Обеспечение благоприятной старости - необходимый элемент развития общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение благоприятной старости - необходимый элемент развития общества



 

Взгляды на место и роль пожилых людей наиболее полное выражение получили в Принципах ООН в отношении пожилых лиц «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году. С учетом более поздних дополнений 18 принципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

Принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада.

Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических»норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Они являются для государственных и общественных структур важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению. [19, c.23-31]

Разрешение социальных, экономических и медицинских вопросов лиц пожилого возраста в современных условиях сопряжено с необходимостью разработки и осуществления всесторонних перспективных программ, реализация которых позволяет пожилым людям оставаться независимыми и полезными для общества в постпенсионном периоде их жизни.

Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению свидетельствует установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября).

В России определенная система взглядов на решение проблем пожилых граждан существовала и в прежние годы. Суть ее состояла в том, что государство принимало на себя функцию содержания и ухода за пожилыми людьми, нуждающимися в постоянной социальной поддержке по причине неспособности к самообеспечению и самообслуживанию, главным образом в условиях стационарных социальных учреждений. Социальные гарантии пожилым людям предусматривали также пенсионное обеспечение и предоставление им льгот и компенсаций.

Наступление старости - главный объективный социальный риск, значительно усложняющий не только социально-экономическое положение человека. Состоянием сферы экономики определяются возможности снижения негативных влияний со стороны прочих факторов (экологических, социальных, культурно-образовательных и др.).

Сегодня, в период реформирования нашей экономики, лица пенсионного возраста принадлежат к категории едва ли не самых бедных.

Нарастание остроты и сложности разнообразных характерных проблем пожилых россиян сопряжено с необходимостью рассмотреть их с социальной, экономической и этической точек зрения. В современных условиях, анализируя уровень, качество и уклад жизни пожилых людей, целесообразно применить более универсальный подход, учитывающий влияние на их положение целого комплекса факторов.

Хотя достаточный уровень доходов является важным условием обеспечения достойного существования человека в старости, малообеспеченность не является сегодня единственной проблемой пожилого возраста.

В частности, здоровье пожилых людей - важнейший показатель их социального благополучия. Число практически здоровых людей в послепенсионном возрасте, как правило, не превышает двух процентов. В первую очередь речь идет о постепенном снижении адаптационных, защитных, функциональных и компенсаторных возможностей организма, что лишь частично может быть возмещено социальными и медико-техническими способами, а также о прогрессивном увеличении с возрастом патологической пораженности различных органов и систем. У гериатрических больных преобладают тяжелые, длительно текущие хронические заболевания. Более 70 процентов пожилых людей имеют 4-5 заболеваний.

С возрастом постепенно углубляется потеря способности к трудовой деятельности, а затем и к самообслуживанию. Так, не менее 8 процентов людей старше 60 лет самостоятельно не выходят из своей квартиры.

Оценивают свое здоровье как «плохое» 58 процентов пенсионеров, как «очень плохое» - 10 процентов. Более двух-трех раз в месяц вызывают скорую помощь 11 процентов пожилых людей, а 74 процента из них постоянно принимают лекарства. Выборочные обследования показывают, что основная часть пенсионеров выражает наибольшую озабоченность состоянием своего здоровья по сравнению со своими экономическими и социально-психологическими проблемами.

Последовательное применение комплексного подхода к рассмотрению проблем граждан старшего поколения, особенно престарелых, подтверждает мнение о том, что они нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище, полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе и терминальной помощи, а также достойном погребении после ухода из жизни. На первый план выдвигается необходимость создания предпосылок и условий для адаптации к ограничениям жизнедеятельности в пожилом возрасте.

Сопоставление объективных данных о положении пожилых граждан с результатами социологических опросов убедительно показывает, что проблемы пожилых людей, на разрешение которых должна быть направлена социальная деятельность, в настоящее время следовало бы ранжировать, ориентируясь на их собственные запросы. Соответственно этому в первоочередном порядке должны предусматриваться согласованные меры по улучшению охраны здоровья, минимизации последствий малообеспеченности и одиночества граждан этой категории.

