 

· Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведѐнных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Способы отсылки к тексту

· Ссылка на номера предложений.

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

· Прямое цитирование.

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

· Косвенное цитирование.

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

· Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Как стоит завершить текст?

В заключение необходимо подытожить размышления над обозначенной проблемой.

Не стоит сводить финал к повторению позиции автора или вашего отношения к проблеме. Нужно обобщить информацию, содержащуюся в сочинении, сделать вывод из написанного текста. В заключении можно также дать оценку сказанному, высказать предположение, призвать читателя к действию.

Пример шаблона сочинения

Шаблон сочинения можно составить из фраз-клише, например:

Что такое...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает нам о письмах <здесь может быть любая другая деталь>, которые…

Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует <метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной выразительности>. Это позволяет ему показать …

Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …

Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из текста>.

Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что <привести факт, подтверждающий ваше мнение>...

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

Текст

Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чѐм она состоит и на чѐм держится?

Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берѐт взаймы, а другой даѐт взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несѐт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мѐртвому праху.

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба… Если бы только знать, как она завязывается и возникает… Если бы только люди умели дорожить ею и крепить еѐ…

На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать еѐ вихрю — это есть духовная жизнь. (По И. Ильину)

 

Комментарий

Первый пример- иллюстрация

Размышляя над проблемой дружбы, автор описывает отношения между людьми в современном обществе. Ильин с грустной иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: «Люди сталкиваются друг с другом и отталкиваются, подобно деревянным шарам».

Пояснение значения первого примера

Эти примеры показывают, что настоящей дружбе многие предпочитают кратковременные бездуховные отношения, которые не сближают, а разъединяют людей.

Смысловая связь со вторым примером

Что же можно противопоставить «трагедии всеобщего одиночества»? Автор даѐт ответ на этот вопрос.

Второй пример- иллюстрация

По его мнению, «на свете есть только одна сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь».

Пояснение значения второго примера

Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, на любви к ближнему, поможет людям найти духовную общность и победить одиночество.

Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

 

Комментарий

1-ый пример-иллюстрация + пояснение

Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте еѐ природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.

2-ой пример-иллюстрация + пояснение

Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил еѐ красоту, начал напряжѐнно работать, чтобы передать в рисунках « всѐ то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество.

Смысловая связь между примерами

 Приведѐнные примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству.

Позиция автора

Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своѐ место в нѐм.

Обоснование

Художественная литература – это могучее средство духовного обогащения человека

Главное достоинство художественной книги в том, что она не только заставляет человека думать, но и пробуждает его чувства. Так, когда-то, ещѐ в девятом классе, я открыл для себя стихи Федерико Гарсиа Лорки, и с творчества этого испанского поэта началось мое постижение иных художественных миров – Пушкина и Тютчева, Ахматовой и Цветаевой, Блока и Мандельштама… Вместе с авторами и героями художественных книг мы переживаем столько, сколько невозможно пережить и «перечувствовать» за одну человеческую жизнь. Разве можно пренебречь этим бесценным духовным опытом?

 

Стратегия работы с текстом

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдѐте проблему и соотнесете ее с авторской позицией.

 Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. 

Шаг 3. Сформулируйте и запишите позицию автора.

Шаг 4. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте еѐ.

  Шаг 5. Напишите заключение.

 

Проблема = о чем?

Комментарий = мост

Авторская позиция = что думает?

Своя позиция.

Обоснование.

Вывод.

 

Комментируя проблему, хотелось бы отметить, что…

Автор  
Глагол (что делает?) показывает, отмечает, подчеркивает, изображает, обращает внимание на…, акцентирует внимание на …, иллюстрирует при помощи…, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет.
Объект (с чем делает?) Деталь, диалог, внутренний монолог, описание внешности, эмоции, природа, интерьер, образ
Пример (где?) Цитата (поясняется), №предложения (описать что там происходит, пояснить).
Цель (зачем?)  

Авторская позиция

Глаголы: считает, утверждает, заключает, уверяет

Проблема

В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.

В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …

Автор текста <инициалы и фамилия автора> не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является...

Что такое...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

Комментарий

На примере случая из жизни <главного героя> автор показывает…

Не случайно писатель обращает наше внимание на…

Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах <здесь может быть любая другая деталь>, которые…

Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…

Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует <метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной выразительности>. Это позволяет ему показать…

Позиция автора

Автор считает/утверждает, что… <позиция автора>.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).

Автор убеждает нас в том, что… <позиция автора>.

Позиция автора такова: <цитата из текста>.

Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: <цитата из текста>.

Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из текста>.

Отношение к позиции автора

1) Согласие:

Я согласен с автором данного текста в том, что…

Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…

Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…

Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …

Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.

2) Несогласие (полное или частичное):

Текст писателя <ФИО> произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны <выразить согласие> …, но с другой <своё мнение>…

В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что <позиция автора>... Постараюсь обосновать свою точку зрения.

Заключение

1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:

В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…

2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…

3) Сделать прогноз, высказать предположение:

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

4) Призвать читателя к действию:

В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…

1.С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Начинаем с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

Предлагаю текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай! (17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке. − (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись. (19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ. − (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай! (22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился. − (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него. − (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. (27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается. (29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём. (33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце. (по Ф.М. Достоевскому*) *Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель, мыслитель.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

2.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?

Определили проблему, начинаем писать вступление.

Человеку свойственно желание понять других. Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности.

3. Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За него можно получить 5 баллов.

План данной части сочинения:

· Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

· Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

· Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.

Категорически запрещено:

· просто пересказывать текст, не анализируя его.

· использовать в анализе большое количество цитат.

В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно оценивается 0 баллов.

Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.

Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему.

В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой – как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.

Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.

Пример.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру. Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Он считал этих людей «чужими». Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного. Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным. Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу. Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, — это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.

4. Отражение позиции автора исходного текста. 1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

Поэтому лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:

· автор считает, что…

· автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…

Пример.

Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.

5. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. 1 балл.

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.

Пример.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё в и дение решения проблемы.

Пример.

Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.

Таковы рекомендации по содержанию сочинения.

 

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку в 2020 году

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своѐ отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объѐм сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С чего начать?

После первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте,

о чём размышляет автор и к какому выводу он приходит.

При втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды, которые   

иллюстрируют проблематику текста.

Ваше внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование большого количества восклицательных предложений, вопросно-ответная форма изложения.

Формулировка проблемы.

Проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Как правильно определить проблему?

Автор может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные, те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту, о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.

Сформулировать проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».

Комментарий – объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста,

оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать свою позицию по этому вопросу.

Как написать комментарий к проблеме?

После формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они пригодятся в комментарии.

В нём вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приёмы для этого использует.

Пример-иллюстрация — это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить, как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.

Комментируя проблему, хотелось бы отметить, что…

Структура:

Первый пример - иллюстрация Связь между примерами Второй пример - иллюстрация
Пояснения к примеру   Пояснения к примеру

Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

 Как правильно обозначить смысловую связь между примерами?

Приводя примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.

Они могут быть: сопоставлены — подтверждают одну и ту же мысль;

противопоставлены — демонстрирую противоположные точки зрения.

Можно также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия проблемы.

Смысловая связь между примерами.

Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
Сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Причина Что стало причиной этих событий (поступков героя?) Об этом пишет далее
Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе

Где обозначать связь между примерами?

· Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. 

· Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

Для сравнения обратимся к другому примеру. 

· Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведѐнных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Способы отсылки к тексту

· Ссылка на номера предложений.

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

· Прямое цитирование.

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

· Косвенное цитирование.

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

· Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.144 с.)