Инструменты и рычаги, применяемые государством для регулирования кредитных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты и рычаги, применяемые государством для регулирования кредитных ресурсов



 

Важной задачей денежно-кредитной политики является регулирование денежной массы. Центральный банк страны, имеющий монопольное право осуществлять эмиссию денег, использует для этого соответствующие механизмы.

Центральный банк является главной инстанцией, применяющей кредитные инструменты ГРЭ. Кроме него, в сфере кредита действуют и другие государственные институты, которые, участвуя в кредитных операциях, не регулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране, хотя и влияют на него.

Структура денежной массы включает шесть элементов (рис. 1).


 

 


Рисунок 1 – Структура денежной массы

 

Наибольшее распространение в экономическом анализе в настоящее

время получили следующие денежные агрегаты: денежная база МО, деньги Ml, М2, МЗ, М4.

Денежная база МО - количество наличных денег в обращении, включая деньги в кассах предприятий.

Деньги Ml - «деньги в узком смысле» - сумма наличных денег в обращении МО плюс вклады населения и предприятий до востребования и дорожные чеки.

Деньги М2 - сумма денежных средств, обслуживающих текущий оборот Ml, плюс срочные вклады населения и предприятий;

Деньги МЗ - «деньги в широком смысле» - совокупная денежная масса, включающая в себя денежные средства, обслуживающие бумаги (облигации, сертификаты, казначейские обязательства), средства на счетах бюджетных, общественных организаций и средства для финансирования капиталовложений.

Деньги М4 - совокупная денежная масса МЗ плюс неденежные ликвидные средства, хранящиеся в банках.

Теперь, когда стало понятно, из чего складывается денежная масса, обслуживающая экономику, рассмотрим формулу (3) количества денег в обращении:


Ц+П-Н-ВП

Д =,(3)

СО

 

где Ц - сумма цен товаров и услуг;

П - сумма платежей, приходящихся на данный период;

Н - сумма платежей, сроки которых не наступили в данный период;

ВП - сумма взаимопогашающихся платежей;

СО - скорость оборота денежных средств.

В современных условиях в странах с развитой экономикой используется три основных инструмента, с помощью которых Центральный банк осуществляет регулирование денежно-кредитной сферы: операции на открытом рынке, учетная ставка и норма обязательных резервов.

Операции на открытом рынке - это инструмент повышения учетной политики. Центральный банк покупает или продает ценные бумаги, банковские акцепты и другие кредитные обязательства. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются Центральным банком дифференцированно, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.

Учетная политика основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками.

Смысл дисконтной политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов повлиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Политика обязательных резервов. Как инструмент денежно-кредитного регулирования экономики политика обязательных резервов относится к прямым административным методам воздействия государства на денежный рынок. Это способ влияния Центрального банка на налично-денежный объем ресурсов коммерческих банков и их кредитные возможности.

1.3 Зарубежный опыт денежно-кредитного регулирования на примере Японии

 

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере одной из наиболее развитых стран мира Японии.

Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно - денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования. Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы. Именно банковские учреждения позволили "поставить на ноги" группу крупных корпораций, составляющих сегодня неизменную основу экономического процветания страны. Брагинский, автор книги "Кредитно-денежная политика в Японии" утверждает, что "только банковская система с ее возможностью активно создавать кредит, а не просто аккумулировать и перераспределять уже имеющиеся у предпринимателей и домашних хозяйств финансовые средства, могла обеспечить потребность японских корпораций в кредитных ресурсах." Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условиях, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты.

Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации денежно-кредитного рынка.

В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. "При этом - отмечает Брагинский - либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количества облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день". Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.

В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок, и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это дает Брагинскому основания говорить о качественной смене модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.

Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки - "своего рода искусственной селекции предприятий". Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления, перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. "Именно способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы". Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочного. Так, по свидетельству Брагинского, "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы ". Анализируя политику контроля за денежной массой, автор подтверждает справедливость известного тезиса о том, что "попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада". Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал". Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

В 80-е годы было ограничено использование кредитно-денежной политики для селективного регулирования потоков ссудного капитала, прилагались усилия для ограничения масштабов и сфер деятельности правительственных финансовых учреждений и институтов, а в макроэкономической сфере наблюдалось стремление перенести акцент с регулирования совокупного спроса на контроль за денежной массой и ценовой динамикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.008 с.)