Современный подход состоит в том, чтобы, исходя из многообразия функций и потребностей человека на современном этапе общественного развития, способствовать подкреплению права человека на развитие в позднем периоде жизни, что и в пожилом, старческом и престарелом возрасте составляет большую ценность.

Организацию медицинского, социального, социокультурного обслуживания пожилых людей сегодня следует рассматривать как конструктивный вклад в социальное развитие. В перспективе организация обслуживания пожилых, в том числе территориальными социальными службами, должна быть нацелена на обеспечение им безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации гарантий в сочетании с предоставлением широко спектра услуг в области профилактики и развития.

Во второй половине 80-х годов началось интенсивное формирование разветвленной сети учреждений, предоставляющих нуждающемуся пожилому населению социальные услуги на дому. В настоящее время в целом по Российской Федерации реальные возможности нестационарных и полустационарных социальных учреждений позволяют принять на обслуживание около 1 млн. человек.

Между тем потребность пожилых россиян в социальном обслуживании в домашних условиях существенно выше. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей. Социальное обслуживание, особенно в сельской местности, еще не стало в полной мере комплексным.

Сохраняется достаточно высокая потребность и в социальном обслуживании в стационарных условиях. Свидетельством неблагоприятного положения пожилых людей в известной степени является сохранение очереди на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания. Только преодолев острую потребность в местах в стационарных учреждениях, можно будет приступить к следующему этапу - оптимизации сети этих учреждений, имея в виду замену преобладающих в настоящее время многоместных домов-интернатов стационарами других типов. [33, c.68]

Стремление к гуманизации подхода к социальному обслуживанию лиц старших возрастов требует решения первоочередной задачи - обеспечить всех нуждающихся социальной помощью и услугами, на дому, переориентировать деятельность территориальных социальных служб в расчете на будущие потребности населения. Предстоит сконцентрировать усилия на развитии внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, что позволит последовательно реализовать принцип индивидуального подхода к клиенту, обогатить состав предоставляемых социальных услуг.

В указанном контексте важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста, В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.

Осовременивание материально-технической базы нестационарных, полустационарных и стационарных учреждений является условием успешной работы по внедрению новых социальных технологий, расширению перечня и повышению качества предоставляемых услуг. Главным сдерживающим фактором развития сети учреждений социального обслуживания ветеранов и пенсионеров остается проблема финансирования, что характерно не только для стран с переходной экономикой.

Реальным выражением рыночных отношений становится постепенное внедрение платности социальных услуг, позволяя реализовать принцип индивидуального подхода, существенно расширить спектр предоставляемых услуг по сравнению с гарантированным государством перечнем услуг, предоставляемых бесплатно.

Очевидно, что пожилые люди - наиболее многочисленная категория потребителей этих услуг. Однако конкретная жизненная ситуация значительной части пожилых, нуждающихся в социальном обслуживании, не позволяет приобретать услуги за плату, поскольку основным источником дохода для пенсионеров была и остается пенсия, размер которой находится на грани прожиточного минимума.

Глобализация старения населения диктует не только необходимость перераспределения ресурсов и трансформации экономики с учетом потребностей пожилого населения, но также, и крайне важно преодоление предрассудков, стереотипов и других превратных представлений о старости, внедрение в массовое общественное сознание гуманитарных принципов, обеспечивающих благоприятный социальный климат для лиц старших возрастных групп, а также утверждение норм, гарантирующих оптимальные условия жизнедеятельности данного социально-демографического слоя населения в целом и каждого пожилого человека в отдельности.

Трудовые и экономические затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми и долгожителями, бременем ложатся на современную семью, порождая новые проблемы, которые не всегда находят разрешение силами самой семьи. Вовлеченность женщин в трудовую деятельность, заметное снижение рождаемости приводят к сокращению численности членов семей, способных обеспечить семейный уход за немощными пожилыми, и негативно сказываются на нагрузке традиционных опекунов. К сожалению, подобная ситуация нередко приводит к проявлениям насилия в отношении пожилых людей. В свою очередь, они чувствуют отчуждение (внутреннее отдаление) от семьи и общества.

Реализация социальных гарантий для семей, имеющих в своем составе пожилых, требует разработки системы специальных мер по сочетанию усилий традиционных опекунов с деятельностью соответствующих социальных служб. Налаженный социальный патронаж этих семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволит предвидеть момент наступления кризиса и осуществлять направленную социальную помощь по преодолению критических или сложных ситуаций жизненного цикла. [18, c.118] На первый план логично выдвигается задача содействия пожилым людям в снижении степени социально-экономической зависимости от государства, общества и семьи. При нынешней и прогнозируемой демографической «нагрузке» работающие пенсионеры в определенной мере способствуют восстановлению ресурсов, которые затрачиваются на нужды граждан старшего поколения. По этой причине актуально формирование общественной атмосферы в пользу предоставления пожилым людям возможности трудиться.

Необходимо более эффективно оказывать поддержку инициативам пожилых людей, нацеленным на укрепление солидарности при решении экономических и других жизненно важных проблем, предоставляя консультативную и прочие виды квалифицированной помощи для облегчения поиска реальных возможностей самореализации и самообеспечения.

Улучшение социальной помощи пожилым людям и развитие самопомощи в пожилом возрасте не являются взаимоисключающими. Старение населения вызывает необходимость перераспределения ресурсов, затрачиваемых на жизнеобеспечение людей на протяжении жизненного цикла, а также требует по-новому строить жизненный цикл отдельных людей. Каждый гражданин в условиях рыночной экономики обязан обратить особое внимание на долгосрочное планирование своей жизнедеятельности путем лучшей организации сбережений, жилья, профессиональной подготовки и переподготовки, психологической готовности к старости, укрепления взаимодействия с государственными структурами.

Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход предоставляется наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком межведомственном диапазоне.


Глава 2. Анализ деятельности социальных учреждений и перспективы развития социального обслуживания пожилых граждан в Читинской области

Стационарное обслуживание

 

Стационарная помощь, оказываемая гражданам пожилого возраста в системе социальной защиты, осуществляется в различных учреждениях. В их число входят дома-интернаты общего типа, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, дома милосердия, социальные учреждения для лиц без определенного места жительства, геронтопсихиатрические центры, дома-интернаты малой вместимости, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Все учреждения социального обслуживания населения являются учреждениями открытого типа. Помещение в эти учреждения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется с их добровольного согласия. [15, c.93]

В системе органов социальной защиты населения на 01.06.2006 г. действует 1054 стационарных учреждения социального обслуживания на 242,8 тыс. мест, в том числе:

1545 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 98,6 тыс. мест,

2450 психоневрологических интернатов на 132,1 тыс. мест,

364 дома (отделения) милосердия на 1,5 тыс. мест,

- 12 геронтологических центров (отделений) на 2,0 тыс. мест,

- 35 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 6568 мест,

- 89 социальных учреждений для лиц без определенного места жительства.

Основными тенденциями в развитии сети стационарных учреждений социального обслуживания являются их социально-медицинская специализация и повышение комфортности проживания престарелых и инвалидов. Во многих регионах прослеживается четкая тенденция разукрупнения многоместных домов-интернатов и за счет этого улучшение условий проживания в них пожилых инвалидов. [таблица №1]

Из показателей, указанных в таблице, видно, что во многих регионах мощности стационарных учреждений меньше чем инвалидов и пожилых граждан проживающих в них даже вполне благополучных по экономическому развитию. В Читинской области налицо все проблемы которые имеют место быть в других регионах:

1. Фактическое число проживающих больше чем мощности учреждений.

2. Наличие очереди на помещение в дома-интернаты.

Дома-интернаты, как сложившаяся традиционная форма в системе социального обслуживания, являются медико-социальными учреждениями, предназначенными для проживания пожилых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В эти учреждения принимаются граждане старшего возраста (женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет). Прием производится в соответствии с нормативным документом, который позволяет избежать необоснованного направления граждан пожилого возраста, страдающих психическими заболеваниями, либо имеющих соматические болезни, которые подлежат лечению в стационарах здравоохранения.

Наряду с постоянным проживанием граждане пожилого возраста могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 мес. [24, c.154]

Состояние здоровья граждан пожилого возраста характеризуется особой тяжестью и множественным характером хронической патологии. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что 35 % из них находятся на постоянном постельном режиме.

В домах-интернатах организовано медицинское обслуживание. Оно осуществляется по четырем основным направлениям: профилактические осмотры, консультативная помощь, диспансерное наблюдение, организация лечебного процесса. Большое место отводится медицинскому уходу, оздоровительным мероприятиям, двигательному режиму.

Медицинская помощь проживающим оказывается врачами и другим медицинским персоналом, состоящим в штате дома-интерната. Специализированную помощь и при необходимости - стационарную осуществляют специалисты лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения. Следует подчеркнуть, что проживающие в домах интернатах входят в число жителей данного региона и также находятся в сфере влияния территориальных учреждений здравоохранения. На них распространяются все условия обязательного медицинского страхования. Пенсионеры и инвалиды пользуются всеми теми учреждениями медицинского профиля, что и население страны. [21, c.357-359]

В последние годы в системе социального обслуживания начали функционировать другие учреждения -социально-оздоровительные центры, которые созданы в целях проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий, продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса. Для поступления в социально-оздоровительный центр пожилые люди должны иметь заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, требуемых санаторно-реабилитационных мероприятиях и отсутствии медицинских противопоказаний для помещения в это учреждение. Социально-оздоровительный центр осуществляет мероприятия по адаптации граждан к условиям проживания, оздоровительные и профилактические мероприятия, организацию рационального питания, мероприятия по коррекции психологического статуса граждан, восстановление способностей к посильному труду, организацию досуга, проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации. В социально-оздоровительном центре проводится работа по внедрению новых форм и методов оздоровления.

Социально-оздоровительные центры как учреждения нового типа, созданные в условиях рыночных отношений, являются перспективными в связи с их реабилитационной направленностью. Платные услуги, предоставляемые в этих учреждениях, рассчитаны преимущественно на граждан, имеющих соответствующие доходы. Они не должны быть сдерживающим фактором в развитии этих учреждений. В процессе функционирования социально-оздоровительных центров будут выявлены проблемы, которые станут предметом изучения и внесения корректировок в их деятельность.

Постарение сельского населения ставит вопрос о необходимости оказания им социально-медицинской помощи в стационарных учреждениях. Функционирующие ранее межколхозные дома-интернаты вынуждены изменить свой юридический статус. На их базе формируется сеть учреждений малой вместимости на 10-15 мест. Для этих целей приспосабливаются также и сельские участковые больницы.

В связи с продолжающимся постарением населения, увеличением количества пожилых людей на селе, нуждающихся в социальной поддержке, роль стационарных учреждений сельского типа будет возрастать. По существу, частично роль таких учреждений уже выполняют дома-интернаты малой вместимости.

Преимущество их в том, что они не требуют больших финансовых затрат, но самое главное - они доступны пожилым гражданам и привлекательны тем, что не требуют «разрыва» с привычной житейской средой. Пожилые люди сохраняют отношения с родственниками, соседями, бывшими сослуживцами, что в психологическом отношении весьма значимо для них.

В домах-интернатах общего типа обслуживается более 60 % лиц старших возрастов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Для совершенствования социальной поддержки наиболее слабых граждан были созданы дома милосердия. Почти во всех стационарных учреждениях Российской Федерации открыты отделения милосердия. Преобладающей деятельностью их является осуществление медицинского ухода, поддержание жизнедеятельности очень старых и больных людей.

В отличие от отделений, функционирующих в рамках положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов, в отделениях милосердия снижена нагрузка на средний и младший медицинский персонал, что благоприятно отразилось на качестве обслуживания. Анализ практики введения отделений милосердия в процесс работы домов-интернатов показал целесообразность этого мероприятия. Оно позволило улучшить обслуживание пожилых граждан, несколько облегчить работу персонала.

Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста представляют собой постоянно развивающуюся систему. Своеобразие ее состоит в том, что социально-медицинская помощь, оказываемая пожилым гражданам, дифференцирована. Методы ее оказания зависят от соматического и психофизиологического состояния пожилых граждан, проводятся с учетом способностей их к самообслуживанию и передвижению. В связи с этим в одних учреждениях преобладает социально-психологическая помощь, в других - оздоровительно-активизирующие мероприятия, в третьих - медицинский уход и социально-бытовое обслуживание. Вместе с тем, профилирование и специализация геронтологических стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должны получить большую отчетливость с учетом потребностей граждан пожилого возраста в видах услуг и типах учреждений. Требует проработки вопрос о более широком развитии стационарных учреждений на условиях оплаты.

Все стационарные учреждения нуждаются в оснащении техническими средствами реабилитации и в оборудовании вспомогательными устройствами, позволяющими осуществлять активное передвижение. Эта учреждения нуждаются в создании доступной для пожилых людей среды жизнедеятельности, в которой необходимо предусмотреть пандусы, противоскользящие покрытия, поручни, перила в жилых и вспомогательных помещениях и другие приспособления.

Требуют анализа и регламентации вопросы преемственности между различными типами стационарных геронтологических учреждений социального обслуживания.

Помимо внутриведомственной преемственности встают вопросы взаимодействия геронтологических учреждений в системе социальной защиты и здравоохранения. Ощущается необходимость разработки нормативных документов в этой области.

Все стационарные учреждения являются некоммерческими организациями, предназначены для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов I и II гр., инвалидов детства, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, обучении, воспитании, реабилитации и социально-трудовой адаптации.

В Читинской области открыто на 1.06.2006 г. 24 стационарных учреждения для престарелых и инвалидов. Прием граждан в дома-интернаты осуществляется на основании личного заявления, медицинского заключения и акта обследования его жилищных условий. С каждым поступающим в дом-интернат заключается договор на социальное обслуживание согласно постановления Правительства Российской Федерации № 244 от 17-04-2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». На основании вышеуказанного постановления с проживающего в доме интернате взимается плата, процент отчисления которой зависит от прожиточного минимума сложившегося в регионе, но не может превышать 75% установленной ему пенсии. Поступившие средства направляются на дополнительное питание проживающих и обеспечение мягким инвентарем. [22, c.410-412]

Все стационарные социальные учреждения подразделяются:

3. Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

4. Психоневрологический дом-интернат.

5. Дом ветеранов.

6. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

7. Социальный приют.

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов:

Областные:

Атамановский №1

Атамановский №2

Борзинский

Балейский

Хапчерангинский

Ясногорский

Сохондинский (специальный)

Петровск-Забайкальский для умственно отсталых детей

Муниципальные:

Большереченский Красночикойского района

Акатуйский А-Заводского района

Фирсовский Сретенского района

Солонеченский Газ-Заводского района

В-Дарасунский Тунгокоченского района

Психоневрологические дома-интернаты:

Читинский

Хадабулакский

Первомайский

Дом ветеранов г. Чита

Социальный приют для лиц без определенного места жительства

Реабилитационные центры

«Надежда» для детей занимающихся бродяжничеством

«Шиванда» для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Спасатель» для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Рост количества стационарных учреждений и мест в них происходит ежегодно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.068 с.)